Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы театра кукол

«ТЕАТР КУКОЛ. СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА»
[ · Скачать удаленно (232 КБ) ] 09.02.2013, 00:59

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«ТЕАТР КУКОЛ. СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА»
Автор – Плотникова Е.А. Педагоги, реализующие программу – Плотникова Е.А., Майорова Е.Д.
Уровень программы – 3
Цель программы – обучение секретам актерского мастерства и оформительского иск-ва в процессе постановочной работы над кукольным спектаклем и формирование осоз. выбора будущей профессии.
Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся – 12-18 лет.
Количество часов по годам обучения – 216 часов
Недельная нагрузка и режим занятий – 6 часов (2 раза в неделю по 3 часа).


Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с комплексной открытой программой развития художественно-эстетической направленности МГДД(Ю)Т «Наша земля – наше наследие» и имеет художественно-эстетическую направленность.

В студии театра кукол Центра художественного образования существует программа «Театр кукол. Первые шаги» Е.Т. Куниной и М.О. Юрченко для детей 6-9 лет, начинающих знакомство с театром кукол в игровой форме. Следующая ступень обучения, для детей от 9 лет - рассчитанная на 3 года обучения программа «Детский любительский театр кукол» Е.А.Плотниковой, охватывающая все периоды работы в коллективе театра кукол, итогом которой является выпуск спектакля.

Возникла необходимость в создании программы, дающей возможность обучающимся совершенствовать полученные ранее знания и навыки, перейдя на новую ступень обучения.

Программа «Театр кукол. Секреты мастерства» является предпрофильной. Еще великий реформатор цены К.С. Станиславский в своих работах уделял много внимания необходимости помочь молодым людям не совершать ошибок в выборе профессии. Занятия в студии театра кукол развивают творческие способности, фантазию, творческую активность обучающихся. Все эти качества помогут в будущем успешной реализации во многих профессиях. Но те, кто хочет в дальнейшем получить профессию, связанную с работой в театре, должны обоснованно сделать свой выбор и максимально точно представлять себе специфику этой работы, всю ее сложность, должны понять, есть ли у них призвание к этой профессии и психологическая совместимость с ней.

Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она дает возможность наиболее полно познакомиться с теорией и практикой работы в профессиональном театре кукол, так как в основе образовательного процесса лежит создание учебных и репертуарных спектаклей студии, изучение всех компонентов спектакля, практическое знакомство театральными профессиями.

Так же, как и на предыдущих ступенях обучения, содержание программы предусматривает совместное изучение двух основных компонентов искусства театра кукол – актерского мастерства и оформительского искусства.

Особенность программы заключается в том, что она предназначена для обучающихся, уже освоивших содержание предыдущих программ и дает возможность на новом, более высоком уровне развить их умения и навыки. Для обучения по данной программе возможен добор отобранных на конкурсной основе способных и интересующихся кукольным театром детей.

Цель программы – обучение секретам актерского мастерства и оформительского искусства в процессе постановочной работы над кукольным спектаклем и формирование осознанного выбора будущей профессии.

Задачи

Обучающие:

- дать знания об основных этапах процесса постановочной работы – от анализа пьесы и роли до выпуска спектакля;

- обучить секретам актерского мастерства в процессе проведения учебной этюдной и постановочной работ;

- обучить основным приемам техники работы актера с куклами различных конструкций;

- дать знания о процессе работы художника в театре кукол;

- обучить основам техники и технологии процесса изготовления театральных кукол, бутафории и декораций.

Развивающие:

- развить аналитические способности;

- развить творческую фантазию и ассоциативное мышление;

- развить художественный вкус;

- развить навыки работы в коллективе.

Воспитательные:

- воспитать ответственное отношение к коллективной творческой работе;

- воспитать культуру общения;

- воспитать позицию активного участия в процессе творческой работы.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Возраст обучающихся: от 12 до 18 лет.

Количество детей в группе - 8 человек.

Формы и режим занятий.

Общее количество учебных часов в год – 216.

Занятия проводятся 1 раз в неделю 3 часа по каждому из предметов, входящих в образовательную программу: актерское мастерство и оформительское искусство.

Основные формы занятий, используемые в процессе обучения:

- комбинированные;

- индивидуальные и групповые выполнения этюдов и упражнений;

- репетиционная работа по созданию концертных номеров на этюдной основе;

- репетиционная работа в процессе постановки спектакля;

- творческие показы с последующими обсуждениями;

- художественно-оформительская работа в мастерских по освоению

технологии изготовления кукол, бутафории и декораций;

- работа по изготовлению оформления концертных номеров и спектаклей;

-посещение театров;

- экскурсии.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

В результате обучения дети будут

знать:

- основные этапы процесса постановочной работы над спектаклем;

- основные принципы работы актера над ролью;

- основные приемы техники работы актера с куклами различных конструкций;

- основные направления работы художника в театре кукол;

-технологические приемы изготовления кукол различных конструкций, бутафории и декораций.

уметь:

- анализировать драматургическое произведение;

- анализировать роль в спектакле;

- общаться и взаимодействовать с партнерами в репертуарных спектаклях;

- фиксировать пластический рисунок роли, работая с куклами различных систем и конструкций;

-изготавливать кукол, бутафорию и декорации, используя изученные технологические приемы.

///


Методическое обеспечение программы.

Дидактические материалы

При реализации программы используются:

– альбомы с иллюстрациями1;

– подборка репертуара для постановочной работы: сборники пьес, сценарии, написанные и разработанные специально для постановки в студии;

– фонограммы музыкального оформления спектаклей студии;

– звуковые и световые партитуры спектаклей из репертуара студии;

наглядные пособия для теоретического и практического изучения конструкций театральных кукол, изготовленные педагогами студии: образцы механики кукол, элементы конструкций, куклы различных систем;

видеоматериалы: видеозаписи спектаклей студии, записи спектаклей профессиональных и любительских театров кукол, фильмы об искусстве театра кукол2;

фотоматериалы: фотографии фрагментов спектаклей студии, экспедиций, фестивалей и т.д.

При реализации программы используются основные приемы и методы:

- рассказ, объяснение, диалог, беседа с целью изучения новой темы;

- показ, установка;

- игровые приемы;

- творческие проекты по разработке сюжетов и сценариев, этюдная работа, создание и «оживление» кукольных персонажей, художественное оформление, замысел и постановка концертных номеров и спектаклей.

Каждый участник коллектива за время занятий осваивает два вида деятельности и работает и как «актёр», и как «художник». В течение учебного года обучающиеся показывают репертуарные спектакли. После показов проводятся подробные обсуждения с анализом проделанной работы, что дает возможность наблюдать динамику обучения.

Результативность обучения оценивается с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Бывает, что некоторые из них проявляют больше склонностей и творческих способностей к одному из видов деятельности – к актерскому мастерству или к оформительскому искусству.

Для успешного прохождения программы необходимо создать условия, максимально приближенные к возможностям профессионального театра.

Сотрудничество с профессиональным художником-сценографом, композитором, звукорежиссером, художником по свету помогут выпускать спектакли высокого художественного уровня и повысить качество процесса обучения.

В случае необходимости учебные группы студии могут объединяться для совместной работы разных направлений (монтировочные репетиции, прогоны, выступления, обсуждения, экскурсии, посещения театров, музеев и т.д.), исходя из задач программы и особенностей занятий искусством театра кукол.

При постановке спектаклей или концертных номеров может возникнуть необходимость в индивидуальных репетициях, а также в привлечении к работе детей из других групп.

Кроме того, при разработке сложных постановок хорошим подспорьем в работе над ними может стать привлечение к исполнению отдельных «взрослых» ролей в спектакле профессиональных актеров, педагогов или выпускников студии. Такие проекты дадут обучающимся ни с чем не сравнимую возможность наблюдать ответственное отношение к делу и профессионализм приглашенных к сотрудничеству актеров, а также сделают спектакль более убедительным, повысят его художественную значимость.

Все музыкальные номера и эпизоды подготавливаются при участии концертмейстера.

Техническое оснащение программы

1.​ Оборудованная театральная сцена.

2.​ Оборудованное репетиционное помещение.

3.​ Мастерская со специальным оснащением.

4.​ Помещение для хранения материальной части спектакля.

5.​ Материалы для учебной работы.

6.​ Материально-техническое обеспечение спектаклей студии.

Кадровое обеспечение

Для учебного процесса необходимы:

режиссёр, который задумывает спектакль и работает с актерами;

художник, который, отталкиваясь от идей режиссёра, вместе с участниками коллектива придумывает и изготавливает оформление и кукол;

концертмейстер, который работает над музыкальным оформлением спектаклей и различных программ (этюдная работа, музыкальное сопровождение, подбор музыкального оформления, работа с исполнителями над музыкальными номерами в спектаклях и концертных номерах и т.д.).

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

для педагогов

1.​ Academia Образцова. – М.: Дизайн Хаус, 2007.

2.​ В профессиональной школе кукольника. – СПб.: ГАТИ, 2009.

3.​ Голдовский Б.П. История драматургии театра кукол. - М.: Дизайн Хаус, 2007.

4.​ Голдовский Б. П. Куклы. Энциклопедия. – М.: Время, 2004.

5.​ Деммени Е. С. Призвание – кукольник. – Л.: Искусство, 1986.

6.​ Королев М. М. Искусство театра кукол. – Л.: Искусство, 1973.

7.​ Москалёв И. М. Ленора Шпет. Уроки театра и жизни. – М., 2005.

8.​ Музей театральных кукол ГАЦТК им. С. В. Образцова. – М.: Бук Хаус, 2005.

9.​ Немирович-Данченко В.И. Из прошлого. – М.: Мой 20 век, 2003.

10.​ Образцов С. В. Актер с куклой. – М.-Л.: Искусство, 1938.

11.​ Образцов С. В. Моя профессия. – М.: Искусство, 1981.

12.​ Образцов С. В. Эстафета искусств. – М.: Искусство, 1983.

13.​ Симанович-Ефимова Н. Я. Записки петрушечника и статьи о театре кукол. – Л.: Искусство, 1980.

14.​ Смирнова Н. И. Искусство играющих кукол. – М.: Искусство, 1983.

15.​ Советов В.М. Театральные куклы: технология изготовления. – СПб., 2007.

16.​ Соломоник И. Н. Куклы выходят на сцену. Книга для учителя. – М., 1993.

17.​ Сперанский Е. В. Актер театра кукол. – М.: ВТО, 1965.

18.​ Сперанский Е. В. Повесть о странном жанре. – М.: ВТО, 1971.

19.​ Сперанский Е. В. В поисках «золотой нити». – М., 1994.

20.​ Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. – М.: Вагриус, 2003.

21.​ Станиславский К. С. Работа актёра над собой. Чехов М. А. О технике актёра. – М.: Артист. Режиссёр. Театр, 2003.

22.​ Станиславский К.С. Работа актера над собой: Работа над собой в творческом процессе воплощения. Дневник ученика. – М.: ЛКИ, 2010.

23.​ Федотов А. Я. Секреты театра кукол. – М.: Искусство, 1963.

24.​ Что же такое театр кукол? Сб. статей. – М.: СТД РСФСР, 1990.

25.​ Что и как в театре кукол. Сб. статей. – М.: Искусство, 1969.

для обучающихся

1.​ Голдовский Б. П. Детская энциклопедия. Кукольный театр // Аргументы и факты. – 1999. – № 4. – С. 60.

2.​ Духанина Л. Н. Куклы и театр. – М.: Фонд им. С. В. Образцова, 2002.

3.​ Образцов. С. В. Моя кунсткамера. – М.: Детская литература, 1990.

4.​ Образцов. С. В. По ступенькам памяти. – М.: Время, 2001.

5.​ Смирнова Н. И. И… оживают куклы. – М.: Детская литература, 1982.

6.​ Журнал «Театр чудес».

для родителей

1.​ Медведева И. Я, Шишова Т. Л. Книга для трудных родителей. Пьесы для театров кукол и семейного чтения. – М.: Звонница МГ и Роман-Газета, 1994.

2.​ Медведева И. Я, Шишова Т. Л. Улыбка судьбы. Сборник пьес. Роли и характеры. – М.: Линка-Пресс, 2002.

1 Academia Образцова. – М.: Дизайн Хаус, 2007. Музей театральных кукол ГАЦТК им. С. В. Образцова. – М.: Бук Хаус, 2005. Духанина Л. Н. Куклы и театр. – М.: Фонд им. С. В. Образцова, 2002.
2 DVD-диски: Голдовский Б., Образцова Е. Образцов. Лучшее. – М., 2007; Голдовский Б. Золотая нить. – М., 2008; Мир кукольного театра. Вып. 1-3. – М., 1988.
Категория: Программы театра кукол | Добавил: defaultNick | Теги: СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА, театр кукол
Просмотров: 1992 | Загрузок: 371 | Рейтинг: 5.0/1