Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы театра кукол |
[ · Скачать удаленно (232 КБ) ] | 09.02.2013, 00:59 |
ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»» «ТЕАТР КУКОЛ. СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА» Автор – Плотникова Е.А. Педагоги, реализующие программу – Плотникова Е.А., Майорова Е.Д. Уровень программы – 3 Цель программы – обучение секретам актерского мастерства и оформительского иск-ва в процессе постановочной работы над кукольным спектаклем и формирование осоз. выбора будущей профессии. Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся – 12-18 лет. Количество часов по годам обучения – 216 часов Недельная нагрузка и режим занятий – 6 часов (2 раза в неделю по 3 часа). Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с комплексной открытой программой развития художественно-эс В студии театра кукол Центра художественного образования существует программа «Театр кукол. Первые шаги» Е.Т. Куниной и М.О. Юрченко для детей 6-9 лет, начинающих знакомство с театром кукол в игровой форме. Следующая ступень обучения, для детей от 9 лет - рассчитанная на 3 года обучения программа «Детский любительский театр кукол» Е.А.Плотниковой, охватывающая все периоды работы в коллективе театра кукол, итогом которой является выпуск спектакля. Возникла необходимость в создании программы, дающей возможность обучающимся совершенствовать полученные ранее знания и навыки, перейдя на новую ступень обучения. Программа «Театр кукол. Секреты мастерства» является предпрофильной. Еще великий реформатор цены К.С. Станиславский в своих работах уделял много внимания необходимости помочь молодым людям не совершать ошибок в выборе профессии. Занятия в студии театра кукол развивают творческие способности, фантазию, творческую активность обучающихся. Все эти качества помогут в будущем успешной реализации во многих профессиях. Но те, кто хочет в дальнейшем получить профессию, связанную с работой в театре, должны обоснованно сделать свой выбор и максимально точно представлять себе специфику этой работы, всю ее сложность, должны понять, есть ли у них призвание к этой профессии и психологическая совместимость с ней. Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она дает возможность наиболее полно познакомиться с теорией и практикой работы в профессиональном театре кукол, так как в основе образовательного процесса лежит создание учебных и репертуарных спектаклей студии, изучение всех компонентов спектакля, практическое знакомство театральными профессиями. Так же, как и на предыдущих ступенях обучения, содержание программы предусматривает совместное изучение двух основных компонентов искусства театра кукол – актерского мастерства и оформительского искусства. Особенность программы заключается в том, что она предназначена для обучающихся, уже освоивших содержание предыдущих программ и дает возможность на новом, более высоком уровне развить их умения и навыки. Для обучения по данной программе возможен добор отобранных на конкурсной основе способных и интересующихся кукольным театром детей. Цель программы – обучение секретам актерского мастерства и оформительского искусства в процессе постановочной работы над кукольным спектаклем и формирование осознанного выбора будущей профессии. Задачи Обучающие: - дать знания об основных этапах процесса постановочной работы – от анализа пьесы и роли до выпуска спектакля; - обучить секретам актерского мастерства в процессе проведения учебной этюдной и постановочной работ; - обучить основным приемам техники работы актера с куклами различных конструкций; - дать знания о процессе работы художника в театре кукол; - обучить основам техники и технологии процесса изготовления театральных кукол, бутафории и декораций. Развивающие: - развить аналитические способности; - развить творческую фантазию и ассоциативное мышление; - развить художественный вкус; - развить навыки работы в коллективе. Воспитательные: - воспитать ответственное отношение к коллективной творческой работе; - воспитать культуру общения; - воспитать позицию активного участия в процессе творческой работы. Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст обучающихся: от 12 до 18 лет. Количество детей в группе - 8 человек. Формы и режим занятий. Общее количество учебных часов в год – 216. Занятия проводятся 1 раз в неделю 3 часа по каждому из предметов, входящих в образовательную программу: актерское мастерство и оформительское искусство. Основные формы занятий, используемые в процессе обучения: - комбинированные; - индивидуальные и групповые выполнения этюдов и упражнений; - репетиционная работа по созданию концертных номеров на этюдной основе; - репетиционная работа в процессе постановки спектакля; - творческие показы с последующими обсуждениями; - художественно-оф технологии изготовления кукол, бутафории и декораций; - работа по изготовлению оформления концертных номеров и спектаклей; -посещение театров; - экскурсии. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности В результате обучения дети будут знать: - основные этапы процесса постановочной работы над спектаклем; - основные принципы работы актера над ролью; - основные приемы техники работы актера с куклами различных конструкций; - основные направления работы художника в театре кукол; -технологические приемы изготовления кукол различных конструкций, бутафории и декораций. уметь: - анализировать драматургическое произведение; - анализировать роль в спектакле; - общаться и взаимодействоват - фиксировать пластический рисунок роли, работая с куклами различных систем и конструкций; -изготавливать кукол, бутафорию и декорации, используя изученные технологические приемы. /// Методическое обеспечение программы. Дидактические материалы При реализации программы используются: – альбомы с иллюстрациями1; – подборка репертуара для постановочной работы: сборники пьес, сценарии, написанные и разработанные специально для постановки в студии; – фонограммы музыкального оформления спектаклей студии; – звуковые и световые партитуры спектаклей из репертуара студии; – наглядные пособия для теоретического и практического изучения конструкций театральных кукол, изготовленные педагогами студии: образцы механики кукол, элементы конструкций, куклы различных систем; –видеоматериалы: видеозаписи спектаклей студии, записи спектаклей профессиональных и любительских театров кукол, фильмы об искусстве театра кукол2; – фотоматериалы: фотографии фрагментов спектаклей студии, экспедиций, фестивалей и т.д. При реализации программы используются основные приемы и методы: - рассказ, объяснение, диалог, беседа с целью изучения новой темы; - показ, установка; - игровые приемы; - творческие проекты по разработке сюжетов и сценариев, этюдная работа, создание и «оживление» кукольных персонажей, художественное оформление, замысел и постановка концертных номеров и спектаклей. Каждый участник коллектива за время занятий осваивает два вида деятельности и работает и как «актёр», и как «художник». В течение учебного года обучающиеся показывают репертуарные спектакли. После показов проводятся подробные обсуждения с анализом проделанной работы, что дает возможность наблюдать динамику обучения. Результативность обучения оценивается с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Бывает, что некоторые из них проявляют больше склонностей и творческих способностей к одному из видов деятельности – к актерскому мастерству или к оформительскому искусству. Для успешного прохождения программы необходимо создать условия, максимально приближенные к возможностям профессиональног Сотрудничество с профессиональным художником-сцено В случае необходимости учебные группы студии могут объединяться для совместной работы разных направлений (монтировочные репетиции, прогоны, выступления, обсуждения, экскурсии, посещения театров, музеев и т.д.), исходя из задач программы и особенностей занятий искусством театра кукол. При постановке спектаклей или концертных номеров может возникнуть необходимость в индивидуальных репетициях, а также в привлечении к работе детей из других групп. Кроме того, при разработке сложных постановок хорошим подспорьем в работе над ними может стать привлечение к исполнению отдельных «взрослых» ролей в спектакле профессиональных актеров, педагогов или выпускников студии. Такие проекты дадут обучающимся ни с чем не сравнимую возможность наблюдать ответственное отношение к делу и профессионализм приглашенных к сотрудничеству актеров, а также сделают спектакль более убедительным, повысят его художественную значимость. Все музыкальные номера и эпизоды подготавливаются при участии концертмейстера. Техническое оснащение программы 1. Оборудованная театральная сцена. 2. Оборудованное репетиционное помещение. 3. Мастерская со специальным оснащением. 4. Помещение для хранения материальной части спектакля. 5. Материалы для учебной работы. 6. Материально-техн Кадровое обеспечение Для учебного процесса необходимы: – режиссёр, который задумывает спектакль и работает с актерами; – художник, который, отталкиваясь от идей режиссёра, вместе с участниками коллектива придумывает и изготавливает оформление и кукол; – концертмейстер, который работает над музыкальным оформлением спектаклей и различных программ (этюдная работа, музыкальное сопровождение, подбор музыкального оформления, работа с исполнителями над музыкальными номерами в спектаклях и концертных номерах и т.д.). СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ для педагогов 1. Academia Образцова. – М.: Дизайн Хаус, 2007. 2. В профессиональной школе кукольника. – СПб.: ГАТИ, 2009. 3. Голдовский Б.П. История драматургии театра кукол. - М.: Дизайн Хаус, 2007. 4. Голдовский Б. П. Куклы. Энциклопедия. – М.: Время, 2004. 5. Деммени Е. С. Призвание – кукольник. – Л.: Искусство, 1986. 6. Королев М. М. Искусство театра кукол. – Л.: Искусство, 1973. 7. Москалёв И. М. Ленора Шпет. Уроки театра и жизни. – М., 2005. 8. Музей театральных кукол ГАЦТК им. С. В. Образцова. – М.: Бук Хаус, 2005. 9. Немирович-Данчен 10. Образцов С. В. Актер с куклой. – М.-Л.: Искусство, 1938. 11. Образцов С. В. Моя профессия. – М.: Искусство, 1981. 12. Образцов С. В. Эстафета искусств. – М.: Искусство, 1983. 13. Симанович-Ефимов 14. Смирнова Н. И. Искусство играющих кукол. – М.: Искусство, 1983. 15. Советов В.М. Театральные куклы: технология изготовления. – СПб., 2007. 16. Соломоник И. Н. Куклы выходят на сцену. Книга для учителя. – М., 1993. 17. Сперанский Е. В. Актер театра кукол. – М.: ВТО, 1965. 18. Сперанский Е. В. Повесть о странном жанре. – М.: ВТО, 1971. 19. Сперанский Е. В. В поисках «золотой нити». – М., 1994. 20. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. – М.: Вагриус, 2003. 21. Станиславский К. С. Работа актёра над собой. Чехов М. А. О технике актёра. – М.: Артист. Режиссёр. Театр, 2003. 22. Станиславский К.С. Работа актера над собой: Работа над собой в творческом процессе воплощения. Дневник ученика. – М.: ЛКИ, 2010. 23. Федотов А. Я. Секреты театра кукол. – М.: Искусство, 1963. 24. Что же такое театр кукол? Сб. статей. – М.: СТД РСФСР, 1990. 25. Что и как в театре кукол. Сб. статей. – М.: Искусство, 1969. для обучающихся 1. Голдовский Б. П. Детская энциклопедия. Кукольный театр // Аргументы и факты. – 1999. – № 4. – С. 60. 2. Духанина Л. Н. Куклы и театр. – М.: Фонд им. С. В. Образцова, 2002. 3. Образцов. С. В. Моя кунсткамера. – М.: Детская литература, 1990. 4. Образцов. С. В. По ступенькам памяти. – М.: Время, 2001. 5. Смирнова Н. И. И… оживают куклы. – М.: Детская литература, 1982. 6. Журнал «Театр чудес». для родителей 1. Медведева И. Я, Шишова Т. Л. Книга для трудных родителей. Пьесы для театров кукол и семейного чтения. – М.: Звонница МГ и Роман-Газета, 1994. 2. Медведева И. Я, Шишова Т. Л. Улыбка судьбы. Сборник пьес. Роли и характеры. – М.: Линка-Пресс, 2002.
1 Academia Образцова. – М.: Дизайн Хаус, 2007. Музей театральных кукол ГАЦТК им. С. В. Образцова. – М.: Бук Хаус, 2005. Духанина Л. Н. Куклы и театр. – М.: Фонд им. С. В. Образцова, 2002.
2 DVD-диски: Голдовский Б., Образцова Е. Образцов. Лучшее. – М., 2007; Голдовский Б. Золотая нить. – М., 2008; Мир кукольного театра. Вып. 1-3. – М., 1988.
|
|
|
|
Просмотров: 1992 | Загрузок: 371 | Рейтинг: 5.0/1 |