Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы по изобразительному искусству

«ЖИВОПИСЬ И ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
[ · Скачать удаленно (271 КБ) ] 08.02.2013, 22:16

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«ЖИВОПИСЬ И ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
Автор – Черная В.И. Педагог, реализующий программу – Черная В.И.
Уровень программы – 2
Цель программы – обучение основам цветоведения, формирование эстетического вкуса.
Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся – 7-12 лет
Количество часов по годам обучения – 1 и 2 года - 144 часа; 3 год – 216 часов.
Недельная нагрузка и режим занятий – 1-2 г. - 4 ч. (2 раза в нед. по 2 часа); 3 год - 6 часов (2 раза в нед. по 3 часа).


«…детское мышление… особый тип

мышления, и притом могущий иметь какие

угодно степени совершенства,

включительно до гениальности»

о. П.А. Флоренский

Пояснительная записка

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность с элементами культурологической направленности.

Разработка и реализация программы – результат многолетней работы учебных групп изостудии МГДД(Ю)Т по программе «Живопись и цветоведение», автор Черная В.И. С учетом результата апробации программы, данная программа переработана и модифицирована.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Актуальность и педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в основу концепции программы заложено воспитание гармоничной духовно-нравственной личности путем обращения к лучшим достижениям мировой художественной культуры. Сохранить духовное начало, любовь к добру и красоте – основная цель программы. Изначально дети добры, талантливы, каждый по-своему и правдивы.

Эстетические категории «хорошо» и «плохо» предваряют категории «добра» и «зла», как отметил И.Бродский в Нобелевской лекции.

Сегодняшнее общество наконец-то возвращается к важным человеческим ценностям. Вспоминаются слова Л.Н.Гумилева «Каким-то шестым чувством люди угадывали: культура тягостна, но жить без нее нельзя. И поэтому самый глубокий упадок не снижал уровень культуры до нуля. А с течением времени начинался новый подъем».

Приобщение детей к сокровищам мировой культуры, воспитание значения искусства для развития человечества является сегодня актуальным.

В концепции программы обращается внимание на создание условий для развития творческой личности, формирование тех умений и навыков, без которых не может раскрыться одаренность. В рамках обучения ребенок должен пройти путь от непосредственного художественного творчества, ярко выраженного в сензитивный период, к осознанной, самостоятельной художественной деятельности и для особо одаренных детей – к профессии художника.

Отличительные особенности программы

В отличие от жесткой программы средней школы и художественной школы, студийная практика дополнительного образования предпочитает индивидуальный подход к каждому ребенку. Эта методика широко используется в данной программе.

Программа построена таким образом, чтобы на протяжении трех лет могли заниматься в учебной группе дети разного возраста. Замечено, что дети младшего, и среднего возраста, впервые начинающие заниматься живописью, одинаково беспомощны (исключая особо одаренных), поэтому возрастные и временные рамки достаточно условны.

Специфика программы состоит в том, что в нее включен, как основной, один из самых сложных разделов живописи – акварель.

Живопись акварелью – сложная техника, она требует от художника уверенной руки в нанесении цветового пятна, не терпит исправлений. Акварель отличают несомненные достоинства: свежесть, чистота и насыщенность цвета, прозрачность (особая прелесть и специфика акварели – просвечивание белой бумаги сквозь слой краски). Занятия акварелью развивают зоркость глаза, уверенность и смелость руки, чувство цветовой гармонии. Техника акварели занимает в изобразительном искусстве особое место, акварелью можно создавать как живописные, так и графические произведения. До второй половины XVIII века она имела прикладной характер и применялась для подкраски гравюр. Расцвет акварели как самостоятельной техники станковой живописи пришелся на XIX век. Художники оценили ее возможности в передаче состояния природы, воздушной среды, тончайших световых переходов, что так важно при работе с пейзажем. Это великие мастера прошлого Тернер, Гейнсборо, Констебль, Бонингтон, Коро и другие. В творчестве Сурикова, Репина, Врубеля, Делакруа, Поленова акварель использовалась как для самостоятельных работ, так и у истоков творческого замысла для этюдов.

В настоящее время во многом благодаря энтузиазму талантливого современного акварелиста Сергея Андрияки акварель уверенно занимает достойное место на выставках изобразительного искусства, в музеях и частных коллекциях.

Большое значение в программе уделено изучению систематики цвета, что повышает уровень культурологического образования обучающихся, развивает зрительное восприятие, совершенствует вкус и способствует успешному овладению секретами живописи.

Цель и задачи программы

Цель программы – обучение основам цветоведения, формирование эстетического вкуса.

Задачи

Обучающие:

​ изучение основ изобразительной грамоты;

​ знакомство с художественным инвентарем (мольберты, планшеты и т.п.);

​ изучение истории искусств на примере лучших образцов;

​ освоение терминологии изобразительного искусства;

​ обучение основам цветоведения через приобщение к цветовой культуре

Развивающие:

​ развитие аналитических способностей при оценке произведений изобразительного искусства, собственных работ и работ товарищей;

​ развитие руки и глаза в ходе практических занятий;

​ формирование навыков обращения с материалами живописи и рисунка (карандаш, гуашь, акварель, пастель и т.п.)

​ развитие цветового восприятия, чувства цветовой гармонии в процессе самостоятельной работы;

​ приобщение детей к созерцательно-творческой культуре через развитие воображения в процессе самостоятельной деятельности.

Воспитательные:

​ воспитание эстетического вкуса;

​ воспитание трудолюбия, усидчивости и любви к своему делу;

​ формирование навыков работы в коллективе

​ воспитание любви ко всему живому, к природе, животным, к сокровищам национальной культуры.

Возраст обучающихся:

1 год обучения – 7 – 8 лет;

2 год обучения – 8 – 10 лет;

3-й год - 9 – 12 лет.

Количество обучающихся в группах при условии максимального внимания каждому ребенку, с учетом его личностных качеств и подготовки, должно составлять не более 10 человек.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Общее количество часов – 504:

I год обучения – 144 часа,

II год обучения – 144 часа,

III год обучения – 216 часов.

Количество часов на одного ребенка в неделю:

I год обучения – 4 часа,

II год обучения – 4 часа,

III год обучения – 6 часов.

Формы и режим занятий

В процессе реализации программы практикуются разнообразные формы занятий: беседы, практическая работа в мастерской, индивидуальные консультации, этюды на пленэре, мастер-классы, посещение экскурсий и выставок, участие в конкурсах и выставках и т.п.

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа (1-й, 2-й годы обучения), по 3 часа (3-й год обучения) с перерывом по 15 минут после каждого часа.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В ходе реализации поставленных задач отслеживаются результаты выполнения программы по трем направлениям: обучение, развитие, воспитание. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Кроме практических знаний, умений и навыков дети получают теоретическую подготовку - знания по изобразительному искусству и цветоведению. Особое внимание уделяется освоению техники акварели, а по теории – знакомству с историей возникновения и развития акварели и др. водорастворимых красок от периода средневековья до наших дней. В процессе освоения программы формируется личность ребенка и прививаются навыки трудолюбия и бережного

отношения ко всему живому, умения наблюдать, навыки совместной работы в

коллективе и т.п.

Обучающиеся будут

знать:

- историю возникновения и развития акварели и др. водорастворимых красок от периода средневековья до наших дней;

- основы изобразительной грамоты;

- свойства и назначение материалов и художественного инвентаря (мольберты, планшеты и т.п.);

- виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление о народных промыслах и об искусстве в промышленности – дизайне;

- терминологию изобразительного искусства;

- основы цветоведения через приобщение к цветовой культуре;

будут уметь:

- анализировать произведения изобразительного искусства, собственные работы и работы товарищей;

- уверенно обращаться с художественными материалами, инструментами, освоят инвентарь изостудии;

- использовать навыки цветового восприятия, чувства цветовой гармонии в процессе самостоятельной работы;

- работать в коллективе;

-самостоятельно работать в различных жанрах: тематической композиции, пейзаже, портрете, натюрморте, декоративной композиции;

- грамотно скомпоновать изображаемое на листе, передать характер и пропорции предметов в локальном цвете;

- выполнять декоративную композицию по мотивам поставленного педагогом натюрморта в технике гуаши или темпере;

- выполнять цветовые композиции (геометрические):

​ монохромная;

​ полярная;

​ трехцветная;

​ многоцветная.

- составлять гармоничный цветовой ряд для эскиза ткани, обоев, убранства интерьера;

- написать реферат по предложенной теме по истории искусств.

Формы подведения итогов

В конце полугодия выполняется зачетное задание во всех возрастных группах. Старшая группа выполняет зачетную работу в технике многослойной акварели по каждому из разделов программы. Теоретические знания выявляются путем собеседования или написания реферата по заданной теме (для старших). Проверка результативности освоения программы проходит для каждого обучающегося с учетом индивидуальных особенностей по 10-балльной шкале. Итоги заносятся в таблицу результативности.

Аттестация освоения содержания программы проводится согласно Положению об аттестации обучающихся в учебных группах Дворца с вручением удостоверений, свидетельств и дипломов.

...


Методическое обеспечение

Формы занятий

Занятия происходят в исключительно доброжелательной атмосфере, пробуждающей доверие к педагогу и поощряющей детей к самостоятельному творчеству. Известно, что у подростков 11 – 12 лет часто возникает заниженная самооценка, поэтому необходимо особое внимание к каждому ребенку, индивидуальная работа.

Освоение материала происходит на занятиях, сочетающих теорию (объяснение новой темы, беседы, индивидуальные консультации и т.п.) с практической работой обучающихся в соответствии с темой защиты. Часть занятий организуется в форме экскурсий, посещения выставок и зарисовок на пленэре.

Приемы и методы

Для успешной реализации программы используются различные приемы и методы обучения. Каждый раздел программы имеет свои специфические методы.

I. Раздел «Работа с натуры».

Работа с натуры практикуется с 8-9 лет, к средней группе количество часов увеличивается, т.к. с возрастом у детей растет потребность к анализу окружающего мира и нужен более рациональный метод работы. Возможно овладение изобразительной грамотой с элементами цветовой и линейной перспективы. Но чаще всего не выдвигается жестких требований к применению правил перспективы, а натура воспринимается как повод к самостоятельной композиции, к образному творческому решению. Предлагаются задания типа «Мы рисуем друг друга», «Портрет мамы», натюрморты из цветов, листьев, веток, пейзаж – вид из окна.

Для старшей группы работе с натуры уделяется максимальное количество часов, так как у подростков есть потребность анализировать и изучать окружающую действительность. По мере усложнения заданий, обучающиеся на примере собственного творчества усваивают такие понятия как колорит, композиционное равновесие, прием контраста, фактура и форма.

II. Раздел «Цветоведение»

Главная проблема живописи – цвет, и любая работа с цветом включает выбор цветовой палитры, удовлетворяющей эстетическим требованиям. С работы над палитрой начинается раздел программы – цветоведение. На занятиях водится понятие о цветовом круге, об основных и смешанных цветах, о холодных и теплых; детям предлагаются простейшие упражнения на цветовую гамму. Для среднего возраста даются более сложные задания: пейзаж на состояние природы (закат и восход солнца, северное сияние и т.п.). Ближе всего детям творческие задания по цветовой гамме природных оттенков.

Как отмечает А.В. Ефимов: «Лучшее руководство по гармонизации – природа; получение гармонической последовательности зеленых оттенков подсказывает цветовая игра листвы…» Для развития цветового восприятия постепенно задачи усложняются. Цветовая гамма включает в себя от 10 до 100 и более оттенков (теплая, холодная, насыщенная, с эмоциональными характеристиками и т.п.). Обучающиеся должны различать порядка 200 оттенков и более, что обогащает цветовую культуру и развивает зрительное восприятие по следующим параметрам: цветовые предпочтения; цветовая гармонизация; пристальное внимание к цветовым измерениям природы.

Замечено, что дети отдают предпочтение теплой гамме – кадмию и охре (золото); оранжевому, красному (киноварь); из холодных тонов – голубому (цвет ясного неба до глубоких синих) и зеленому (все оттенки майской свежей зелени). Напрашивается аналогия с колоритом древнерусской иконы, особенно Северных писем, с народным декоративно-прикладным искусством, на это обращается внимание детей.

III. Раздел «Декоративная композиция»

Декоративно-прикладное искусство – это орнаментальные композиции на основе натурных этюдов или роспись по народным мотивам (на стадии эскиза) в стиле Жестова, Гжели, Хохломы, Городца; народной вышивки и ткачества; народной игрушки – Вятской, Филимоновской, Загорской (Сергиево-Посадской). Народному искусству уделяется важнейшее место в содержании, т.к. на этих занятиях происходит первое знакомство детей с такими сложными понятиями как стиль и национальные особенности культуры разных народов.

IV. Раздел «Композиция»

В начале обучения детям предлагается группа заданий – живописная интерпретация чего-то услышанного, прочитанного, нафантазированного. Дальнейшие задания по композиции усложняются: вводятся ограничения техники исполнения, сюжетные, временные, колористические. Тематика работ разнообразна: «Времена года», «Сказка», «Праздник», «Мой город», «Разноцветный дождь», «Волшебное дерево», «Живые овощи», «Морское дно» и др. сказочные, литературные, библейские и исторические сюжеты. При первом знакомстве с новыми детьми целесообразно начинать выполнение с заданий, раскрепощающих детей. Предлагается выполнить отпечатки красочных пятен (монотипия), затем посмотреть, на что похоже полученное изображение и дальше завершить свою фантазию линией, конкретизирующей полученный образ. Также можно вырезать изображение и наклеить на подходящий цветовой фон.

Затем идет большая группа заданий на развитие воображения и фантазии с ярко выраженной эмоциональной окраской типа «Мой любимый зверь», «Придумай и нарисуй сказку» и т.п.

Формированию творческого мышления способствуют задания с психологической составляющей. Например, такие простые упражнения как изобразить пятнами краски контрастные пары психологических понятий: радость – горе, динамика – статика, симметрия – асимметрия.

Следующий этап – воплощение тех же понятий с элементами изображений: растений, камней, животных, человека. Более сложные варианты: пейзаж с архитектурой, соответствующей этим понятиям с учетом колористических ограничений (например, сюжет «Дом сангвиника и дом меланхолика» - заимствовано из практики доцента МАРХИ И.Н. Ашмариной).

Эти задания раскрепощают, способствуют формированию эмоционального отношения к окружающей среде, к цветовой гармонии природы.

Для старшей группы большое внимание уделяется заданиям на исторические темы (тематика и время проведения координируются с курсом истории в школе). Организуются беседы по древнейшей истории человечества, тем более что достоверность библейского повествования подтверждается последними данными археологических раскопок и исследований, и расцвет мировой культуры связан с историей Христианства. Особое внимание уделяется древнерусской иконописи и архитектуре и народному искусству. На конкретных примерах прослеживаем стилевые особенности разных времен, школ и направлений. Как один из приемов обучения используется копирование произведений искусства. Работа с натуры, выполнение живописных этюдов на пленэре с памятников архитектуры, и постепенный переход к созданию собственных композиций на исторические темы – таков путь освоения тем программы. Проводятся беседы по истории искусства, экскурсии в музеи, на выставки и к памятникам древнерусского зодчества. Такие походы проводятся совместно с родителями, для которых часто это первое сознательное восприятие произведений искусства.

Рекомендуется обсуждение увиденного и создание собственных композиций на основе полученных впечатлений. В процессе знакомства с произведениями искусства старшие дети начинают не только «смотреть», но и «видеть», и от эмоционального восприятия переходят к анализу произведения, что характеризуется включением интеллекта. Благодаря активной работе личного сознания, то, что раньше было «чужое для меня», глубоко усваивается, превращается в «мое для меня», что и способствует развитию полноценной творческой личности. Детям предлагаются темы высокого духовного содержания «Главный Храм моего города», «Дорога к Храму», Евангельские и Библейские сюжеты.

V. Раздел «Экскурсии в музеи, на выставки, поездки в Подмосковье»

Экскурсии в музеи и на выставки знакомят обучающихся с видами и жанрами изобразительного искусства, с творчеством великих мастеров прошлого и современных художников на конкретном художественном материале. Поездки по Москве и Подмосковью дают представление об архитектурных стилях разных веков, развивают восприятие архитектурных объектов в соединении с природой. Знакомство с подлинниками архитектуры и искусства служит развитию хорошего вкуса. Поездки дают богатый материал для коротких зарисовок в альбоме, набросков акварелью архитектуры, пейзажа, людей и животных.

Для старшей группы (3 год обучения) – основной акцент на освоении техники акварели.

Техника акварели (без применения белил и гуаши) сейчас почти не практикуется при обучении детей, что видно по материалам городских методических выставок за период 80-х годов прошлого века до настоящего времени. Известно, что более эффектные выставочные работы получаются в смешанной технике и это особенно заметно у младших детей и правомерно для начального этапа обучения. На первом году обучения в изостудии дети осваивают разные материалы и техники: гуашь, акрил, фломастеры, цветные карандаши и мелки, воскографию и простейшую печать. К 11 – 13 годам они уже готовы к обучению сложной акварельной технике в ее чистом виде. Квалифицированное руководство со стороны художника-педагога должно помочь ребенку овладеть этой техникой.

Для 3 года обучения техника акварели выбрана в силу ряда как объективных так и субъективных причин: акварель – сложная техника, но интересна и многогранна. При работе над программой автор использует свой опыт профессионального художника, а акварель – особо любимая автором техника.

Техника акварели включает в себя 4 основных приема:

1 – «а ля прима». Живопись в один сеанс в полную силу цвета, чаще всего по влажной бумаге.

2 – живопись «лессировками» - многослойное письмо прозрачными слоями краски.

3 – совмещение двух первых приемов в одной работе.

4 – техника мозаичного письма.

Прием «а ля прима» особенно подходит для коротких этюдов на пленэре на состояние природы, для быстрых набросков цветов, животных, человека.

Прием письма «лессировками» хорош для длительных учебных постановок – натюрморта, портрета, для самостоятельной композиции.

Как основа для акварели необходим четкий, грамотный, хорошо построенный подготовительный рисунок, так как акварель не терпит исправлений. Сквозь прозрачные свои краски рисунок часто просвечивает, поэтому он должен выполняться легкими линиями без применения ластика. Акварель может быть как полихромной, так и монохромной – гризайль.

Основное условие для плодотворных занятий живописью и цветоведением – создание творческой атмосферы в студии. Этому способствуют поэзия и музыка, искусство и архитектура, любование природой и особый интерьер мастерской.

Дидактический материал

Для занятий используются дидактические материалы, собственные наработки автора:

​  Техника живописи акварелью (приемы по сухому; по сырому, а ля прима; лессировками), упражнения по цвету

​  Техника живописи акварелью, работа над натюрмортом по стадиям (1, 2, 3)

​ Техника живописи акварелью; цветоведение, наброски растений, цветов, натюрморта; упражнения по цветоведению

​ Техника живописи акварелью и гуашью в сравнении, на примере цветочной композиции

​ Пейзаж – четыре времени года в технике акварели

​ выполненный по стадиям (1, 2, 3) пейзаж в технике акварели

​ Эскизы витража из геометрических фигур в насыщенной и классической цветовой гамме в технике акварели

Дидактические пособия,

выполненные педагогами изостудии Центра художественного образования

Таблицы:

​ Зарисовки деревьев разных пород, гуашь

​ Работа над натюрмортом в разной технике, гуашь, пастель

​ Цветоведение: насыщенная цветовая гамма: цветовой круг из 24-х цветов с разбелом и затемнением

​ Упражнения по цветовой гамме, по разным типам колорита

​ Переработка растительного мотива в орнаментальную композицию

​ Рисунок натюрморта по стадиям (1, 2, 3)

​ Наброски домашних животных и птиц

​ Рисунки фигуры человека в движении

Техническое обеспечение программы

1.​ Для занятий требуется гармоничная, художественно организованная среда, где сосредоточены атрибуты искусства: гипсовые копии с античных образцов, изделия народных промыслов, предметы натюрмортного фонда, мольберты и планшеты и т.д. Помещение должно быть светлым, с хорошим освещением как днем, так и вечером.

2.​ Методический и натюрмортный фонд, библиотека по искусству.

3.​ Для занятий акварелью требуется хорошая специальная бумага – ватман, кисти – беличьи, колонковые, круглые и плоские, палитра, краски фабрики «Санкт-Петербург» в кюветах или тюбиках, планшеты для натягивания бумаги.

4.​ Для длительных постановок необходимо оборудование: мольберты, софиты, подиумы и т.д.

5.​ Технические средства обучения: видеомагнитофон, кассетник, телевизор и т.д. Все должно быть рассчитано на теоретическую и практическую работу с детьми и эстетически организовано.

6.​ Детские работы должны храниться в специальном помещении – лаборантской, в папках, размещенные на стеллажах.

Список литературы

для педагога:

1.​ Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. – М., 1968.

2.​ Алёхин А.Д. Изобразительное искусство. – М., 1984.

3.​ Выготский П.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1980.

4.​ Гросул Н.В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве. – М., 1992.

5.​ Ефимов А.В. Колористика города. – М., 1990.

6.​ Макарова М.Н. Практическая перспектива. – М., 2005.

7.​ Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М., 1981.

8.​ Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. – Минск, 2003.

9.​ Михайлов А.М. Искусство акварели. – М., 1995.

10.​ Неменский Б.М. Приглашение к диалогу. – М., 2003.

11.​ Программы дополнительного художественного образования детей. – М., 1995.

12.​ Сборник «Опыт и творчество». – М., 2005.

13.​ Флоренский П.А. сочинение в 5 тт., том 2 «Обратная перспектива». – М., 1990.

для обучающихся

1.​ Алексеева В.В. Что такое искусство? – М., 1991.

2.​ Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. – М., 1961.

3.​ Михайлов А.М. Искусство акварели. – М., 1995.

4.​ Основы живописи (перевод с испанского, Барселона, 1992). – С-Пб., 1994

5.​ Радуга-дуга. Художник Ю.А.Васнецов. – М., 1996.

6.​ Репин И.Е. Далекое-близкое. – М., 1996.

7.​ Серия «Уроки живописи». – М., 2003.

8.​ Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Титул, 1996.

9.​ Школа изобразительного искусства, в 10 выпусках. – М., 1960-1965.

для родителей

1.​ Алексеева В.В. Что такое искусство. – М., 1991.

2.​ Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М., 1987.

3.​ Михайлов А.М. Искусство акварели. – М., 1995.

4.​ Неменский Б.М. Приглашение к диалогу. – М., 2003.

5.​ Опыт и творчество. – М., 2005.

6.​ Сурова Л.В. Открытый урок. – Клин, 2006.


Категория: Программы по изобразительному искусству | Добавил: defaultNick | Теги: ЖИВОПИСЬ И ЦВЕТОВЕДЕНИЕ
Просмотров: 5029 | Загрузок: 527 | Рейтинг: 5.0/3