Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы по декоративно-прикладному творчеству

«РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО»
[ · Скачать удаленно (99 КБ) ] 08.02.2013, 23:04

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО»
Автор – Селивахина В.А. Педагог, реализующий программу – Селивахина В.А.
Уровень программы – 1
Цель программы – обучение приемам ручного ткачества, основам композиции, цветоведения и ор-намента, развитие творческого потенциала личности.
Срок реализации – 1 год. Возраст обучающихся – 8-10 лет.
Количество часов по годам обучения – 144 часа.
Недельная нагрузка и режим занятий – 4 часа (2 раза в неделю по 2 часа).


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа разработана в соответствии с комплексной образовательной программой Центра художественного образования «Наша земля – наше наследие».

Занятия декоративно-прикладным искусством и художественным творчеством содействуют развитию воображения, фантазии, способствуют формированию эстетической культуры ребенка.

Ткачество – вид рукоделия, без которого в России невозможно было бы жить на протяжении многих веков. В каждой крестьянской семье одежда изготавливалась вручную: начиная с выращивания сырья, его переработки, окраски до тканья полотна, дальнейшего украшения его вышивкой и шитья одежды.

Из поколения в поколение передавались традиции ткачества в геометрических и растительных узорах, колорите, способах выполнения орнамента. В этом жила и живет душа народа, создавшего ткачество. Ткаными узорами украшалась одежда. Узорные домотканые изделия играли большую роль в украшении жилища, оформлении праздников, бытовых и свадебных обрядах. Во многих областях традиционно ткали ковры (безворсовые и ворсовые), а также шпалеры (шпалеры – безворсовые настенные ковры с сюжетными и орнаментальными композициями).

Изделия каждого российского центра ручного ткачества имеют свои неповторимые колористические и орнаментальные особенности, что позволяет безошибочно отличать их друг от друга.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Актуальность данной программы заключается в том, что она отражает современную тенденцию возрождения народного искусства, в том числе ручного ткачества, которое в наши дни становится все более востребованным благодаря моде на домотканые вещи.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью позитивного воздействия на ребенка русской традиции приобщения детей к рукоделию и творчеству.

Занятия искусством ручного ткачества открывают детям прекрасный мир народного искусства, знакомят с историей ткачества в России и в других странах мира.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы от типовой программы «Ручное ткачество»1 является то, что она нацелена не просто на освоение трудоемкого ремесла, а на постепенное вовлечение ребенка в процесс освоения техники ткачества. Обучение начинается с усвоения простых техник работы с нитью, которые дают быстрый результат. Прежде всего, это ткачество на пальцах - "дерганье" - древнерусский способ ткачества поясов. Этот способ ткачества поражает своей простотой и эффективностью. Чудо возникает буквально из «ничего»: из нити, без всяких приспособлений, появляется пояс или лента «в косу». Постепенно сложность приемов в работе увеличивается, и дети переходят к освоению техники ткачества на раме.

При этом в содержание программы включено изучение как традиционных народных, наработанных веками орнаментальных мотивов, колорита, техники и способов исполнения, так и авторских разработок, особенно в разделе «гобелен».

Цель программы – обучение приемам ручного ткачества, основам композиции, цветоведения и орнамента, развитие творческого потенциала личности.

Задачи

обучающие:

- овладение основными приемами ткачества: дерганьем, ткачеством на дощечках, ткачеством на раме;

- обучение основам композиции, цветоведения и орнамента;

развивающие:

- развитие интереса к народному и декоративно-прикладному искусству;

- развитие художественного вкуса и творческой активности детей;

- развитие мелкой моторики;

воспитательные:

- умение общаться в коллективе;

- воспитание трудолюбия, усидчивости и аккуратности.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 8 до лет в течение одного года. В группу набираются все желающие. Для успешной реализации программы, ввиду трудоемкости техники ткачества, с учетом возрастного состава группы, целесообразно набирать не более 10 человек.

Формы и режим занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа: 45 минут дети занимаются, затем следует перерыв 15 минут.

В программе используются следующие формы занятий: беседы, экскурсии, обсуждения работ, конкурсы, практическое выполнение заданий.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

После окончания обучения по программе обучающиеся будут:

​ знать историю и теоретические основы ткачества;

​ знать основы цветоведения, композиции, построения орнамента;

​ иметь общие сведения о народном искусстве и его видах;

​ знать наиболее известные художественные промыслы;

​ уметь выполнить тканые изделия в разных техниках, предусмотренных программой;

​ уметь оформить тканое изделие;

​ владеть коммуникативными навыками для работы в группе;

​ иметь более развитую мелкую моторику благодаря овладению техникой «дерганье».

Творческий результат учебной группы или отдельных учащихся демонстрируется на итоговой выставке в конце учебного года вместе с другими коллективами студии.

В течение учебного года учащимися разрабатывается коллекция изделий и сувениров в фонд студии. Дети принимают участие в отчетной выставке в студии декоративно-прикладного творчества.

///


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Приемы и методы

На занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические). Разнообразие различных методов и их смена в течение занятия способствует концентрации внимания обучающихся и позволяет избежать их переутомления.

К словесным методам относится рассказ. Рассказом начинается новая тема, например, о характерных особенностях русского костюма в разных областях России. Рассказом сопровождается демонстрация образцов, орнаментов, готовых изделий. К наглядным методам обучения относится демонстрация на занятиях различных схем, образцов, таблиц. Практическая работа включает выбор, нарезание, заправку нитей, выполнение изделий, работу над эскизом, выполнение шаблона, ткачество.

Занятия в учебных группах ручного ткачества открывают детям прекрасный мир народного искусства, знакомят с историей ткачества в России и за рубежом.

Содержание программы осваивается поэтапно.

1.​ На начальном этапе осуществляется витье шнуров, ткачество на пальцах, выполнение помпонов и кистей. Подобные задания выполняются быстро и просто, что способствует ромту заинтересованности обучающихся.

2.​ На следующих этапах дети могут выполнять изделия на дощечках, как по готовым схемам и образцам, так и по схемам, придуманным самостоятельно. В этой технике можно выполнить не только пояс, но и сумку, кошелек и др. Эта техника достаточно проста, т.к. с самого начала рисунок уже задан заправочными нитями разного цвета.

3.​ Следующий этап – ткачество на раме - требует большего мастерства, т.к. рисунок надо выткать нитями утка. Для этого надо начинать с выполнения эскиза. Таким образом, один этап влечет за собой другой, более сложный. Например, выполнив пояс и ленту на пальцах, можно работать дальше на дощечках. Выполненная на дощечках лента будет ручкой для сумки, которую предстоит ткать на раме. Тот, кто не готов выполнять работу на раме, делает сумочку из тканой на дощечках ленты. Темп освоения этапов у каждого обучающегося индивидуальный.

В процессе занятия педагог оказывает помощь каждому ребенку, направляет его работу и следит за качеством выполнения изделий. Педагог содействует тому, чтобы каждый ребенок мог изготовить изделие высокого уровня.

Следует поощрять творческие начинания обучающихся. Для этого используется форма творческой мастерской: задав направление творческого процесса и показав, как использовать заданные мотивы в процессе изготовления эскиза, педагог помогает закончить работу над эскизом, а затем обучающийся выполняет работу в материале с помощью педагога.

В процессе обучения педагог использует коллекции альбомов, открыток, орнаментов для ткачества, ксерокопий, фотографий, слайдов. Выполненные педагогом дидактические работы по темам также являются большим подспорьем для обучающихся.

При нынешней загруженности детей в школе, огромном информационном потоке, обрушивающемся на ребенка, заинтересовать и научить рукоделию (труду) довольно сложно, поэтому упор делается первоначально на использовании простых техник, дающих ребенку в течение короткого времени самостоятельно или с поддержкой педагога изготовить простые тканые изделия.

Дидактические материалы

Образцы ниток, ткани, работы детей, выполненные ранее, тематические подборки журналов, фотографий.

Техническое оснащение программы.

Для успешной реализации программы необходимо:

■​ соответствующее учебное помещение, доска, освещение каждого рабочего места;

■​  литература по истории ткачества в России и за рубежом, по различным техникам ткачества;

■​ нитки разных цветов (шерсть, хлопок, и др.) 5 кг;

■​ крепкие нитки для основы (лен, хлопок ) 1 кг;

■​ оборудование:

■​ ножницы 5 штук;

■​ иголки с широким ушком 1 упаковка;

■​ дощечки 80 штук;

■​ рамы 40*60 см 10 штук;

■​ линейки 30 см 10 штук

■​ колотушки (вилки) 10 штук;

■​ картон 1 лист

■​ технические средства обучения:

■​ магнитофон;

■​ видеокассеты.

СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога

1.​ Дворкина И.А. Гобелен за десять вечеров. – М., 1998, 2006

2.​ Лебедева Н.И. Научные труды. Рязанский этнографический вестник. - Рязань, 1996

3.​ Лебедева А.А. Крестьянская одежда населения европейской России XIX – начало XX в. – М., 1971

4.​ Молотова Л.Н., Сосина Н.Н. Русский народный костюм. - Л., 1984

5.​ Основы художественного ремесла. – М.: Просвещение, 1978

6.​ Светлова Л.П. Азбука орнамента. – М, 2001

7.​ Стриженова Т.К., Гиви Кадарели. Альбом. - М., 1981

8.​ Стриженова Т.К., Рудольф Хеймрат. Альбом. – М., 1984

Для обучающихся

1.​ Брускова Е.С., Шевченко А.И. Моя синяя птица. – М., 1990

2.​ Дворкина И.А. Гобелен за 10 вечеров. – М., 1998

3.​ Рафаенко В.Я. Народные художественные промыслы. – М., 1988

4.​ Светлова Л.П. Азбука орнамента. – М., 2001

5.​ Русские народные сказки. – М.: Просвещение, 1980.

1 Программа «Ручное ткачество».- М.: Просвещение, 1986.

Категория: Программы по декоративно-прикладному творчеству | Добавил: defaultNick | Теги: РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО
Просмотров: 4924 | Загрузок: 502 | Рейтинг: 0.0/0