Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы по декоративно-прикладному творчеству

«ОБЪЕМНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»
[ · Скачать удаленно (242 КБ) ] 08.02.2013, 23:16

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«ОБЪЕМНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»
Автор – Голицын М.С. Педагог, реализующий программу – Голицын М.С.
Уровень программы – 2
Цель программы – обучение творческой, вдумчивой работе с деревом, формирование интереса к познанию окружающего нас мира природы.
Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся – 8-17 лет.
Кол-во часов по годам обуч. – 108 часов. Недельная нагрузка и режим занятий – 3 ч. (1 раз 3 ч.)

      


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность и основана на созданной автором в 1998 году программе «Живое дерево». Эта программа удачно реализовывалась в студии декоративно-прикладного творчества Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества с 1998 г.; обучающиеся по ней регулярно становились участниками и лауреатами выставок и конкурсов декоративно-прикладного творчества различных уровней, многие поступили в колледжи и СПТУ художественного профиля, а главное, получили особый творческий заряд любви к русской природе, сумели почувствовать себя созидателями прекрасного.

В связи с тем, что возраст обучающихся по программе понизился (в учебных группах преобладают дети младшего и среднего школьного возраста), в соответствии с требованиями САН ПИН в 2012 году потребовалось внести изменения в учебно-тематические планы 1 -3 годов обучения: количества часов на одного ребенка в год составляет 108 часов в год, 3 часа в неделю (в прежнем варианте программы – 216 часов в год, 6 часов в неделю).

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Актуальность программы состоит в соединении умственного и физического творческого труда, которое и является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека.

Педагогическая целесообразность программы состоит в ее актуальности, в познании многообразия живых существ на земле, свойств и строения самого распространенного природного материала, в появлении желания и потребностей учеников творить и осознавать свои возможности.

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность данной программы заключается в объединении традиций различных народов в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии объемной резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на учебно-исследовательских конференциях и выставках.

Породы деревьев различаются удивительным разнообразием свойств и красотой древесины. Дети овладевают техникой и технологией объемной резьбы из природного материала (пень, комель, ствол дерева), при этом учитываются наклонности и способности каждого обучающегося.

Первые деревья появились на Земле более 300 миллионов лет назад. Сейчас леса покрывают большую часть суши. Насчитываются многие десятки видов хвойных и лиственных пород деревьев. Высота деревьев-гигантов достигает 100 метров, рекордный возраст дуба до 1500-2000 лет, сосна остистая живет до 3000-5000 лет.

Древесина используется как строительный материал, для изготовления мебели, спичек, тары, бумаги, лекарств, скипидара, дегтя, музыкальных инструментов, карандашей, паркета, транспортных средств, разнообразных предметов быта. Изделия из дерева постоянно окружают человека дома, на работе, в транспорте и местах отдыха, создают благоприятную для жизни обстановку. Художественные изделия из дерева появились еще до новой эры. Они и сегодня украшают сельские избы в виде оконных наличников, резных досок, скамеек. Современные города украшают скульптуры из дерева на детских площадках, в парках и местах отдыха. Из дерева делали гребни, пуговицы, браслеты, заколки и другие украшения для женщин. Подлинным украшением современного быта являются деревянные ложки, солонки, ковши, разделочные доски, конфетницы, хлебницы, вазы, особенно, сделанные из ценных пород дерева или покрытые художественной росписью. Все они в полной мере отвечают художественным и гигиеническим требованиям, являются предметами коллекционирования.

На Руси художественные промыслы, использующие древесину, наибольший расцвет получили в ХУШ-Х1Х веках. Свои традиции сложились в Архангельской, Московской, Нижегородской, Вятской, Пермской и других губерниях. Ложки, ковши, ендовы, братины, деревянные игрушки расходились по всей Руси и по Европе. На ярмарках продавались тысячи изделий ежедневно. Любимыми мотивами украшений были медведь, конь, кузнец, растительные орнаменты. В настоящее время существуют народные деревянные промыслы: "Беломорские узоры" (Архангельск), "Богородская резьба" (Сергиев-Посадский район Московской области, промысел существует с XVII века), "Хохломская роспись" (г. Семенов Нижегородской области) и другие.

Дерево в своей работе постоянно использовали знаменитые скульпторы С.Т.Коненков, С. Эрьзя, В.А. Ватагин, В.С. Голубкина, Т.М.Соколова и другие.

В последние годы появилось много самодеятельных художников, работающих как в традиционной, так и в новой форме с различными породами дерева. На международных выставках получают высшие призы вазы, ковши, шкатулки и другие работы мастеров, изготовленные из березового капа, каменной и карельской березы, мореного дуба и других ценных пород деревьев.

Отличительные особенности программы

Отличительные особенности настоящей программы от других программ резьбы по дереву заключаются в том, что она характеризует объемную трехмерную резьбу по природному материалу, к которому впервые прикасается человек и может в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию. После первых начальных упражнений программа нацелена на создание сосудов, емкостей в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Изготавливаемые формы сосудов могут быть близки к природным организмам, упрощена и стилизована, или превращена в фантастические образы.

Программа во многом опирается на реализуемые во Дворце комплексную образовательную программу Центра художественного образования «Наша Земля – наше наследие», «Развитие одаренности», «Каникулы», «Социум и дети».

Цель программы - обучение творческой, вдумчивой работе с деревом, формирование интереса к познанию окружающего нас мира природы.

Задачи:

Обучающие:

- научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;

- научить различать породы деревьев, выбирать пригодные для резьбы, хранить древесину;

- научить основам технологии и технике безопасности ручной обработки древесины.

Воспитательные:

- сформировать у детей мировоззрение, открытое российским национальным традициям, проникнутое любовью к природе и народной культуре, уверенностью в собственных возможностях;

- сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим, передают им свои знания и опыт;

- развить терпение, настойчивость, трудолюбие.

Развивающие:

- развить потребность в творчестве и познании окружающего мира;

- развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки как важнейший элемент общения человека с окружающим миром.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 3 года обучения. Количество часов в учебный год: 108 часов.

Возраст обучающихся 8 - 17 лет

Исходя из соображений техники безопасности и более тесного общения педагога и обучающегося, в учебной группе должно быть не более 8 чел. Это позволит избежать несчастных случаев на практических занятиях, будет способствовать наилучшему усвоению учебного материала.

Формы и режим занятий

Программа включает в себя беседы, краткие лекции, сообщения и рефераты обучающихся, практические занятия в аудитории, походы в лесопарковые зоны, заготовки материала в лесу, посещение музеев и выставок.

Занятия проходят два раза в неделю в течение учебного года.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

По окончании первого года обучающиеся:

- будут знать основы техники безопасности при работе с деревом режущими инструментами;

- будут знать основные породы деревьев и их свойства, важные для резьбы (твердость, цвет, запах);

- будут знать область применения в быту изделий из дерева;

- овладеют умениями работать ножом, пилой, рашпилем, наждачной бумагой;

- смогут создать простой эскиз будущего изделия;

- смогут сделать разметку заготовки;

- смогут сделать: указку, кулинарную лопатку, гриб, вилку и ложку.

Развитие личностных качеств обучающихся:

- терпение, настойчивость, желание добиться хорошего результата;

- умение работать в коллективе;

- культура общения.

В результате второго года обучения будут сформированы и закреплены следующие знания, опыт и навыки:

- знание техники безопасности при работе с режущими инструментами, оборудованием и материалами;

- знание свойств древесины: характер текстуры, твердость, стойкость к гниению, растрескиванию, полируемость;

- знание основных способов резьбы;

- знания условий хранения заготовок;

- знание законов композиции, пропорции и цвета;

- знание элементов украшения деревянного изделия;

- умение делать эскиз в трех проекциях ( вид сбоку, сверху и спереди);

- умение рационально организовать свое рабочее место, аккуратно выполнять работу и оформить готовое изделие;

Личностные качества:

- отзывчивость, умение помогать друг другу и особенно младшим в процессе работы;

- личная заинтересованность в творческой работе;

- самовыражение через выполнение творческих заданий.

По окончании 3-го года обучающиеся:

- будут знать все основные свойства древесины

- будут знать и выполнять основные приемы объемной резьбы по дереву;

- будут знать историю возникновения и стилистические особенности различных школ резьбы по дереву (рельефная, объемная, прорезная, геометрическая, стили «Татьянка» и «Василиса»);

- полностью овладеют технологическим процессом объемной резьбы (выбор и подготовка древесины, разметка, грубая обработка топором, выдел деталей, шлифовка, полировка, обработка готового изделия морилкой, лаком, росписью);

- сумеют правильно выбрать инструменты для резьбы;

- овладеют умением проявлять свою индивидуальность; смогут выработать свой образ;

-смогут подготовить свои работы для выставки и объективно оценивать свои и чужие изделия.

Формы подведения итогов реализации программы

После завершения любой учебной работы педагог публично должен объяснить автору и другим ученикам достоинства и недостатки созданного изделия. При этом бывает полезно общее обсуждение работы. Похвала и дружеская критика необходимы любому обучающемуся. Отбор изделий для демонстрации на выставке должен проходить публично, по четко сформулированным и ясным каждому обучающемуся критериям. Выставки, на которые представляются ученические работы, должны быть разного уровня (учебной группы, Центра художественного образования, Дворца творчества, города, межрегиональные и международные). Результативность определяется по 3 –балльной системе.

Принципиально в начале учебного года должен быть решен вопрос о собственности изготовленных учениками изделий. Автору программы представляется правильным положение, когда обучающийся может, но не обязан дарить коллективу или учреждению, где он учится, все свои изделия. Лучшие работы обучающиеся ученики должны представлять на конкурсы и выставки, в постоянные экспозиции Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.

///


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В основе методики обучения лежит изучение народных художественных традиций:

восприятие – всеми возможными средствами организация осознанного восприятия обучающимися учебного материала: посещение музеев, выставок, иллюстративный, наглядный материал, образцы резьбы, работы из выставочного фонда студии;

воспроизведениекопирование, повтор, варьирование на традиционной основе;

творчество – создание собственной композиции и непосредственно выполнение изделия.

В процессе занятий большое место отводится применению учебно-наглядных пособий: технологические таблицы, иллюстративный, фото- и видеоматериал, подборка работ учащихся по каждой теме (из фонда Студии декоративно-прикладного творчества), демонстрационный материал по различным видам резьбы по дереву, изделия народных мастеров.

Условия реализации программы

Для обеспечения нормальных условий работы необходимо светлое проветриваемое помещение, оборудованное столами с горизонтальными крышками, полками для хранения различных материалов и шкаф для хранения инструментов.

Инструменты и приспособления:

Для заготовки древесины нужны прежде всего топор и пила. На группу учащихся в 7-8 человек нужна большая двуручная пила и две-три различные ножовки. Топоры желательно иметь двух типов: большой плотницкий и малые топоры, типа топор-молоток, туристический. Основным инструментом для объемной резьбы является набор стамесок (штихелей, резцов), изготовленных из легированной стали - инструментальной, подшипниковой, рессорной и др. Набор должен включать полукруглые, плоские и фигурные стамески малого, среднего и большого размеров, которыми работают с помощью киянки (деревянного молотка). Необходимы ножи с деревянной ручкой, ими можно дольше работать, не создавая мозолей.

Для обработки внешней поверхности изделия нужны плоские и круглые рашпили, напильники, надфили. Для обдирки, шлифовки и полировки изделия необходимы наборы наждачной шкурки на матерчатой основе, которые служат в несколько раз дольше, чем на бумажной основе.

Простейшим приспособлением для работы с деревом служит топчан - отрезок круглого ствола дерева диаметром не менее 30 см и высотой 80-100 см, изготовленный из твердого дерева. На нем удобно рубить топором и стамесками, можно пилить заготовки. Нужен верстак для работы рубанком и стамесками.

Дидактические материалы:

- авторские зарисовки и разработки резных деревянных изделий (педагога и обучающихся);

- иллюстративный материал русского деревянного зодчества;

- технологические таблицы по работе с деревом;

- выставочные работы обучающихся (из фонда студии).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога

1.​ Абрамов А.Г. Записки резчика или в поисках золотой середины. - МГУ, 2005.

2.​ Афанасьев А.Ф. Резчику по дереву. - М.: Московский рабочий, 1988.

3.​ Балашов В.С. В некотором царстве. - Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1973

4.​ Зайцев Б., Пинчуков П. Солнечные узоры. - М.: Московский рабочий, 1978.

5.​ Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.

6.​ Матвеева Т.А. Изготовление художественных изделий из дерева. - М.: Высшая школа, 1992.

7.​ Осокин В. Волшебный резец. С.Т.Коненков в Москве. - М.: Московский рабочий, 1981.

8.​ Резьба по дереву. Учебное пособие. - М.: Легкая индустрия, 1966

9.​ Русские игрушечные кони. - М: Советская Россия, 1976.

10.​ Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск: Современное слово, 2006

11.​ Умелые руки. Сборник. - М.: Молодая гвардия, 1954.

12.​ Федотов Г. Волшебный мир дерева. - М.: Просвещение, 1978.

13.​ Федотов Г.Я. Забытые ремесла. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1992.

14.​ Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины. - М.: Высшая школа, 1993.

15.​ Шайхтдинова Н. Деревянная резьба Тюмени. - Свердловск, 1984

Публикации автора для обучающихся:

1.​ Голицын М.С. И это все о дереве // Журнал «Пионер», № 10, 1992г., с.15-18.

2.​ Голицын М.С. Попробуй резать из дерева // Журнал «Клепа», № 23-24, 1995г., с. 38-39.

Категория: Программы по декоративно-прикладному творчеству | Добавил: defaultNick | Теги: ОБЪЕМНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Просмотров: 2643 | Загрузок: 416 | Рейтинг: 5.0/1