Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы по декоративно-прикладному творчеству

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЯЗАНИЕ»
[ · Скачать удаленно (387 КБ) ] 08.02.2013, 22:45

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЯЗАНИЕ»
Автор – Скворцова И.Н. Педагог, реализующий программу – Скворцова И.Н.
Направленность – художественно-эстетическая, с элементами культурологической направленности.
Уровень программы – 2
Цель программы - раскрытие творч. потенциала ребенка посредством занятий художественным вя-занием, создание условий для самореализации личности, ее проф. самоопределения.
Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся – 8-17 лет.
Количество часов по годам обучения – 1 и 2 года – 144 часа; 3 год – 216 часов.
Недельная нагрузка и режим занятий – 1 и 2 года - 4 часа (2 раза в неделю по 2 часа); 3 год - 6 часов (2 раза в неделю по 3 часа).


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа «Художественное вязание» разработана на основе многолетнего опыта работы1 и составлена в соответствии с комплексной программой Центра художественного образования «Наша Земля – наше наследие», Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность с элементами культурологической. В рамках программы Центра она развивает аспект, связанный с декоративно-прикладным творчеством в области художественного вязания.

Вязание – прекрасное древнее, но вечно не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Традиционный вид русского вязания – узорное (орнаментное) вязание встречается в народном костюме не только русского народа, но и практически у всех народов, населяющих Россию. Эта область традиционного народного искусства живет и развивается и в наши дни. В последнее время мы вернулись к традиционным геометрическим узорам, к праздничной многоцветности народного искусства: деревенские рукавички и чулки (гетры), шапочки, шарфы завоевали современную моду. Узорное вязание на спицах – рукоделие наших бабушек и прабабушек – одна из немногих традиций народного искусства, которое сохранилось до наших дней.

Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение детей к искусству художественного вязания, основываясь на народных традициях, оказывается влияние на формирование их художественного вкуса; развитие творческих качеств личности; открываются пути для дальнейшего совершенствования и в других областях культуры и искусства, что способствует гармоничному развитию личности в целом.

Программа «Художественное вязание» предлагает посредством рукоделия, а именно, вязания, повернуться к сути традиционной славянской культуры и предусматривает овладение всеми видами художественного вязания - вязание крючком, спицами и на бытовой вязальной машине.

Для формирования художественного мировоззрения ребенка важно знакомство с народным искусством, народными традициями семьи, которая являлась основой для формирования и сохранения особенностей быта и поведения людей предшествующих поколений. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а «… человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определять свое место в мире, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем».2

Вязание, как вид декоративно-прикладного искусства, хранит выработанные формы эстетического отношения к миру. Это не только занятие для свободного времени, это особое пространство, где все настроено на девочку-женщину, ее душевный комфорт, гармоническое развитие ее личности. Рукоделие помогает ребенку осознать свое женское начало, найти гармонию между собой и окружающим миром. Через руки, через кончики пальцев, через действия, продуманные в своей последовательности в течение веков, ребенок получает огромное количество информации.

Необходимо показать ребенку особенности, непосредственную связь художественного вязания с другими видами декоративно-прикладного искусства – вышивкой, ткачеством. Ведь в основе художественного своеобразия декоративных изделий, их ясно выраженных стилевых особенностей лежат глубокие корни, уходящие в местную художественную культуру.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Освоение детьми основных разделов программы способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность, настойчивость, терпение; формирование эстетического вкуса, культуры одежды, бытовой культуры.

Знакомство детей в процессе обучения с основными видами декоративно-прикладного и народного искусства – этого огромного мира духовного опыта народа, художественные идеи которого – неотъемлемая часть культуры Отечества, позволяет воспитывать в них определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства, быть готовыми вести диалог культур разных эпох и народов мира.

В деле гуманизации и демократизации образования обращение к народному искусству – это возможность «формировать общекультурный интеллект личности», приблизить ее к природе как «началу душеобразования человека с обретением глубоко человеческой, одухотворяющей все живое позиции, сблизить культуры» и обрести «планетарное сознание, милосердие, терпимость, уважение к человеку».3

Выполнение обучающимися творческих работ по заданным темам способствует не только привитию, совершенствованию трудовых навыков и умений, но и развитию индивидуальных творческих способностей каждого ребенка, их художественного вкуса.

Цель программы – раскрытие творческого потенциала ребенка посредством занятий художественным вязанием, создание условий для самореализации личности, ее профессионального самоопределения.

Задачи:

Обучающие (включение в познавательную деятельность, приобретение основных знаний, умений и навыков в рамках данной программы по художественному вязанию):

● ознакомление с историей художественного вязания и традициями русского узорного вязания;

● раскрыть значимость народного искусства в сфере современного декоративно-прикладного искусства;

● обучение техническим приемам вязания крючком, спицами, на бытовой вязальной машине;

● познакомить обучающихся с законами цветоведения и колористики;

● познакомить обучающихся с основными принципами построения декоративной композиции;

Воспитательные (формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме):

● воспитание уважения к культурному наследию своего народа; привитие интереса и любви к художественному вязанию, как виду художественного творчества;

● содействие гармоничному развитию личности, совершенствованию ее духовно-нравственных качеств;

● воспитание терпения, воли, трудолюбия в достижении цели;

● воспитание стремления к самостоятельному творчеству;

● создание комфортного психологического климата в коллективе, способствующего неформальному интересу к образовательному предмету и творческому общению.

Развивающие (развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии):

● развитие интереса к народному и декоративно-прикладному искусству;

● развитие творческих способностей и стремления обучающихся к творческому познанию и самовыражению;

● развитие у обучающихся художественного образа, в том числе внимания, памяти, фантазии, воображения;

● способствовать формированию у обучающихся интереса к исследовательской деятельности;

● развитие коммуникативных качеств, обеспечивающих совместную деятельность в группе.

Существующие программы по вязанию4, в основном, направлены на профильное обучение, на обучение техническим приемам вязания и, как правило, на использование готовых узоров и выкроек (из различных журналов: «Бурда Моден», «Верена», «Сабрина», «Диана» и пр.). В этих программах недооценивается ориентация на общечеловеческие ценности и социальное воспитание обучающихся, использование национальных культурных традиций.

Отличительные особенности программы:

1.​ Содержание программы сформировано на пересечении двух направленностей – художественно-эстетической и культурологической. Сведения из области декоративно-прикладного и народного искусства, истории быта (обычаи, праздники), истории костюма органично входят в большинство разделов программы. Изучение вопросов народного искусства и традиционных художественных промыслов России позволяют расширить общий кругозор обучающихся, повысить интерес к изучаемому предмету, развить творческое воображение, фантазию обучающихся, способствуют оригинальности мышления и воплощению своего замысла в творческих изделиях.

2.​ Программа предусматривает овладения всеми видами художественного вязания (вязание спицами, вязание крючком, вязание на бытовой вязальной машине) и рассматривает художественное вязание как часть материальной и духовной культуры общества, как средство для раскрытия понятия красоты и национального своеобразия, особенностей восприятия и отражения окружающего мира, использования национальных культурных традиций.

3.​ Содержание программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и следующих основных принципах: целостности (соблюдение единства обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой); гуманизации (признания личности ребенка с ее достоинствами и недостатками, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания); интеграции (совмещение в одной программе нескольких подпрограмм, подчиненных одной цели и связанных между собой); деятельностного подхода (знания приобретаются обучающимися во время активной деятельности); возрастного и индивидуального подхода (выбор форм, методов, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей).

4.​ Программа построена на широком использовании экспедиционной деятельности (выезды в экспедиции 2-3 раза в год, согласно теме года студии).

5.​ Отличительной особенностью программы является также активное использование учебно-исследовательской деятельности для развития интереса детей, повышения мотивации к обучению. В программу введен специальный раздел «Технология учебно-исследовательской деятельности».

Возраст детей. Программа рассчитана на детей от 8 до 17 лет: 8-11 лет – первый год обучения; 12-14 – второй год обучения, 15-17 – третий год обучения.

В возрасте 8-10 лет обучающиеся уже достаточно осознанно делают выбор в предметной сфере для своего дополнительного образования. Они открыты для восприятия, но находятся в эмоциональной зависимости от педагога – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого – во многом определяет их поведение. Учитывая это, программа предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий. Яркость, красочность предлагаемых и демонстрируемых изделий вызывает высокий эмоциональный отклик у ребенка.

Важный путь познания и освоения ребенком окружающего мира, неустанная работа воображения, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству. В программе заложено использование этой особенности при выполнении простых стилизованных композиций.

Детям младшего возраста трудно сосредоточиться на однообразной и мало привлекательной для них деятельности, требующей умственного напряжения. Поэтому для более продуктивной работы применяются методы переключения внимания, что предупреждает переутомление.

Возрастная группа 12-14лет. В этот период происходит бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности детей. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я». Специфическая для подростков реакция группирования со сверстниками проявляется в повышенном интересе к общению, ориентации на выработку групповых норм и ценностей. Коллективное творческое дело объединяет и воспитывает детей. Положительный эмоциональный фон влияет на результативность. Большое значение имеет обсуждение результатов и действий, позволяющее повысить творческий уровень группы. Высокий уровень аналитического мышления и критического подхода к себе и окружающим, их психофизические показатели достаточны для участия в учебно-исследовательской работе, подготовки и защиты собственных проектов на конференциях учебно-исследовательских работ.

У обучающихся 15-17-лет уже формируются профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, утверждается самостоятельность личности. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, самосовершенствования. Занятия в коллективе помогают обучающимся в создании своего стиля в трикотаже, будь то предметы одежды, интерьера, что у многих перерастает в сознательный выбор профессии, т.о есть профессиональное самоопределение.

Наполняемость учебной группы:

1-й год занятий – 12 человек;

2-й год занятий – 10 человек;

3-й год занятий – 6-8 человек, что оптимально для проведения индивидуальной работы с детьми.

В коллектив принимаются дети, пришедшие по интересу, без конкурсного отбора, не всегда имеющие опыт и навыки вязания, обладающие какими-либо художественными способностями или просто дети, которые имеют желание заниматься по данному профилю.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 3 года обучения. Общий объем реализации программы - 504 часа: 1-й год 144 ч., 2-й год – 144ч., 3-й год – 216 ч. в неделю. При этом на втором году обучения значительное внимание уделяется учебно-исследовательской деятельности, а на третьем – самостоятельной разработке творческих коллекций из трикотажа.

Режим занятий. Занятия учебных групп художественного вязания проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с 10-15-минутными перерывами каждый час; на третьем году обучения – по 3 часа в 2 раза неделю (по подгруппам).

Формы занятий. В процессе занятий используются следующие формы проведения занятий: комбинированное учебное занятие, экскурсии (посещение музеев, выставочных залов, трикотажного производства, художественных промыслов Москвы и Подмосковья), экспедиции, занятия-праздники, мастер-классы; творческие встречи с художниками, мастерами, дизайнерами.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам обучения и делятся на: теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.

В результате первого года обучения дети будут

знать:

☺ правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами, утюгом;

☺ общие сведения по истории вязания;

☺ основные виды декоративно-прикладного искусства;

☺ основные технические приемы вязания крючком и спицами;

☺ необходимые материалы и оборудование для ручного вязания;

☺ основные этапы изучения цвета, классификацию цветов спектра (главные и промежуточные, холодные, теплые, нейтральные, пограничные, ахроматические, хроматические цвета);

☺ основные художественные промыслы Москвы и Подмосковья;

☺ основные традиционные центры художественного вязания в России (Архангельская, Псковская, Коми-Пермяцкая области, Мордовия, Ингушетия и др.);

☺ основные виды и типы орнаментов;

☺ условные обозначения и несложные схемы вязания.

уметь:

☺ подобрать необходимое оборудование и материал для работы;

☺ производить расчет петель для вывязывания несложного изделия;

☺ пользоваться схемами вязания (условные обозначения);

☺ вывязывать несложные узоры крючком и спицами;

☺ составлять орнаментальную полосу;

☺ вывязывать орнамент согласно схеме (2-3 цвета);

☺ вышивать орнамент по петлям;

☺ выполнять работу средней сложности (вязание шарфа, шапки, варежек, носков);

☺ оформить готовое вязаное изделие (кисти, помпоны, кайма и пр.);

☺ организовать и содержать в порядке свое рабочее место;

☺ отпаривать готовое трикотажное изделие;

также у обучающихся будут сформированы и закреплены личностные качества:

☺ усидчивость, терпение, аккуратность, настойчивость в достижении цели, желание добиваться хорошего результата;

☺ умение работать в коллективе;

☺ взаимопомощь.

В результате второго года обучения дети будут

знать:

☺ все виды ручного вязания (вязание спицами, крючком, длинным крюком, на вилке);

☺ основные трикотажные швы;

☺ основные законы цветоведения и колористики;

☺ основные приемы вязания трикотажных изделий по выкройке;

☺ основные художественные промыслы России (и особенно региона России согласно теме года студии);

☺ русский народный костюм различных регионов России;

☺ основные приемы декоративного оформления трикотажных изделий (карманы, воротники, манжеты, планки и пр.);

☺ орнамент народов России, основные символы и их обозначение;

☺ основные правила вязания изделия по выкройке;

уметь:

☺ вязать предметы одежды по выкройке;

☺ соединять детали изделия;

☺ полностью выполнять расчет задуманного изделия, согласно выбранному узору и пряже;

☺ проводить тепловую обработку и стирку изделий из трикотажа;

☺ вывязывать сложные рельефные и орнаментальные узоры (4-6 цветов);

☺ вести учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Получат дальнейшее развитие личностные качества:

☺ уважительное отношение к народному искусству;

☺ отзывчивость, взаимопомощь;

☺ умение адекватно реагировать на проявление зависимого поведения среди подростков;

☺ интерес к творческому познанию (учебно-исследовательская деятельность).

В результате третьего года обучения дети будут

знать:

☺ технику безопасности при работе на бытовой вязальной машине;

☺ основы вязание на бытовой вязальной машине (однофантурная типа «Северянка», «Нева», «Сильвер»; двухфантурная вязальная машина «Нева-5» с приставкой «Ладога-4», «Бразер»);

☺ основные приемы вязания на бытовой вязальной машине (прессовые переплетения, фанговые узоры, частичное вязание и пр.);

☺ особенности расчета петель для вязания на машине;

☺ особенности соединения деталей изделия на бытовой вязальной машине;

☺ основы составления орнаментального узора на перфокарте (набивка перфокарты);

☺ основные законы композиции;

уметь:

☺ вывязывать основные прессовые, плотные, ластичные, фанговые, рельефные, ажурные переплетения на бытовой вязальной машине;

☺ вывязывать различные изделия на бытовой вязальной машине;

☺ выполнять все виды трикотажных швов (вертикальные, горизонтальные, кеттельные), соединять детали изделия на бытовой вязальной машине;

☺ набивать несложные жаккардовые узоры на перфокарту;

☺ вывязывать жаккардовые узоры на машине;

☺ создавать авторские изделия (модели одежды, предметы украшения интерьера, быта и пр.),

☺ выразить свою индивидуальность в создании трикотажных изделий;

☺ оказывать практическую помощь младшим обучающимся;

Развитие личностных качеств:

☺ внимательность к окружающим и готовность прийти на помощь;

☺ умение воспринимать критику;

☺ способность к оценке своих изделий и видению перспектив своего развития.

Способы проверки результатов обучения.

В соответствии с указанной выше дифференциацией ожидаемых результатов разработана таблица основных параметров, измеряемых по 10-ти балльной системе (Приложение 1)5, помогающая наглядно представить набор основных знаний, умений и навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения программы и систему личностных качеств, которые желательно сформировать у ребенка в процессе обучения. А также на каждого ребенка заводится индивидуальная карта освоения образовательной программы (Приложение 2). Карта заполняется ежегодно – в начале и в конце учебного года.

Формы подведения итогов реализации программы. Эффективность образовательного процесса оценивается по сформированности духовно-нравственных качеств личности, высокому уровню мотивации обучающихся к художественному творчеству, по уровню развития творческих способностей, по активности участия в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, по стилю работы и профессиональному самоопределению ребенка и отслеживается в системе разнообразных форм аттестаций:

☻ входного контроля (тесты, опрос);

☻ промежуточной аттестации (мини-выставки творческих работ по пройденным темам с коллективным обсуждением и самооценкой, участие в конкурсах);

☻ итоговой аттестации – защиту учебно-исследовательских работ; участие в различного уровня выставках, конкурсах, фестивалях; проведение обучающимися мастер-классов и участие в творческих мастерских.

Дипломы и награды являются стимулирующим компонентом в процессе обучения и подвигают многих продолжить свое обучение в специализированных учреждениях: Школе художественных ремесел Студии декоративно-прикладного творчества (или других коллективах Студии), художественных школах, колледжах, факультетах вузов.

Результаты деятельности обучающихся фиксируются в удостоверения или свидетельства, которые получает ребенок после окончания курса художественного вязания ( в соответствии с Положением об аттестации обучающихся в МГДД(Ю)Т).

///


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа предусматривает последовательное с учетом усложнения технологического процесса формирование у обучающихся полного представления о предмете и возможностях его творческого осмысления. Занятия проходят в предметно-практической форме, развитие творческих способностей формируется в процессе творческих индивидуальных заданий. Основной формой организации работы является занятие, содержание которого не ограничивается только информацией, которой владеет педагог и обучающиеся. Оно включается в себя еще и опыт, которы й приобретают участники деятельности, опыт эмоциональных переживаний, опыт отношений (к людям, к ценностям), опыт взаимодействия и общения.

Занятия, большей частью, проходят в комбинированной форме: теоретические вопросы раскрываются в цикле бесед о многовековых традициях культуры и быта народа различных регионов России, лекций, показа большого иллюстративного и фото материала; подборки информации, собранной детьми и педагогами в экспедициях; просмотра работ из фонда коллектива художественного вязания; практическая часть - это знакомство с технологией вязального промысла; знакомство с основными техническими приемами вязания; проработка узоров, выработка навыков художественного вязания, чтение схем узоров и их самостоятельное вывязывание, художественная отделка изделия. Развитие ребенка идет через овладение конкретными приемами практической деятельности, то есть зачатками мастерства, включает его в качественно новые отношения с обществом. Практическая часть – это и домашние задания, но начинают выполнять их дети совместно с педагогом на занятии.

В процессе занятий очень важна доброжелательная творческая атмосфера, когда каждый может высказаться вслух, не боясь, что его засмеют или раскритикуют. Доброжелательность, заинтересованность на занятии – необходимое условие, которое должно поддерживаться и родителями. У каждого ребенка свой темп обучения, который зависит от многих причин: имел ли ребенок хоть какой-нибудь навык работы с крючком, спицами или взял инструмент в руки в первый раз; какова активность восприятия нового материала, скорость его усвоения; каков тип нервной системы ребенка: обладает ли он усидчивостью, терпением; а также отношение родителей к увлечению ребенка вязанием. Поэтому выставки первых работ обучающихся, выполненные самостоятельно первые работы, требуют обязательного одобрения, не меньше, чем работы обучающихся третьего года, мастеров своего дела. Выполненные работы постоянно анализируются, разбираются ошибки и удачи каждого члена коллектива, а на первых порах, хвалить надо чуть больше, чем того заслуживает обучающийся.

Освоение ребенком практических навыков вязания, разделов «Технические приемы вязания крючком, спицами, на бытовой вязальной машине» создает базовую основу для создания творческих работ высокого уровня.

В программу отдельно включен раздел «Экспедиции». Вся деятельность студии декоративно-прикладного творчества построена на изучении народного искусства и художественных промыслов различных регионов России. Ежегодно, 2-3 раза в год, согласно теме года обучающиеся студии декоративно-прикладного творчества выезжают в экспедиции7 для сбора материала по народному и декоративно-прикладному искусству того или иного региона страны. В экспедициях непосредственно знакомимся с художественными промыслами; работаем с музейными фондами; делаем зарисовки архитектурных и природных памятников; собираем материал по народному орнаменту, народному костюму; встречаемся с мастерами и художниками. На основе материалов экспедиции разрабатываются и выполняются творческие работы, которые составляют выставочный фонд Студии декоративно-прикладного творчества. Например, по теме года «Декоративно-прикладное и народное искусства Центральных областей России» (2005-2007 уч. гг.) были проведены экспедиции во Владимирскую обл. (Владимир, Суздаль, Гусь-Хрустальный, Мстера); Тулу; Ивановскую обл. (Иваново, Пучеж, Южа, Пестяки, Шуя, Палех); Калужскую обл. (Калуга, Козельск, Перемышль, Боровск, Протва, Жуков), Смоленскую обл. (Смоленск, Талашкино, Пржевальск); Рязанскую обл. (Рязань, Константиново, Михайлов, Кадом, Скопин); Орел.

Экспедиция – это и своеобразная проверка деятельности педагога, где хорошо видны результаты воспитательной работы. В экспедиции убеждаешься, что учить надо так, чтобы у ребенка возникло желание к самообразованию, самостоятельному добыванию знаний, материла для творческой работы.

Огромное значение для развития личности приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими обучающимися в группе и в коллективе в целом. В программе это учитывается через осуществление коллективных выходов в экспедиции, музеи, театры, осуществление коллективных творческих работ (проектов). Развивается чувство ответственности, сопричастность общему делу.

Большое значение в программе уделено разделу «Декоративно-прикладное и народное искусство». Народное искусство – это не отдельная художественная вещь, сказка, песня, - это мир человеческих отношений: «отношений человека с природой, человека с человеком, с историей своего народа, с миром»8. И здесь возможны различные методы подачи материала: беседы, диалоги, сказки, игры, важно, «заставить» говорить среду бытования, суметь услышать, что хотел сказать мастер тому, кому предназначалась та или иная вещь… Без назиданий учим различать художественные особенности вещей разных промыслов, сравнивать, узнавать. Создаем условия для эстетических переживаний красоты родной природы, которая является вечным источником творчества (игра «Опознание вещи», конкурс – «Разобрать вещи по промыслам», путешествия по местам народных промыслов при помощи слайд-шоу, фото экспедиций, собранных и составленных педагогом, DVD-фильм «Художественные промыслы России».

В работе над выставочными изделиями можно выделить три основных этапа:

- создание эскиза будущих изделий;

- использование традиционного орнамента в украшении изделия; составлении орнаментального узора;

- выполнение изделия в материале.9 Этапы равнозначны в создании итоговой творческой работы – создание коллекции трикотажных изделий (одежды, для украшения интерьера и др.).

Для реализации данной программы используются следующие принципы обучения:

▪ наглядность;

▪ единство воспитательной и образовательной целей (не только познание, но и воспитание нравственных и эстетических чувств);

▪ активность и самостоятельность;

▪ прочное усвоение знаний, умений и навыков;

▪ доступность;

▪ систематичность и последовательность;

▪ учет индивидуальных способностей ребенка.

Используемые на занятиях методы обучения:

☼ иллюстративно-рецептивный (беседы, ознакомление детей с литературой по декоративно-прикладному искусству, изделиями народных художественных промыслов, небольшие лекции по отдельным темам);

☼ репродуктивный (копирование элементов традиционного орнамента, выполнение отдельных элементов изделия по образцу (образцы вязки);

☼ групповой (разработка творческих коллективных работ – одного изделия или коллекции изделий по заданной теме);

☼ исследовательский (подготовка и разработка индивидуальных проектов с последующей защитой на конференции учебно-исследовательских работ)

позволят сформировать интерес обучающихся к народной художественной культуре, развить навыки самостоятельной поисковой и творческой деятельности в создании изделий из трикотажа.

Дидактический материал к программе:

Для успешной реализации программы автором и педагогом по машинному вязанию разработаны наглядные и дидактические пособия:

Скворцова И.Н.

Узорное вязание. Методическое пособие. - МГДД(Ю)Т, 2001г.;

● Разработка коллекции трикотажных изделий для украшения интерьера по теме «Русский Север»;

● Орнамент художественных изделий народов Севера Сибири;

● Альбом образцов ручного вязания спицами;

● Альбом образцов ручного вязания крючком;

● Художественные промыслы Ленинградской области;

● Разработка коллекции трикотажных изделий по мотивам вышивки Тамбовской области;

● Альбом образцов вязания на однофантурной вязальной машине;

Муранова Н.Н.

● Альбом «Изготовление мелковязаных изделий на бытовой вязальной машине с применением ЧВ».

●Использование традиционного орнамента Сапожковского ткачества в современном трикотаже: Методическое пособие;

● Использование орнамента вышивки русского севера в трикотаже для украшения современного интерьера.

● Альбом образцов вязания на двухфантурной машине.

Кадровое обеспечение программы.

Педагог дополнительного образования, владеющий многообразием техник, приемов ручного и машинного вязания, хорошо ориентирующийся в традиционном народном и декоративно-прикладном искусстве, знающий основы трикотажного производства, постоянно повышающий свой уровень профессионального мастерства.

Материально-техническое оснащение программы:

Оборудование:

☼ хорошо проветриваемо, светлое помещение с установленными стационарно бытовыми вязальными машинами и индивидуальным освещением к ним;

☼ бытовые вязальные машины для каждого обучающегося (из низ половина - двухфантурные) и дополнительные наборы игл и деккеров к ним;

☼ швейная машина;

☼ оверлок – для обработки трикотажа;

☼ кетлевальная машина;

☼ утюг с отпаривателем;

☼ гладильная доска;

☼ ручная мотальная машинка;

☼ шкафы для готовых изделий;

☼ шкафы-витрины для мини-выставок;

☼ столы и стулья;

☼ шкафы для инструментов и материалов.

Материалы и инструменты:

☼ пряжа шерстяная, полушерстяная, хлопчатобумажная для ручного и машинного вязания;

☼ спицы прямые, круговые, наборы из 5 спиц (по 4-5 штук каждого номера);

☼ крючки короткие и длинные (по 5 штук каждого номера);

☼ иглы штопальные;

☼ гуашь - зарисовки орнамента, разработка эскизов;

☼ простые карандаши;

☼ миллиметровая бумага;

☼ ластики;

☼ калька;

☼ наборы для набивки перфокарт.

СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ

для обучающихся

1.​ Вяжите сами./ Под ред. Величкиной Е., Колосовой Р.- М.: ФАБР, 1993.

2.​ Гирич В.П. 1000 узоров вязания крючком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.

3.​ Кибалова Л., Гербенева Л., Ламарова. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага: Артия, 1988.

4.​ Поверина Г. Узорные рукавички.-М.: Культура и традиции, 2006.

5.​ Русский народный костюм. Государственный исторический музей. - М.: Советская Россия, 1989.

6.​ Узорное вязание (из коллекции музея). /Авт.-сост. Н.Лютикова. Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народных искусств «Малые Карелы». - Архангельск, 2000.

7.​ Народные художественные промыслы. Энциклопедия. – М., 2000.

для педагога

1.​ Астраханцева С.В., Рукавица В.Ю., Шушпанова А.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

2.​ Белашова М.Я., Жучкова Т.Н. Вязание на машинах. - Минск: Полымя, 1994.

3.​ Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. - М., АРКТИ, 2005.

4.​ Вассерман О. Из клубка ниток. - М., Экономика, 1964.

5.​ Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: Учебно-метод. пос. / Под ред. Т.Я.Щпикаловой, Г.А.Поровской. - М., 2000

6.​ Вольфганг Брун, Микс Тильне, История костюма от древности до нашего времени. - М.: ЭКСМО, 1995.

7.​ Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. - М.: Культура и традиции, 2003.

8.​ Исследовательская работа школьников. №№1-2, 2005.

9.​ Лихачев Д.С. Прошлое – будущему. - Л., 1985.

10.​ Маврина Т.А. Пути-дороги. - Л.: Художник РСФСР, 1980.

11.​ Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Том 1-3 .- М.: Российская академия моды, 1996.

12.​ Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М.: Просвещение, 1983.

13.​ Народные художественные промыслы /Под общ. ред. О.С.Поповой. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

14.​ Народные мастера. Традиции, школы. /Под ред. М.А. Некрасовой. - М.: Изобразительное искусство, 1985.

15.​ Народное искусство. Исследования и материалы. Государственный Русский музей. Сборник статей. Сост. И.Я.Богуславская. – М., 1999.

16.​ Народные художественные промыслы и современная культура: Сб. ст. НИИ ХП/ Под ред.Н.В. Черкасовой. - М.: Просвещение, 1980.

17.​ Полунина В.Н. Одолень-трава. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. - М., 1989.

18.​ Проблемы народного искусства- М.: Изобразительное искусство, 1982.

19.​ Пучкова Л.С. Кружок вязания на спицах. - М.: Просвещение, 1988.

20.​ Разина Т.М. Прикладное искусство в русской культуре XVIII-XIXвв. - М.: Изд-во МГУ, 2003г.

21.​ Светлова Л.П. Азбука орнамента. - М.: ГНОМиД, 1998.

22.​ Соснина Н., Шагина И. Русский традиционный костюм: иллюстрированная энциклопедия. – СПб.: Искусство-СПБ., 1998.

23.​ Творческие проблемы современных народных художественных промыслов// Сост.И.Я. Богуславская. - Л.: Лениздат, 1981.

24.​ Шерстяные солнышки. Сост. Т. Сысоева. - Каргополь, 2005.

25.​ Шевчук Л. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985.

Категория: Программы по декоративно-прикладному творчеству | Добавил: defaultNick | Теги: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЯЗАНИЕ
Просмотров: 3678 | Загрузок: 427 | Рейтинг: 3.0/2