Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы по декоративно-прикладному творчеству

«ГОБЕЛЕН»
[ · Скачать удаленно (174 КБ) ] 08.02.2013, 23:23

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«ГОБЕЛЕН»
Автор – Молчановская Е.В. Педагог, реализующий программу – Молчановская Е.В.
Уровень программы – 1
Цель программы – обучение основам искусства изготовления гобелена, развитие интереса к народ-ному творчеству.
Срок реализации – 2 года. Возраст обучающихся – 7-15 лет
Количество часов по годам обучения – 1 вариант - 36 часов; 2 вариант - 144 часа.
Недельная нагрузка и режим занятий – 1 вариант: 1 час (1 раз в неделю 1 час)
2 вариант - 4 часа (2 раза в неделю по 2 часа).




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа реализуется в Центре художественного образования МГДД(Ю)Т в соответствии с организационно-методологической программой Центра «Наша Земля – наше наследие», имеет художественно-эстетическую направленность.

Программа обобщает многолетний опыт работы педагогов студии декоративно–прикладного творчества.

Гобелен – это текстильная картина, выполненная гладким или ворсовым переплетением, имеющая традиционную форму прямоугольника и выполняемая в технике паласного переплетения, иногда в сочетании с ворсом, сумахом, ажурным переплетением. Гобелены берут свое начало от настенных гладких ковров-шпалер, которые появились в Европе во времена крестовых походов. Одна из первых шпалерных мануфактур в Париже заняла помещение мастерской красильщиков по фамилии Гобелен, и это имя распространилось на вырабатываемые ею шпалеры. Огромное влияние на художников-гобеленистов 20 века оказало творчество француза Жана Люрса. Он разработал новый оригинальный символический язык, взяв за основу средневековую технику ткачества гобеленов. Для современного гобелена характерна яркость и декоративность цвета, условность изображения.

Гобелены несут в себе вековые традиции художественной культуры, воплощенные в передающихся из поколения в поколение образах, символах, цветовых сочетаниях. Передавая сегодняшним детям наивные (с высоты 21 века) секреты древней техники, педагог формирует эстетическую отзывчивость на прекрасное в декоративно-прикладном искусстве. Программа включает в себя изучение и овладение техникой гобелена; общие сведения о декоративной композиции, способы цветового колористического решения изделия. Дети учатся видеть в старинных и, может быть, запутанных ковровых рисунках целые рассказы о жизни людей, учатся отличать особенности ковров разных районов России, Кавказа, Средней Азии. Программа включает в себя изучение и освоение двух основных видов гобеленов: гладких и ворсовых.

Актуальность и педагогическая целесообразность

Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению искусства гобелена. Никакие достижения цивилизации не могут заглушить потребность в творчестве, удивление ребенка перед возможностью создания высокохудожественных изделий своими руками по собственным эскизам. В настоящее время наблюдается подъем интереса к гобелену. Регулярно проводятся выставки, издается большое количество литературы, как по технике исполнения изделий, так и по истории этого вида рукоделия.

В программе в виде эксперимента применяются новые материалы: синтетические волокна, нетканые материалы. Применение подобных материалов привносит неожиданный эффект в готовые изделия. Такой экспериментально-творческий подход вносит новизну в данную программу.

Отличительные особенности программы

В данной образовательной программе использованы некоторые материалы типовых программ, но они творчески переработаны и имеют существенные отличия: в типовой программе «Ручное ткачество»1 материал по искусству гобелена был изложен только в отдельном разделе и не охватывал всех аспектов, представленных в данной образовательной программе; приемы ткания гобелена частично взяты из типовой программы «Ручное ковроделие»2, но дополнены авторскими разработками. Отличие настоящей программы от программ близкого профиля заключается в том, что программа не ограничивается постановкой одной узкопрактической задачи обучения технике гобелена. В ней решается одновременно целый комплекс задач: создание авторского эскиза, обогащенного разными вариантами колорирования; использование большого количества разнообразных техник, например, ткацких узлов, что позволяет по одному эскизу выполнять несколько вариантов гобеленов.

Особенностью данной образовательной программы является возвращение к принципам средневекового ткачества: невысокой плотности, ограниченной цветовой гамме, монументальности и декоративности композиции, выразительному языку символов. Своеобразием программы также можно считать соединение средневековых канонов с технологическими возможностями новых материалов.

Цель программы: обучение основам искусства изготовления гобелена, развитие интереса к народному творчеству.

Задачи

обучающие:

■​ ознакомить с историей изготовления гобеленов;

■​ дать основы знаний по изготовлению гобеленов;

■​ дать знания по технологии использования наиболее выразительных и интересных узлов для выполнения гобеленов;

■​ сформировать представления о декоративной, плоскостной композиции для гобеленов;

■​ дать знания по анализу готового изделия на основе законов композиции и цветоведения;

развивающие:

■​ развить интерес к народному творчеству;

■​ сформировать художественный вкус;

■​ развить мелкую моторику рук;

■​ развить умения и навыки самостоятельного выполнения и оформления гобеленов;

■​ развить коммуникативные навыки;

воспитательные:

■​ создать комфортную психологическую атмосферу для занятий гобеленом в коллективе;

■​ воспитать усидчивость, трудолюбие, способность доводить начатую работу до конца;

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Количество часов в год -1 год обучения – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа) и 36 часов (по просьбе родителей, в связи с повышенной загруженностью детей в школе - 1 раз в неделю по 1 часу - по отдельному УТП).

2 год обучения – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа) и 36 часов - 1 раз в неделю по 1 часу по отдельному УТП.

Возраст детей: от 7 до 15 лет: 7-10 лет - первый год обучения; 10-15 лет - второй год обучения.

Количество обучающихся в группах первого года обучения-12 чел.

Количество обучающихся на втором году-10 чел.

Формы и режим занятий

В процессе обучения используются следующие формы занятий: беседы, практические и теоретические занятия в учебном классе, зарисовки на природе, экскурсии.

Занятие, как правило, имеет следующую структуру:

■​ краткое повторение пройденного материала;

■​ изучение новой темы, работа с литературой;

■​ практическая часть по исполнению гобеленов;

■​ просмотр работ, обсуждение результатов занятия, подведение итогов;

■​ уборка помещения.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Обучающиеся к концу первого года обучения будут

знать:

■​ историю шпалер и гобеленов;

■​ основные виды узлов;

■​ основные виды волокон, используемых в ткачестве;

уметь:

■​ выполнять основные приемы переплетений, применяемых при создании гобеленов;

■​ оформлять собственную выставочную работу;

■​ подбирать эскиз для гобелена;

■​ самостоятельно доводить начатую работу до конца;

■​ позитивно взаимодействовать в процессе изготовления того или иного изделия.

В результате второго года обучения дети будут

знать:

■​ историческую специфику техник гобелена;

■​ современных мастеров гобелена;

■​ наиболее известные гобелены в музеях мира;

■​ виды и свойства ниток;

■​ свойства натуральных и синтетических материалов, пригодных для гобелена;

■​ основы композиции;

уметь:

■​ колорировать авторский эскиз;

■​ применять наиболее подходящие приемы ткачества для своего эскиза;

■​ подобрать подходящие виды узлов для более выразительного отражения художественного замысла;

■​ выстроить грамотную, гармоничную композицию в цвете;

■​ выполнить технический рисунок;

■​ самостоятельно изготовить гобелен;

■​ слаженно работать в коллективе;

■​ оказывать теоретическую и практическую помощь друг другу.

///


Техническое оснащение программы

Для успешной реализации программы необходимы такие условия:

соответствующее помещение, освещение каждого рабочего места;

нитки льняные разных оттенков для основы;

шерстяные разных оттенков для утка;

бумага (ватман);

цветная бумага;

клей-карандаш;

кисти искусственные, колонок №2,№5, №10;

краски, гуашь;

линейка металлическая метровая;

циркуль;

деревянные рамы по 50/60 см, по 60/80;

ножницы.

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

для педагогов:

1.​ Бирюкова Н.Ю. Западноевропейские шпалеры в Эрмитаже. 15-начало 16 в. - Прага-Л., 1965.

2.​ Бирюкова Н.Ю. Французские шпалеры 15-18 века в собрании Эрмитажа.- Л., 1974.

3.​ Дворкина И. Гобелен за десять вечеров.- М., 2006.

4.​ Западноевропейские шпалеры 14-18 вв. Эрмитаж. - М., 1956.

5.​ Искусство ансамбля.- М., 1988.

6.​ Кибалова Л. Гобелены. Ковры.- Прага, 1980.

7.​ Ковры и гобелены в собрании Государственного Исторического музея. Альбом. – М., 1986.

8.​ Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий.- М., 1981.

9.​ Кума Х. Мари Адамсон. - М., 1991.

10.​ Миронова Л.Н. Цветоведение. - Минск, 1984.

11.​ Неймышева Л.Г. Декоративно-прикладное искусство Латвийской ССР.- М., 1990.

12.​ Пинкус С. Юозас Бальчиконас.- М., 1974.

13.​ Прокофьев В.Н. Шесть веков французской шпалеры.- М., 1995.

для обучающихся:

1.​ Русские шпалеры. Петербургская шпалерная мануфактура. Альбом.- Л., 1975.

2.​ Савицкая В.И. Превращения шпалеры. - М., 1995.

3.​ Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве.- Киев, 1988.

4.​ Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей.- М.-Л., 1934.

5.​ Соколова М.С. Художественная роспись по дереву.- М., 2002.

6.​ Стриженова Т., Гиви Кандарели. Гобелен. Альбом.- М.,1981.

7.​ Стриженова Т., Рудольф Хеймрат. Гобелен. Альбом. - М., 1984.

1 Ручное ткачество. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта. Под общ. – М.: Просвещение, 1986. - С.12.
2 Там же, С. 18.
3 Ковры и гобелены в собрании Государственного Исторического музея. Альбом. – М., 1986. Стриженова Т., Гиви Кандарели. Гобелен. Альбом.- М.,1981. Стриженова Т., Рудольф Хеймрат. Гобелен. Альбом. - М., 1984.
Категория: Программы по декоративно-прикладному творчеству | Добавил: defaultNick | Теги: гобелен
Просмотров: 2920 | Загрузок: 389 | Рейтинг: 0.0/0