Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы тетра юных москвичей

«ВОКАЛ В ДЕТСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ»
[ · Скачать удаленно (79 КБ) ] 09.02.2013, 00:27

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«ВОКАЛ В ДЕТСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ»
Автор – Орлова Е.В. Педагог, реализующий программу – Орлова Е.В.
Уровень программы – 3
Цель программы – обучение основам вокального искусства, формирование и укрепление детского певческого голоса через сольное пение и пение в малой группе.
Срок реализации – 4 года. Возраст обучающихся – 10-18 лет
Количество часов по годам обучения – 36 часов
Недельная нагрузка и режим занятий – 1 час - индивидуально-групповые (1 раз в неделю 1 час).


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа реализуется в Центре художественного образования МГДД(Ю)Т в соответствии с организационно-методологической программой Центра «Наша Земля – наше наследие», имеет художественно-эстетическую направленность. Программа разработана и модифицирована на основе программ: Карасевой Е.В.1 и Ждановой Р.А.2

Актуальность программы заключается в необходимости развития голоса будущих артистов и начального вокального образования в студии Театра Юных Москвичей, т.к. в современных театральных постановках используются вокальные произведения разных жанров. Поэтому возникает необходимость обучения актерскому исполнению вокальных номеров в спектаклях, отличающемуся от классического вокального исполнения, и основам вокальной техники и развития вокального голоса.

Пение – процесс естественный, как речь человека, но этому нужно учиться. Насаждение низкопробной эстрадной культуры требует от педагога по вокалу в детском театральном коллективе работы по воспитанию грамотного слушателя и исполнителя вокальных произведений. Педагог должен помочь обучающимся сориентироваться в многообразии музыкальных явлений. Важно привить чувство гордости за свою отечественную музыкальную культуру, передать ощущение ее самобытности и неповторимости. С учетом индивидуальных возможностей и способностей обучающихся возможно систематическое развитие навыков интонирования. Надо познакомить обучающихся с культурой пения, добиться того, чтобы дети пели свободно, полетным звуком, без напряжения, точно фокусируя звуки, способствующие тембрально яркому звучанию. Управление процессом развития детского голоса, учитывая его естественную природу, а также использование принципа звукоподражания, открывает у каждого ребенка способность к чистому интонированию.

Обучение пению затрагивает и психологическую сторону. Необходимо учитывать, что в театральную студию отбор детей производится в основном по наличию у них актерских способностей и зачастую вокальные данные очень низкие. При опросе обучающихся выяснялось неоднократно, что многие до студии вообще не пели, пели очень мало, либо их желание петь и само исполнение не принималось друзьями или близкими. В связи с этим на занятиях со многими детьми важно установить, прежде всего, эмоциональный положительный контакт и достаточно много времени потратить на снятие психологического барьера, зажатости и напряжения при пении.

Современные средства позволяют многие музыкальные моменты в театральных постановках исполнять под фонограмму. Поэтому, после того как педагог даст знания в области вокального искусства, необходимо научить работе с микрофонами, акустическими мониторами. В задачи педагога входит также выработка хорошего вкуса к восприятию фонограммы, инструментовки или аранжировки.

Вокальное искусство является самым древним видом человеческого музицирования. Вокал - от worce, voise - голос. Пение - мысль и чувства, выраженные звуками. В античности вокал и музыкальное искусство являлись обязательным условием успешности, необходимым образованному человеку. В наше время интерес к овладению навыками вокального искусства стал возрастать. Для многих обучающихся, поступивших в студию, овладение голосом является мощным сдвигом в собственном развитии, избавлением от детских комплексов, открытием внутренних возможностей, шагом к самоутверждению, раскрепощению и самовыражению.

Педагогическая целесообразность программы, заключается в том, что развитие вокально-театральной культуры ребенка поможет ему открыть для себя искусство выражения мысли, театрального образа через пение. Педагог должен подвести обучающихся к этому, соединяя теоретический материал с определенно выстроенными практическими занятиями. Использование в системе обучения теоретических знаний в области физиологии звукообразования поможет правильному формированию исполнительских умений. Расширение кругозора юных артистов в области музыкальной культуры театра и кино, знакомство с творческим наследием выдающихся композиторов-песенников, творчеством певцов, актеров позволят прийти к самостоятельному открытию воздействия искусства вокала на слушателей.

Особенностью программы является использование комплексной методики освоения обучающимися различных форм работы с массовой аудиторией; соединение навыков актерского пения с техникой речи и элементами актерского мастерства.


Цель: Обучение основам вокальной техники и развитие певческого голоса для актерского воплощения в театре.


Задачи программы

Обучающие:

-познакомить с историей развития музыки театра и кино;

-познакомить с тенденциями развития современного музыкального искусства и применения их в практике театрального искусства;

-обучить основам вокальной техники: певческому дыханию, чёткой артикуляции и дикции, ведению вокальной линии, эмоционально-образной окраске голоса;

-обучить правилам самостоятельной работы над произведением и грамотного анализа музыкального произведения.

Развивающие:

-развить внимание, музыкальную память, вокальное мышление, фантазию и воображение;

-развить ассоциативное, образное и логическое мышление;

-сформировать вокальную культуру;

-сформировать навыки вокальной техники: певческое дыхание, чёткую артикуляцию и дикцию, прочную вокальную линию, эмоционально-образную окраску голоса;

-сформировать коммуникативные навыки;

Воспитательные:

-воспитать патриотические чувства к родной музыкальной культуре;

-воспитать трудолюбие;

-воспитать любовь к пению, его чистоте, поэтичности, выразительности;

-воспитать потребность помощи старших младшим в группах при освоении материала, при подготовке произведения и при непосредственном участии в спектаклях.

Возраст обучающихся. Программа рассчитана на детей от 10 до 18 лет. Программа разработана с учетом возрастных особенностей развития детского голоса.

Срок реализации программы - 4 года. Количество учебных часов – 36 часов в год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.


Формы занятий.

- групповое учебное занятие - основная форма обучения.

- индивидуально-групповые формы занятия - с солистами, дуэтом, трио, квартетом, квинтетом, хором.

- прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей выступлений профессиональных певцов и детских вокальных коллективов (с цифровых носителей обучающихся и педагога),

- участие в мероприятиях Дворца и Центра художественного образования, фестивалях и конкурсах.

Занятия обычно проводятся в аудитории, а также - с целью углубленного изучения искусства театрального вокала - на сцене театрального зала с использованием технических средств (микрофон, фонограмма и др.).

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

После 1 года обучения дети будут:

знать:

-какую роль музыкальное искусство играет в эмоциональном оформлении спектакля;

- как влияют друг на друга и обогащают друг друга различные виды искусства;

- многообразие музыкальных жанров;

- правильную постановку корпуса при звукоизвлечении;

- правила звуковедения;

- строение голосового аппарата и правила фонации.

уметь:

-проводить дыхательную гимнастику для разогрева мышц, участвующих в певческом процессе;

-выполнять дикционные упражнения для установки гласных и согласных;

-правильно сохранять певческую осанку во время звукообразования.

-подражать услышанному образцу;

- петь в унисон с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.


После 2 года обучения дети будут:

знать:

- творчество зарубежных и русских композиторов XVIII -XIX вв.

- правила гигиены голоса;

- особенности вокальной линии в произведении;

- основные приемы исполнительского мастерства;

уметь:

- управлять собственным дыханием и голосом;

- правильно исполнять вокальную линию в произведении;

- исполнять песню в академической манере в одном из жанров: песню из кинофильма (мультфильма); арию из мюзикла или оперетты, классический романс.

После 3 года обучения дети будут:

знать:

- историю развития музыкального искусства театра, кино;

- особенности исполнения песен в разных манерах;

- разные жанры песенного творчества.

уметь:

- исполнять музыкальное произведение «а капелла»;

- исполнять арию из мюзикла или оперетты, классический романс;

- самостоятельно готовить музыкальное произведение к исполнению.


После 4 года обучения дети будут:

знать:

- тенденции развития современной музыки для театральных постановок;

- различные направления музыкального искусства в театре и кино;

- особенности исполнения песни бэк-вокалом;

уметь:

- исполнять вокальное произведение для спектакля, соблюдая чистоту интонации и в соответствии с ритмическим рисунком аккомпанемента («живое сопровождение», «техническое сопровождение»);

- исполнять музыкальное произведение многоголосно в группе, самостоятельно подбирать голоса для исполнения и украшения мелодии;

- исполнять бэк-вокал в произведении при наличии солиста;

-работать над выразительностью исполнения музыкального произведения и выбирать гармоничные движения для исполнения.

///

 Методическое обеспечение.

При проведении занятий используются следующие дидактические материалы.

- методическая литература с подбором дикционных упражнений3;

- методическая литература с подбором дыхательных упражнений4;

- методическая литература с подбором вокальных упражнений5;

- репертуарные сборники для вокалистов (народного певца, актера театра и кино,

классического вокалиста: Неждановой, Шаляпина, Лемешева, Виноградова, Шульженко, Утесова, Синявской, Обуховой, Образцовой, Миронова и др.);

-фонотека классической и современной музыки: см. список репертуара;

- фонотека русских вокалистов XIX-XXI вв.: Шаляпин, Лемешев, Втиноградов, Лещенко, Обухова, Нежданова, Синявская, Образцова, Варгузова, Амадий, Градский, Долина и др.


Приемы и методы.

Ключевым для развития подросткового голоса является его мутация. Это позволяет разделить эволюцию подросткового голоса на три периода: предмутационный (10-13 лет); мутационный (13-15 лет); послемутационный (16-18 лет). Для каждого из этих периодов характерны особые черты, которые влияют на содержание данной программы и методику её реализации.

Методика обучения предполагает непосредственную связь теории с выполнением практических заданий, а также эмоциональность в подаче теоретического материала со стороны педагога и доступность подачи его для понимания обучающимися.

Важным условием успешного выполнения программы является создание и организация комфортной творческой атмосферы на занятиях, что способствует созданию обстановки сотрудничества между педагогом и обучающимися.

При реализации программы используются следующие методы обучения: наглядно-слуховой; наглядно-зрительный; репродуктивный; «концентрический» (по методике М.И. Глинки); фонетический.

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической, народной и эстрадно-джазовой манеры пения.


Техническое оснащение программы.

Для эффективного процесса обучения требуются:

- учебный класс с соответствующей мебелью;

- сцена театрального зала со звуковым оснащением (микрофоны, магнитофон, звукоусилитель и т.п.);

- музыкальный инструмент (пианино, синтезатор), усилители с флеш-входом.

- шкаф для хранения учебно-дидактических пособий и необходимой литературы;

- аудио и видеотехника, ноутбук.


Примерный репертуар.

1 год обучения.

Русские народные песни: «Дрема», «Журавель», «Как на тоненький лужок», «Ходила младешенька», «Со вьюном я хожу».

Чешские народные песни: «Испекла лепешки», «Мой конек», «Потеряла поясочек», «Алый платочек», «Три синички танцевали».

Бах «За рекою старый дом»,

Бетховен «Сурок», «Малиновка».

Кюи, стихи Плещеева «Осень».

Калинников «Мишка», «Киска».

Чайковский. Хор мальчиков из оперы «Пиковая дама».

Русские народные прибаутки «Скок-поскок», «Барашеньки», «Андрей-воробей».

Островский «До, ре, ми...»

Роджерс «Звуки музыки».

Славкин «Баба Яга»

Паулс «Колыбельная».

Немецкая народная песня в обработке И.Брамса «Спящая красавица».

Гайдн «Мы дружим с музыкой».

Лядов, слова народные «Окликание дождя».

Красев. Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха».

Лядов. Две колыбельные.

Украинская народная песня «Веснянка».

Современные популярные и детские песни.


2 год обучения.

Русские народные песни: «У меня ль во садочке», «В сыром бору тропина».

Украинская народная песня «Ой, бежит ручьем вода».

Немецкая народная песня «Наш оркестр».

Латышская народная песня «Где ты был так долго?»

Каноны в обработке Литовко «Тик-так», «Солнышко», «Во поле береза стояла».

Моцарт «Детские игры».

Шуберт «Полевая розочка».

Брамс «Петрушка».

Григ «Детская песенка».

Глинка «Ты, соловушка, умолкни».

Чайковский, ст. Плещеева: «Колыбельная песнь в бурю», «Мой садик», «Бабушка и внучек», «Осень».

Чайковский, ст. Майкова «Колыбельная песнь».

Чайковский, сл. Александровой «Старинная французская песенка».

Кюи «Май», «Майский день».

Кюи, ст. Баратынского «Зима».

Аренский, ст. Майкова «Спи, дитя мое, усни».

Аренский, ст. Жуковского «Птичка летает».

Варламов, ст. Лермонтова «Горные вершины».

Ребиков «Моя ласточка сизокрылая».

Гречанинов «Подснежник», «Колыбельная».

Шуберт. Колыбельная песня.

Регер. Колыбельная.

Неаполитанская народная песня. Колыбельная.

Современные популярные и детские песни.


3 год обучения.

Одноголосие.

Алябьев, ст. Пушкина «Зимняя дорога».

Гурилев, ст. Сельского «Улетела пташечка».

Варламов, ст. Фета «На заре ты ее не буди».

Варламов, ст. Мерзлякова «Для чего летишь, соловушка».

Варламов, ст. Грекова «Где ты, звездочка?».

Булахов, ст. Толстого «Колокольчики мои».

Глинка, ст. Кукольника «Жаворонок».

Римский-Корсаков «Песня Леля из оперы «Снегурочка».

Гречанинов, ст. Толстого «Острою секирою».

Гречанинов, сл. народные «Колыбельная».

Шуберт «Музыкальный момент».

Шуман «Вечерняя звезда».

Отрывки из мюзиклов («Ромео и Джульетта», В.Семенова «Том Сойер»).

Современные популярные песни.

Двухголосие.

Эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент».

Украинская народная песня «Галя по садочку гуляла».

Латышская народная песня «Где ты был так долго?»

Русские народные песни: «Пойду ль я выйду ль я», «Заинька», «Не летай, соловей».

Сибирская народная песня «Про козла».

Аракишвили «Грузинская песня».

Тома «Вечерняя песня».

Моцарт «Тоска по весне».

Паулс «Колыбельная».

Белорусская народная песня «Дудочка-дуда».


4 год обучения.

Одноголосие.

Балакирев, ст. Толстого «Не пенится море».

Бетховен «Хвала природе».

Гурилев, ст. Любецкого «Домик-крошечка».

Гурилев, ст. Макарова «Колокольчик».

Варламов, ст. Лермонтова «Белеет парус одинокий».

Варламов, ст. Лермонтова «Горные вершины».

Глинка «Песня Вани из оперы «Иван Сусанин».

Балакирев, ст. Толстого «Не пенится море».

Даргомыжский, ст. Лажечникова «Летал соловьюшка».

Шуберт «Форель».

Отрывки из мюзиклов (А.Рыбников «Юнона и Авось», «Нотердам де Пари» и др.)

Современные популярные и детские песни.

Репертуар из постановочного спектакля.

Двухголосие.

Латышская народная песня «Где ты был так долго?»

Русская народная песня «Не летай, соловей».

Бетховен «Походная песня».

Немецкая народная песня «Возвращение птиц».

Кюи «Времена года».

Брамс «Колыбельная».

Бах «Ария».

Американская народная песня «Маленький Джо».

Польская народная песня «Вы, не прячьтесь музыканты».

Произведения без сопровождения (a capella)

Русские народные песни: «Сизый голубочек», «Ай, во поле липенька», «Я пойду ль да, молоденька», «Посею лебеду на берегу», «Как у нас было на улице».


СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ

для педагогов:

    Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983.

    Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983.

    Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. - М., 1975.

    Виардо П. Упражнения и вокализы. - М.: Музыка, 1994.

    Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. - М.: Музыка, 1985.

    Гинзбург. Вершины вокальной лирики. Вып. 1. - М.: Аст, 2001.

    Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. - Ростов, 2007.

    Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2003.

    Лещеня Т. Русская вокальная музыка. – М.: Аст, 2005.

    Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. - М.: Музыка, 1982.

    Милькович Е. Систематизированный вокально-педагогический репертуар.- М., 2005.

    Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса. - Л.: Музыка, 1976.

    Пекерская Е.М. Вокальный букварь. - М., 1996.

    Полякова Т.Н. Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами театра. – М., 2006.

    Стулова Г.П. О певческом дыхании в детском хоре. – М., 1974.

    Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М., 1992.

    Тараканов И. Сюжетные лейтмотивы в оперном жанре. - М.: РНБ, 2004.

    Шляхова А. Искусство пения. Практические советы вокалистам.- М.: Голос-Пресс, 2007.


для обучающихся:

    Андгуладзе Н. Homo cantor: Очерки вокального искусства. – М.: Аграф, 2003.

    Дейрие Б., Лемери Д., Сэдлер М. История музыки в картинках. - М., 2000.

    Исаева И. О. Эстрадное пение. - М.: Аст, 2007.

    Риггз С.Пойте как звезды. - М., 2007.

    Словарик музыкальных терминов. - М., 2005.

    Эпштейн Е. Разговоры за кулисами с Евгением Эпштейном.- М., 2001.


1 Образовательная программа дополнительного образования детей. Ансамбль народной песни «Купавушка». Прил. к журналу» «Дополнительное образование и воспитание». – М., 2011. - № 2.

2Жданова Р.А. Образовательная программа «Сольное пение» //Образовательные программы дополнительного образования детей/К 70-летию МГДД(Ю)Т. Вып. 3. - М., 2006. – С. 72-111.


3 Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре. – М., 1985. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М., 2003.

4 Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса. – Л., 1976. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., 1992. Стулова Г.П. О певческом дыхании в детском хоре. – М., 1974.

5 Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. - М., 1982. Виардо П. Упражнения и вокализы. - М., 1994.



Категория: Программы тетра юных москвичей | Добавил: defaultNick | Теги: В ДЕТСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ, вокал
Просмотров: 2783 | Загрузок: 411 | Рейтинг: 5.0/1