Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы тетра юных москвичей |
«СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ В ДЕТСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ»
[ · Скачать удаленно (85 КБ) ] | 09.02.2013, 00:30 |
ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»» «СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ В ДЕТСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ» Автор – Юркин В.А. Педагог, реализующий программу – Юркин В.А. Уровень программы – 3 Цель программы – обучение основам сценической речи, развитие навыков владения ясной, осмыс-ленной, грамотной речью как во время исполнения роли в спектакле, так и при исполнении произведений в жанре художественного слова. Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся – 10-18 лет. Количество часов по годам обучения – 36 часов. Недельная нагрузка и режим занятий – 1 час (1 раз в неделю 1 час). Программа реализуется в Центре художественного образования МГДД(Ю)Т в соответствии с организационно-методологической программой Центра «Наша Земля - наше наследие», имеет художественно-эстетическую направленность. У педагога по сценической речи в ТЮМе задача - найти ключ к каждому, угадать, раскрыть индивидуальность, примерить и подобрать к обучающемуся подходящий способ, темп и стиль обучения. Существующая общая методика групповых занятий в ТЮМе не освобождает педагога от необходимости вести отбор, менять последовательность и чередование коллективных и индивидуальных упражнений в соответствии с оценкой способностей каждого обучающегося и его реальных возможностей на данном этапе. Особенностью данной программы является использование индивидуального подхода в развитии речевой культуры обучающихся, оказание помощи в открытии искусства звучащего слова, как материала актёрского искусства. Педагог должен подвести обучающихся к этому, соединяя лекционный материал с определённо выстроенными практическими занятиями и обсуждением пройденного. Выполняя упражнения и домашние задания, обучающиеся должны прийти к самостоятельному открытию воздействия искусства звучащего слова на слушателей, а так же к пониманию его роли в окружающем мире. Освоение обучающимися различных форм и методов работы над сценическими образами (ролями) обеспечивает комплексный подход: развитие умений и навыков по технике речи и искусству художественного слова. Занятия состоят из следующих обязательных разделов: - дикция; - дыхание; - голос; - орфоэпия; - логико-интонационная структура речи. Программа может быть рекомендована педагогам системы дополнительного образования, студиям художественного слова, самодеятельным театральным коллективам, школьным театрам. Цель – обучение основам сценической речи, развитие навыков владения ясной, осмысленной, грамотной речью как во время исполнения роли в спектакле, так и при исполнении произведений в жанре художественного слова. Задачи: Обучающие: - дать знания о технике речи и об орфоэпии; - дать знания о процессе овладения стилевыми особенностями авторского слова; - обучить основам активизации фантазии и воображения, процессом пристройки, общения, внимания; - обучить основам постановки действенной задачи и логическому разбору при работе над ролью или художественным произведением; - обучить основам логического анализа текста. Развивающие: - сформировать культуру актерского исполнения и творческой работы над текстом; - сформировать понятие интерпретации и трактовки роли; - сформировать умение выявлять идейный смысл произведения; - сформировать умение выявлять сквозное действие и сверхзадачу в литературном тексте, - сформировать умение выявлять предлагаемые обстоятельства и видение; - развивать умение использовать специфику работы над стихотворным текстом; - развивать культуру речевого общения; - развивать умение пользоваться элементами стилевых особенностей произведений; - развивать умение использовать художественное слово как средство совершенствования техники сценической речи. Воспитательные: - воспитать самостоятельность в выполнении домашних заданий; - воспитать чувство коллективизма при работе в театральном коллективе. Возраст обучающихся - 10-18 лет. Количество детей в группе – 8-12 чел. Срок реализации программы – 3 года. Количество часов в год – 36 часов. Формы и режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Занятия проводятся в групповой форме. Обучение - в форме занятий, состоящих из теоретической части, освоения практических упражнений, демонстрации наработок домашних заданий. В пределах одного занятия виды деятельности меняются, что способствует удержанию внимания, и позволяет избежать переутомления. Прогнозируемые результаты и способы определения их результативности К концу первого года обучения обучающиеся будут знать: По технике речи: - строение речевого аппарата; - артикуляционную гимнастику; - комплекс простых упражнений по дикции; - скороговорки для дикционной тренировки; - теорию постановки голоса, дыхания. По художественному слову: - законы орфоэпии (редукцию, ассимиляцию, ударение); - теорию стихосложения (поэтики); - как выявлять закодированность стихотворного текста для выявления идейного смысла; - способы выявления сквозного действия и сверхзадачи текста; - каким образом обеспечивается практическая работа над стихотворным произведением для его демонстрации. уметь: По технике речи: - делать частичный комплекс артикуляционной гимнастики; - делать простые упражнения по дикции; - произносить легкие скороговорки и пословицы, используя различные подтексты; - выполнять различные специальные упражнения по постановке голоса и дыхания. По художественному слову: - использовать полученные знания по орфоэпии при работе над стихотворным текстом; - учитывать особенности формы в процессе выявления содержания; - выявлять идейный смысл стихотворного произведения; - определять сквозное действие и конкретизировать сверхзадачу стихотворного текста; - демонстрировать практическую работу над литературным произведением (стихотворение). К концу второго года обучения обучающиеся будут: знать: По технике речи: - полный комплекс артикуляционной гимнастики; - сложные упражнения по дикции; - сложные и комбинированные скороговорки, пословицы, чистоговорки; - специальные упражнения по постановке голоса и дыхания; - теорию создания опоры для дыхания и посыла выдыхаемой струи воздуха в маску. По художественному слову: - орфоэпические законы при работе над прозаическим текстом; - методы выявления идейного смысла прозаического произведения; - способы определения сквозного действия и сверхзадачу прозаического текста; - законы логики речи, логическую перспективу связного текста; - каким образом обеспечивается практическая работа над литературным произведением (проза) для ее демонстрации слушателям уметь: По технике речи: - выполнять полный комплекс артикуляционной гимнастики; - выполнять сложные упражнения по дикции; - демонстрировать произношение сложных и комбинированных скороговорок, пословиц, чистоговорок с использованием различных подтекстов; - выполнять различные специальные упражнения по постановке голоса и дыхания, а также подбирать нижние мышцы живота для обеспечения опоры выдыхаемой струи воздуха и обеспечивать направление выдыхаемой струи воздуха в «маску». По художественному слову: - использовать полученные знания по орфоэпии при работе над прозаическим текстом; - выявлять идейный смысл прозаического произведения; - определять сквозное действие и конкретизировать сверхзадачу прозаического текста; - демонстрировать практическую работу над литературным произведением (проза). К концу третьего года обучения обучающиеся будут знать: По технике речи: - комплекс артикуляционной гимнастики для всех мышц речевого аппарата для самостоятельной работы при приведении их в рабочее состояние; - как обеспечивается тренинг по усложненным дикционным упражнениям; - как выполняются сложные упражнения по дыханию, постановке голоса с использованием необходимой опоры для выдыхаемой струи воздуха и направлении ее в «маску» - как использовать резонаторы (верхние, средние и нижние) благодаря специальным упражнениям, учитывая возрастные особенности обучающихся (мутационный период) По художественному слову: - как пользоваться полученными знаниями для реализации словесного действия в стихотворном и прозаическом тексте; - законы владения знаками препинания, грамматическими паузами; - каким образом обеспечивается прямая речь в рассказе; - как рассказывать от первого лица. уметь: По технике речи: - самостоятельно проводить комплексную артикуляционную гимнастику для всех мышц речевого аппарата; - выполнять систематический тренинг по усложненным дикционным упражнениям; - выполнять сложные упражнения по дыханию, постановке голоса с использованием опоры воздуха и направлением выдыхаемой струи в «маску»; - на специальных упражнениях демонстрировать использование резонаторов (верхних, средних и нижних), учитывая возрастные особенности обучающихся (мутационный период). По художественному слову: - действовать словом, как в стихотворном, так и в прозаическом тексте; - использовать знаки препинания при их произнесении, обеспечивая построчные и построфные паузы; - использовать логические паузы и логические ударения; - вести рассказ от первого лица. Способами проверки результативности обучения являются выявление и фиксация педагогом на протяжении всего периода обучения положительной динамики по следующим критериям: - овладение навыками правильного произношения и культурой речи; - умение тренировать технику и выразительность звукового слова, создавая свой, индивидуальный «блок голосоречевой разминки»; - овладение умениями и навыками речевого взаимодействия; - способность к самостоятельной работе по овладению речевым искусством. Результаты освоения программы подводятся два раза в год в форме творческих зачетов и показа пройденного материала в виде упражнений в игровой форме родителей и педагогов. Обучающиеся принимают участие в различных конкурсах и фестивалях с номерами художественно слова.Текущая результативность проверяется на занятиях путем ежемесячных контрольных срезов достижений обучающихся. При подведении итогов освоения программы применяются следующие критерии оценки: Высокий уровень – четкость, ясность произнесения слов и фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного с использованием законов орфоэпии, с учетом профессиональных качеств голоса, законов логики речи в каждом конкретном образе (роли). Средний уровень – недостаточная четкость, ясность произнесения слов и фраз, недостаточно безукоризненное звучание каждого гласного и согласного с использованием законов орфоэпии. Отсутствие должного владения качествами голоса и логики речи в каждом конкретном образе (роли). Низкий уровень – нет четкости и ясности произнесения слов и фраз, плохое звучание каждого гласного и согласного, незнание законов орфоэпии, плохое владение голосом и логикой речи в каждом конкретном образе (роли). /// МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Используемые дидактические материалы. При реализации программы используются: дидактическая работа автора: «Как читать стихи», подборки упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики, видео и аудио материалы: авторские видеозаписи спектаклей студии, копии фильмов-спектаклей профессиональных театров, аудиозаписи мастеров художественного слова. использование Интернет ресурса: виртуальный кабинет В.А. Юркина на сайте МГДД(Ю)Т1; сайт В.А. Юркина «Школа ораторского искусства»2; библиотека книг по ораторскому мастерству3; скороговорки4; стихи, рассказы и сказки5. Раздел «Техника речи». Во время первых практических занятий у каждого обучающегося будет выявлены дикционные недостатки и особенности состояния мышц речевого аппарата для последующей работы на протяжении трех лет обучения с помощью специальных упражнений. При работе над артикуляционной гимнастикой, дикционными упражнениями, скороговорками проводятся разъяснительные беседы и практический показ и демонстрация упражнений, необходимых для дальнейшего усвоения обучающимися. Раздел «Художественное слово». При подборе литературных произведений для индивидуального исполнения уделяется внимание условиям обязательной домашней работы по подбору любимых авторов, произведений, понравившихся отрывков и т.д. для подробного ознакомления с биографией автора, историей написания, об историческом времени, освещаемом в отобранном произведении. При работе над текстом необходимо значительное внимание уделить индивидуальной работе с обучающимся, в ходе которой он должен самым подробным образом нарисовать «киноленту видений», места действия, действующих лиц, их биографий, характеров и т.д. Сценическая речь есть процесс общения в предлагаемых обстоятельствах ради конкретной цели. Необходимо обратить внимание на два фактора: 1) речь как деятельность и ее структура и 2) механизм овладения элементами этой структуры. Любое обучение, которое можно представить в виде определенной системы упражнений строится на основе последовательного становления речевых умений и навыков в порядке нарастания речевых и операционных трудностей. В обучении мастерству актера упражнениям уделяется большое внимание: упражнение выполняется как отклик на поставленную цель в порядке импровизации в зависимости от конкретных обстоятельств. В упражнении еще нет выраженной сверхзадачи, внимание последовательно фиксируется на одном из элементов сценического действия. Упражнение, в отличие от этюда, не имеет воображаемых обстоятельств и определенного сюжета. Важнейшая для методики обучения сценической речи особенность упражнений заключается в конкретности предлагаемых обстоятельств: услышать, что слышно за окном, или запомнить и описать реальный предмет. Место и время действия упражнения - здесь, сейчас, в данных условиях. Простые упражнения могут усложняться, включать несколько параллельных задач, координирующих движение, речь, внимание, запоминание. Общей их основой является целенаправленное действие в предлагаемых реальных обстоятельствах. С самого начала обучения создаются условия, для того чтобы обучающийся не только понял, но и почувствовал, что такое внимание, восприятие, общение, что такое живое поведение. Это осознание самого себя, возвращение в новом качестве к изначальным естественным для человека живым процессам связано с раскрепощением, освобождением от напряжений и зажимов. Система упражнений в работе по сценической речи должна формироваться на основе общих с мастерством актера принципов: простота, конкретность, органичность, целенаправленность, результативность. Основной методический принцип работы по речи - учет умений и навыков, приобретаемых на занятиях по мастерству актера. Смысл не в дублировании учебного процесса, а в более полном и своевременном использовании этих новых навыков в работе над сценической речью. Материально-техническое оснащение программы. Для проведения занятий необходимы: - видеомагнитофон, - видеопроектор, - демонстрационный экран, - магнитофон (музыкальный центр); - канцелярские принадлежности – бумага, фломастеры, карандаши и т.д.; -помещение для занятий (должно быть просторным и оборудованным стульями и столами). Список произведений для репертуара обучающихся. Бальмонт: «Заря», «Родная картинка», «Фантазия». Бодлер: «Жизнь», «Осенняя песнь». Верхарн «Город». Гейне «Рыцарь Олаф». Гоголь: «Мертвые души», «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Сорочинская ярмарка», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Шинель». Гомер «Илиада». Гончаров «Обломов». Ершов «Конек-горбунок». Крылов: «Кот и повар», «Осел и соловей», «Разборчивая невеста». Лермонтов: «Бородино», «Белеет парус одинокий», «Дары Терека». Майков «Савонарола». Мережковский «Кораллы». Овидий «Кораблекрушение». Пушкин: «Метель», «Дубровский», «Бесы», «Зимний вечер», «Москва», «О рыбаке и рыбке», «Евгений Онегин», «Петербург», «Полтавский бой». Никитин «Когда закат прощальными лучами» Толстой Л.: «Детство», «Хаджи Мурат», «Война и мир» Тургенев: «Бежин луг», «Свидание». Тютчев «Молчание». Фет «Какая ночь». Чехов: «В Москве, на Трубной площади», «Дама с собачкой». СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Вербовая Н. П., Головина О. М., Урнова В. В. Искусство речи. – М., 1977. Галендеев В. Н., Кирилова Е. Н. Групповые занятия сценической речью. – Л., 1983. Ершова А. П., Букатов Б. Актерская грамота - подросткам. – М., 1994. Завадский Ю. А. Об искусстве театре. - М., 1965. Запорожец Т. И. Логика сценической речи. – М., 1974. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. - М., 1970. Козлянинова И. П. Произношение и дикция. – М., 1977. Козлянинова И. П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. – М., 1985. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. - М., 1968. Леонарди Е. И. Дикция и орфоэпия. – М., 1967. Петрова А. Н. Сценическая речь. – М., 1983. Саричева Е. Ф. Сценическая речь. - М., 1955. Станиславский К. С. Собр. Соч. в 8-ми т. Т.3. – М., 1995. Сценическая речь. Учебник. / Под ред Козляниновой И.П. и Промптовой И.Ю. – М., 2006. Теория и практика сценической речи. – Л., 1985. |
|
|
|
Просмотров: 1647 | Загрузок: 354 | Рейтинг: 5.0/1 |