Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы тетра юных москвичей

«СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ В ДЕТСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ»
[ · Скачать удаленно (85 КБ) ] 09.02.2013, 00:30

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ В ДЕТСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ»
Автор – Юркин В.А. Педагог, реализующий программу – Юркин В.А.
Уровень программы – 3
Цель программы – обучение основам сценической речи, развитие навыков владения ясной, осмыс-ленной, грамотной речью как во время исполнения роли в спектакле, так и при исполнении произведений в жанре художественного слова.
Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся – 10-18 лет.
Количество часов по годам обучения – 36 часов.
Недельная нагрузка и режим занятий – 1 час (1 раз в неделю 1 час).

Программа реализуется в Центре художественного образования МГДД(Ю)Т в соответствии с организационно-методологической программой Центра «Наша Земля - наше наследие», имеет художественно-эстетическую направленность.

У педагога по сценической речи в ТЮМе задача - найти ключ к каждому, угадать, раскрыть индивидуальность, примерить и подобрать к обучающемуся подходящий способ, темп и стиль обучения. Существующая общая методика групповых занятий в ТЮМе не освобождает педагога от необходимости вести отбор, менять последовательность и чередование коллективных и индивидуальных упражнений в соответствии с оценкой способностей каждого обучающегося и его реальных возможностей на данном этапе.

Особенностью данной программы является использование индивидуального подхода в развитии речевой культуры обучающихся, оказание помощи в открытии искусства звучащего слова, как материала актёрского искусства. Педагог должен подвести обучающихся к этому, соединяя лекционный материал с определённо выстроенными практическими занятиями и обсуждением пройденного. Выполняя упражнения и домашние задания, обучающиеся должны прийти к самостоятельному открытию воздействия искусства звучащего слова на слушателей, а так же к пониманию его роли в окружающем мире.

Освоение обучающимися различных форм и методов работы над сценическими образами (ролями) обеспечивает комплексный подход: развитие умений и навыков по технике речи и искусству художественного слова.

Занятия состоят из следующих обязательных разделов:

- дикция;

- дыхание;

- голос;

- орфоэпия;

- логико-интонационная структура речи.

Программа может быть рекомендована педагогам системы дополнительного образования, студиям художественного слова, самодеятельным театральным коллективам, школьным театрам.

Цель – обучение основам сценической речи, развитие навыков владения ясной, осмысленной, грамотной речью как во время исполнения роли в спектакле, так и при исполнении произведений в жанре художественного слова.

Задачи:

Обучающие:

- дать знания о технике речи и об орфоэпии;

- дать знания о процессе овладения стилевыми особенностями авторского слова;

- обучить основам активизации фантазии и воображения, процессом пристройки, общения, внимания;

- обучить основам постановки действенной задачи и логическому разбору при работе над ролью или художественным произведением;

- обучить основам логического анализа текста.

Развивающие:

- сформировать культуру актерского исполнения и творческой работы над текстом;

- сформировать понятие интерпретации и трактовки роли;

- сформировать умение выявлять идейный смысл произведения;

- сформировать умение выявлять сквозное действие и сверхзадачу в литературном тексте,

- сформировать умение выявлять предлагаемые обстоятельства и видение;

- развивать умение использовать специфику работы над стихотворным текстом;

- развивать культуру речевого общения;

- развивать умение пользоваться элементами стилевых особенностей произведений;

- развивать умение использовать художественное слово как средство совершенствования техники сценической речи.

Воспитательные:

- воспитать самостоятельность в выполнении домашних заданий;

- воспитать чувство коллективизма при работе в театральном коллективе.

Возраст обучающихся - 10-18 лет. Количество детей в группе – 8-12 чел.

Срок реализации программы – 3 года. Количество часов в год – 36 часов.

Формы и режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Занятия проводятся в групповой форме. Обучение - в форме занятий, состоящих из теоретической части, освоения практических упражнений, демонстрации наработок домашних заданий. В пределах одного занятия виды деятельности меняются, что способствует удержанию внимания, и позволяет избежать переутомления.

Прогнозируемые результаты и способы определения их результативности

К концу первого года обучения обучающиеся будут

знать:

По технике речи:

- строение речевого аппарата;

- артикуляционную гимнастику;

- комплекс простых упражнений по дикции;

- скороговорки для дикционной тренировки;

- теорию постановки голоса, дыхания.

По художественному слову:

- законы орфоэпии (редукцию, ассимиляцию, ударение);

- теорию стихосложения (поэтики);

- как выявлять закодированность стихотворного текста для выявления идейного смысла;

- способы выявления сквозного действия и сверхзадачи текста;

- каким образом обеспечивается практическая работа над стихотворным произведением для его демонстрации.

уметь:

По технике речи:

- делать частичный комплекс артикуляционной гимнастики;

- делать простые упражнения по дикции;

- произносить легкие скороговорки и пословицы, используя различные подтексты;

- выполнять различные специальные упражнения по постановке голоса и дыхания.

По художественному слову:

- использовать полученные знания по орфоэпии при работе над стихотворным текстом;

- учитывать особенности формы в процессе выявления содержания;

- выявлять идейный смысл стихотворного произведения;

- определять сквозное действие и конкретизировать сверхзадачу стихотворного текста;

- демонстрировать практическую работу над литературным произведением (стихотворение).

К концу второго года обучения обучающиеся будут:

знать:

По технике речи:

- полный комплекс артикуляционной гимнастики;

- сложные упражнения по дикции;

- сложные и комбинированные скороговорки, пословицы, чистоговорки;

- специальные упражнения по постановке голоса и дыхания;

- теорию создания опоры для дыхания и посыла выдыхаемой струи воздуха в маску.

По художественному слову:

- орфоэпические законы при работе над прозаическим текстом;

- методы выявления идейного смысла прозаического произведения;

- способы определения сквозного действия и сверхзадачу прозаического текста;

- законы логики речи, логическую перспективу связного текста;

- каким образом обеспечивается практическая работа над литературным произведением (проза) для ее демонстрации слушателям

уметь:

По технике речи:

- выполнять полный комплекс артикуляционной гимнастики;

- выполнять сложные упражнения по дикции;

- демонстрировать произношение сложных и комбинированных скороговорок, пословиц, чистоговорок с использованием различных подтекстов;

- выполнять различные специальные упражнения по постановке голоса и дыхания, а также подбирать нижние мышцы живота для обеспечения опоры выдыхаемой струи воздуха и обеспечивать направление выдыхаемой струи воздуха в «маску».

По художественному слову:

- использовать полученные знания по орфоэпии при работе над прозаическим текстом;

- выявлять идейный смысл прозаического произведения;

- определять сквозное действие и конкретизировать сверхзадачу прозаического текста;

- демонстрировать практическую работу над литературным произведением (проза).

К концу третьего года обучения обучающиеся будут

знать:

По технике речи:

- комплекс артикуляционной гимнастики для всех мышц речевого аппарата для самостоятельной работы при приведении их в рабочее состояние;

- как обеспечивается тренинг по усложненным дикционным упражнениям;

- как выполняются сложные упражнения по дыханию, постановке голоса с использованием необходимой опоры для выдыхаемой струи воздуха и направлении ее в «маску»

- как использовать резонаторы (верхние, средние и нижние) благодаря специальным упражнениям, учитывая возрастные особенности обучающихся (мутационный период)

По художественному слову:

- как пользоваться полученными знаниями для реализации словесного действия в стихотворном и прозаическом тексте;

- законы владения знаками препинания, грамматическими паузами;

- каким образом обеспечивается прямая речь в рассказе;

- как рассказывать от первого лица.

уметь:

По технике речи:

- самостоятельно проводить комплексную артикуляционную гимнастику для всех мышц речевого аппарата;

- выполнять систематический тренинг по усложненным дикционным упражнениям;

- выполнять сложные упражнения по дыханию, постановке голоса с использованием опоры воздуха и направлением выдыхаемой струи в «маску»;

- на специальных упражнениях демонстрировать использование резонаторов (верхних, средних и нижних), учитывая возрастные особенности обучающихся (мутационный период).

По художественному слову:

- действовать словом, как в стихотворном, так и в прозаическом тексте;

- использовать знаки препинания при их произнесении, обеспечивая построчные и построфные паузы;

- использовать логические паузы и логические ударения;

- вести рассказ от первого лица.

Способами проверки результативности обучения являются выявление и фиксация педагогом на протяжении всего периода обучения положительной динамики по следующим критериям:

- овладение навыками правильного произношения и культурой речи;

- умение тренировать технику и выразительность звукового слова, создавая свой, индивидуальный «блок голосоречевой разминки»;

- овладение умениями и навыками речевого взаимодействия;

- способность к самостоятельной работе по овладению речевым искусством.

Результаты освоения программы подводятся два раза в год в форме творческих зачетов и показа пройденного материала в виде упражнений в игровой форме родителей и педагогов. Обучающиеся принимают участие в различных конкурсах и фестивалях с номерами художественно слова.Текущая результативность проверяется на занятиях путем ежемесячных контрольных срезов достижений обучающихся.

При подведении итогов освоения программы применяются следующие критерии оценки:

Высокий уровень – четкость, ясность произнесения слов и фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного с использованием законов орфоэпии, с учетом профессиональных качеств голоса, законов логики речи в каждом конкретном образе (роли).

Средний уровень – недостаточная четкость, ясность произнесения слов и фраз, недостаточно безукоризненное звучание каждого гласного и согласного с использованием законов орфоэпии. Отсутствие должного владения качествами голоса и логики речи в каждом конкретном образе (роли).

Низкий уровень – нет четкости и ясности произнесения слов и фраз, плохое звучание каждого гласного и согласного, незнание законов орфоэпии, плохое владение голосом и логикой речи в каждом конкретном образе (роли).

///

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Используемые дидактические материалы.

При реализации программы используются:

    дидактическая работа автора: «Как читать стихи»,

    подборки упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики,

    видео и аудио материалы:

    авторские видеозаписи спектаклей студии,

    копии фильмов-спектаклей профессиональных театров,

    аудиозаписи мастеров художественного слова.

    использование Интернет ресурса:

    виртуальный кабинет В.А. Юркина на сайте МГДД(Ю)Т1;

    сайт В.А. Юркина «Школа ораторского искусства»2;

    библиотека книг по ораторскому мастерству3;

    скороговорки4;

    стихи, рассказы и сказки5.

Раздел «Техника речи». Во время первых практических занятий у каждого обучающегося будет выявлены дикционные недостатки и особенности состояния мышц речевого аппарата для последующей работы на протяжении трех лет обучения с помощью специальных упражнений. При работе над артикуляционной гимнастикой, дикционными упражнениями, скороговорками проводятся разъяснительные беседы и практический показ и демонстрация упражнений, необходимых для дальнейшего усвоения обучающимися.

Раздел «Художественное слово». При подборе литературных произведений для индивидуального исполнения уделяется внимание условиям обязательной домашней работы по подбору любимых авторов, произведений, понравившихся отрывков и т.д. для подробного ознакомления с биографией автора, историей написания, об историческом времени, освещаемом в отобранном произведении. При работе над текстом необходимо значительное внимание уделить индивидуальной работе с обучающимся, в ходе которой он должен самым подробным образом нарисовать «киноленту видений», места действия, действующих лиц, их биографий, характеров и т.д.

Сценическая речь есть процесс общения в предлагаемых обстоятельствах ради конкретной цели. Необходимо обратить внимание на два фактора: 1) речь как деятельность и ее структура и 2) механизм овладения элементами этой структуры.

Любое обучение, которое можно представить в виде определенной системы упражнений строится на основе последовательного становления речевых умений и навыков в порядке нарастания речевых и операционных трудностей.

В обучении мастерству актера упражнениям уделяется большое внимание: упражнение выполняется как отклик на поставленную цель в порядке импровизации в зависимости от конкретных обстоятельств. В упражнении еще нет выраженной сверхзадачи, внимание последовательно фиксируется на одном из элементов сценического действия. Упражнение, в отличие от этюда, не имеет воображаемых обстоятельств и определенного сюжета. Важнейшая для методики обучения сценической речи особенность упражнений заключается в конкретности предлагаемых обстоятельств: услышать, что слышно за окном, или запомнить и описать реальный предмет. Место и время действия упражнения - здесь, сейчас, в данных условиях. Простые упражнения могут усложняться, включать несколько параллельных задач, координирующих движение, речь, внимание, запоминание. Общей их основой является целенаправленное действие в предлагаемых реальных обстоятельствах.

С самого начала обучения создаются условия, для того чтобы обучающийся не только понял, но и почувствовал, что такое внимание, восприятие, общение, что такое живое поведение. Это осознание самого себя, возвращение в новом качестве к изначальным естественным для человека живым процессам связано с раскрепощением, освобождением от напряжений и зажимов.

Система упражнений в работе по сценической речи должна формироваться на основе общих с мастерством актера принципов: простота, конкретность, органичность, целенаправленность, результативность. Основной методический принцип работы по речи - учет умений и навыков, приобретаемых на занятиях по мастерству актера. Смысл не в дублировании учебного процесса, а в более полном и своевременном использовании этих новых навыков в работе над сценической речью.

Материально-техническое оснащение программы.

Для проведения занятий необходимы:

- видеомагнитофон,

- видеопроектор,

- демонстрационный экран,

- магнитофон (музыкальный центр);

- канцелярские принадлежности – бумага, фломастеры, карандаши и т.д.;

-помещение для занятий (должно быть просторным и оборудованным стульями и столами).

Список произведений для репертуара обучающихся.

    Бальмонт: «Заря», «Родная картинка», «Фантазия».

    Бодлер: «Жизнь», «Осенняя песнь».

    Верхарн «Город».

    Гейне «Рыцарь Олаф».

    Гоголь: «Мертвые души», «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Сорочинская ярмарка», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Шинель».

    Гомер «Илиада».

    Гончаров «Обломов».

    Ершов «Конек-горбунок».

    Крылов: «Кот и повар», «Осел и соловей», «Разборчивая невеста».

    Лермонтов: «Бородино», «Белеет парус одинокий», «Дары Терека».

    Майков «Савонарола».

    Мережковский «Кораллы».

    Овидий «Кораблекрушение».

    Пушкин: «Метель», «Дубровский», «Бесы», «Зимний вечер», «Москва», «О рыбаке и рыбке», «Евгений Онегин», «Петербург», «Полтавский бой».

    Никитин «Когда закат прощальными лучами»

    Толстой Л.: «Детство», «Хаджи Мурат», «Война и мир»

    Тургенев: «Бежин луг», «Свидание».

    Тютчев «Молчание».

    Фет «Какая ночь».

    Чехов: «В Москве, на Трубной площади», «Дама с собачкой».

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Вербовая Н. П., Головина О. М., Урнова В. В. Искусство речи. – М., 1977.

    Галендеев В. Н., Кирилова Е. Н. Групповые занятия сценической речью. – Л., 1983.

    Ершова А. П., Букатов Б. Актерская грамота - подросткам. – М., 1994.

    Завадский Ю. А. Об искусстве театре. - М., 1965.

    Запорожец Т. И. Логика сценической речи. – М., 1974.

    Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. - М., 1970.

    Козлянинова И. П. Произношение и дикция. – М., 1977.

    Козлянинова И. П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. – М., 1985.

    Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. - М., 1968.

    Леонарди Е. И. Дикция и орфоэпия. – М., 1967.

    Петрова А. Н. Сценическая речь. – М., 1983.

    Саричева Е. Ф. Сценическая речь. - М., 1955.

    Станиславский К. С. Собр. Соч. в 8-ми т. Т.3. – М., 1995.

    Сценическая речь. Учебник. / Под ред Козляниновой И.П. и Промптовой И.Ю. – М., 2006.

    Теория и практика сценической речи. – Л., 1985.

Категория: Программы тетра юных москвичей | Добавил: defaultNick | Теги: В ДЕТСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ, Сценическая речь
Просмотров: 1769 | Загрузок: 391 | Рейтинг: 5.0/1