Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы тетра юных москвичей

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕАТР»
[ · Скачать удаленно (125 КБ) ] 09.02.2013, 00:41

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕАТР»
Автор – Блинова Л.Н. Педагог, реализующий программу – Блинова Л.Н.
Уровень программы – 2
Цель программы – обучение основам работы с литературными произведениями определенной тематики, средствами театрального и чтецкого искусства.
Срок реализации – 5 лет. Возраст обучающихся – 10-16 лет.
Количество часов по годам обучения – 216 часов.
Недельная нагрузка и режим занятий – 6 часов (2 раза в неделю по 3 часа).

Из фотоархива Ларисы Николаевны Блиновой:




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа реализуется в Центре художественного образования МГДД(Ю)Т в соответствии с организационно-методологической программой Центра «Наша Земля - наше наследие», имеет художественно-эстетическую направленность.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Изучение литературных произведений, знакомство с жизнью и творчеством их авторов, изучение разделов литературоведения, поэтики, правильности и культуры речи являются обязательной частью школьных программ по русскому языку и литературе и имеют первостепенное значение.

Занятия в литературном театре расширяют кругозор ребенка наряду со школьным научным способом познания мира, помогают узнавать новое об окружающем мире, людях и о себе.

Приобщать детей к чтению, научить их радоваться каждому новому литературному открытию, помочь обучающимся освоить читательские и исполнительские навыки, интеллектуально и духовно развиваться – эти задачи актуальны сегодня, значимы для обучающихся и педагогически целесообразны.

Отличительные особенности программы

Отличием данной программы от программ по театральному искусству (Е.И. Косинец) 1, художественному чтению (Е.С. Голоколосовой) или литературному образованию (Н.В. Давыдовой) является естественное соединение двух искусств: литературы и театра, создание творческого коллектива совместно изучающих литературные произведения определенной тематики средствами театрального искусства.

В литературном театре исполнители осваивают два способа общения: рассказчиков, общающихся со зрителем и взаимодействующих персонажей. Результат коллективной работы - создание сценических версий литературных произведений разнообразных по форме и интерпретации. Это могут быть литературные тематические игры, литературные чтения, сценические миниатюры, сюжетно-игровые композиции, сценические наброски, поэтические, прозаические и литературно-музыкальные спектакли. Выбор литературного материала для работы в учебном году и форма заключительного показа определяются составом и возможностями учебной группы.

Цель программы – обучение основам работы с литературными произведениями определенной тематики средствами театрального и чтецкого искусства.

Задачи:

Обучающие:

    познакомить с основными сведениями, понятиями, терминами и определениями из истории и теории театра;

    познакомить с основными сведениями об авторах и произведениях литературы;

    дать знания по актерской грамоте и исполнительскому искусству;

    дать знания по работе на сценической площадке и по созданию сценической версии литературного произведения;

    дать знания по определению сценических задач рассказчика и персонажа и по целенаправленному действию на сцене;

    обучить нахождению средств выразительного поведения, речевой и пластической характерности персонажа;

    научить анализировать и давать оценку результатам деятельности всех участников творческого процесса;

Развивающие:

    развить умения и навыки работы на сценической площадке по созданию сценической версии литературного произведения;

    развить сценическое внимание и наблюдательность;

    развить познавательные интересы в области литературы и театра;

    сформировать читательские и исполнительские навыки;

    развить мотивацию к театральному виду деятельности;

    развить природные данные и все рецепторы восприятия;

    развить воображение, фантазию и творческие способности;

    развить ассоциативное, образное и логическое мышление и память;

    развить эмоциональную сферу ребенка, культуру чувств, способность к сопереживанию и сочувствию;

    развить самостоятельность, творческую активность и сценическую смелость;

    развить коммуникативные навыки психологической совместимости и адаптации в коллективе;

    сформировать потребность в самопознании, саморазвитии и самостоятельной деятельности.

Воспитательные:

    формировать социальную активность и гражданскую позицию;

    воспитать культуру общения и поведения в социуме, взаимопонимание и взаимное уважение;

    формировать организованность, собранность, самодисциплину, ответственность и трудолюбие;

    формировать мировоззрение, художественный вкус и интерес ребенка к общечеловеческим культурологическим ценностям.

Срок реализации программы - 5 лет. Количество часов в год - 216 час.

Количество детей в группе:

1-й год обучения – 15 человек; 2-й - 12 человек; 3, 4, 5 - 10 человек.

Программа адресована детям от 10 до 16 лет. Для решения сценических и педагогических задач учебная группа разновозрастная. Конкурсного прослушивания детей в группу 1-го обучения не проводится. В последующие годы происходит добор детей с конкурсным отбором. Литературный материал для работы года подбирается педагогом и детьми соответственно составу учебной группы.

Программа реализуется совместно с концертмейстером. Музыкальное сопровождение необходимо при освоении всех разделов программы.

Формы и режим занятий.

Основная форма занятий групповая:

- литературно-тематические игры, игровые вопросники,

- задания малым группам, в парах и индивидуально;

- деление обучающихся на две рабочие позиции: исполнитель – зритель;

- тренинги, упражнения, этюды, импровизации, сценические зарисовки;

- репетиции;

- беседы - индивидуальные, групповые;

- просмотр, обсуждение и доработка творческих самостоятельных работ и заданий;

-чтение и пересказ художественных произведений,

- чтение дополнительной и справочной литературы;

-открытые занятия, творческие показы;

-прогоны учебных спектаклей на зрителе с последующим обсуждением;

- экскурсии, поездки, посещение выставок и музеев;

- творческие встречи;

- просмотр и обсуждение театральных спектаклей, аудио и видеозаписей.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

По окончании 1 года обучения дети будут

знать:

    правила и обязательные условия проведения занятий в театральном коллективе;

    основные сведения о театре и актерской профессии, о природных и приобретенных средствах выразительности актера;

    основы правильного звукообразования и произношения;

    основные упражнения по развитию дыхания и голоса;

    разнообразные дикционные игры и упражнения;

    основы актерской грамотности;

    некоторые актерско-театральные термины;

    основные опорные действия;

уметь:

    бесшумно и согласовано выполнять коллективные действия, как с предметами, так и без (воображаемые предметы);

    сдерживать свои реакции не торопить, не подталкивать друг друга, терпеливо ждать, выполняя упражнения

    сохранять заданный темп упражнений;

    по требованию педагога переключать внимание с объекта на объект;

    описывать предмет, придумывать его историю, сочинять монолог и действовать от имени предмета;

    превращать предмет во что-нибудь другое;

    находить оправдание любой позе;

    без стеснения погружаться в любую предлагаемую среду и любой сценический образ;

    спокойно работать в присутствии постороннего;

    спокойно и продуктивно работать как в позиции исполнителя, так и в позиции зрителя;

    работая на сценической площадке не «стрелять глазами» в зрителя;

    продолжать импровизировать на сценической площадке до команд «стоп», «спасибо»;

    выполнять простые физические действия с определенной целью, органично, подробно, логически последовательно;

    выполнять небольшие этюдные зарисовки на заданное действие;

    в позиции зрителя внимательно, не отвлекаясь, следить за работой товарищей, пытаясь осмыслить и расшифровать действенное поведение исполнителей;

    естественно действовать в сценических зарисовках.

    доброжелательно оценивать работу друг друга, делать существенные замечания и спокойно самим воспринимать их.

По окончании 2 года обучения дети будут

знать:

    некоторые термины из обихода сцены;

    некоторые понятия из области литературоведения, поэтики и театрального искусства;

    основы работы с текстом;

    основные правила логики речи;

    основные сведения об исполнительском искусстве;

    основные элементы актерской грамоты;

уметь:

    выполнять развернутые, с подробностями упражнения с пристройками;

    выполнять развернутые событийные диалогические сценки по заданной действенной канве;

    придумывать развернутые мини-спектакли по картинкам и на основе малых литературных форм;

    определять, выстраивать и оценивать события;

    определять характеры персонажей и их взаимоотношения;

    определять действенные задачи персонажей и выполнять их;

    подбирать литературные тексты на выбранную или заданную тему;

    с помощью педагога анализировать литературные тексты, определяя художественные средства выразительности и приемы стихосложения, используемые автором;

    с помощью педагога проводить логический разбор текстов по законам разговорной речи;

    с помощью педагога проводить позиционно-действенный разбор текстов, уметь поставить исполнительскую задачу и выполнить ее;

    репетируя, «повторять не повторяясь»;

    активно участвовать в подборе и компоновке литературного материала для итогового театрального показа;

    с помощью педагога находить сценические решения;

    в сценических работах быть активными, чувствовать ансамбль и партнеров, оценивать события, владеть целенаправленным физическим и словесным действием.

По окончании 3 года обучения дети будут

знать:

    правила и основы актерской этики;

    основы актерской грамоты;

    основы сценического взаимодействия;

    основные правила разговорной речи;

    зафиксированную канву физических и словесных действий сценической импровизации;

    основные термины из области актерского ремесла, театральной работы и основ классической драматургии;

уметь:

    выполнять тренинговые упражнения в заданном темпоритме, продолжительно, не сбиваясь;

    продолжительно и увлеченно погружаться в фантазийный мир без оглядки на окружающих;

    внимательно и четко выполнять групповые упражнения на партнерское взаимодействие;

    импровизировать от себя в предлагаемых обстоятельствах;

    придумывать и выполнять небольшие этюдные зарисовки;

    выполнять зарисовки органично, подробно, логически последовательно;

    выстраивать события;

    выполнять этюдные зарисовки на заданное действие;

    выстраивать конфликты и события в парных сценических зарисовках;

    определять действенные задачи и соответственно действовать в парных и групповых зарисовках в любых предлагаемых обстоятельствах;

    доброжелательно оценивать работу друг друга, делать существенные замечания и спокойно самим воспринимать их.

По окончании 4 года обучения дети будут

знать:

    основы сценической этики;

    основные сведения из истории театра;

    основные сведения из основ классической драматургии;

    основы построения развернутого сюжета;

    как выстраивать систему персонажей с мотивацией их поведения;

    законы разговорной речи;

    зафиксированные действия игровой импровизации;

уметь:

    импровизировать от имени персонажа;

    действуя от имени персонажа, определять мотивацию его поведения;

    определять действенные задачи персонажей и выполнять их;

    находить характерные особенности и пластический рисунок персонажа;

    находить речевую характерность персонажа;

    выстраивать взаимоотношения с другими персонажами;

    репетируя, «повторять не повторяясь»;

    активно участвовать в отборе и компоновке сценического материала для итогового театрального показа;

    с помощью педагога находить сценические решения;

    в сценических работах быть правдивыми, органичными, чувствовать ансамбль и партнера, оценивать события, владеть целенаправленным физическим и словесным действием;

    анализировать и оценивать работу учебной группы.

    обучить детей сценическому взаимодействию с элементами сценической импровизации в заданных обстоятельствах.

По окончании 5 года обучения дети будут

знать:

    основы сценической этики;

    основные сведения о театральном искусстве и актерской профессии;

    некоторые понятия из области литературоведения и поэтики;

    некоторые термины из обихода сцены;

    некоторые актерско-театральные термины;

    основы работы с текстом;

    основные правила логики речи;

    основные сведения об исполнительском искусстве;

    основные элементы актерской грамоты;

    основы актерской грамотности;

    основные опорные действия;

    основные сведения из основ классической драматургии;

    основы построения развернутого сюжета;

уметь:

    органично и позиционно грамотно действовать в сценических работах.

    анализировать литературные тексты, определяя художественные средства выразительности и приемы стихосложения, используемые автором;

    проводить логический разбор текстов по законам разговорной речи;

    проводить позиционно-действенный анализ текстов, уметь поставить исполнительскую задачу и выполнять ее;

    активно участвовать в подборе и компоновке литературного материала для итогового театрального показа;

    находить сценические решения;

    в сценических работах быть активными, чувствовать ансамбль и партнеров, оценивать события;

    действуя от имени персонажа, определять мотивацию его поведения;

    определять физические целенаправленные действия персонажа

и выполнять их; импровизировать от имени персонажа;

    определять и выполнять точные словесные действия персонажа;

    находить характерные особенности и пластический рисунок персонажа;

    находить речевую характерность персонажа;

    выстраивать взаимоотношения с другими персонажами;

    понимать и выполнять сверхзадачу роли в спектакле;

    доброжелательно оценивать работу друг друга, делать существенные замечания и спокойно самим воспринимать их.

Способы определения результативности

1-й год обучения:

    в конце 1 полугодия – итоговое контрольное занятие по психофизическому тренингу и театральной игре;

    в конце 2 полугодия – итоговое контрольное занятие по элементам актерской грамоты.

2-й год обучения:

    в конце 1 полугодия – итоговое контрольное занятие по сценической речи и элементам актерской грамоты;

    в конце 2 полугодия - заключительный итоговый показ литературно-сценической коллективной работы.

3-й год обучения:

    показ и учебные прогоны сценической работы 2 года обучения в течение учебного года;

    показ учебной коллективной сценической импровизации от себя в конце 2 полугодия.

4-й год обучения:

    показ и учебные прогоны сценической работы 3 года обучения в течение учебного года;

    заключительный итоговый показ литературно-сценической работы от себя, рассказчика и персонажа в конце 2 полугодия.

5-й год обучения:

    учебные прогоны спектакля 4-го года обучения. Черновой показ учебных сценических работ в конце первого полугодия;

    итоговый показ учебного спектакля, выпускной праздник.

Уровень развития, природные данные, способность к закреплению учебного материала у детей различны. У одних хорошо получается одно, у других – другое. В течение всего процесса обучения отслеживается и оценивается индивидуальный рост каждого ребенка.

///

Рекомендации по организации и проведению занятий

Освоение детьми программного материала осуществляется в определенной последовательности с постепенным продвижением от простого к сложному, от знакомого к незнакомому, от развлекательного к интересному и занимательному.

При подборе учебного материала учитываются доступность, педагогическая целесообразность, индивидуальные особенности, интересы и возрастные возможности детей. Многие задачи и темы программы осваиваются в комплексе, параллельно. Все упражнения тренинга универсальны, одновременно решают несколько учебных задач. Все учебные темы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Каждое занятие, в том числе и в репетиционный период, включает элементы психофизического и речевого тренинга, азы актерского и исполнительского ремесла, развитие импровизационного образного мышления и навыки работы с тестом.

В основном, все занятия построены на игровой основе. Играя, ребенок свободен, психологически раскован и способен к творческому проявлению. Искусство театра - искусство игровое, где особенно необходимы яркое воображение, творческое мышление, фантазия и игровой азарт. Разнообразный комплекс развивающих игр данной программы позволяет постепенно и последовательно приобщать обучающихся к творческой игре в театр.

Единственным инструментом ребенка, играющего в театр, является он сам: его внешность, голос, речь, психика; уровень развития воображения, уровень физического, умственного и эмоционального развития; его способности, умения, кругозор и жизненный опыт. Всякий инструмент требует настройки, в театральном деле это называется «работа актера над собой». Игровой психофизический тренинг программы позволяет обучающимся совершенствовать свои природные данные, развивать ассоциативное, образное мышление, воображение, фантазию и память.

Теоретические знания: знакомство с театральной терминологией, со спецификой и особенностями театральной работы, с азами актерского исполнительского ремесла, с некоторыми понятиями из области литературоведения, театрального искусства, поэтики, стихосложения, орфоэпии и логики речи, - являются сопутствующим фоном всех практических занятий.

Знакомство обучающихся с предметом начинается с проведения командной игры-вопросника. Это, прежде всего, первичная диагностика детей, их коммуникабельности, толерантности, умения играть, договариваться и подчиняться общим правилам. Игра выявляет уровень информированности детей в данной области, проясняет многие понятия, знакомит детей с терминологией, расширяет словарный объем, закладывает интерес к предмету.

Игровые вопросники стимулирует в детях доверие к собственному пониманию и представлению о предмете и к своим речевым возможностям, главное - не бояться ошибаться и говорить глупости. Многие темы программы предваряются и осваиваются при помощи командных игр и игр-вопросников. Работа в командах – это не только радость общения, но и воспитание в детях чувства товарищества, взаимопомощи, развитие умения находить общее единственное решение, согласованно действовать. Командные игры тренируют эмоции, учат выигрывать и проигрывать, выявляют лидера.

Взрослая игра в театр - это игра по очень строгим правилам. Игры по правилам воспитывают, организуют детей. Формируют у обучающихся нормы социального поведения, представления о чести и справедливости. Педагог играет вместе с детьми. Объяснение правил делается только один раз. Задача ребят самим додумать и понять правила уже в процессе игры. Ведущими игровых тренингов кроме педагога могут быть все дети по очереди.

Театр - искусство коллективное. Приобщать обучающихся к творческой игре в театр позволяет разнообразный комплекс игр и упражнений, направленных на формирование у детей умения работать в коллективе и на создание рабочей, психологически комфортной творческой атмосферы.

Творчество начинается с работы воображения, с умения представить любую возможную или допустимую ситуацию, например: «что бы я стал делать и как бы себя вел, если бы я был щепкой на воде: во время моросящего дождя или сильного ливня, попал бы в бурный поток или грелся на солнышке» и т.п. Превращаться можно во что угодно, в любые предметы, в живые реальные или выдуманные существа, явления природы, растения, плоды, механизмы и т.п.

Погружаться можно в любую природную и социальную среду, в любой реальный или выдуманный мир. Главное, при погружении и превращении: придумать, нафантазировать историю: кто ты, какой ты, откуда ты появился, куда ты попал, как ты к этому относишься и т.п.; сосредотачиваться только на себе, на своей внутренней работе, с верой и наивностью погружаясь в придуманную ситуацию, без оглядки на окружающих; продолжать существовать в выдуманном мире до команд: «стоп», «спасибо». Упражнения и сценические этюды проводятся под живое музыкальное сопровождение в определенном ритме, постоянно меняющемся темпе и настроении, диктуемое концертмейстером.

Упражнения необходимы для раскрепощения ребят, снятия их зажимов и комплексов, для расширения их физических возможностей и понимания самого себя, для развития сценической смелости и импровизационного азарта. Глубина, вера и степень погружения - критерий оценки одаренности обучающихся.

Игровой вопросник по теме: «Основной материал театрального искусства» помогает обучающимся понять, что основным материалом театрального искусства является «действие», что слово «актер» в переводе на русский язык значит - «действующий», что персонажи всех пьес - «действующие лица». Для создания заинтересованной рабочей творческой атмосферы обучающиеся делятся на две позиционные группы: «исполнитель - зритель». В позиции исполнителя дети преодолевают неблагоприятные условия публичности творчества, привыкают работать как бы за четвертой стеной, учатся не бояться сцены, не реагировать на сидящих в зале, не «стрелять в них глазами» и спокойно воспринимать доброжелательную критику зрителей. В позиции зрителя обучающиеся, готовясь к аргументированной критике, учатся внимательно следить за работой товарищей, читать и понимать действенное поведение исполнителей, оценивать качество их работы, постепенно научаются доброжелательной критике не просто «понравилось - не понравилось», а по следующим параметрам:

-по правде, органично, естественно или «понарошку», представлено, наиграно;

-увлеченно, интересно, подробно и убедительно или скучно, приблизительно, поверхностно, схематично обозначено;

-действуя логически последовательно или сумбурно, не выстроено, не продуманно.

Сценическое самочувствие обучающихся напрямую связано с их умением действовать на сцене, с их верой в предлагаемые обстоятельства, c «если бы…». Выполняя простые физические действия, (подойти к окну, войти в комнату, сесть на стул и т.п.), исполнители должны четко представлять ради чего они это делают, так, чтобы работающие в позиции зрителя, смогли определить для чего, почему, с какой целью и с каким эмоциональным отношением производится то или иное действие.

Актерская работа над этюдами в предлагаемых обстоятельствах, где дети, импровизируя, пребывают в выдуманной мнимой ситуации, стимулирует процессы воображения, ассоциативного мышления и творческую интуицию. Основой этюдных и сценических зарисовок могут быть любые случаи из собственной жизни ребят, их наблюдения за окружающими, придуманные правдоподобные ситуации и разнообразные литературные произведения.

Обучение детей основам исполнительского ремесла и умению работать с текстом начинается с освоения навыков перевода письменной речи в разговорную, со знакомства с законами разговорной речи и законами зрительского восприятия.

Первостепенная задача педагога - помочь обучающимся раскрыться в литературном материале - должна быть понятна, интересна детям и хоть частично волновать их. В таком случае присвоить позицию и творческую задачу автора ребенку будет легче. Помогая ему, следует искать аналогии между содержанием произведения, сегодняшней реальностью и жизненным опытом ребенка («Ищем манки»).

Приучая детей к чтению, необходимо стимулировать в них самостоятельный поиск литературного материала на выбранную тему, оригинального, незнакомого другим детям («Чем удивлять будете?») В активе ребенка только то, что он выбрал и читает сам, в пассиве все остальные 10-12 произведений, над которыми работают в данный момент его товарищи. Очень часто произведения из пассива переходят в актив, пополняя репертуарную копилку ребенка, для чего ведутся детьми репертуарные рабочие тетради.

Часто дети не понимают или неправильно понимают значение отдельных слов и выражений. Наводящие вопросы педагога, рассуждения товарищей и, в конце концов, обращение к словарю помогают обучающимся прояснить смысл непонятого. Необходимо научить детей пользоваться словарями: толковым, энциклопедическим, этимологическим, фразеологическим, иностранных слов и др. Всегда на занятиях должен быть под рукой орфоэпический или другой словарь с нормами литературного произношения и ударения.

Разбирая литературные тексты, дети, как правило, ограничиваются пересказом последовательности событий произведения. Вопросы и задания педагога, обмен мнениями и очевидность многообразия различных точек зрения постепенно приучают обучающихся к вдумчивому, неторопливому, комментированному чтению; к умению определять жанровые, стилистические, композиционные и художественные особенности произведения, выстраивать систему персонажей и их взаимоотношения; понимать замысел, художественную задачу и нравственно-философскую позицию автора.

Не каждый исполнитель способен держать внимание слушателей, для этого требуется большое мастерство, глубокое освоение литературного материала, убежденность и яркая творческая личностная позиция.

Игровые вопросники и литературно-тематические игры, беседы педагога и сообщения ребят расширяют литературный и общечеловеческий кругозор ребенка, приучают его к чтению, помогают освоить содержание литературных произведений в разных контекстах: в контексте одного произведения, в контексте жизни и творчества автора, затрагивая общеисторический, литературный и культурологический контексты.

Сценическое воплощение литературного материала осуществляется поэтапно. Выбор автора и произведений процесс длительный и кропотливый. При выборе литературного материала необходимо, прежде всего, обращать внимание на возможности, которые этот материал предоставляет для нравственного развития детей, расширения их общекультурного кругозора. Также следует учитывать соответствие материала возрастным особенностям обучающихся, удобство его сценарного распределения среди всех участников. Главное, чтоб материал хорошо распределялся на всех участников и соответствовал их возрастным возможностям.

Основой сценических работ могут быть:

- литературные сценарии и композиции, составленные по художественным и автобиографическим произведениям авторов, историческим документам, мемуарам и воспоминаниям современников;

- произведения детской художественной литературы отечественных и зарубежных авторов;

- русские и зарубежные народные и авторские сказки, с активным участием детей в придумывании новых сюжетных ходов, новых сказочных персонажей, а также стихотворных текстов;

- коллективное творчество детей по сочинению собственной сказочной или бытовой истории с развернутым сюжетом и достаточным количеством персонажей.

Аналитический и исполнительский разбор произведений, как правило, происходит в процессе «застольных» репетиций. Этюдные репетиции в выгородке помогают обучающимся погрузиться в событийную атмосферу произведений и во взаимоотношения между персонажами.

В процессе репетиций уточняются и компонуются диалогические и повествовательные тексты. Дети осваивают различные способы общения, переключаясь из позиции рассказчика в позицию действующего персонажа. Четкость, звучность и энергетика речи, яркость и выразительность сценического поведения напрямую связаны с уверенностью детей, с пониманием и освоением ими действенных задач, приобретаемых в процессе репетиций. Особое внимание обращается на способность детей свободно импровизировать в заданных обстоятельствах и, репетируя, «повторять не повторяясь». Большое значение имеет работа концертмейстера, который в процессе репетиций помогает детям в поиске пластической выразительности и характерности персонажей, создавая оригинальную музыку, в соответствии с задачами учебной сценической работы.

Окончательная компоновка сценической версии происходит на сценической площадке. Уточняются мизансцены, перестановки, смена костюмов, реквизита, музыкальное оформление.

Итоговая коллективная учебная сценическая работа значительно активизирует процесс обучения. В процессе репетиций постоянно повторяются и закрепляются те или иные темы программы, наглядно демонстрируется детям необходимость предварительной, подготовительной учебной работы.

Общая сценическая работа для показа родителям (зрителям), где всем детям без исключения, предоставляются равные условия в участии, сплачивает коллектив. В процессе создания сценической версии резко активизируется творческий потенциал обучающихся. Предоставляется прекрасная возможность для каждого ученика творчески реализоваться и самовыразиться, проявив свою индивидуальность.

Сценическая смелость, умения, профессиональный исполнительский уровень резко возрастают в процессе повторных показов учебных работ зрителям (родителям).

С родителями детей, поступивших в театральный коллектив, проводятся собрания. В течение учебного года родители приглашаются на открытые занятия и творческие показы. Сотрудничество с родителями - один из важных факторов успешной работы: помощь в оформлении сценических работ, в изготовлении костюмов, в проведении итоговых праздников, тематических игр, показов, совместные просмотры спектаклей, посещения музеев и выставок, поездки.

Для осуществления полноценного учебного процесса необходимо после каждого показа активное обсуждение детьми проделанной работы, обязателен обмен мнениями, с замечаниями, предложениями и уточнениями, с оценкой работы каждого ребенка. Обсуждения можно продолжить и на занятиях - рефлексия необходима.

Особенно следует обратить внимание на различия в педагогической работе с обучающимися разного возраста. В первые два года обучения необходимо обращать внимание на раскрытие детской самобытности, непосредственности, на бережное отношение к их собственным представлениям о том, как все должно быть, на их веру в условное, как безусловное. Нельзя ничего навязывать, показывать, требовать, следуя за ребенком, можно только подсказывать, помогая развитию детского воображения и сценической смелости.

Как правило, дети старше 10 лет на шапку, которая вдруг превращается в собаку, откровенно хихикают, непроизвольно включая свой подростковый контроль и критичность. В таком случае необходимо детям объяснять, что в театре все условно: от сценических условных обстоятельств, определяющих поведение на сцене, до любой тряпки, которая может превращаться, во что угодно, и в отрепье нищего, и в теплый плед, и в мантию короля. Все зависит от отношения к предмету и веры в любые предлагаемые обстоятельства. Лес, болото, музей, дворец и т.п. можно вообразить, представить и сыграть. Все это является основой актерской работы, способствует творческому развитию и определяет степень актерского дарования, т.е. уровень развития воображения и наличие, заданной от природы, заразительности и веры. Театральная же атрибутика: костюмы, декорации, натуральный реквизит, имитирующие шумы за сценой и т.п. не способствуют развитию детской креативности, и в педагогической работе, скорей, мешают, нежели помогают.

В работе с подростками, есть и другие трудности. Это их представление о том, как надо играть. Очень трудно наигрывающего ребенка вернуть к самому себе. Поиску правдивости, достоверности и умению действовать от себя уделяется большое внимание во 2-й и 3-й годы обучения. Комплекс упражнений и сценические учебные работы помогают стереть грань между сценической и жизненной правдой, добиваясь от детей органической жизни на сцене и умения свободно выражать свои чувства.

Чтобы не повредить детям, чтобы взрастить в них плодородную почву для дальнейшего творчества, нельзя начинать работу с текста. Текст, свойственный индивидуальности каждого ребенка, непроизвольно родится сам собой в непосредственном процессе поиска приспособлений для реализации определенных мотивов поведения, действий и сценических задач.

Освоение навыков актерского перевоплощения - процесс продолжительный и кропотливый, т.к. есть опасность спровоцировать детей на наигрыш, на представление и копирование. Путь от себя к другому лежит через упражнения, где, сначала, ребенку предлагается действовать с несвойственной для него жизненной позицией. К примеру, ребенок стеснительный, застенчивый от природы, а в упражнении-этюде он должен партнеров в чем-то убедить, заставить и даже, приказать. Далее идут упражнения с различным отношением к предметам, окружению и партнерам; упражнения-наблюдения; упражнения на пребывание в различных профессиональных поведениях; упражнения по поиску пластической и речевой характерности; по поиску выразительного поведения и мотивации действия от имени разных персонажей, вымышленных или взятых из литературных произведений. Перевоплощению, действию от персонажа уделяется основное внимание в 4-й и последующие годы обучения. Игра в театр продолжается. Доминирующими задачами 5-го года обучения являются две противоположно сориентированные учебные задачи. Работа и прогоны спектакля с многочисленными актерскими перевоплощениями из образа в образ по сказке Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков» и монологический спектакль- расследование по воспоминаниям очевидцев и современников В.В. Маяковского.

Методы обучения, где дети играют в театр, развивая свои природные задатки, осваивая азы актерской грамоты, выявляя и реализуя свои способности, педагогически и творчески более целесообразны и оправданы, нежели работа по взрослому, нацеленная на результат, с заучиванием текста, с костюмами и декорациями, с постановочными номерами, звуковыми и шумовыми фонограммами, в театре, где играют дети. Последнее ориентировано на зрителя, первое - на обучающегося ребенка, что соответствует основным педагогическим принципам данной образовательной программы.

Приемы и методы

Используются следующие приемы и методы преподавания:

- словесный: рассказ, беседа, объяснения, инструкция, чтение художественных произведений, чтение дополнительной и справочной литературы, пересказ детьми прочитанного;

- игровой: групповые игры и игровые упражнения;

- практический: тренинги, упражнения, этюды, творческие задания, репетиции, показы; сравнения показов, обсуждения;

- наглядный: работа с иллюстративным материалом, с карточками, просмотр записей;

- ведение обучающимися рабочих репертуарных тетрадей.

Техническое оснащение программы

Для реализации программы необходимы:

- просторный, хорошо проветриваемый класс, пианино, стулья, ковер;

- учебный реквизит, кубы, ширмы;

- сцена, условное оформление, условные костюмы, свет, звуковое и шумовое оформление, рояль;

- мячи разных размеров, разнообразные предметы, игрушки;

- видеосистема для записи учебных работ, просмотра и обсуждения.

Программу реализуют педагог, ведущий занятия, концертмейстер.

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

для педагога:

    Аксенов В. Искусство художественного слова. - М.: Искусство,1954.

    Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. – М.,1996.

    Артоболевский Г. Художественное чтение.- М.: Просвещение,1978.

    Асеев Н. Зачем и кому нужна поэзия. – М.: Сов. писатель,1961.

    Бахтин М. Эстетика словесного творчества.- М.: Искусство, 1986.

    Бутенко Э. Имитационная теория сценического перевоплощения. М., 2004.

    Вербовая Н., Головина О., Урнова В. Искусство речи. - М.: Искусство, 1977.

    Выготский Л. Психология искусства. – М., 1987.

    Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

    Гаспаров М. Русские стихи 1890-1925 гг. в комментариях. - М., 1993.

    Гиппиус С. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб., 2001.

    Голубовский Б. Наблюдение, этюд, образ. – М.: ГИТИС, 2001.

    Ершов П. Режиссура как практическая психология. – М., 1972.

    Ершов П. Технология актерского искусства. – М., 1992.

    Ершова А.П., Букатов Б. Актерская грамота - подросткам. - М., 1994.

    Ершов П., Ершова А., Букатов Б. Общение на уроке, или режиссура поведения учителя. – М., 1998.

    Запорожец Т. Логика сценической речи.– М.: Просвещение, 1974.

    Захава Б. Мастерство актера и режиссера. – М.: Искусство, 1978.

    Квятковский А. Поэтический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1966.

    Кнебель М. Слово в творчестве актера. - М., 1964.

    Кнебель М. О действенном анализе пьесы и роли.- М.,1982.

    Кнебель М. Поэзия педагогики. – М.: ВТО, 1984.

    Козлянинова И. Произношение и дикция. – М.: ВТО, 1977.

    Корогодский З. Этюд и школа. – М., 1975.

    Кристи К. Воспитание актера школы Станиславского. – М., 1968.

    Кудина Г. Новлянская З. Литература как предмет эстетического цикла. - М.: Интерпракс, 1994.

    Ласкавая Е. Сценическая речь. Учебное пособие. – М.: ВЦХТ, 2005.

    Линклэйтер К. Освобождение голоса. – М.: ГИТИС, 1993.

    Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Ступеньки к творчеству. - М.,1987.

    Морозова Г. О пластической композиции спектакля. – М., 2001.

    Немирович-Данченко В. О творчестве актера. – М.: Искусство, 1984.

    Никитина А. Ребенок на сцене: Научно-методическое пособие. - М.: ВЦХТ, 2003.

    Никитина А., Тюханова Е. Интегрированный курс «Театр». История про театр: Кн.1 «Любите ли вы театр?» Метод. пособие. – М., 1997.

    Новицкая Л. Изучение элементов психотехники актерского мастерства: Тренинг и муштра. – М., 1969.

    Основы актерского мастерства по методике З.Я. Корогодского - М., 2008.

    Петрова А. Сценическая речь. – М.: Искусство, 1981.

    Савкова З. Как сделать голос сценическим. – М.: Искусство, 1978.

    Савкова З. Искусство звучащей поэзии. – М.,1984.

    Симонов П., Ершов П. Темперамент, характер, личность. – М.,1984.

    Станиславский К. Собр. Сочинений в 8 томах. - М., 1954-56.

    Сценическая речь: учебник. – М.: ГИТИС, 1995.

    Таиров А. Записки режиссера. – М.: Искусство, 1970.

    Театр-студия «Дали». Программы. Репертуар. Уроки – М.: ВЦХТ, 1997.

    Товстоногов Г. Зеркало сцены в 2-х томах. – Л., 1984.

    Топорков В. О технике актера. – М.: ВТО, 1959.

    Уроки театра на уроках в школе: театральное обучение школьников I-XI кл.: программы, рекомендации, упражнения. – М.: НИИ ХВ, 1992.

    Чехов М. Путь актера в 2-х томах. – М.,1986.

    Чехов М. Литературное наследие в 2-х томах.– М.: Искусство, 1995.

    Шихматов Л., Львова В. Сценические этюды. – М.:ВЦХТ, 2006.

    Шмойлов М. Мастерство актера: Упражнения и игры начального этапа обучения: Методическая разработка. – Л.,1990.

    Эльконин Д. Психология игры. – М., 1978.

    Эткинд Е. Разговор о стихах. - СПб.: Детгиз, 2004.

    Эфрос А. Профессия – режиссер. – М., 1979.

    Эфрос А. Репетиция – любовь моя. – М., 1993.

    Юрский С. Кто держит паузу.- М.: Искусство, 1989.

для обучающихся и родителей:

    Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. – Л.: Детская литература, 1986.

    Мочалов Ю. Первые уроки театра. – М.: Просвещение, 1986.

    Павис П. Словарь. Театр. – М.: ГИТИС, 2003.

    Ремез О. Артист учится, репетирует, играет. – М., 1976.

    Театральная энциклопедия. Любое издание.

    Энциклопедия для детей. Искусство т. 7. - М.: Аванта+, 2003.

    Энциклопедия. Театр. – М.: Олма-пресс, 2002.

    Эткинд Е. Разговор о стихах. - СПб.: Детгиз, 2004.

1 Образовательная программа «Театр». Авт.-сост. Е.И. Косинец. - М.: МИОО, Московские учебники. - 2009.

Категория: Программы тетра юных москвичей | Добавил: defaultNick | Теги: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕАТР
Просмотров: 2179 | Загрузок: 421 | Рейтинг: 3.7/3