Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы тетра юных москвичей

«АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»
[ · Скачать удаленно (171 КБ) ] 09.02.2013, 00:36

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»
Автор – Алесин Ю.А.
Педагоги, реализующие программу – Боровская Н.В., Зверева Л.Н., Цыганова О.Н., Липко А.Г.
Уровень программы – 2
Цель программы – формирование начальных умений и навыков актерского мастерства, управления своими психофизическими способностями для раскрытия художественных образов в драматических произведениях, а так же для понимания театрального искусства.
Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся – 10-16 лет.
Количество часов по годам обучения – 216 часов
Недельная нагрузка и режим занятий – 6 часов: 2 раза в неделю по 3 часа.

Пояснительная записка

Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Одна из самых серьезных проблем современного подростка – эскапизм (стремление отгородиться от общественной жизни) и, как его следствие, поздняя социализация. Подросток не хочет покидать понятный ему детский мир и менять его на суровые реалии взрослой жизни. Он тянется к фантастической литературе и молодежным течениям, все больше и больше погружаясь в вымышленный мир, и все больше отдаляясь от мира реального. Фантазия является для подростка естественным психологическим щитом, которым он прикрывается от чуждого ему мира. В театральной студии находится применение творческой фантазии подростка, он может свободно самовыражаться, играя на сцене или в учебных этюдах. Однако здесь же на него накладываются и первые рамки ответственности перед коллегами, перед зрителем...

Сегодня статус актерской профессии значительно вырос. Этому способствует активное развитие телевидения и кино. Конкурс на актерский факультет театрального вуза ничуть не меньше, а зачастую даже больше, чем конкурс на юридические и экономические факультеты. Поэтому спрос на образовательные услуги, связанные непосредственно с допрофессиональноым обучением актерской профессии очень высок.

Актуальность программы состоит в том, что она является допрофессиональной и рассчитана на детей, которые в будущем хотят связать свою жизнь с театром. Программа адаптирована с учетом возраста обучающихся, а так же программ по актерскому мастерству театральных вузов так, чтобы ребенок из театральной студии , поступивший в ВУЗ, как можно более органично перешел на следующую ступень образования в вузе.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что подросток впервые пробует себя в очень ответственном коллективном трудоемком деле, каким является театр. Далее, познакомившись с основными принципами деятельности как таковой на примере театра, подросток сможет овладеть любым интересным ему видом деятельности.

Отличительная особенность программы В отличие от других программ по мастерству актера, ставящих своей целью психологическую коррекцию ребенка средствами театра (программа Т.Ю. Ронами «Психологическая коррекция личности ребенка средствами театра» Москва 2006г. ), либо максимальное раскрытие творческих способностей ребенка (программа С. С. Захаровой), данная программа преследует более конкретные, осуществимые и поддающиеся точной проверке цели.

Цели и задачи программы

Цель - формирование начальных умений и навыков актерского мастерства, управления своими психофизическими способностями для раскрытия художественных образов в драматических произведениях, а так же для понимания театрального искусства.

Задачи

Обучающие:

- овладение знаниями о театральном искусстве, его формах и жанрах;

- обучение основам актерской техники;

- обучение контролю над своим телом;

- обучение правильному распределению сценического внимания, а так же способам его концентрации;

- обучение логике и последовательности в сценическом действии;

- обучение действенному разбору драматического произведения.

Развивающие:

- развитие памяти, внимания, воображения, фантазии, ассоциативного и творческого мышления;

- развитие способности анализировать логику человеческих поступков, как в жизни, так и в литературных произведениях;

- развитие общительности и стремления к познанию мира;

- развитие аналитического подхода к своей работе;

- развитие способности к самосовершенствованию.

Воспитательные:

- воспитание навыков общения и работы в коллективе;

- воспитание навыков самодисциплины;

- воспитание художественного вкуса.

Сроки реализации программы

Срок реализации: 3 года. Количество учебных часов: 216 часов

Возраст обучающихся

Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 16 лет.

Количество детей в группе: 1-ый и 2-ой годы обучения-15 человек, 3-й - 10 человек.

Форма проведения занятий и режим

Занятия проходят 2 раза в неделю. Длительность каждого занятия 3 учебных часа (3 части по 45 минут с 15 минутным перерывом). Занятия по актерскому мастерству состоят из нескольких блоков первый из которых – «актерский туалет». Во время этого блока обучающиеся разминают свой психофизический аппарат. Следующий блок посвящен заданиям, которые педагог дает непосредственно во время занятия. Последний блок – проверка заданий, заданных обучающимся на дом. На первом году обучения занятия проходят в группе. На втором и третьем годах возможно чередование занятий групповых с малыми группами. Учебные этюды и учебные работы основанные на драматургическом материале дают возможность работать с малыми группами обучаемых по 3-5 человек, занятых в конкретном этюде или сцене. Такая работа позволяет уделять обучающимся больше внимания

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К окончанию первого года обучения обучающийся будет знать:

- составляющие актерской выразительности: фантазия и воображение, сценическое внимание, мизансцена тела, пластичность, темпоритм;

- законы органичного поведения на сцене в условиях «публичного одиночества».

будет уметь:

- контролировать и чувствовать свое тело;

- концентрировать своё внимание на выполнении индивидуального задания;

- наблюдать за жизнью и способность повторить увиденное на площадке;

- действовать по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах».

К окончанию второго года обучения обучающийся будет знать:

- законы сценического общения;

- о действенности речи;

- законы драматургии, ее жанры.

будет уметь:

- «Видеть» и «Слышать» партнера;

- воздействовать на партнера;

- анализировать драматургический материал с точки зрения логики поступков персонажей.

К окончанию третьего года обучения обучающийся будет знать:

- действенный разбор драматического произведения;

- логику и последовательность сценического действия;

- правила работы с режиссером;

- процесс создания спектакля, от замысла до показа на зрителе.

будет уметь:

- применять полученные навыки актёрской техники при создании сценического образа;

- закреплять заданный режиссером рисунок роли;

- импровизировать, не нарушая режиссерского рисунка.

Способы проверки результатов

Результативность освоения программы выявляется на контрольных занятиях, проводящихся в конце каждого полугодия в форме зачёта или открытого показа, а также в целостных творческих работах: миниатюрах, класс-концертах, спектаклях. Контроль за процессом освоения программы носит так же и текущий характер (по ходу занятий). На третьем году обучения, итогом которого является выпуск и многократный показ учебного спектакля на зрителе, контроль осуществляется режиссером, в процессе каждой репетиции и каждого показа. Оценка результатов прохождения программы происходит в форме обсуждения, в котором участвуют все студийцы, задействованные в этой работе. На показы могут приглашаться родители и друзья учащихся.

///


Методическое обеспечение программы

Методика обучения предполагает непосредственную связь теории с выполнением практических заданий. Занятия проводятся, в основном, в учебном помещении. Для наибольшего погружения в изучаемый материал могут проводиться просмотр спектаклей профессиональных театров, фильмов, посещение театральных и художественных выставок. Кроме того, обучающиеся участвуют в торжественных мероприятиях Дворца и центра художественного образования, фестивалях и конкурсах. Каждый раздел программы требует особенного методического подхода. Например в разделе Первая серия актерского тренинга: «Я, мир» обучающимся предлагается начать познание мира с самих себя. У них есть тело со всеми его возможностями. И есть органы восприятия: слух, зрение, обоняние, осязание, согласованная работа которых называется вниманием. Внимание, как и человеческое тело, в жизни работает, большей частью, рефлекторно. Задача первого года обучения научиться сознательно вызывать в себе на площадке то, что делается в жизни рефлекторно: свободу мышц, ту или иную степень концентрации внимания, распределение в пространстве и во времени, выразительность позы, жеста. На первых занятиях обучающиеся учатся сосредотачивать внимание на собственном психофизическом аппарате. Далее они учатся направлять свое внимание во внешний мир. «Распределение сценического внимания», - главный базовый элемент актерской техники.Особое значение для первого года обучения имеют упражнения связанные с наблюдениями. В разделе «Наблюдения» внимание обучающихся обращается на то, как важно для актера научится отображать окружающий его мир. Копировать его. Первым объектом наблюдения становятся окружающие нас предметы. Наблюдение за предметом является очень важным обобщающим упражнением. Оно соединяет в себе три предыдущие темы: сценическое внимание, фантазию и воображение, и веру. На первом этапе изучается сам предмет: его форму, материал из которого он сделан, из каких частей он состоит, его физические свойства, действие для которого он предназначен, - идет тренировка сценического внимания. Затем с помощью фантазии и воображения ищется в нем, неживом, «живое», «человеческое». Этюд можно считать удачным только тогда когда он отвечает этим двум заданным параметрам: точность передачи внешней формы и верно найденное внутреннее наполнение. Уже в наблюдениях за предметами и далее когда объектом изучения станут животные и люди нужно стараться выстраивать четкий сюжет. В любом этюде должно быть начало, развитие, кульминация, в которой происходит событие, меняющее ход действия, и развязка. Этюды-наблюдения за животными преследуют те же цели и задачи, что и наблюдения за предметами, однако в работе над ними обучающиеся знакомятся с еще одной важной составляющей актерского мастерства – внутренним монологом. Четкое построение и проработка внутреннего монолога является необходимым условием выполнения упражнения. Этюды-наблюдения за людьми обобщают элементы актерского мастерства отрабатываемые в наблюдениях за предметам и животными. Очень важно чтобы объект наблюдения был максимально близок обучающемуся. Поэтому чаще всего предлагается тема «Учителя и ученики».Очень важным моментом является переход от этюдов к литературному материалу. Изучив внутренние законы человеческого поведения, базируюсь на принципах «Я в предлагаемых обстоятельствах», обучающиеся способны перенести свой опыт на освоение литературно-драматургического материала, выбранного педагогом, исходя из особенностей личности каждого ученика. Работа над отрывками делится на несколько этапов: Анализ произведения в целом, анализ выбранного отрывка (его значение относительно целого – про что и для чего), анализ человеческих особенностей персонажа, анализ его предлагаемых обстоятельств, анализ его стремлений, действий и поступков – знакомство с понятием сквозного действия. Для лучшего освоения материала, обучающимся предлагается могут меняться ролями, делать этюды на тему отрывка, пользуясь своими словами. Совместно обсуждать каждую работу и т.д. По возможности, каждый обучающийся должен к концу четвертого полугодья иметь две работы. Первая по сказочной литературе. Вторая по реалистической. Материал для отрывка выбирается исходя из индивидуальности ребенка. Средняя продолжительность отрывка не должна превышать10-15 минут. В отрывке обучаемый получает возможность полностью применить знания полученные до этого. Здесь выявляются почти все элементы актерского мастерства. Однако, нужно сделать так, чтобы переход от этюда к отрывку был как можно более плавным. Участники отрывка обязательно должны прочитать всю пьесу целиком. На коллективном обсуждении тщательно разбирается психология каждого персонажа: его характер, его основное хотение, которое персонаж проносит через всю пьесу. Выяснив все это, обучающийся должен определить, а что персонаж хочет в конкретно данной сцене? Следующий этап работы - этюды с минимальным количеством текста. Сказочный материал предлагается выбирать самостоятельно. В этой работе тренируется, в первую очередь, способность к созданию ярких образов, импровизации; так же максимально задействуется фантазия и воображение. Завершающим этапом освоения программы является работа над спектаклем. Работа начинается с читки пьесы или нескольких пьес. Пьеса выбирается педагогом, исходя из возможностей сложившейся актерской группы. Возможна читка пьес, предложенных обучающимися. Из прочитанного выбирается наиболее понравившаяся всему коллективу пьеса. Первым этапом работы является застольный период. На нем обсуждается содержание пьесы, основные идеи, главная мысль, характеры персонажей. Проводятся беседы на тему исторических реалий произведения (если пьеса не современная). Обучающимся предлагается пофантазировать и показать этюды на тему, «как бы вел себя тот или иной персонаж, в обстоятельствах, не описанных в пьесе». Будущая работа должна стать полноценным драматическим спектаклям со всеми его составляющими: художественным, музыкальным оформлением, костюмами и.т.д. и быть показана большой зрительской аудитории. После каждого спектакля обучающиеся, совместно с педагогом, проводят обсуждение, на котором выявляются ошибки и недостатки каждого студийца. В промежутке между показами спектакля ведется работа по устранению найденных ошибок. Как на первой, так и на второй ступени обучения очень важно привить обучающимся навык постоянного самоанализа и самосовершенствования.

Дидактические материалы

Основные упражнения к разделу «Я, мир»

Упр1. Ученики ходят по кругу, по команде расслабляя либо напрягая названые педагогом части тела.

Упр1.1. Ученики стоят на месте, вытянув руки вверх. Все мышцы их напряжены. По хлопку начинается расслабление по сегментам: кисти, локти, плечи, голова, спина, колени. Можно проделать эту цепочку в обратном направлении напрягая названые части тела. Ритм хлопков-команд меняется. Может быть неровным. Последовательность расслабляемых частей тела так же может меняться, например: кисти, плечи, локти, колени спина и.т.д.

Упр2. Реставратор. Упражнение на внимание. Ученику предлагается в течение 10 секунд запомнить порядок, в котором сидят его товарищи. Ученик закрывает глаза. В это время его товарищи меняются местами. Задача ученика восстановить прежний порядок рассадки. Упражнение может усложняться. Можно просить водящего запоминать и восстанавливать позы сидящих и.т.д.

Упр3. Хлопки. Задается ровный ритм. Ученикам предлагается повторить его, пердавая хлопок по кругу (каждый делает только один хлопок). Заданный преподавателем ритм не должен меняться. Упражнение усложняется возможностью перенаправлять хлопок в обратную сторону. А так же синкопированным ритмом.

Упр4. Зеркало. Ученики делятся на пары: один – человек, второй - его отражение. Второй повторяет движения первого.

Основные упражнения к разделу «Я в предлагаемых обстоятельствах»

Упр1. Переход. Ученику предлагается перейти сценическую площадку так чтобы мы поняли, откуда он пришел, или куда он идет.

Упр2. Дверь. Ученику предлагается войти в дверь или выйти из нее, но так, чтобы по его поведению стало понятно, куда он входит или откуда выходит.

Упр2. Из мухи в слона. Взять самое простое примитивное физическое действие и проделать его максимально подробно, разложив главное действие на множество составляющих. Например, написать записку о том, что ты ушел погулять: Достать тетрадку, найти чистый лист, отогнуть скобы, вытащить лист, загнуть скобы, разорвать по линейке лист на пополам, чтобы придать ему нужный размер. Достать пенал, выбрать наиболее яркую по цвету ручку, написать записку, подумать, как прикрепить ее к двери, найти скотч отрезать маленький кусочек, прикрепить записку. И.т.д.

Упр3. Полоса препятствий. Выбирается самое простое физическое действие. Например, закрыть дверь. Выбирается один человек, который должен проделать это действие. Остальные ученики придумывают препятствия, которые встанут у него на пути. Пример: от сквозняка открылось окно - все полетело на пол, в дверь вбежала дворовая кошка и шмыгнула на кухню, заел замок и.т.д.

Упр4. Этюд на публичное одиночество. Ученик придумывает себе подробное действие (приготовить дом к приему гостей, сделать сюрприз маме, спрятать важную записку и.т.д) и выполняет его так, как если бы он был один. Необходимым условием этюда является наличие препятствия на пути главного действия и преодоления его.

Основные упражнения к теме «Общение».

Упр1. Крокодил. Ученики делятся на 2 группы. Каждая группа придумывает название фильма, или строчку из песни, или строчку из стихотворения. Группа вызывает человека из другой команды и говорит ему , то что она придумала. Человек должен без слов объяснить своей команде сказанное ему.

Упр2. Разговор ногами, шеей, плечами

Упр3. Птичий язык. Ученики делятся на пары. Первые говорят на языке, состоящем из слогов «Бо». Язык вторых состоит из «Ми». Первые должны рассказать связную историю на своем языке, вторые понять о чем речь, далее рассказчик и слушатель меняются ролями.

Упр4. Вахтер. Ученики делятся на пары. Первый, - «вахтер». Второй, – «Тот, кому очень надо». Второй должен, во что бы то ни стало, уговорить вахтера пропустить его. Вахтер не должен никого пропускать. Предлагаемые обстоятельства придумываются участниками этюда.

Упр5. Групповой на этюд органическое молчание.

Упр6. Групповой этюд на событие.

Техническое оснащение программы

Первый год и второй год

1.​ Наличие просторной проветриваемой аудитории со стульями по количеству обучающихся.

2.​ Наличие простейшей мебели для этюдов: шкаф, стол, кровать.

3.​ Звуковоспроизводящая аппаратура.

Третий год

1.​ Наличие полностью оборудованной театральной сцены.

2.​ Материально-техническое обеспечение выпуска спектакля.

Кадровое обеспечение

Сотрудничество с профессиональным сценографом, художником по костюмам, художником по свету, балетмейстером-постановщиком.

Список литературы

для обучающихся:

1.Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве.- М.: Вагриус, 2006

для педагогов:

1. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств.- М.: Прайм-еврознак, 2006

2. Кнебель М.О. Поэзия педагогикию-М.: Искусство, 1984

3. Кнебель М.О. О том, что мне кажется особенно важным -М.: Искусство, 1971

4. Корогодский З.Я. Начало.- СПб.: СПбГУП, 1996

5. Станиславский К.С. Работа актера над собой.-М.: Искусство, 1954

6. Станиславский К.С. Работа актера над ролью.-М.: Искусство,1954

7. Чехов М. О технике актера.-М.: Олимп, Астрель, Аст, 2001

Категория: Программы тетра юных москвичей | Добавил: defaultNick | Теги: АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО
Просмотров: 2900 | Загрузок: 353 | Рейтинг: 0.0/0