Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы театра кукол

«СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ В ТЕАТРЕ КУКОЛ»
[ · Скачать удаленно (72 КБ) ] 09.02.2013, 00:57

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ В ТЕАТРЕ КУКОЛ»
Автор – Майорова А.Д. Педагог, реализующий программу – Майорова А.Д.
Уровень программы – 3
Цель программы – обучение основным приемам озвучивания кукол и активное творческое развитие речевого слуха, внимания и памяти с учетом особенностей сценической речи в театре кукол.
Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся – 9-14 лет
Количество часов по годам обучения – 36 часов
Недельная нагрузка и режим занятий – 1 час (1 раз в неделю 1 час).

Опубликован видеоролик участницы конкурса "Мастерство и творчество" Майоровой Алёны Дмитриевны



Предлагаем проголосовать за нашего коллегу по ссылке»»» (необходимо зарегистрироваться на Фейсбук)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа реализуется в Центре художественного образования МГДД(Ю)Т в соответствии с организационно-методологической программой Центра «Наша Земля - наше наследие», имеет художественно-эстетическую направленность.

У педагога по сценической речи в ТЮМе задача - найти ключ к каждому, угадать, раскрыть индивидуальность, примерить и подобрать к обучающемуся подходящий способ, темп и стиль обучения. Существующая общая методика групповых занятий в ТЮМе не освобождает педагога от необходимости вести отбор, менять последовательность и чередование коллективных и индивидуальных упражнений в соответствии с оценкой способностей каждого обучающегося и его реальных возможностей на данном этапе.

Особенностью данной программы является использование индивидуального подхода в развитии речевой культуры обучающихся, оказание помощи в открытии искусства звучащего слова, как материала актёрского искусства. Педагог должен подвести обучающихся к этому, соединяя лекционный материал с определённо выстроенными практическими занятиями и обсуждением пройденного. Выполняя упражнения и домашние задания, обучающиеся должны прийти к самостоятельному открытию воздействия искусства звучащего слова на слушателей, а так же к пониманию его роли в окружающем мире.

Освоение обучающимися различных форм и методов работы над сценическими образами (ролями) обеспечивает комплексный подход: развитие умений и навыков по технике речи и искусству художественного слова.

Занятия состоят из следующих обязательных разделов:

- дикция;

- дыхание;

- голос;

- орфоэпия;

- логико-интонационная структура речи.

Программа может быть рекомендована педагогам системы дополнительного образования, студиям художественного слова, самодеятельным театральным коллективам, школьным театрам.

Цель обучение основам сценической речи, развитие навыков владения ясной, осмысленной, грамотной речью как во время исполнения роли в спектакле, так и при исполнении произведений в жанре художественного слова.

Задачи:

Обучающие:

- дать знания о технике речи и об орфоэпии;

- дать знания о процессе овладения стилевыми особенностями авторского слова;

- обучить основам активизации фантазии и воображения, процессом пристройки, общения, внимания;

- обучить основам постановки действенной задачи и логическому разбору при работе над ролью или художественным произведением;

- обучить основам логического анализа текста.

Развивающие:

- сформировать культуру актерского исполнения и творческой работы над текстом;

- сформировать понятие интерпретации и трактовки роли;

- сформировать умение выявлять идейный смысл произведения;

- сформировать умение выявлять сквозное действие и сверхзадачу в литературном тексте,

- сформировать умение выявлять предлагаемые обстоятельства и видение;

- развивать умение использовать специфику работы над стихотворным текстом;

- развивать культуру речевого общения;

- развивать умение пользоваться элементами стилевых особенностей произведений;

- развивать умение использовать художественное слово как средство совершенствования техники сценической речи.

Воспитательные:

- воспитать самостоятельность в выполнении домашних заданий;

- воспитать чувство коллективизма при работе в театральном коллективе.


Возраст обучающихся - 10-18 лет. Количество детей в группе – 8-12 чел.

Срок реализации программы – 3 года. Количество часов в год – 36 часов.

Формы и режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Занятия проводятся в групповой форме. Обучение - в форме занятий, состоящих из теоретической части, освоения практических упражнений, демонстрации наработок домашних заданий. В пределах одного занятия виды деятельности меняются, что способствует удержанию внимания, и позволяет избежать переутомления.


Прогнозируемые результаты и способы определения их результативности

К концу первого года обучения обучающиеся будут

знать:

По технике речи:

- строение речевого аппарата;

- артикуляционную гимнастику;

- комплекс простых упражнений по дикции;

- скороговорки для дикционной тренировки;

- теорию постановки голоса, дыхания.

По художественному слову:

- законы орфоэпии (редукцию, ассимиляцию, ударение);

- теорию стихосложения (поэтики);

- как выявлять закодированность стихотворного текста для выявления идейного смысла;

- способы выявления сквозного действия и сверхзадачи текста;

- каким образом обеспечивается практическая работа над стихотворным произведением для его демонстрации.

уметь:

По технике речи:

- делать частичный комплекс артикуляционной гимнастики;

- делать простые упражнения по дикции;

- произносить легкие скороговорки и пословицы, используя различные подтексты;

- выполнять различные специальные упражнения по постановке голоса и дыхания.

По художественному слову:

- использовать полученные знания по орфоэпии при работе над стихотворным текстом;

- учитывать особенности формы в процессе выявления содержания;

- выявлять идейный смысл стихотворного произведения;

- определять сквозное действие и конкретизировать сверхзадачу стихотворного текста;

- демонстрировать практическую работу над литературным произведением (стихотворение).

К концу второго года обучения обучающиеся будут:

знать:

По технике речи:

- полный комплекс артикуляционной гимнастики;

- сложные упражнения по дикции;

- сложные и комбинированные скороговорки, пословицы, чистоговорки;

- специальные упражнения по постановке голоса и дыхания;

- теорию создания опоры для дыхания и посыла выдыхаемой струи воздуха в маску.

По художественному слову:

- орфоэпические законы при работе над прозаическим текстом;

- методы выявления идейного смысла прозаического произведения;

- способы определения сквозного действия и сверхзадачу прозаического текста;

- законы логики речи, логическую перспективу связного текста;

- каким образом обеспечивается практическая работа над литературным произведением (проза) для ее демонстрации слушателям

уметь:

По технике речи:

- выполнять полный комплекс артикуляционной гимнастики;

- выполнять сложные упражнения по дикции;

- демонстрировать произношение сложных и комбинированных скороговорок, пословиц, чистоговорок с использованием различных подтекстов;

- выполнять различные специальные упражнения по постановке голоса и дыхания, а также подбирать нижние мышцы живота для обеспечения опоры выдыхаемой струи воздуха и обеспечивать направление выдыхаемой струи воздуха в «маску».

По художественному слову:

- использовать полученные знания по орфоэпии при работе над прозаическим текстом;

- выявлять идейный смысл прозаического произведения;

- определять сквозное действие и конкретизировать сверхзадачу прозаического текста;

- демонстрировать практическую работу над литературным произведением (проза).

К концу третьего года обучения обучающиеся будут

знать:

По технике речи:

- комплекс артикуляционной гимнастики для всех мышц речевого аппарата для самостоятельной работы при приведении их в рабочее состояние;

- как обеспечивается тренинг по усложненным дикционным упражнениям;

- как выполняются сложные упражнения по дыханию, постановке голоса с использованием необходимой опоры для выдыхаемой струи воздуха и направлении ее в «маску»

- как использовать резонаторы (верхние, средние и нижние) благодаря специальным упражнениям, учитывая возрастные особенности обучающихся (мутационный период)

По художественному слову:

- как пользоваться полученными знаниями для реализации словесного действия в стихотворном и прозаическом тексте;

- законы владения знаками препинания, грамматическими паузами;

- каким образом обеспечивается прямая речь в рассказе;

- как рассказывать от первого лица.

уметь:

По технике речи:

- самостоятельно проводить комплексную артикуляционную гимнастику для всех мышц речевого аппарата;

- выполнять систематический тренинг по усложненным дикционным упражнениям;

- выполнять сложные упражнения по дыханию, постановке голоса с использованием опоры воздуха и направлением выдыхаемой струи в «маску»;

- на специальных упражнениях демонстрировать использование резонаторов (верхних, средних и нижних), учитывая возрастные особенности обучающихся (мутационный период).

По художественному слову:

- действовать словом, как в стихотворном, так и в прозаическом тексте;

- использовать знаки препинания при их произнесении, обеспечивая построчные и построфные паузы;

- использовать логические паузы и логические ударения;

- вести рассказ от первого лица.

Способами проверки результативности обучения являются выявление и фиксация педагогом на протяжении всего периода обучения положительной динамики по следующим критериям:

- овладение навыками правильного произношения и культурой речи;

- умение тренировать технику и выразительность звукового слова, создавая свой, индивидуальный «блок голосоречевой разминки»;

- овладение умениями и навыками речевого взаимодействия;

- способность к самостоятельной работе по овладению речевым искусством.

Результаты освоения программы подводятся два раза в год в форме творческих зачетов и показа пройденного материала в виде упражнений в игровой форме родителей и педагогов. Обучающиеся принимают участие в различных конкурсах и фестивалях с номерами художественно слова.Текущая результативность проверяется на занятиях путем ежемесячных контрольных срезов достижений обучающихся.

При подведении итогов освоения программы применяются следующие критерии оценки:

Высокий уровень четкость, ясность произнесения слов и фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного с использованием законов орфоэпии, с учетом профессиональных качеств голоса, законов логики речи в каждом конкретном образе (роли).

Средний уровень – недостаточная четкость, ясность произнесения слов и фраз, недостаточно безукоризненное звучание каждого гласного и согласного с использованием законов орфоэпии. Отсутствие должного владения качествами голоса и логики речи в каждом конкретном образе (роли).

Низкий уровень – нет четкости и ясности произнесения слов и фраз, плохое звучание каждого гласного и согласного, незнание законов орфоэпии, плохое владение голосом и логикой речи в каждом конкретном образе (роли).

///


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Используемые дидактические материалы.

При реализации программы используются:

  • дидактическая работа автора: «Как читать стихи»,

  • подборки упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики,

  • видео и аудио материалы:

  • авторские видеозаписи спектаклей студии,

  • копии фильмов-спектаклей профессиональных театров,

  • аудиозаписи мастеров художественного слова.

  • использование Интернет ресурса:

  • виртуальный кабинет В.А. Юркина на сайте МГДД(Ю)Т1;

  • сайт В.А. Юркина «Школа ораторского искусства»2;

  • библиотека книг по ораторскому мастерству3;

  • скороговорки4;

  • стихи, рассказы и сказки5.

Раздел «Техника речи». Во время первых практических занятий у каждого обучающегося будет выявлены дикционные недостатки и особенности состояния мышц речевого аппарата для последующей работы на протяжении трех лет обучения с помощью специальных упражнений. При работе над артикуляционной гимнастикой, дикционными упражнениями, скороговорками проводятся разъяснительные беседы и практический показ и демонстрация упражнений, необходимых для дальнейшего усвоения обучающимися.

Раздел «Художественное слово». При подборе литературных произведений для индивидуального исполнения уделяется внимание условиям обязательной домашней работы по подбору любимых авторов, произведений, понравившихся отрывков и т.д. для подробного ознакомления с биографией автора, историей написания, об историческом времени, освещаемом в отобранном произведении. При работе над текстом необходимо значительное внимание уделить индивидуальной работе с обучающимся, в ходе которой он должен самым подробным образом нарисовать «киноленту видений», места действия, действующих лиц, их биографий, характеров и т.д.

Сценическая речь есть процесс общения в предлагаемых обстоятельствах ради конкретной цели. Необходимо обратить внимание на два фактора: 1) речь как деятельность и ее структура и 2) механизм овладения элементами этой структуры.

Любое обучение, которое можно представить в виде определенной системы упражнений строится на основе последовательного становления речевых умений и навыков в порядке нарастания речевых и операционных трудностей.

В обучении мастерству актера упражнениям уделяется большое внимание: упражнение выполняется как отклик на поставленную цель в порядке импровизации в зависимости от конкретных обстоятельств. В упражнении еще нет выраженной сверхзадачи, внимание последовательно фиксируется на одном из элементов сценического действия. Упражнение, в отличие от этюда, не имеет воображаемых обстоятельств и определенного сюжета. Важнейшая для методики обучения сценической речи особенность упражнений заключается в конкретности предлагаемых обстоятельств: услышать, что слышно за окном, или запомнить и описать реальный предмет. Место и время действия упражнения - здесь, сейчас, в данных условиях. Простые упражнения могут усложняться, включать несколько параллельных задач, координирующих движение, речь, внимание, запоминание. Общей их основой является целенаправленное действие в предлагаемых реальных обстоятельствах.

С самого начала обучения создаются условия, для того чтобы обучающийся не только понял, но и почувствовал, что такое внимание, восприятие, общение, что такое живое поведение. Это осознание самого себя, возвращение в новом качестве к изначальным естественным для человека живым процессам связано с раскрепощением, освобождением от напряжений и зажимов.

Система упражнений в работе по сценической речи должна формироваться на основе общих с мастерством актера принципов: простота, конкретность, органичность, целенаправленность, результативность. Основной методический принцип работы по речи - учет умений и навыков, приобретаемых на занятиях по мастерству актера. Смысл не в дублировании учебного процесса, а в более полном и своевременном использовании этих новых навыков в работе над сценической речью.



Категория: Программы театра кукол | Добавил: defaultNick | Теги: СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ В ТЕАТРЕ КУКОЛ
Просмотров: 1830 | Загрузок: 362 | Рейтинг: 5.0/1