Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы театра кукол

«ПЛАСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЮНОГО АКТЕРА»
[ · Скачать удаленно (166 КБ) ] 09.02.2013, 00:55

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«ПЛАСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЮНОГО АКТЕРА»
Автор – Прянишникова К.В. Педагог, реализующий программу – Прянишникова К.В.
Уровень программы – 3
Цель программы – обучение пластической культуре, созданию пластического образа и творческое развитие, с учетом индивидуальности каждого ребенка и их возрастных особенностей.
Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся – 9-18 лет.
Количество часов по годам обучения – 72 часа
Недельная нагрузка и режим занятий – 2 часа (1 раз в неделю 2 часа).


Пояснительная записка

«Пластическая культура юного актера. Первые шаги»- программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности, реализуется в рамках комплексной программы Центра художественного образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества «Наша Земля – наше наследие».

С древнейших времен существования сценического действия активно использовалась пластика. Так, к примеру, в Римской империи из-за многонациональных различий и языковых барьеров в сценическом действе основу составляли пластика и пантомима, как понятные каждому жестовые символы передачи информации невербального характера. Визуальные формы передачи информации на сцене позволяют наиболее широко развить фантазию и разнообразить формы общения.

Не всякое движение на сцене становится знаком, выражающим состояние души и мысли актера-персонажа, а лишь то, которое осознанно выстроено в процессе репетиций и освоено ребенком как необходимое действие1. Сознательный уход от автоматизма в движении, ощущение развития движения как единого процесса, точность и оригинальный колорит жеста, умение выстраивать пластическую фразу и пластический диалог с партнером на основе хорошо освоенных навыков — вот слагаемые актерской техники, делающие движение на сцене выразительным.

Наиболее ярко соответствие занятий пластикой возрастной физиологии и психологии воспитанников проявляется при освоении ими техники упражнений. В процессе обучения ребенок воспринимает информацию – основную и дополнительную, решает определенные задачи, контролирует качество исполнения, вносит коррективы, осмысливает выразительные средства. С каждым годом обучения упражнения усложняются и повышаются требования к качеству их выполнения.

Особая роль педагога состоит в правильном выборе методов и приемов обучения, которые должны соответствовать предыдущему опыту обучающегося, его знаниям и умениям.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что обучение пластике при подготовке юного актера театра кукол помогает в гармоничном развитии ребенка, в его физическом и духовном росте. Пластика позволяет ему свободно двигаться на сцене, преодолевать скованность, создавать образ, лучше понимать динамические возможности кукол как действующих лиц спектакля.

Новизна и оригинальность заключаются в том, что в программе предлагается комплексное освоение движенческого искусства и в дальнейшем использование результатов обучения для создания сценического образа персонажа в театре кукол.

Особенностью данной программы является то, что в сегодняшнем театре кукол при постановке спектаклей по режиссерскому решению в качестве действующего лица одновременно с куклой появляется актер – человек, которому необходимо создать образ персонажа, и в этом ему помогает сценическая пластика. С этой целью в учебный процесс включено освоение методики поиска пластического решения образа.

Цель программы: обучение основам пластической культуры с учетом индивидуальности каждого ребенка и их возрастных особенностей, посредством занятий пластикой.

Задачи программы

Обучающие:

- познакомить обучающихся с анатомией человека;

- обучить базовой пластике движений, технике создания пластического образа (животных, насекомых, птиц и др.);

- познакомить с основами хореографии и пластической культуры;

- обучить основам танцевального искусства;

- обучать основным приемам владения телом.

Развивающие:

- развивать интерес к пластической культуре;

- развивать творческие способности для создания образа в пластическом этюде,

- развивать память, многоплоскностное внимание, творческое воображение;

- развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- воспитывать чувство коллективизма, взаимопонимание и взаимное уважение;

- воспитывать культуру поведения на сцене, за сценой;

- сформировать черты характера: организованность, собранность, самодисциплину, волю, ответственность и трудолюбие.

Возраст обучающихся 6-10 лет.

Количество обучающихся: 1 года обучения -10 человек, 2 - 3 года обучения - 8 человек. Срок реализации программы 3 года.

Формы и режим занятий.

На традиционных учебных занятиях используются следующие формы занятий:

​ игра (на первом году обучения),

​  беседа,

​ репетиции,

​  просмотры,

​  обсуждение,

​  теоретические задания, письменные и устные;

​  участие в спектаклях,

​  встречи с интересными людьми, профильными коллективами,

​  экскурсии,

​  конкурсы.

В процессе обучения используются также другие формы:

​ учебное занятие с группой;

​  занятие-просмотр видеоматериалов;

​  творческие вечера, включая сотрудничество с другими творческими коллективами;

​  посещение театров, концертных залов с последующим обсуждением;

​ тематические праздники.

Занятия проводятся 1раз в неделю по 1 часу.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Обучающиеся 1-ого года будут знать:

​ Повадки различных животных;

​ Основные понятия хореографии.

Уметь:

​ Раздельно владеть пальцами рук;

​ Координировать движения;

​ Выполнять простейшие пластические образы.

Обучающиеся 2-ого года будут знать:

​ Анатомию человека (общие понятия);

​ Понятия темп и ритм.

Уметь:

​ Выполнять различные движения в заданном темпе и ритме;

​ Создавать простейшие пластические этюды.

Обучающиеся 3-ого года будут знать:

​ Различные танцевальные стили;

​ Метод анализа характера персонажа.

Уметь:

​ Взаимодействовать с партнерами;

​ Анализировать характер персонажа и оставаться в образе на протяжении всей пластической композиции.

Способы проверки результатов.

Успехи детей демонстрируются во время открытых занятий, показов спектаклей, концертной деятельности.

В качестве способов отслеживания результатов освоения детьми основных разделов программы используется: поэтапный мониторинг знаний, умений, практических навыков.

Поэтапный мониторинг начинается с первичной диагностики детей, когда педагог проверяет начальный уровень способностей ребенка по избранному виду деятельности. В дальнейшем применяется такой механизм отслеживания результатов, как выполнение детьми тематических тестовых заданий по основным разделам программы, умение координировать движения, умение воплощать простейший пластический образ, умение раздельно владеть пальцами рук.

Проверка результатов обучения проводится 2 раза в год.

Результаты оцениваются по трем уровням: высокий, средний и низкий.

///


Методическое обеспечение программы

Дидактические материалы, используемые при проведении занятий

Видеозапись пластического спектакля в авторской постановке: «Золушка» по сказке Ш.Перро.

Авторские сценарии пластических спектаклей: «Сад великана», «Золушка», «Маленькая баба-Яга»,

Дидактические авторские разработки: «Упражнения по разделам «Физические возможности человека» и «Координация движения».

Материалы в электронном виде:

Подборка видеофильмов о повадках животных, насекомых, птиц.

Подборка видеозаписей по хореографии.

Подборка музыкального сопровождения по программе.

Подбор иллюстративного материала.

Условия реализации программы

Для обеспечения учебного процесса необходимо:

- светлое помещение с зеркалами,

- аудиоаппаратура,

- поролоновые маты,

- фонотека классической и народной музыки, музыки к спектаклям,

- видеофильмы,

- иллюстративный материал,

- анатомический атлас,

- костюмы,

- реквизит,

- декорации.

Приемы и методы работы с детьми

Реализация программы «Пластическая культура юного актера» предполагает использование различных методов и приемов.

В норме ребенок (6-9 лет) направлен и устремлен в будущее. Он хочет вырасти, ему все интересно, однако у детей данного возраста отмечается несовершенство второй сигнальной системы, поэтому реакция на словесные раздражители развита слабо. Педагог должен правильно построить урок. Ему следует показывать движение ученикам, одновременно объясняя правила его исполнения. Занятия должны быть регулярными. Следует подкреплять демонстрацию движений речью, объясняя на каждом уроке правила исполнения движения. Речь педагога должна быть громкой и четкой.

Условно-речевые рефлексы у детей непрочные. Более прочны условные рефлексы на непосредственные раздражители: тактильные, зрительные, слуховые. Если ребенок пропустил несколько занятий, то следует начинать занятие с повторения упражнений.

Часто у детей в 6-7 лет нарушается осанка, так как резко уменьшается их двигательная активность в связи со школьными занятиями, высокой загруженностью учебным процессом. Изменяются пропорции тела: удлиняются ноги, уменьшается обхват грудной клетки.

При занятиях физическими упражнениями необходимо учитывать особенности формирования скелета ребенка. Следует помнить, что резкие толчки во время приземления при прыжках могут вызвать смещение костей таза и неравномерное их срастание. Позвоночник обладает наибольшей подвижностью у детей 7-9 летнего возраста. Поэтому отсутствие занятий физическими упражнениями и длительное нахождение в вынужденной позе за партой может привести к разнообразным нарушениям осанки и деформации позвоночника.

Сердце младших школьников легко приспосабливается к физическим нагрузкам и быстро восстанавливается при отдыхе, но деятельность его может быть неустойчивой. Возможны нарушения сердечного ритма, резкие изменения артериального давления.

В результате реализации данной программы должен сформироваться внутренний план действий: способность осуществлять планирование в целом и видеть результаты своей деятельности, содержательная рефлексия: зависимость действий от существенных условий их выполнения, теоретический анализ и словесно-логическое мышление.

Движение и пластика:

Гармония движения и сознания, бесспорно, является резуль​татом длительного труда, требующего времени.

Чувство движения — это на​вык, который формируется в процессе "переживания" движения, то есть сознательного освоения его структуры, и совершенст​вуется через сознательное отношение к процессу построения движения.

От микрожеста до "жеста" всем телом — вот путь, кото​рый нужно проделать воспитаннику, чтобы выйти за границы чисто внешнего ощущения движения и почувствовать свое тело, находящейся в постоянном движении.

Важно, чтобы у него было музыкально образованное тело, способное не только слышать музыку, но впустить ее в себя и удержать, чтобы вместе с ней эмоционально окрасить движение.

Координация

Почему движения, привычные и легко выполнимые в жизни, на сцене становятся неудобными и невыразительными? Одна из причин этого — неспособность координировать как новые, так и знакомые ребенку движения в условиях сцены. Если координа​ция движений требует дополнительных усилий, это порождает психофизический дискомфорт.

Особое внимание уделяется включению в занятия игровых элементов, групповых упражнений, использованию ассоциаций при описании и выполнении упражнений, музыкального сопровождения, постановки парадоксальных задач, доведения темпа выполнения отдельных упражнений до предельного. Этот синтез занятий раскрепощает обучающихся, высвобождая и обогащая их физические и экспрессивные возможности.

Занятия проводятся на основе игровой методики, представленной Е.Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым.

Сущность данного стиля работы его основатели определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Эта методика помогает изменить стиль и атмосферу обычных учебных занятий и репетиций. Вовлеченными в творческий поиск оказываются все присутствующие, сколько бы их не было – пять, двенадцать или тридцать. Надо только поставить исполнительскую задачу, потом объединить обучающихся в «малые» группы, дать всем определенное время на поисковую работу, потом назвать критерий оценивания (доступный для контроля всем и каждому), установить последовательность выхода групп на сцену и, наконец, устроить просмотр групповых вариантов.

Работа с партнером

Понять актера лучше всех и помочь ему может только его партнер. Конечно, заставить актера любить своего партнера невоз​можно, но научиться понимать партнера и чувствовать его — обязанность профессионала. И начинается эта профессиональная работа с освоения упражнений на парное взаимодействие, в под​готовительном парном тренинге. Работая в группах, дети учатся искренне выражать свои чувства, сдерживать эмоции в сложных ситуациях, помогать товарищам и в то же время просить о помощи, если такая необходима, не боясь выглядеть неуспешным. Такие технологии способствуют сохранению психического и физического здоровья детей.

На занятиях ритмикой ребенок учится сознательно распоря​жаться своим телом, понимать каждое движение танца в его про​стейших элементах и сложной координации, различать ритмы музыки и согласовывать свои движения с музыкой2.

Основная задача педагога — привить ребенку необходимые двига​тельные навыки и умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм. Способность согласовывать движения своего тела с музыкой, вызывая комфортное состояние, когда танцующий испыты​вает радость и удовольствие, осваивая те или иные задачи, кото​рые ставит перед ним педагог.

Занятия ритмикой включают такие занятия, как:

​ Элементы музыкальной грамоты.

​ Определение и передача в движении: характера музыки (веселый, грустный, спокойный, торжественный), темпа (медленный, быстрый, умеренный), динамических оттенков (тихо, громко), размеров 2/4, 3/4, сильных и слабых долей, тактирование двухдольного и трехдольного размеров.

​ Партерный тренинг (упражнения для развития «мышечного чувства» и отдельных групп мышц, связок.

​  Упражнения для развития ориентации в пространстве. Положение в парах. Свободное размещение с последующим возвращением в колонну, шеренгу. Построение из круга в 1 шеренгу, 2 шеренги, 4 шеренги, обратное построение, звездочки и т.д.3

Организация учебно-воспитательного процесса.

Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию и повышению культурного уровня обучающихся, является участие коллектива в различных праздниках и фестивалях, в мероприятиях, организуемых МГДДЮТ. Участие в мероприятиях, проводимых МГДД(Ю)Т развивает в воспитанниках учебной группы коммуникативные качества на основе взаимоподдержки, взаимовыручки. Воспитанию любви к народному творчеству помогает участие в периодических встречах с другими детскими коллективами.

Литература для педагогов:

1.​ Андрачников С.Г. Сценическая пластика.- М.: МГИК, 1990.

2.​ Атлас анатомии мышц человека.- М.: Медицинская литература, 1982.

3.​ Волконский С.М. Выразительный человек. Сценическое воспита​ние жеста по Дельсарту.- СПб.: Изд. Аполлона, 1912.

4.​ Гиппиус С.В. Гимнастика чувств.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.

5.​ Голубовский Б. Г. Наблюдения. Этюд. Образ. - М.: ГИТИС, 2001.

6.​ Гротовский Е. От бедного театра к искусству – проводнику /Серия Артист. Режиссер. Театр. - М., 2003.

7.​ Дрознин А.Б. Физический тренинг актера. / Я вхожу в мир искусств. - М.: ВЦХТ, 2004.

8.​ Карпов Н. Уроки сценического движения.- М.: ГИТИС, 1999.

9.​ Кнебель М.О. Поэзия педагогики. - М.: Искусство, 1975.

10.​ Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. - М.: Искусство, 1978.

11.​ Мастерство режиссера. - М.: ГИТИС, 2002.

12.​ Немировский А. Пластическая выразительность актера. - М.: Искусство, 1988.

13.​ Никитин В.Н. Психология телесного сознания.- М.: Алетейа, 1999.

14.​ Плотникова Е.А., Разбаш М.А., Файнштейн Ф.З. Программа занятий детского любительского театра кукол. - М.: МГДД(Ю)Т, 2003.

15.​ Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать.- М.: Владос, 2003.

16.​ Рутберг И.Г. Пантомима. Первые опыты. - М.: Советская Россия, 1972.

17.​ Рутберг И.Г. Пантомима. Движение и образ. - М.: Советская Рос​сия, 1981.

18.​ Система специальных занятий по технике сценического движения. - М.: МГДПиШ, 1979.

19.​ Станиславский К. С. Собр. соч. в 10 т. / Тома. 3, 8.- М.: Искусство, 1961.

20.​  Таиров А. Записки режиссера. - М.: ГИТИС, 2000.

21.​ Теоретические основы создания актерского образа. - М.: ГИТИС, 2002.

22.​ Узорова О.В., Нефедова Е.А. Игры с пальчиками.- М.: Астрель, 2002.

23.​ Чехов М. Собр. соч. в 2-х т.- М.: Искусство, 1995.

24.​ Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. - М.: ГИТИС, 1992.

.

1 Карпов Н.Уроки сценического движения.- М.: ГИТИС, 1999. 
2 Машкова Е.И. Основы ритмики и бального танца -авторская программа
3 Князева Е.А. Образовательная программа Хореография.
Категория: Программы театра кукол | Добавил: defaultNick | Теги: ПЛАСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЮНОГО АКТЕРА
Просмотров: 1743 | Загрузок: 399 | Рейтинг: 0.0/0