Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы по изобразительному искусству

«РИСУНОК, ЖИВОПИСЬ. СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА»
[ · Скачать удаленно (181 КБ) ] 08.02.2013, 22:11

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«РИСУНОК, ЖИВОПИСЬ. СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА»
Автор – Иродова О.Ю.
Педагоги, реализующие программу – Иродова О.Ю., Быкова Я.Г., Волобуева И.И., Нисимова О.В.
Уровень программы – 3
Цель программы – обучение основам академического рисунка и живописи, помощь в расширении опыта творческой деятельности и формирование устойчивого интереса к изобраз. искусству.
Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся – 13-17 лет
Количество часов по годам обучения – 216 часов.
Недельная нагрузка и режим занятий – 6 часов (2 раза в неделю по 3 часа).




Программа относится к программам художественно-эстетической направленности и является составной частью комплексной открытой программы развития художественно-эстетической направленности Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества «Наша Земля – наше наследие».

Данная программа рассчитана на обучающихся изостудии, которые подошли к завершающему этапу образовательного процесса.

Программа составлена так, чтобы усилить академическую допрофессиональную подготовку обучающихся в изостудии, что облегчит их последующее профессиональное самоопределение.

В условиях происходящих в российском обществе глубоких изменений социальной среды особую остроту приобретает проблема адаптации подростков и их подготовка к последующей самостоятельной жизни. Изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него предпрофессиональной подготовки.

Идея создания программы продиктована жизнью и возникла в связи с необходимостью полноценного художественного комплексного образования обучающихся в изостудии ЦХО.

Актуальность настоящей программы в органичном продолжении единой образовательной концепции изостудии, развивающей стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи, а так же повышающей культурный уровень обучающихся.

Новизна и отличительные особенности программы состоят в том, что она является третьей последовательной ступенью, для юных художников, которые освоили программы предыдущих ступеней: Волобуевой И.И. «Основы изобразительного искусства» (для детей 7-11 лет) и Быковой Я.Г. «Рисунок, живопись. Мастерская художника» (для детей 10-15 лет). Программа сохраняет преемственность образования. Обучающиеся получают возможность, при необходимости, переходить из группы в группу, что позволяет, не нарушая структуру образовательного процесса, наиболее полно освоить учебный курс и получить знания, умения, навыки для самостоятельных творческих работ в области изобразительного искусства на пути к мастерству художника.

В отличие от программы для средних общеобразовательных учебных заведений: Неменского Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. - М.: МИПКРО, 2001; программы дополнительного художественного образования: Гросул Н.В. Студия изобразительного творчества//Программы дополнительного художественного образования детей – М.: Просвещение, 2007 - новизна данной программы состоит в том, что освоение ее содержания позволяет подростку определиться в выборе будущей специализации в области изобразительного искусства и расширить свой художественный предпрофессиональный опыт.

Особенностями данной программы являются интеграционные связи различных художественных видов искусств, а также разработанные автором вариативные и дифференцированные задания для обучающихся.

Цель программы – обучение основам академического рисунка и живописи, помощь в расширении опыта творческой деятельности и формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству.

Задачи программы:

Обучающие

- обучить основам академического рисунка и живописи,

- обучить композиционным законам в изобразительном искусстве,

- познакомить с процессом развития мирового искусства с древнейших времён и охарактеризовать основные эпохи и стили,

- познакомить с основными направлениями в современном искусстве;

Развивающие:

- развить навыки наблюдательности, способности образного видения – формирующие чуткость и активность восприятия реальности,

- сформировать авторскую позицию по выбранной теме и поиска способа ее выражения,

- сформировать художественный вкус обучающихся на материале величайших памятников искусства;

- научить пользоваться теоретическими знаниями в практической деятельности;

- развить креативность, предусматривающую содержание, формируемое самими обучающимися в виде их творческой образовательной продукции, соотносящейся с основами изучаемых дисциплин,

Воспитательные:

- воспитать культурного зрителя,

- воспитать потребность непрерывности образования в области изобразительного искусства,

- воспитать творческую личность, уважающую традиции и культуру своего и других народов;

Возраст обучающихся и наполняемость групп:

1-й год обучения: 13-15 лет – 12 детей;

2-й год обучения: 14-16 лет – 10-12 детей;

3-й год обучения: 15-17 лет – 8-10 детей.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 3 года обучения:

1-й год обучения– 216 часов;

2-й год обучения– 216 часов;

3-й год обучения– 216 часов.

Формы и режим занятий

Режим занятий 2 раза в неделю по 3 часа.

Занятия проходят в форме лекций, бесед и практических заданий. Планируется участие в фестивалях, конкурсах и выставках. Предполагается посещение творческих мастерских профессиональных художников, выходы и выезды на пленер, экскурсии в музеи и на выставки;

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

К концу первого года обучающиеся будут:

знать:

- правила построения геометрических форм;

- законы светотени;

- виды композиций;

- художественные материалы и правила работы с ними;

- как вести работу от эскиза до законченной композиции;

уметь:

- видеть и понимать структуру форм,

- передавать объём предметов цветом и тоном;

- выявлять характерное в объекте рисования;

- компоновать композицию в нестандартном формате листа.

- выбрать художественное решение и материал для образного решения композиции;

- передавать линии, характер, пропорции изображаемого предмета;

К концу второго года обучающиеся будут

знать:

-правила построения пересечения геометрических тел в пространстве;

- законы построения многофигурной композиции;

- пропорции фигуры и головы человека;

уметь:

- рисовать сложные геометрические, бытовые и архитектурные формы, гипсовую голову человека;

- рисовать многофигурную композицию;

- самостоятельно выбирать натуру и составлять учебный натюрморт;

- выбирать мотив (можно с помощью видоискателя-окошечка), передавать линии пространства, условное решение плановости;

К концу третьего года обучающиеся будут:

знать:

- правила построения фигуры человека;

- особенности построения фигур птиц и животных;

-основные направления в современном искусстве;

уметь:

- применить на практике различные техники живописи;

- передавать фактуру, форму, объём предметов и пространство в композиции, не нарушая колорита картины;

- делать быстрые живописные и графические зарисовки;

- владеть живописными средствами решения задач длительных постановок;

- рисовать живую натуру – портрет, фигуру.

Подведение итогов по результатам освоения материала будет проходить в форме:

​ коллективного обсуждения материала во время проведения мини-выставок;

​ итоговых просмотров творческих работ за 1-е и 2-е полугодия;

​ зачёты (тестирование для выявления уровня освоения учебной программы), лучшие работы представляются на конкурсах и выставках;

Аттестация освоения содержания образовательной программы проводится согласно Положению об аттестации обучающихся в учебных группах Дворца с вручением удостоверений, свидетельств и дипломов.

///


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В изобразительном творчестве обучающиеся старшего возраста проявляют стремление к овладению глубокими профессиональными знаниями. Это желание усиливается тем, что занятие искусством в учебных группах многие из них начинают рассматривать как подготовку к будущей профессии. На основе овладения системой знаний об искусстве, природе, обществе и человеке у школьников в возрасте от 14 до 16 лет возможно формирование целостной мировоззренческой позиции, проектирование своего будущего, путей достижения своих целей. В этом возрасте появляются стремление к самореализации в общественной жизни, способности реально оценить свои учебные, профессиональные возможности и наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения, стремление к глубокому изучению натуры: её формы, цвета, фактуры, освещения, воздушной среды, к выражению колористического состояния природы. Подростки активно проявляют своё отношение к явлениям окружающей жизни. Необходимо обеспечить создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство. В поисках средств выражения они исследуют новые пути в изобразительной деятельности.

Рисование с натуры важный метод изучения окружающей среды. Обучение рисунку происходит на натурном материале. На изучении пространственного построения предмета. Обучающиеся должны чётко видеть и изображать форму и конструкцию предмета, пропорции, перспективу. Выполнять постановку из предметов различной конфигурации в определённой последовательности (с натуры, по памяти и по воображению). Эти навыки особенно необходимы в работе над композицией. К выполняемым работам следует предъявлять требования законченности и вместе с тем художественности.

На занятиях по рисунку используются различные графические техники: карандаши, уголь, сангина, соус, пастель, тушь, перо, смешанные техники и т.д. Обучение начинается с зарисовок, затем идет каркасное построение геометрических тел и бытовых предметов. В программу входит выполнение разнообразных натюрмортов, гипсовых форм, а также уделяется внимание приобретению навыков быстрого воспроизведения натуры в живых подвижных формах (человека, животных, птиц и т. д.), наброски, зарисовки.

Чтобы занятия походили динамично, следует использовать различные материалы для зарисовок.

Зарисовки живой натуры необходимо включать в занятия как можно чаще. Любые наброски развивают технику рисования, делают изображение на рисунке более раскованным и смелым. Регулярные зарисовки в классе позволяют лучше изучить пропорции, учат выделять главное, избегая второстепенных деталей, помогают передать основное, характерное для данной модели. В старшей группе рисунок приобретает самостоятельное значение, повышаются к нему требования и в заданиях по живописи и композиции. На занятиях живописью развивается осознанное восприятие формы и цвета в их гармоническом единстве. На основе этого обучающийся подводится к пониманию роли цвета, цветовой гармонии, неразрывно связанной с содержанием художественного произведения.

Учебные задания по живописи первого года старшей группы выполняются акварелью и гуашью, на втором и третьем году обучения вводятся акрил, темпера и масляные краски. Необходимо ознакомить обучающихся с современными техниками и технологиями использования материалов.

Натюрморты могут быть тематическими (осень, профессия и т.п.) и декоративными (цветовая гамма, геометрические формы). Программа предусматривает работу над композициями, как графическими, так и живописными. Предполагается обязательная работа на пленере. Для развития композиционного мышления, зрительной памяти и наблюдательности рекомендуется систематически проводить экскурсии под руководством преподавателя на природу с творческим закреплением по памяти в мастерской или дома. В беседы по теории композиции входит ознакомление учащихся с разнообразными примерами построения композиции с использованием классической поэтапности создания произведения и важнейшими её понятиями (линейный, тональный и световой ритмы, композиционный и смысловой центры и т. п.). Необходимо выполнить задания по декоративной композиции и стилизации. Следует поощрять чтение специальной литературы, выделять время на занятиях для обмена впечатлениями от прочитанного, поощрять коллекционирование репродукций. Предусматривается посещение выставок и музеев. Зарисовки с натуры проводятся при любых путешествиях. Собранный материал используется в композициях.

В современном обществе образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств. Разносторонность развития ребенка, широта и гибкость его профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор реализации потенциала страны.

Дидактические разработки автора:

Таблицы: «Ритм в композиции», «Композиционные задачи», «Рисунок натюрморта в интерьере», «Композиция в круге», «Бумажная пластика», «Рисунок драпировки», «Готика».

Макеты: «Оригами», «Пасхальные сувениры», «Витраж».

Используемые дидактические пособия, выполненные педагогами ЦХО изостудии:

1.​ «Зарисовки деревьев разных пород» (таблица)

2.​ «Работа над натюрмортом в разной технике», гуашь, пастель» (таблица)

3.​ «Упражнения по цветовой гамме, по разным типам (таблица)

4.​ «Рисунок натюрморта по стадиям (1,2,3)» (таблица)

5.​  «Наброски домашних животных» (таблица)

6.​  «Рисунки фигуры человека в движении» (таблица)

7.​  «Техника живописи акварелью» (приёмы по сухому; по сырому; а ля прима; лессировками) упражнения по цвету

8.​  «Техника живописи акварелью», Работа над натюрмортом по стадиям (1,2,3)

9.​  «Техника живописи акварелью, цветоведение», наброски растений, цветов, натюрморта; упражнения по цветоведению

10.​ ««Техника живописи акварелью и гуашью в сравнении» на примере цветочной композиции (таблица)

11.​ «Пейзаж – четыре времени года», техника акварели (таблица)

12.​ «Пейзаж в технике акварели, выполненный по стадиям (1,2,3)» (таблица)

13.​ «Эскизы витража из геометрических фигур в технике акварели в насыщенной и классической цветовой гамме» (таблица)

Техническое оснащение программы.

Для занятий необходимы мольберты различных конструкций, планшеты, подставки под натюрморты. Софиты, проигрыватели и компьютеры. Постоянно обновляемый натюрмортный фонд (предметы, муляжи, гипсовые слепки, драпировки), позволяет проводить полноценные и интересные занятия. Наличие качественных репродукций великих художников создаёт творческую атмосферу в мастерских.

СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагогов:

1.​ Алёхин А.Д О языке изобразительного искусства.- М.,1973;

2.​ Базанова М.Д. Пленер.- М., 2000;

3.​ Барщ А.. Рисунок в средней художественной школе.-М.,1963.

4.​ Болотина И.С. Русский натюрморт.-М.,2000;

5.​ Дейнека А.А Из моей рабочей практики.- М.,1961;

6.​ Корчак Я. Как любить ребёнка.- М.: Дом, 1990;

7.​ Крымов Н.П. Художник и педагог. - М.: Изобразительное искусство,1989.

8.​ Михайлов А.М. Искусство акварели.- М.,1995.

9.​ Остроумова-Лебедева А.П. Об акварели.- М.,1992.

10.​ Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок.- М.,1985.

11.​ Стивегнсон Н. Архитектурные шедевры со всего мира.- М.: Слово, 2001.

12.​ Школа изобразительного искусства. В 5-ти т.- М.: Изобразительное искусство,1994.

13.​ Энциклопедия для детей, т.7. Искусство.- М.: Аванта+,1997.

Для обучающихся:

1.​ Базанова М.Д. Пленер.- М.,2000;

2.​ Болотина И.С. Русский натюрморт.- М., 2000;

3.​ Михайлов А.М. Искусство акварели.- М., 1995.

4.​ Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок.- М., 1985.

5.​ Стивегнсон Н. Архитектурные шедевры со всего мира.- М.: Слово, 2001.

6.​ Энциклопедия для детей, т.7. Искусство.- М.: Аванта+,1997.

Для родителей:

1.​ Алексеева В.В. Что такое искусство. – М., 1991.

2.​ Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М., 1987.

3.​ Михайлов А.М. Искусство акварели. – М., 1995.

4.​ Неменский Б.М. Приглашение к диалогу. – М., 2003.

5.​ Опыт и творчество. – М., 2005.

6.​ Сурова Л.В. Открытый урок. – Клин, 2006.

Категория: Программы по изобразительному искусству | Добавил: defaultNick | Теги: СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА, рисунок, живопись
Просмотров: 2102 | Загрузок: 327 | Рейтинг: 5.0/2