Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы по изобразительному искусству

«РИСУНОК, ЖИВОПИСЬ. МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА»
[ · Скачать удаленно (253 КБ) ] 08.02.2013, 22:06

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«РИСУНОК, ЖИВОПИСЬ. МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА»
Автор – Быкова Я.Г.
Педагоги, реализующие программу – Иродова О.Ю., Коротков В.А., Манукян Э.Ю.
Уровень программы – 2
Цель программы - обучение основным законам изобразительного искусства, развитие образного мышления с учётом индивидуальных особенностей юного художника.
Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся – 10-15 лет.
Количество часов по годам обучения – 216 часов
Недельная нагрузка и режим занятий – 6 часов (2 раза в неделю по 3 часа).




«...страна, в которой бы учили рисовать так же, как учат

читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные

страны во всех искусствах, науках и мастерствах».

Дени Дидро

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с комплексной открытой программой развития художественно-эстетической направленности Московского Городского Дворца Детского (юношеского) Творчества, «Наша Земля – наше наследие» и имеет художественно-эстетическую направленность.

Актуальность. Педагогическая целесообразность программы.

Занятия изобразительной деятельностью в системе дополнительного образования представляют большие возможности для реализации творческих запросов и интересов детей всех возрастов и разной подготовки, выявления индивидуальности каждого ребёнка и формирование нравственно-позитивной личности.

Это особенно актуально в наш XXI век, где интернет-технологии всё больше вытесняют естественные человеческие процессы: общение с природой, рукотворное творчество, глубокое изучение литературы и искусства, чтение классики и т.п.

Воспитать творческую, инициативную, устремлённую к знаниям личность становится актуальнейшей задачей сегодняшнего дня, т.к. культурное обнищание нации ведёт к деградации общества.

Программа основана на большом опыте автора в работе с детьми (40 лет), и, как любая ступень образовательного процесса, обязана помочь формированию творческой индивидуальности обучающегося, а также раскрытию личностных качеств, таких, как доброжелательность, отзывчивость, целеустремлённость, трудолюбие.

Именно в этом состоит её педагогическая целесообразность.

Программа названа «Рисунок, живопись: Мастерская художника», т.к. ребенок за период обучения знакомится со спецификой работы художников разных направлений: живописца, графика, дизайнера. Юные художники осваивают многочисленные технические приемы, позволяющие выразить себя в творческих работах в разных жанрах изобразительного искусства.

Данная программа вариативная - она может быть логическим продолжением образовательно-воспитательного процесса в изостудии (предыдущая ступень для детей 7-11 лет, базовые знания, автор Волобуева И.И. «Основы изобразительного искусства»), а так же может реализовываться самостоятельно с вновь набранными детьми.

Данная программа помогает в развитии художественно-творческих способностей детей и подростков в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств, приобщение их к миру прекрасного, знакомству с культурным и историческим наследием.

Педагогическое кредо автора: Каждый ребёнок - художник, личность. Каждое занятие – открытие.

Отличительные особенности программы

В отличие от программы для средних общеобразовательных учебных заведений Неменского Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. - М.: МИПКРО, 2001; и программы дополнительного художественного образования Гросул Н.В. Студия изобразительного творчества//Программы дополнительного художественного образования детей – М.: Просвещение, 2007 - данная программа сочетает в себе современные методики в области обучения изобразительному искусству и развития художественно-творческих способностей. Изобразительное искусство – благодатная почва для развития у детей визуального мышления, выработки у них зрительно-моторной координации, развития аналитического мышления, воображения и фантазии, коммуникативных навыков и т.п.

Новизна данной программы состоит в том, что в ней концентрируется колоссальный, эстетический, художественный, нравственный опыт в области преподавания предмета «Изобразительное искусство». Знакомство с отечественным и зарубежным искусством, рассматривается как процесс познания и освоения культурных и нравственных ценностей, процесс взаимовлияния и взаимообогащения культур.

Стержнем программы являются интеграционные связи различных художественных пластов и видов искусств, разработанные автором вариативные и дифференцированные задания для обучающихся.

Цель программы – обучение основным законам изобразительного искусства, развитие образного мышления с учётом индивидуальных особенностей юного художника.

Задачи программы

Обучающие:

​ Обучить основным законам изобразительного искусства: цветоведения, перспективы, распределения света, композиции;

​ Обучить правилам работы с различными художественными материалами;

​ Обучить законам передачи пропорции объектов изображения;

​ Познакомить со спецификой работы художников в разных видах искусств;

​ Обучить терминологии изобразительного искусства (словарь юного художника).

​ Научить анализировать и выявлять признаки, формы, строения и взаимоотношения отдельных частей в объекте;

​ Дать представление об истории изобразительного искусства.

​ Научить читать картину;

Развивающие:

​ Дать возможность каждому обучающемуся попробовать себя в роли художника: живописца, графика, скульптора, дизайнера.

​ Развить глазомер – бинокулярный, стереоскопический, и глубинный;

​ Развить любознательность;

​ Поставить руку;

​ Развить зрительную память, образное мышление и цветопередачу;

​ Развить коммуникативные навыки.

​ Развить художественный вкус;

​ Привить необходимые качества для юного художника как: терпение, усидчивость, самостоятельность и трудолюбие;

Воспитательные:

​ Воспитать интерес к изобразительному искусству;

​ Воспитать уважение к старшим и к своим товарищам;

​ Воспитать потребность к познанию нового и самосовершенствованию;

​ Воспитать уважение к традициям и культуре своего и других народов.

Возраст обучающихся и наполняемость групп:

1-й год обучения: 10-13 лет - 12 детей;

2-й год обучения: 11-14 лет - 10 детей;

3-й год обучения: 12-15 лет - 10 детей

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Полный объём учебных часов – 648 ч.: 1 год – 216; 2 год – 216; 3 год – 216.

Формы и режим занятий

Режим занятий: два раза в неделю по 3 часа.

Для реализации программы используются следующие формы занятий:

​ Комбинированное;

​ Занятие с натуры;

​ Конкурсно-игровое ;

​ Беседы с обучающимися;

​ Выход на пленер;

​ Экскурсии в музеи и на выставки;

​ Посещение памятников истории и архитектуры;

​ Выезды в различные города России;

​ Клубные дни;

​ Встречи с интересными людьми;

​ Посещение мастерских художников;

​ Проведение мастер-классов

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате освоения содержания программы, обучающиеся достигнут определённого уровня изобразительной грамотности: приобретут знания в области истории изобразительного искусства, овладеют техническими возможностями ряда художественных инструментов и материалов, будут владеть терминами изобразительного искусства и уметь самостоятельно справляться с контрольными заданиями.

К концу 1 года обучающиеся будут

Знать:

​ приёмы работы карандашами и красками (акварель, гуашь)

​ элементарные средства выразительности рисунка

​ основные законы линейной перспективы

​ основы цветоведения

​ законы композиционных решений

• выдающиеся произведения разных видов и жанров искусств

Уметь:

​ рисовать с натуры несложные композиции из 2 - 3-х предметов

​ изображать по памяти и представлению отдельные предметы

​ владеть акварельной и гуашевой техникой

​ передавать в рисунке пропорции фигуры человека

​ пользоваться цветовой палитрой

​ использовать графические материалы

​ самостоятельно выбрать сюжет

​ выполнять эскиз творческого задания

​ сравнивать свой рисунок с натурой

​ узнавать изученные художественные произведения

К концу 2 года обучающиеся будут

Знать:

​ основы реалистического рисунка

​ особенности симметричной и ассиметричной КОМПОЗИЦИИ

​ закономерности воздушной и линейной перспективы

​ композиционные приёмы, необходимые для передачи движения и покоя

​ возможности средств художественной выразительности при создании композиции

Уметь:

​ анализировать форму, конструкцию и характер предмета

​ линейно изображать предметы по законам перспективы

​ выполнять архитектурные зарисовки с натуры и по представлению

​ передавать пропорции фигуры человека

​ самостоятельно выполнять эскизы композиций

​ выбрать колористическое решение композиции

К концу 3 года обучающиеся будут

Знать:

основы изобразительной грамоты

• последовательность процесса работы художника над созданием произведения

• разнообразные приёмы работы карандашом, акварелью и гуашью,

• основы перспективы, цветоведения и композиции, средства художественной выразительности

• отдельные произведения выдающихся мастеров мирового и русского изобразительного искусства

• виды и жанры пластических искусств

• наиболее значимые музеи мира, страны, Москвы

Уметь:

передавать художественными приёмами объём предметов, их расположение в пространстве, степень освещённости

• понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими

• применять в тематической композиции законы наблюдательной перспективы

• передавать пропорции и движение в изображении людей и животных

​  самостоятельно выбирать художественные средства выражения для воплощения замысла

Механизм оценивания результатов реализации программы:

Параметры, по которым оценивается результативность освоения программы:

• освоение умений и навыков в работе с художественным материалом

• приобретение теоретических знаний и умение ими воспользоваться при самостоятельной работе

• выполнение всех заданий, запланированных программой.

///


Методические рекомендации по работе над разделами программы

На занятиях по программе и экскурсиях по Московским музеям дети поэтапно знакомятся с различными видами и жанрами искусства. Программа предусматривает, что за период обучения юный художник практически знакомится со спецификой работы в области живописи, графики, дизайна.

Живопись «Цвет и образ»

Для работы в области живописи предлагается использовать гуашь, акварель, акриловые краски, масло, пастель.

Обучающиеся работают с натуры, по памяти, по воображению; узнают новый теоретический материал. Работая над живописными заданиями с натуры, ребята, помимо развития чувства цвета, умения увидеть многообразие оттенков, изменения цвета поверхности предметов в связи с их формой, освещением, состоянием среды, должны постоянно сверять своё понимание о тональных отношениях натуры, исходя из чувства цельного цветового характера-колорита. Поэтому очень полезно давать детям задания в технике «гризайль» (работа одной краской, желательно «сепия»)

Постановки (натюрморты) должны быть хорошо продуманны педагогом и интересны для ребят, собраны из различных предметов быта, но тематически объединены, например - «Дары осени»: осенний букет, овощи, фрукты. Более старших ребят можно привлекать к постановке натуры. Перед каждым длительным заданием необходимо делать 2-3 эскиза, в поисках лучшего варианта (почеркушки).

Работа по памяти и наблюдению: для того чтобы зрительная память работала лучше, полезно, практиковать следующие задания: педагог даёт возможность понаблюдать предмет, а потом его убирает; повторить рисунок того или иного предмета по памяти, композиции и т.п.

Дети с интересом, успешно копируют картины или фрагменты картин известных художников, стараясь передать специфику мазка, колорита, пластику произведения, становясь одновременно, творцами и внимательными зрителями. Они учатся анализировать изображение, композицию, цветовое решение, сюжет и прочее.

Графика «Линия и образ»

Для работы в области графики используются: карандаш, тушь, перо, палочка, сангина, уголь, пастель, т.п., а также такие технические приемы, как монотипия, граттаж, гравюра на картоне, линолеуме и т.п.

Полезно детям рисовать кистью без карандаша, пастелью по тонированной бумаге, сангиной, углем.

В рисунке необходимо постепенно преодолевать срисовывание предметов по контуру, учить ребят видеть объём предметов, использовать возможности выразительности линии, пятна, штриха.

Занятия по композиции заключаются в обучении наблюдательности и умению разместить увиденное на плоскости листа, чтобы изображение становилось художественным образом. Это происходит одновременно на занятиях по живописи и рисунку. Ни одно художественное произведение, к какому бы жанру или виду искусства не относилось - натюрморту, пейзажу, портрету или сюжетной композиции (работа по представлению или прочитанному материалу) не может быть выполнено без знакомства с законами композиции. Ребята учатся вести работу от упражнения, эскиза, этюда до законченного варианта.

Дизайн

Задания в области дизайна предусматривают такие технические приемы: батик, коллаж, макетирование, роспись по стеклу, и материалы: ткань, бумага, картон, глина, природные материалы и т.п. - для работы как в объеме, так и на плоскости.

Чтобы обучающиеся не теряли интерес к изобразительному искусству, необходимо, давать им навыки работы с материалами; использовать различные технологии и технические приёмы (набрызг, работа по трафаретам, папье-маше и т.п.); применять в композиции разнообразные фактуры, цветную бумагу; выполнять творческие импровизации на тему новогодних масок и костюмов, витражей и поздравительных открыток.

План проведения занятия зависит от темы и формы занятия. Чаще всего традиционная структура занятия: теоретическая часть с иллюстративным и дидактическим материалом; после чего педагог предлагает юным художникам сделать эскиз или упражнение для будущей работы, а затем, после обсуждения идеи индивидуально с каждым, перейти к основной работе; по окончании задания проводится анализ- просмотр работ, разбор ошибок.

Педагог предлагает задания по сбору материала, которые могут вылиться в творческую композицию или написание реферата.

Если занятие проводится вне стен студии, то ему должно предшествовать ознакомительное занятие - инструктаж (Что с собой взять, как себя вести, историческая справка и т.п.)

Опытный педагог по ходу занятий заранее предупреждает учеников о типичных ошибках, которые могут сделать дети. Наглядный, личный показ педагогом определённых художественных приёмов бывает очень интересен, увлекателен и заразителен для юных творцов.

Контрольный вопросник для выявления уровня знаний обучающихся теоретического материала:

1 год обучения:

1. Где находится точка схода?

2. Какую форму имеет окружность, в зависимости от точки зрения?

3. Что такое пропорции?

4. Какие цвета мы называем контрастными?

5. Какие графические материалы ты знаешь?

6. Чем отличаются акварельные краски от гуаши?

7. Какие из семи чудес света ты можешь назвать?

8. Что означает техника «Гризайль»

9. Что такое «Ритм» в изобразительном искусстве? Пример.

10. В каком музее Москвы собраны экспонаты из Древнего Египта?

2 год обучения:

1. Силуэт и контур-это одно и тоже?

2. Тон в живописи и рисунке - как ты понимаешь?

3. В каких музеях можно увидеть работы М. Врубеля, В. Серова, И. Левитана, И.Е. Репина?

4. Графические материалы - ты их знаешь?

5. Назови водяные краски для живописи.

6. Что такое нюанс в живописи?

7. Как изменяется окружность от точки зрения?

8. Что такое точка схода в перспективе?

9. К какому виду изобразительного искусства относятся картины и скульптуры, изображающие животных?

10. К какому жанру изобразительного искусства относятся композиции, изображающие людей? Как они классифицируются?

3 года обучения:

1. Что такое колорит в живописи?

2. Воздушная перспектива в живописи.

3. В каком из московских музеев экспонируются работы голландских мастеров натюрморта?

4. Какие музеи мира ты знаешь?

5. Что такое рефлекс в рисунке и живописи?

6. Чем отличается динамическая композиция от статической? (Примеры)

7. Что такое стилизация в изображении предметов?

8. Масштабность изображения человеческой фигуры в пространстве картины с учётом перспективных особенностей.

9. К какому виду изобразительного искусства относится литография, монотипия?

10. К какому жанру изобразительного искусства относятся картины, изображающие море?

Техническое обеспечение

Занятия должны проходить в светлом хорошо проветриваемом помещении, атмосфера должна способствовать настрою обучающихся на творческий процесс. В аудитории должны быть:

​ рабочие столы;

​ удобные стулья;

​ табуретки для художественных материалов;

​ мольберты;

​ софиты, для подсветки натуры;

​ муляжный фонд;

​ шкафы для хранения художественных материалов;

​ фонотека, видеотека;

​ библиотека с книгами по искусству, журналы и т.д.;

​ дидактический материал;

​ фонд детских работ;

​ видеомагнитофон, DVDпроигрыватель, телевизор, слайд-проектор, планшет-доска, для объяснения материала;

​ кисти, карандаши, сухой графический материал, акварель, гуашь, темпера, цветная бумага, ватман, и т.д.;

​ спецодежда для работы с пачкающими материалами (фартуки, нарукавники)

​ средства личной гигиены (мыло, бумажное полотенце)

Дидактические пособия автора программы:

1.​ «Цветоведение: насыщенная цветовая гамма: цветовой круг из 24-х цветов с разбелом и затемнением» (таблица)

2.​ «Рисование с натуры графическими материалами (цветной карандаш, пастель, восковые мелки) (стенд)

3.​ «Колористическое решение цветовой композиции» (планшет)

4.​ «Пропорции лица и фигуры человека» (таблица)

5.​ «Образность шрифтовых композиций» (планшеты)

6.​ «Использование природных материалов в творческих композициях»

7.​ «Подборка иллюстративных материалов по темам: «Москва-столица нашей Родины», «Северная столица», «Лица Пушкинской эпохи».

Дидактические пособия, выполненные педагогами изостудии «Воробьёвы горы»:

1.​ «Зарисовки деревьев разных пород» (таблица)

2.​ «Работа над натюрмортом в разной технике», гуашь, пастель» (таблица)

3.​ «Упражнения по цветовой гамме, по разным типам (таблица)

4.​ «Рисунок натюрморта по стадиям (1,2,3)» (таблица)

5.​  «Наброски домашних животных» (таблица)

6.​  «Рисунки фигуры человека в движении» (таблица)

7.​  «Техника живописи акварелью» (приёмы по сухому; по сырому; а ля прима; лессировками) упражнения по цвету

8.​  «Техника живописи акварелью», Работа над натюрмортом по стадиям (1,2,3)

9.​  «Техника живописи акварелью, цветоведение», наброски растений, цветов, натюрморта; упражнения по цветоведению

10.​ ««Техника живописи акварелью и гуашью в сравнении» на примере цветочной композиции (таблица)

11.​ «Пейзаж – четыре времени года», техника акварели (таблица)

12.​ «Пейзаж в технике акварели, выполненный по стадиям (1,2,3)» (таблица)

13.​ «Эскизы витража из геометрических фигур в технике акварели в насыщенной и классической цветовой гамме» (таблица)

Списки литературы Для педагога:

1.​ Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. - М., 1968.

2.​ Алёхин А.Д. Изобразительное искусство. - М., 1984.

3.​ Выготский П.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1980.

4.​ Гросул Н.В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном
творчестве. - М., 1992.

5.​ Ефимов А.В. Колористика города. - М, 1990.

6.​ Макарова М.Н. Практическая перспектива. - М, 2005.

7.​ Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.,
1981.

8.​ Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. - Минск, 2003.

9.​ Михайлов A.M. Искусство акварели. - М., 1995.

10.​ Неменский Б.М. Приглашение к диалогу. - М., 2003.

11.​ Программы дополнительного художественного образования детей. - М., 1995

Для обучающихся:

1.​ Алексеева В.В. Что такое искусство? - М., 1991.

2.​ Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. - М., 1961.

3.​ Михайлов A.M. Искусство акварели. - М., 1995.

4.​ Основы живописи. - СПб., 1994.

5.​ Радуга-дуга. Художник Ю.А.Васнецов. - М., 1996.

6.​ Репин И.Е. Далекое-близкое. - М., 1996.

7.​ Серия «Уроки живописи». – М., 2003.

8.​ Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. - Обнинск: Титул, 1996.

9.​ Школа изобразительного искусства. - М., 1960-1965 в 10 выпусках.

Для родителей:

1.​ Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1987.

2.​ Михайлов A.M. Искусство акварели. - М., 1995.

3.​ Неменский Б.М. Приглашение к диалогу. - М., 2003.

4.​ Опыт и творчество: сборник. - М., 2005.

5.​ Сурова Л.В. Открытый урок. - Клин, 2006.

Категория: Программы по изобразительному искусству | Добавил: defaultNick | Теги: МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА, рисунок, живопись
Просмотров: 2843 | Загрузок: 433 | Рейтинг: 5.0/1