Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы по изобразительному искусству

«ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
[ · Скачать удаленно (376 КБ) ] 08.02.2013, 21:07

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Автор – Волобуева И.И.
Педагоги, реализующие программу – Волобуева И.И., Быкова Я.Г., Кирносова Т.С., Молчановская Е.В., Манукян Э.Ю., Иродова О.Ю.
Уровень программы – 2.
Цель программы – обучение основам изобраз. грамоты и развитие творческих способностей детей с учетом их индивидуальности.
Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся – 7-11 лет
Количество часов по годам обучения – 1 год – 144 часа; 2 и 3 года – 216 часов.
Недельная нагрузка и режим занятий – 1 год - 4 часа (2 раза в нед. по 2 часа); 2 и 3 года - 6 часов (2 раза в нед. по 3 часа).




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

В программе используется связь внешкольной творческой деятельности с основными идеями, заложенными в программе для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б.М. Неменского.

Разработка программы является результатом девятилетней апробации образовательных программ по изобразительному искусству в изостудии Дворца: «Обучение в игре» для младшего школьного возраста, автор Волобуева И.И. – 1998, комплексная программа изостудии Дворца «Рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное творчество», авторы Быкова Я.Г., Богданова Н.Г., Волобуева И.И., Смирнов А.А. – 2000 год.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая обладает широким спектром воздействия на развитие ребенка, наиболее ярко раскрывает все его универсальные способности.

Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности. Это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры и влияние улицы давит на неокрепшую психику ребенка. К сожалению, у многих детей появляются всевозможные психологические проблемы в семье и школе. Частично их можно решить через занятия изобразительным творчеством, где дети приобщаются к искусству, познают культуру своей страны.

Основой цивилизованного государства всегда являлась культура, цель которой – воспитание духовно богатой и социально адаптированной личности.

Данная программа, основанная на богатом личном педагогическом опыте автора, позволяет решить не только чисто образовательные задачи, но и создать условия для формирования таких личностных качеств, как доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться чужим успехам и, прежде всего, уверенность в себе. Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах, отводится на изучение изобразительного искусства ограниченное время актуальным становится повышение эффективности дополнительного художественного образования.

Педагогическое кредо автора – разбудить в каждом ребенке потребность к художественному самовыражению и творчеству, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем базовой подготовки.

Новизна данной программы состоит в том, что педагог многократно использует зрелищно-игровые приемы для «подзарядки» детей, чтобы каждый ребенок, независимо от своих способностей, мог почувствовать себя юным художником.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является то, что в методике обучения детей художественной деятельности широко используются разнообразные игровые формы.

Жизнь ребенка тесно связана с игрой. Игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребенка можно развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом ребенке потребность к художественному самовыражению. Игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребенка можно развить внимание, воображение, память.

Программ дополнительного образования детей по изобразительному искусству достаточно много и они разнообразны, например, программа дополнительного художественного образования детей автора Н.В. Гросул «Студия изобразительного творчества». Отличие данной программы от программы Н.В. Гросул в методических подходах, возрастном подходе (она рассчитана на младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)) и в тематическом плане. В программе Н.В. Гросул включены оформительские темы и темы по созданию архитектурных объектов (макетов) и моделированию костюмов к спектаклям.

Цель и задачи программы

Цель программы - создание наиболее благоприятных условий для обучения детей основам изобразительной грамоты и развитие творческих способностей детей с учетом их индивидуальности.

Задачи программы

Обучающие:

​ знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

​ развитие колористического видения;

​ овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

​ умение грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

Воспитательные:

​ формирование уважения к труду;

​ выработка усидчивости, терпения, самостоятельности;

​ развитие коммуникативных навыков;

​ воспитание интереса к искусству, понимания прекрасного.

Развивающие:

​ развитие художественного вкуса;

​ улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

​ развитие инициативности, любознательности, активности.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей и составляет полный объем учебных часов – 576.

Объем учебных часов I год обучения (младшая группа) 144 часа

Объем учебных часов II год обучения (средняя группа) 216 часов

Объем учебных часов III год обучения (старшая группа) 216 часов

Возраст обучающихся I года обучения 7 – 9 лет

Возраст обучающихся II года обучения 8 – 10 лет

Возраст обучающихся III года обучения 9 – 11 лет

Количество обучающихся в группе I года обучения 10 – 12 детей

Количество обучающихся в группе II года обучения 10 детей

Количество обучающихся в группе III года обучения 8 - 10 детей

Формы и режим занятий

Для реализации программы планируются следующие формы занятий:

Вводное занятие - педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, с организацией обучения и с предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1 года обучения).

Ознакомительное занятие - педагог знакомит детей с новыми методами работы в разных техниках с различными материалами (обучающиеся получают теоретические знания).

Занятие с натуры - дает возможность изучать азы рисунка и живописи используя натуру.

Тематическое занятие детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Оно развивает творческое воображение ребенка.

Занятие по памяти - проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры. Оно дает ребенку возможность тренировать свою зрительную память.

Занятие-импровизация обучающиеся на этом занятии получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Такие занятия очень любят дети. Они пробуждают фантазию ребенка и раскрепощают его.

Занятие проверочное - (по повторению) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие - строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей

Занятие-экскурсия - педагог с детьми выходит в музей, на выставки

Комбинированное занятие может проводиться для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, отбора и подготовки их к отчетным выставкам.

Структура занятий строится от теории к практике. Практическим занятиям предшествует теоретическое объяснение. Например, перед работой над пейзажем объясняются законы линейной и воздушной перспективы, перед изображением светлоты – правила штриховки, тушевки, заливки и отмывки.

Наиболее целесообразно следующее построение учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, цели и задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения.

Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда.

При этом педагог использует просмотры дидактических материалов, методических таблиц и пособий. Это создает благоприятную почву для познавательного интереса обучающихся и для творческого настроения.

После теории педагог переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастехин и др.). При этом педагог использует для показа учебную доску или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над определенным заданием.

Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до композиции.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.


Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате реализации программы должен быть достигнут определенный уровень овладения детьми изобразительной грамоты. Дети должны уметь обращаться с художественными материалами и инструментами изобразительного искусства, знать специальную терминологию, иметь представление о видах и жанрах искусства.

К концу 1 года обучения ребенок будет

уметь:

​ организовывать свое рабочее место;

​ работать самостоятельно;

​ смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

​ правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

​ грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;

​ работать в коллективе;

знать:

​ основные и дополнительные цвета;

​ что такое симметрия;

​ сведения о цветовой гамме красок (теплые, холодные цвета)

​ контрасты форм;

​ свойства графических материалов;

​ азы воздушной перспективы (дальше, ближе)

​ основные приемы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги).

​ 

К концу 2 года обучения ребенок будет

уметь:

​ выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;

​ соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);

​ работать с натуры;

​ работать в определенной гамме;

​ доводить работу от эскиза до композиции;

​ использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);

​ работать с бумагой в технике объемной пластики;

знать:

​ основные жанры изобразительного искусства;

​ азы композиции (статика, движение);

​ виды изобразительного искусства;

​ народные промыслы (Хохлома, Гжель, Дымка, Филимоново, Жостов);

​ пропорции фигуры человека.

К концу 3 года обучения ребенок будет

уметь:

​ работать в различных жанрах;

​ выделять главное в композиции;

​ критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;

​ передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;

​ сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;

​ строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);

знать:

​ основы линейной перспективы;

​ основные законы композиции;

​ пропорции головы человека;

​ основы цветоведения;

​ свойства различных художественных материалов.

Формы подведения итогов реализации программы

Способы проверки ожидаемых результатов могут быть разные:

​ текущие (проводятся проверочные занятия с целью сделать акцент на ошибках и удачах в работах детей)

​ промежуточные (проводятся для проверки освоения детьми программы за полугодие)

​ итоговые (проводятся в конце учебного года для определения уровня знаний и умений по освоению учебной программы).

Система контроля и оценка полученных знаний выявляется в форме тестирования (устного фронтального опроса по отдельным темам пройденного материала), в отчетных просмотрах законченных работ и в участии в городских выставках – конкурсах различных уровней.

Оценка происходит по 10-балльной системе педагогом и приглашенными экспертами (ведущими педагогами студии). Критерии оценки обучающихся состоят из знаний теоретического материала, овладения приемами работы различными художественными материалами, умения анализировать и решать творческие задачи. Дополнительным показателем результативности обучения может служить активный интерес обучающихся к занятиям и хорошая стабильная посещаемость.

///


Методическое обеспечение

Формы занятий

Чтобы занятия были увлекательны и интересны всем детям, а работа вызывала чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались со зрелищно-игровым процессом.

Такая установка поможет выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка. Ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем базовой подготовки. Исходя из этого и учитывая индивидуальные особенности детей, занятия могут варьироваться, чтобы обеспечить индивидуальный подход к каждому.

Каждый ребенок – личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого свой ритм и темп работы. Роль игры имеет большое значение, игра поможет педагогу объединить детей, помочь освоить материал, проводить образовательный процесс по принципу от простого к сложному.

Дети младшего школьного возраста от природы свободны и раскрепощены. У них нет комплексов «взрослых» детей. Они, как правило, не боятся браться за любую поставленную педагогом задачу. Любая новая технология, новый материал вызывает у детей здоровый активный интерес, желание работать, и этим педагог должен руководствоваться в своей работе.

Приемы и методы

Чтобы ребенок не уставал, а полученный результат радовал и вызывал ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях педагогом используются различные игровые способы. Например, для концентрации внимания ребенка на чем-то важном, можно надеть на руку куклу (дети знают ее под именем «Нарисуй-ка»), которая помогает усвоить сложные задания, может пожурить и похвалить, а главное, ответить на любой вопрос.

Краски, кисточки, мелки и карандаши во время занятий превращаются в сказочных героев, использованные палитры – в цветные сны, а раздутая клякса создает неповторимые образы чудо-зверей, птиц, фантастических животных.

В 7-8 лет дети любят игры-задания как «Дорисуй», «Отгадай», «Одень» и другие, которые развивают у них фантазию и воображение.

Музыка на занятиях эффективно помогает включиться в процесс работы.

На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребенка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.

Перед началом занятий и когда дети устают, полезно проводить разминку для кистей рук. Эта своеобразная игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребенку быстрее освоить основы изобразительного творчества.

Жизнь детей 9-12 лет тоже тесно связана с игрой. В этом возрасте дети уже четко могут представить о том, что они хотят изобразить. Но, к сожалению, появляются страхи, комплексы и боязнь сделать плохо. В подростковом возрасте ребенок очень переживает за результат и качество выполнения работы.

Чтобы снизить болезненную самокритичность детей, их неуверенность в своих возможностях, педагог на занятиях может многогранно использовать зрелищно-игровые действия. В игре дети любят подражать движениям и действиям взрослых. У них появляется желание копировать. Но это подражание творческое.

Обучающиеся (9-12 лет) любят игры-импровизации, где каждый может стать «великим художником» (Ван Гогом, Рафаэлем, Левитаном, Айвазовским и т.д.). Вовремя показанная нужная картинка, репродукция, иллюстрация может наиболее доходчиво и наглядно подсказать основные, главные задачи учебного задания.

Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену деятельности и чередование различных технических приемов с игровыми заданиями. Например, неудачный акварельный подмалевок может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.

Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью отдельных приемов, научить наиболее доступным техническим навыкам, которые педагог мастерски обыгрывает на занятии. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа.

Часто игровая смена различных приемов и техник нередко оказывается настолько удачной, что из рисунка «Золушки» рождается сказочной красоты «Шедевр». Такая «подзарядка» спровоцирует обучающегося на творческий настрой, поселит в каждом подростке уверенность в свои потенциальные возможности и реализации своих способностей.

Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, возбуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии космическую свободу.

Образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных детей к изобразительной деятельности.

Непременное условие занятий – создание педагогом атмосферы доверия и заинтересованного общения.

Педагог должен быть не только художником, но и немного артистом и своеобразным режиссером проводимого им занятия. Поэтому все важно и в его внешнем облике, и в его поведении – жесты, манера разговора, мимика и др.

От педагога будет зависеть настрой обучающегося и их желание работать. Педагог, умеющий перевоплощаться, создавать на занятиях определенное настроение, владеющий различными игровыми приемами может превратить учебный процесс в творческую мастерскую, где каждый ребенок, независимо от своих способностей, может почувствовать себя юным художником.

Дидактические материалы

Дидактический материал (методические таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий) используются на каждом занятии кроме занятий по фантазии, по воображению и на проверочных занятиях. Дидактический материал выполнен педагогом с учетом реализации его образовательной программы.

///


Формы подведения итогов

Формы подведения итогов могут быть разные: текущие, промежуточные и итоговые. Подведение итогов по результатам освоения материала будет проходить в форме коллективного обсуждения во время проведения мини-выставок, итоговых просмотров творческих работ за 1-е и 2-е полугодие и зачета (тестирование для выявления уровня усвоения образовательной программы).

Техническое оснащение программы

Для успешной реализации программы необходимо создать в студии такую обстановку, в которой детям было бы хорошо и комфортно. Достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии.

Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами.

Учебный класс должен быть хорошо освещен (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столы, стулья, табуреты, шкафы, мольберты и планшеты для рисования. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды.

Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения натюрмортных постановок.

Для хранения фонда студии (лучшие детские работы разных лет) желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь наличие методического фонда, библиотеки по искусству, а также технические средства обучения (видеомагнитофон, телевизор, кассетник и др.)

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДМЕТОВ

НАТЮРМОРТНОГО ФОНДА

1.​ Предметы быта:

а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы)

б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски)

в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли, кофейники)

г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы)

2.​ Предметы декоративно-прикладного искусства (прялки, сундучки, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки, жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы)

3.​ Музыкальные инструменты (гитара, гармошка, бубен, горн)

4.​ Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов, звезд, набор камней)

5.​ Муляжи (грибы, фрукты, овощи)

6.​ Чучела птиц и животных (чайки, вороны, совы, попугаи, сороки, белки)

7.​ Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань

разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль)

8.​ Гипсовые предметы (геометрические фигуры, орнаменты, головы с античных слепков)

СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ

для педагога:

1.​ Базанова М.Д. Пленэр. - М.: Изобразительное искусство, 1994

2.​ Гусакова М.А. Аппликация. - М.: Просвещение, 1987

3.​ Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - СПб.: Детство-Пресс, 2004

4.​ Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М.: Педагогическое общество России, 2002

5.​ Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985

6.​ Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001

7.​ Луковенко Б.А. Рисунок пером. - М.: Изобразительное искусство, 2000

8.​ Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. - М., Эксмо-Пресс, 2002

9.​ Михайлов А.М. Искусство акварели. - М.: Изобразительное искусство, 1995

10.​ Неменский Б.М. Образовательная область. Искусство. - М.: Школьная книга, 2000

11.​ Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. - М.: МИПКРО, 2003

12.​ Полунина В.Н. Искусство и дети. - М.: Правда, 1982

13.​ Полунина В.Н. Солнечный круг. У Лукоморья. - М.: Искусство и образование, 2001

14.​ Полунина В.Н., Капитунова А.А. Гербарий. - М.: Астрель, 2001

15.​ Стен Смит Рисунок. Полный курс. - М.: Внешсигма, 1997.

для обучающихся:

1.​ Белашов А.М. Как рисовать животных. - М.: Юный художник, 2002

2.​ Брагинский В.Э. Пастель. - М.: Юный художник, 2002

3.​ Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. - М.: РОСМЭН, 2002

4.​ Иванов В.И. О тоне и цвете. - М.: Юный художник, 2002

5.​ Лахути М.Д. Как научиться рисовать. М.: РОСМЭН, 2000

6.​ Панов В.П. Искусство силуэта. - М.: Юный художник, 2005

7.​ Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. - М.: РОСМЭН, 2003

8.​ Ткаченко Е.И. Мир цвета. - М.: Юный художник, 1999

9.​ Уотт Ф. Я умею рисовать. - М.: РОСМЭН, 2003

10.​ Чивиков Е.К. Городской пейзаж. - М.: Юный художник, 2006

11.​ Шабаев М.Б. Цветные карандаши. - М.: Юный художник, 2002

для родителей:

1.​ Алексеева В.В. Что такое искусство. - М.: Советский художник, 1991

2.​ Берсенева Г.К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. - М.: Астрель, 2001

3.​ Дрезнина М.Г. Каждый ребенок – художник. - М.: ЮВЕНТА, 2002

4.​ Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. - М.: Амрита-Русь, 2005

5.​ Мейстер А.Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. - М.: Астрель, 2001

6.​ Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001

7.​ Синицына Е. Умные занятия и игры. - М.: Лист Нью Вече, 2002

Категория: Программы по изобразительному искусству | Добавил: defaultNick | Теги: ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Просмотров: 4783 | Загрузок: 399 | Рейтинг: 5.0/1