Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы по изобразительному искусству

«КНИЖНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ГРАФИКА»
[ · Скачать удаленно (336 КБ) ] 08.02.2013, 21:14

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«КНИЖНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ГРАФИКА»
Автор – Бхаскер Ж.В.
Педагоги, реализующие программу – Нисимова О.В., Коротков В.А., (Ломакина О.С. – д/о)
Уровень программы – 2
Цель программы – обучение основам изобразительного искусства, книжной и прикладной графике, формирование интереса обучающихся к истории мирового искусства, к культурному наследию стран и народов мира.
Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся – 8-14 лет.
Количество часов по годам обучения – 144 часа.
Недельная нагрузка и режим занятий – 4 часа (2 раза в неделю по 2 часа).







Программа – «Книжная и прикладная графика» составлена на основе практической деятельности педагогов в соответствии с комплексной образовательной программой центра художественного образования «Наша земля – наше наследие». Программа имеет художественно - эстетическую направленность с элементами культурологической направленности.

Актуальность и педагогическая целесообразность

Искусство является движущей силой прогресса человеческой цивилизации. Изобразительное же искусство, особенно проявило самые сокровенные частички человеческой сущности. Известно ещё со времён пещерного человека, что личностью он становился через познание. Знакомство человечества с природой бытия также происходило посредством изображения увиденного. Сначала человек увидел на стенах пещеры отпечаток своей руки, случайно оставленный им. Так родилось изобразительное искусство, оставившее впоследствии величайшие памятники культуры народов мира. Именно это культурно-историческое наследие помогло в дальнейшем написать историю человечества. Развитие цивилизации дало возможность человеку стать разумным, взять у природы ценнейшие знания, а умение творить отличает человека от животного мира.

Задача педагога в этом смысле, заключается в том, чтобы заинтересовать ребёнка не только средствами изобразительности, но и привлечь его к изучению истории искусства.

Почему же именно «Книжная и прикладная графика»? Ответ на этот вопрос кроется в глубинах истории. Испокон веков человечество нуждалось в выражении своих мыслей. Поначалу это были простейшие изображения предметов, быта, людей, животных. Затем с продвижением цивилизации, люди вынуждены были покидать на время свои пристанища и передавать свои мысли и пожелания на расстоянии. Так появилась письменность – пиктография, иероглифическое письмо, алфавит. Книжная и прикладная графика не ограничивается только письмом и иллюстрацией. Она являет собой многообразие изобразительных элементов различных стилей и направлений: иллюстрация, экслибрис, виньетка, плакат, оформление различных печатных изданий, а также оформление этикеток и упаковок. Возвращаясь к истории именно книжной графики не лишнее было бы вспомнить арабскую и могольскую миниатюры, восточные японские гравюры, а также работы мастеров возрождения и конечно творения отечественных иллюстраторов и книгописцев.

Искусство книжной графики тесно переплетено с прикладной графикой, особенно в наше время. В прикладной графике существуют те же законы, что и в книжной: композиционное решение, шрифтовое искусство, цветовое решение и т.д.

В мире современных технологий очень легко поддаться на уловки инновационных технологий, и задача педагога в этом плане довести до детей то, что ни одна технология не может существовать без концепции (идеи). Ручной труд необходим для воплощения окончательной мысли, которая рождается первоначально в умах, затем на бумаге, а уж в последствии реализуется как компьютерная программа. Конечно, в своей работе необходимо уметь и пользоваться современной техникой, это реалии нашего времени. Поэтому педагог, развивая и обучая других, должен обучаться сам. Для этого педагогу важно повышать уровень познаний современности, чтобы в последствии смело использовать полученные навыки в работе с детьми.

Очень важно пытаться говорить с детьми на их языке. Для этого нужно знать интересы и увлечения современных ребят. Педагогу будет легче найти общий язык с обучающимися, если он будет совмещать традиционные приёмы с новаторскими. Например, сейчас существуют специальные энциклопедии по искусству (в том числе компьютерные) для детей, где в доступной и интересной форме описаны основные этапы развития мирового искусства и представлены репродукции мировых шедевров, а также документальные и анимационные фильмы об искусстве. В программе «Книжная и прикладная графика» предусмотрены начальные навыки работы на компьютере, такие как - просмотр шрифтов, работа со сканером над собственным изображением, рисование на компьютере и т.д. (для обучающихся 3-его года обучения).

В наше время искусство графики очень широко развивается. Возрождение отечественной печатной промышленности особенно ярко проявляется в изданиях для детей. Не для кого не секрет, что, заходя в книжный магазин, ребёнок (впрочем, как и взрослый) предпочитает рассматривать книги с яркими красочными иллюстрациями, к сожалению, не всегда качественными и полезными для современного подростка. Разобраться в многообразии книг, журналов, энциклопедий порой очень сложно, выбор колеблется от ярких, но не очень познавательных комиксов, карикатур, до шедевров мирового иллюстрирования. Программа предлагает посредством прохождения всех тем предмета «Книжная и прикладная графика» разобраться в том, что является настоящим искусством, формирует художественный вкус, развивает творческую фантазию. В этом и состоит педагогическая целесообразность и актуальность программы.

Отличительные особенности программы

В отличие от аналогичных программ - Соломахин Р.А., Москва, Графика, Просвещение, 1981, в данной программе делается упор на знакомство с историей мирового искусства, а также на внедрение и использование современных технологий.

​ Изучение истории мирового искусства и связи с культурными традициями разных народов мира

​ Теоретическое изучение традиционных изобразительных техник (живопись, графика, скульптура)

​ Изучение традиций графических техник различных направлений

​ Изучение шрифтового искусства

​ Знакомство с традициями русско-славянской книжной графики

​ Внедрение в работу с детьми современных технологий (аудио, видео, компьютер)

​ Введение в учебную программу элементов игровой формы

Цели и задачи программы

Цель – обучение основам изобразительного искусства книжной и прикладной графики, формирование интереса обучающихся к истории мирового искусства, к культурному наследию стран и народов мира.

Задачи программы

Обучающие:

1.​ ознакомление с историей мировой культуры и искусства;

2.​ обучение основам композиции и перспективы;

3.​ обучение основам цветоведения.

4.​ изучение различных графических техник;

5.​ ознакомление с традиционными и современными художественными материалами, используемыми в работе;

Развивающие:

1.​ развитие творческой фантазии и мышления;

2.​ развитие навыков работы с современными технологиями;

3.​ развитие у обучающихся способностей к самостоятельной работе при выборе материалов и техник изобразительности;

4.​ развитие художественного вкуса;

5.​ развитие аналитического мышления;

6.​ развитие критического подхода к собственной работе.

Воспитательные:

1.​ воспитание патриотизма и уважения к другим культурам мира;

2.​ воспитание ответственного подхода и уважения к своей работе и работам других;

3.​ воспитание навыков поведения в коллективе;

4.​ воспитание бережного отношения к памятникам культуры.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 3 года обучения, общим объёмом 432 часа, по 144 часа на каждый год обучения. Также обучающиеся за время обучения могут, вне расписания, самостоятельно (летом или на каникулах) выезжать на пленэр. Обучающиеся, закончившие образование по данной программе могут заниматься в группах с более сложной программой, с целью продолжения обучения и подготовки к профессиональной деятельности, поступления в ВУЗы, специализированные колледжи, училища и т.д.

Возраст и количество детей в группе

1-й год обучения:

Возраст обучающихся 8-11 лет

Количество обучающихся в группе 12 детей

2-й год обучения:

Возраст обучающихся 9 -12 лет

Количество обучающихся в группе 10 детей

3-й год обучения:

Возраст обучающихся 10-14 лет

Количество обучающихся в группе 10 детей

Формы и режим занятий

Режим занятий

Занятия в каждой учебной группе проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Группа формируется из обучающихся разного возраста (с примерным интервалом 2-3 года), но с уровнем одной подготовки.

Формы занятий

Формы занятий строятся в зависимости от темы материала. Каждой новой теме предшествует небольшая лекция с просмотром литературы, учебных пособий и видеоматериалов. Далее совместно с педагогом обсуждается творческая задумка обучающегося и делается эскиз композиции, затем выбирается подходящая графическая или живописная техника, для обучающихся 2-го и 3-го годов обучения. Заключительным этапом является воплощение творческой работы юного художника в жизнь. Для обучающихся 1-го года обучения, занятия проходят по учебному плану с изучением техник и художественных направлений.

Помимо типовых учебных занятий, предусмотрены выходы на пленэр и в музеи. Также предусмотрены мероприятия, связанные как с народными праздниками, (Новый год, рождество, масленица, пасха и др.) так и с традиционными праздниками Дворца и государственными, (8 марта, 23 февраля, 9 мая, и 1 мая, т.д.) на которых обучающимся предлагаются задания на рисование атрибутов праздника, открыток, масок.

Формы занятий планируются следующие:

​ Вводное занятие - знакомство обучающихся с педагогом. Педагог знакомит ребят с правилами поведения во Дворце (родители и обучающиеся 1-го года обучения), техникой безопасности, проводит беседу о значении искусства в развитии личности.

​ Ознакомительное занятие – знакомство обучающихся с художественными материалами и техниками.

​ Лекция – знакомство обучающихся с теорией возникновения изобразительного искусства. Педагог предлагает к просмотру литературу, видео-материалы, компьютерные программы по истории искусств.

​ Занятие с натуры – знакомство обучающихся с рисованием, строением натуры людей (наброски), животных и предметов, пленэр, для использования в дальнейших творческих работах.

​ Тематическое занятие педагог предлагает обучающимся составить собственную композицию по определённой теме, где ребята могут использовать приобретённые ранее навыки, включая в работу самостоятельную творческую фантазию.

​ Свободное занятие – обучающимся предлагается свободная тема, выбор художественных материалов и техники.

​ Дискуссия-размышление – педагог предлагает ребятам обсудить работы обучающихся в данной группе, а также работы именитых мастеров, на предмет символики, композиции, цветового или графического решения. Цель данного занятия, научиться правильно читать чужие полотна и с пониманием относиться к критическим замечаниям.

​ Игровое занятие – викторины и игры по темам изобразительного искусства, в том числе с привлечением современных технологий – компьютерных программ и энциклопедий.

​ Экскурсия – обучающиеся вместе с педагогом посещают тематические выставки, мастер-классы, постоянно действующие экспозиции, для визуального изучения изобразительных техник.

​ Итоговое занятие – проводится просмотр работ обучающихся, сделанных в текущем учебном году.

Формы подведения итогов

Итогом прохождения программы является зачётный проект – аттестация, по выбору обучающегося (творческая дипломная работа) на предложенные темы:

1.​ Макет книги

2.​ Тематические плакаты:

​ Экологический

​ Миру - мир!

​ Семья и дом

Проводится отчётная выставка зачётных проектов с приглашением экспертов.

По итогам аттестации выдаётся документ о прохождении обучению программе, в соответствии с положением об аттестации обучающихся во Дворце.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Обучающиеся 1-ого года обучения будут знать:

​ основы цветоведения;

​ направления и жанры в искусстве;

​ самые известные памятники и шедевры мира (архитектура, прикладное искусство, живопись, графика и т.д.);

​ техники изображения

уметь:

​ пользоваться линейным рисунком;

​ составлять композиции;

​ грамотно использовать художественные материалы;

​ делать кратковременные рисунки (наброски), с натуры и по памяти

Обучающиеся 2-ого года обучения будут знать:

​ основы стилизации изображения (декоративность);

​ художественную терминологию;

​ основы истории искусств;

​ техники штриховки изображения;

​ основы перспективы;

​ основы шрифтового искусства

уметь:

​ анализировать самые известные шедевры мирового искусства;

​ использовать все, приобретённые ранее навыки;

​ пользоваться различными изобразительными техниками (станковая графика – монотипия, линогравюра, граттаж, основы аэрографии и др.);

​ пользоваться основами прикладной графики – этикетка, плакат, реклама;

​ составлять собственные шрифты;

​ иллюстрировать выбранный материал;

​ грамотно работать с живой натурой (наброски, зарисовки)

​ правильно строить предметы на плоскости

Обучающиеся 3-ого года обучения будут знать:

​ основные шедевры мирового исторического наследия;

​ техники построения, штриха, перспективы;

​ пропорции построения человека и головы;

уметь:

​ грамотно использовать все приобретённые ранее творческие навыки (для обучающихся 2-го и 3-его годов обучения)

​ использовать опыт мастеров в своих работах (техники изображения, стиль)

​ обсуждать произведения искусства после похода в музей

​ строить предметы в пространстве (основы перспективы изображения, объём)

​ работать с живой натурой – наброски (люди, животные), используя их в творческих работах

​ использовать шрифтовое искусство в оформлении плаката, иллюстрации, и этикетки и т.д.

​ пользоваться различными художественными материалами и составлять собственные тематические композиции

​ использовать живописные и художественные техники в работе над собственной композицией (натюрморт, пейзаж, портрет)

​ оформлять макет книги

​ копировать работы именитых мастеров

Итоги прохождения программы

Проверка знаний обучающихся будет проходить в форме просмотров и опросов.

Каждому обучающемуся предлагается ответить на теоретические вопросы. Оцениваются творческие работы обучающихся по 10-тибальной системе. Оценка прохождения программы даётся по степени усвоения обучающимся практических навыков:

​ владение художественными материалами

​ знание изобразительных техник

​ владение законами композиции и рисунка

​ выполнение поставленной задачи

На итоговом занятии приглашаются педагоги студии или профессиональные независимые эксперты и по итогам просмотра работ обучающихся, сделанных в течение учебного года, активное, участие в городских выставках, определяется степень освоения программы. Аттестация обучающихся по итогам реализации программы в соответствии с положением об аттестации обучающихся учебных групп Дворца.


На занятиях в группе "Книжная и прикладная графика" изучаем тему "Письменность" ( клинопись, экслибрис, гравюра):








Категория: Программы по изобразительному искусству | Добавил: defaultNick | Теги: КНИЖНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ГРАФИКА
Просмотров: 2194 | Загрузок: 393 | Рейтинг: 5.0/2