Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы по изобразительному искусству

«КЕРАМИКА»
[ · Скачать удаленно (240 КБ) ] 08.02.2013, 22:28

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«КЕРАМИКА»
Авторы - Шалина Л.Ф., Меркулова С.М. Педагоги, реал программу - Меркулова, Кирносова Т.С.
Уровень программы – 2
Цель программы – обучение основам искусства керамики, развитие творческих способностей детей и приобщение их к сохранению и развитию традиций декоративно-прикладного искусства.
Срок реализации – 2 года. Возраст обучающихся – 7-16 лет
Количество часов по годам обучения – 1 вариант: 1 и 2 года – 72 часа.
2 вариант: 1год – 144 часа, 2 год – 216 часов.
Недельная нагрузка и режим занятий: 1 вариант: 1 и 2 года - 2 часа (1 раз в неделю - 2 часа).
2 вариант: 1 год - 4 часа (2 раза в неделю по 2 часа); 2 год – 6 часов (2 раза в неделю по 3 часа).


Программа реализуется в Центре художественного образования МГДД(Ю)Т в соответствии с организационно-методологической программой Центра «Наша Земля – наше наследие», имеет художественно-эстетическую направленность.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Актуальность программы заключается в том, что в современном мире уделяется недостаточное внимание развитию гуманитарной сферы в области образования детей и подростков. А это влечет за собой потерю уважения к славному прошлому нашей страны, истокам ее культуры, складывающейся веками. Необходимо сохранять лучшие традиции прошлого и передавать их молодому подрастающему поколению, «дабы не прерывалась связь времен», так как владение и понимание языка искусства приводит к более глубокому пониманию красоты окружающего мира, воспитывает грамотного зрителя, приобщает к духовным ценностям, формирует мировоззрение.

Керамика - древнее искусство. На протяжении всей истории она неразрывно была связана с бытом человека, выражала его эстетические вкусы. Религиозная, ритуальная, бытовая скульптура малых форм Древнего Египта, античной Греции и Рима, мелкая пластика скифов, славянских племён и Древней Руси - всё это примеры реальной необходимости такого вида искусства.

Особо выдающимся является керамическое искусство древней Руси. Богатство, живописность, многоцветие керамики украшали стены, карнизы, окна и многие архитектурные детали. Стоит вспомнить зодчество и изразцовые декоры Москвы XVII века, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, Иосифо-Волоколамский монастырь, Ярославль с его великолепным убранством храмов.

Пластические искусства очень тесно связаны с архитектурой. В эпоху классицизма керамика служила декором бытовых предметов - торшеров, подсвечников, различных ваз. Экзотические дикие звери, домашние животные нередко изображались и в керамике, и в интерьерной скульптуре. Изделия из керамики существуют и как самостоятельные произведения. Стоит вспомнить народную игрушку из различных областей страны. Традиция идет с древнейших времен и до наших дней: Хлуднево (Калужская обл.), Каргополь (Архангельская обл.), Вятская или Дымковская игрушка (Кировская обл.), промысловые традиции Гжели, Скопина.

Современное искусство керамики стремится не только к декоративной красочности, но и отражает противоречивую сложность времени, дух человека, его сознание и мышление. Искусство керамики становится порой иносказательным, напряженно интеллектуальным, заставляющим думать. Таковы работы современных художников-керамистов: А.М. Белашова, В.А. Малолеткова, Н.В. Давыдовой и других.

Отличительные особенности программы заключаются в сбалансированном отборе содержания в соответствии с возрастом обучающихся и их творческими возможностями, в методике обучения, применении эффективных форм и методов обучения, воспитания и развития детей. При ознакомлении с подобными программами: «Керамика народов мира» А.Ю. Лепинга1, «Керамика малых форм» Е.Н. Левченко2, можно отметить не полное соответствие структуры программ современным требованиям.

Большое внимание при реализации программы уделяется работе над коллективными композициями, где могут проявляться творческие идеи каждого и в то же время они согласуются с общим замыслом работы.

Приобщаясь к древнейшему виду декоративно-прикладного искусства, знакомясь с лучшими образцами керамических изделий профессиональных мастеров в музеях и на выставках, обучающиеся смогут совершенствовать и формировать свой художественный вкус, отличать настоящее искусство от подделок и «китча».

Цель программы - обучение основам искусства керамики, развитие творческих способностей детей и приобщение их к сохранению и развитию традиций декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Обучающие:

​ познакомить с историей возникновения искусства керамики, русскими народными промыслами;

​ обучить технологии работы с глиной;

​ познакомить с различными видами глины и их свойствами;

​ научить пользоваться необходимыми инструментами при работе с глинами;

​ познакомить с законами пропорции и соразмерности;

​ познакомить с основами композиции.

Развивающие:

​ развить образное мышление и фантазию;

​ развить художественный вкус и кругозор;

​ развить эстетическое отношение к окружающему миру;

​ развить творческое начало при выполнении заданий педагога и самостоятельных работ;

​ развить умение работы в коллективе;

​ развить мелкую моторику рук.

Воспитательные:

​ воспитать чувство патриотизма и бережного отношения к русской культуре, ее традициям;

​ воспитать уважение к высоким образцам культуры других стран и народов;

​ воспитать доброжелательность в оценке творческих работ товарищей и критическое отношение к своим работам;

​ воспитать чувство ответственности при выполнении своей работы;

​ воспитать чувство уважения и бережного отношения к материалам и инструментам.

Сроки реализации программы 2 года. 1 год – 144 (72) часа, 2 год – 216 (72) часа.

Возраст детей: 7-16 лет.

Формы и режим занятий

1 год обучения: занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа или 1 раз в неделю 2 часа (по просьбе родителей в связи с повышенной загруженностью детей в школе по отдельному УТП). Количество детей в группе I года обучения – 12 человек.

2-й год обучения: 2 раза в неделю по 3 часа или 1 раз в неделю 2 часа (по просьбе родителей в связи с повышенной загруженностью детей в школе по отдельному УТП). Количество детей в группе II года обучения – 10 человек. После каждых 45 минут – 15-минутный перерыв.

Основной формой занятий является учебное занятие в скульптурной мастерской. Используются также такие формы, как экскурсии, посещение выставок, музеев, пленэры, встречи с интересными людьми и профильными коллективами, участие в мероприятиях изостудии и центра художественного образования, в различных конкурсах и фестивалях.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

После I года обучения обучающиеся будут

знать:

■​ основные сведения об истории возникновения и развития искусства керамики;

■​ виды глины, их свойства и качества;

■​ основные виды керамических изделий;

■​ технику подглазурной росписи;

■​ различные способы и методы создания объема;

уметь:

■​ подготовить глину к работе;

■​ использовать на практике навыки изготовления различных бытовых предметов;

■​ изображать животных упрощенной формы в реалистической традиции, как в виде статичной игрушки, так и в движении;

■​ применить свои знания и способности в коллективных тематических работах.

После II года обучения обучающиеся будут

знать:

■​ технологию изготовления более сложных по форме керамических изделий;

■​ свойства керамических красителей;

■​ температурный режим обжига;

■​ основные сведения о пропорциях предметов и фигуры человека;

■​ основные принципы композиции;

уметь:

■​ изготавливать керамические изделия более сложных форм;

■​ приготовить и применить керамические красители;

■​ изображать двухфигурную и многофигурную композицию животных и человека;

■​ разрабатывать и изготавливать коллективную тематическую композицию;

■​ оценить работу свою и товарищей;

■​ понимать иносказательный язык керамики на различных выставках и в музеях.

...


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧНЕНИЕ

Дидактические материалы

Для успешного освоения программы используются следующие учебно-дидактические материалы:

1.​ Подборка иллюстративного материала по истории развития керамики (фотографии, слайды, иллюстрации).

2.​ Наглядные пособия.

3.​ Альбомы репродукций.

4.​ Лучшие работы обучающихся разных лет.

Методы и приемы

Важным принципом в образовательном процессе является сотворчество педагога и обучающихся. Дети, приходящие в учреждения дополнительного образования, как правило, разновозрастные, с разной степенью одаренности и подготовки, с разной мотивацией. Если в группе есть хотя бы один яркий ребенок, он становится лидером, всем хочется ему подражать. Это укрепляет группу, сплачивает и заражает творчеством.

Особенностью подхода к занятиям керамикой является создание коллективных композиций в атмосфере игры, выдумки, творчества и сотворчества. Необходимо добиваться, чтобы общая идея увлекла и заразила всех. При разработке темы в материале, большое внимание уделяется наглядным пособиям, иллюстративным материалам, посещению музеев.

Принцип от простого к сложному осуществляется в самом начале работы с глиной: лепка простейших геометрических форм: куб, конус, призму, шар. На первых порах ребенку трудно сделать даже шар: руки непослушны, рабочее место не организовано, все это мешает тонкой работе с глиной. Но лепка из глины развивает пространственное воображение. Важно работу осуществлять левой и правой рукой одновременно (скатать, например, два шарика одновременно). При лепке более сложных изделий, необходимо довести до сознания детей, что такое красота формы, игра пропорций, игра цвета, игра ритмов, что и позволяет назвать архитектуру - застывшей музыкой.

Техническое оснащение программы

Для реализации данной программы необходимо:

​ помещение для проведения теоретических и практических занятий;

​ подсобное помещение для хранения глины и других необходимых материалов, методического фонда;

​ отдельное помещение с печью для обжига керамики;

​ водопровод для подготовки глины к использованию и гигиены труда детей;

​ гончарный станок;

​  стеки разной конфигурации;

​ металлическая турнетка, деревянная стека, нож, доска, шкурки, губки, тряпки, карандаши цветные и простые, краски гуашь и акварельные, кисти для росписи;

​ палитра красителей.

​ шкафы и полки для творческих работ детей;

​ стенды для демонстрационных наглядных материалов.

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

для обучающихся:

1.​ Дмитриева Н., Акимова Л. Античное искусство. - М.: Детская литература, 1988.

2.​ Дмитриева Н., Виноградова Н. Искусство Древнего мира. - М.: Детская литература, 1986.

3.​ Кошель П. Искусство. Энциклопедический словарь школьника. - М.: Олма-пресс, 2000.

4.​ Мар Е. Глина и руки. - М.: Детгиз, 1963.

5.​ Претте М., Капальдо А. Творчество и выражение: курс художественного воспитания. - М.., 1981.

6.​ Федотов Г. Послушная глина.- М.: АСТ-Пресс, 1997.

для педагогов:

1.​ Боголюбов Н. Лепка на занятиях в школьном кружке. - М.: Просвещение, 1982.

2.​ Бугамбаев М. Гончарное ремесло. Керамика. Терракота. - Ростов-на/Д., 2000.

3.​ Гинзбург В.П. Керамика в архитектуре. - М.: Стройиздат, 1987.

4.​ Долорс Р. Керамика: техника, приемы, изделия. Пер. с нем. - М., 2003.

5.​ Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. - М.: РХТУ им. Менделеева, 2004.

6.​ Любимов Л. Искусство Древнего мира.- М.: Просвещение, 1996.

7.​ Малолетков В.А. Керамика.- М.: Юный художник, 2000.

8.​ Неменский Б.М. Мудрость красоты.- М.: Просвещение, 1987.

9.​ Персал Роналд. Керамика и фарфор. – Минск: Белфакс, 1997.

10.​ Поверин А. Гончарное дело. – М.: Культура и традиции, 2003.

11.​ Претте М., Капальдо А. Творчество и выражение: курс художественного воспитания. - М., 1981.

Программы дополнительного образования. Серия: Дополнительное образование детей: Московская методическая библиотека. [Электронный ресурс] - 1 электрон. опт. диск ( CD ROM ). – М.: МГДД(Ю)Т, 2006.
Перечень учебных программ, реализуемых в 2010-2011 уч. гг. в МГДД(Ю)Т, отдел ХЭП. – С.17.
Категория: Программы по изобразительному искусству | Добавил: defaultNick | Теги: керамика
Просмотров: 2368 | Загрузок: 359 | Рейтинг: 5.0/1