Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы по изобразительному искусству

«ДИЗАЙН»
[ · Скачать удаленно (175 КБ) ] 08.02.2013, 22:14

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«ДИЗАЙН»
Автор – Давыдова Н.Л. Педагог, реализующий программу – Тарасова С.В.
Уровень программы – 2
Цель программы – обучение основам проектирования, формирование проектного мышления, раз-витие творческой личности, способной к воплощению собственных оригинальных идей.
Срок реализации – 2 года. Возраст обучающихся – 8-16 лет.
Количество часов по годам обучения – 144 часа
Недельная нагрузка и режим занятий – 4 часа (2 раза в неделю по 2 часа).


Данная программа разработана в соответствии с образовательной концепцией Московского городского Дворца детского(юношеского) творчества, комплексной образовательной программой Центра художественного образования «Наша Земля – наше наследие» и на основе многолетнего опыта работы. Имеет художественно-эстетическую направленность.

Программа модифицирована с учетом ранее разработанной программы Н.Л. Давыдовой «Дизайн», выпущенной в 2004 году.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Новое время ставит перед педагогикой новые задачи. Искусство, также как и жизнь, не стоит на месте. И в обучении искусству необходимы как традиционные формы и содержание, выработанные мировым художественным опытом, так и новаторские, перерабатывающие традиции, обогащающие их современными технологиями и новым содержанием.

Новое время, новые технологии переместили акценты в содержании художественного образования. Провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей, изменение требований к человеку в системе новых экономических и социальных отношений, связанные с отходом от «конвейерного» производства, повышение роли интеллектуального производства емких «продуктов» творчества, повышение требований к художественному образу и качеству выпускаемых изделий – привели к насущной необходимости обучения и воспитания личности, способной на оригинальные идеи.

«Дизайн» - (англ. Design – буквально чертеж, проект, замысел) – особый метод проектирования, при котором объекту, кроме его основного предназначения, придаются качества красоты, экономичности, повышенной функциональности (или умножения числа функций), физиологического и психологического удобства, четкой социальной ориентации.

Искусство дизайна в последние десятилетие ХХ века стало самым массовым среди пластических видов искусств. Каждый может назвать сотни бытовых предметов, к созданию которых прикоснулась рука художника: компьютер и обои, шариковая ручка и телефон, брошь и телевизор, автомобили и стиральные машины.

Дизайн – это род пластических видов искусств, которые эстетически формируют окружающую человека материальную среду. К нему относятся произведения, служащие для украшения интерьеров архитектурных сооружений, садов и парков, художественно оформленные празднества, зрелища, экспозиции, а также предметы, предназначенные для общественного и частного быта. Искусство дизайна стало одним из важнейших областей творчества, его история связана с ремеслом и промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, объединяя в своих творениях – пользу, прочность и красоту современных форм.

В основе каждого изделия лежит творческий замысел художника, выраженный, прежде всего, в проекте, рисунке, а затем в изделии, которое, как правило, является результатом сложного промышленного производства. Итак, можно сказать, что дизайн – это искусство среды, служащее человеку и украшающее быт. Оно исторически меняется в соответствии с художественными стилями, вкусами, определяет нашу социальную принадлежность. Искусство дизайна динамично развивается вместе с цивилизацией.

Педагогическая целесообразность создания программы заключаются в необходимости реализации принципа интеграции различных образовательных областей (изобразительное искусство, прикладные архитектурные и технические предметы) и применении оригинальных образовательных технологий (см.: учебно-дидактические материалы).

Данная программа включает в себя комплекс учебных тем, заданий, упражнений и проектов, изучение которых позволит выработать у детей проектное мышление. Ребенок, решающий в каждом задании новую задачу о форме предмета, соответствующей его назначению, художественном образе, имеющим ту или иную стилевую направленность, а иногда и создание неповторимого авторского стиля, постепенно, шаг за шагом привыкает к творчеству, как способу мышления и выражения своих замыслов и идей. Каждое задание программы по сути индивидуально, потому что обращено к интеллекту конкретного ребенка и выполняется им соответственно его уровню развития и его творческого потенциала. И именно для обогащения творческого потенциала в программу включаются темы по истории искусства, изучая которые ребенок знакомится с законами красоты и гармонии. Причем программа мобильна, что позволяет заменять блоками учебные темы, обновляя содержание.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы от аналогичных является развитие творческих способностей детей на основе проектных технологий, развитие проектного мышления обучающихся и, в результате, создание ими уникальных учебных работ. Кроме этого программа дополнена методическими разработками по разделам и темам.

Цель и задачи программы

Цель - воспитание и развитие творческой личности, способной к воплощению собственных оригинальных идей, с помощью обучения основам проектирования и формирования проектного мышления,

Задачи:

Обучающие:

-​ обучить необходимым знаниям в области технологий изобразительных искусств и художественной культуры;

-​ научить рациональному применению чертежных и измерительных инструментов, владеть смешанными живописными техниками;

-​ научить образному языку искусства «Дизайна»;

-​ научить умению интегрировать и синтезировать полученную информацию для преобразования ее в оригинальный художественный образ;

-​ познакомить с замечательным наследием русского и зарубежного искусства;

-​ познакомить с достижениями современного искусства и областями его применения;

Развивающие:

-​ развивать образное мышление и фантазию, логическое мышление и эмоциональное восприятие окружающего мира;

-​ развивать художественный вкус;

-​ развивать самостоятельность и инициативность;

-​ развивать познавательные способности, расширять кругозор в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

-​ развивать способности сбора материала из окружающей жизни, его анализа, хранения и использования для продуктивной творческой деятельности;

Воспитательные:

-​ воспитывать чувство патриотизма и уважения к культурным ценностям народного и декоративно-прикладного искусства;

-​ воспитывать трудолюбие, аккуратность и ответственность;

-​ воспитывать чуткость, милосердие, уважение к младшим, взаимопомощь, уважение к чужому мнению;

-​ воспитывать умение работать в коллективе: культуру поведения, общение и соблюдение правил техники безопасности;

Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 2 года обучения для обучающихся 8-16 лет.

Количество детей в группе: I год – 12 человек; II год – 10 человек;

Количество часов в год для I и II годов обучения – по 144 часа.

В случае подготовленности детей и уровня их развития, в группы могут приниматься дети более младшего возраста.

Для обучающихся, мотивированных для данного вида творчества и желающих продолжить обучение более 2-х лет, выделяются индивидуальные часы для консультаций по разработке более сложных творческих заданий. Кроме того, они могут быть помощниками педагога при работе с младшими детьми. В процессе обучения используются следующие формы занятий: комбинированное занятие, сочетающее в себе теоретическую и практическую часть, экскурсионная форма, включающая работу над набросками и зарисовками по теме и экспедиции.

Содержание занятий I года обучения позволяет обучающимся познакомиться и освоить изобразительную грамотность, позволяющую свободно выполнять как учебные, так и творческие задания, знакомятся с изобразительными технологиями, простейшими инструментами и различными материалами, их свойствами, даются творческие задания на поиск необычных методов использования привычных материалов.

Особое внимание уделяется понятиям рельефа, технологии его изготовления, соотношению деталей, гармонии цвета. В разделе «Графика» рассматриваются виды линий, правильность их рисования и способы их применения и использования для построения изображений. Как на уровне знаний, и особенно в практической работе, уделяется внимание восприятию формы, ее многообразию, способам преобразования форм, стилизации форм.

На II году обучения изучаются виды живописи, выявляется взаимосвязь цвета с формой и назначением предмета, расширяются теоретические знания в теме «Графические композиции», изучаются новые технологии- граттаж, знакомятся с архитектурой, с архитектурными деталями, с различными стилями в архитектуре. Основное внимание в практической работе уделяется авторским и коллективным проектам.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам обучения и делятся на три группы: теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.

По окончании первого года обучения дети:

-​ овладеют диапазоном линий;

-​ узнают основные цвета спектра;

-​ научатся работать с бумагой;

-​ смогут выполнять простейшие объемы из бумаги;

-​ создавать свои простые, но оригинальные работы по программе «Дизайн»;

-​ освоят работу с основным чертежным инструментом и познают его выразительные возможности.

По окончании второго года обучения обучающиеся:

-​ смогут свободно оперировать пройденными изобразительными технологиями;

-​ усвоят теоретический материал и смогут применить его на практике;

-​ научатся использовать накопленные знания в процессе изучения наследия русского и зарубежного искусства в своих творческих и проектных работах;

-​ смогут анализировать графический состав изображения;

-​ демонстрируют достаточный уровень решения творческих задач, оригинальность и неординарность их выражения изобразительными средствами.

В результате освоения программы будут закреплены и развиты личностные качества обучающихся: умение работать в коллективе, инициативность и ответственность при выполнении творческих заданий, воспитание культуры поведения, общения, а также патриотическое воспитание и уважение к историческому и культурному наследию России. Воспитание чуткости, милосердия, уважения к младшим и взаимопомощи.

Критерии оценки результативности программы:

-​ знание теоретических вопросов;

-​ практические умения и навыки;

-​ самостоятельность и творческий подход к работе;

-​ степень участия в коллективной работе.

...


Методическое обеспечение

По программе «Дизайн» могут заниматься все желающие дети без всякого отбора. Творческие задания разработаны таким образом, что обеспечивают равный старт всем обучающимся.

Формирование у обучающихся потребности к позитивному переустройству окружающего пространства осуществляется путем использования проектных технологий. Формулировка проектного задания, осмысление и использование накопленного художественного и проектного материала, позволяет создавать обучающемуся авторские работы уже к концу первого учебного года. А на втором году обучения ребята разрабатывают проект более подробно и в деталях.

В образовательном процессе используются комбинированные формы: теоретические вопросы могут проводиться в виде беседы, лекции, показа иллюстративного и учебно-дидактического материала; практическая часть – в виде определенных творческих заданий.

В каникулярное время занятия проходят в музеях, на выставках с последующим обсуждением на следующих занятиях. В летнее время обучающиеся выезжают в экспедиции или пленеры. Занятия на пленере позволяют студийцам учиться живописи реалистической, пространственной, световоздушной, колористической, гармонической, то есть живописи, источником и вдохновителем которой является натура, природа. Только реалистическая живопись вдохновляется красотой природы, где свет и среда гармонизируют краски, где волшебная магия освещения объединяет, группирует видимое на крупные зоны света и тени. Работа на пленере придает повышенную эмоциональность в решении колорита работ. Темы пленера: пейзаж городской и сельский, архитектурный пейзаж, техника работы над пейзажем, ее особенности. Пейзаж живописный и графический.

Для второго года обучения больший упор делается на самостоятельную разработку проектов и совместное обсуждение их на групповых занятиях.

В методике обучения применяются следующие методы и принципы:

-​ создание постоянной творческой атмосферы в студии, атмосферы поиска неординарных решений на поставленные вопросы и задания;

-​ соответствие требований и поставленных задач возрастным возможностям восприятия материала ребенком;

-​ стимулирование интереса к знаниям за счет постоянной смены тематики заданий, за счет чередования характера заданий;

-​ вся получаемая ребенком информация из окружающего мира, книг, уроков,

экскурсий в студии становится объектом последующей работы и творчества;

-​ использование как индивидуальных творческих заданий, так и участие в коллективных творческих проектах;

-​ использование в работе как обычных материалов (бумага, картон, гуашь и др.), так и материалов так называемой второй природы (гофрокартон, ткани, коробки необычной формы и др.);

-​ доброжелательность при обсуждении работ друг друга и правильное восприятие критических замечаний как со стороны товарищей, так и педагога;

-​ использование на занятиях игровых методов обучения.

-​ 

Дидактические материалы

Для более успешного усвоения программы разработаны и используются в работе следующие учебно-дидактические материалы, разработанные автором:

- фотографии творческих работ прошлых выпусков обучающихся;

- методическая разработка темы «Объёмно-пространственная композиция» (творческие задания и теоретическая часть);

- методическая разработка темы «Русская архитектура»;

- методическая разработка темы «Мировое художественное наследие»;

- методическая разработка по теме «Компьютерная графика».

При подведении итогов реализации программы используются различные формы: зачеты на знание теоретических вопросов и оценка их по 10-бальной системе, внутренние просмотры выполнения творческих заданий по каждой теме и итоговый в конце года, отбор лучших работ для участия в конкурсах и выставках различного уровня, степень участия в разработке и выполнении коллективных проектов и работ, аттестация в конце прохождения программы.

Достижение воспитательных задач программы диагностируется с помощью наблюдения и обсуждения на группе, выработке общего мнения на различные поступки и высказывания детей.

Материально-техническое обспечение программы

1.​ Наличие просторного помещения;

2.​ Длинный широкий стол, стулья;

3.​ Компьютерное оборудование и обучающие программы;

4.​ Методические разработки по учебным темам;

5.​ Стеллажи с образцами детских работ;

6.​ Шкаф для хранения таблиц и фонда учебных и наглядных пособий;

7.​ Шкаф для хранения используемых материалов.

8.​ Цифровой фотоаппарат.

9. Сканер.

Списки литературы

для педагога:

1.​ Препелкина Г.П. Искусство смотреть и видеть. – М., 1982.

2.​ Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение, вып.1. – М., 1981.

3.​ Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение, вып.2. – М., 1985.

4.​ Рябов В.Ф. Человек творит искусство.- М., 1981.

5.​ Щербаков А.Б. Искусство и художественное творчество.- М., 1991.

6.​ Эренгросс Б. Искусство вокруг нас. – М., 1968.

7.​ Юнг К. Архетип и символ.- М., 1991.

для обучающихся:

1.​ Конышева Н.М. Секреты мастеров. – М., 2002.

2.​ Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. – М., 2002.

3.​ Конышева Н.М. Чудесная мастерская. – М., 2002.

4.​ Редакция Грета Альберта. Рисунок фигуры человека. Техника и материалы. -М.: Издательский дом ЗАО «Гамма», 1999.

Категория: Программы по изобразительному искусству | Добавил: defaultNick | Теги: дизайн
Просмотров: 1582 | Загрузок: 327 | Рейтинг: 5.0/1