Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы по декоративно-прикладному творчеству

«ВЫШИВКА И ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЕ»
[ · Скачать удаленно (217 КБ) ] 08.02.2013, 22:53

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«ВЫШИВКА И ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЕ»
Автор – Иванова Е.А. Педагог, реализующий программу – Иванова Е.А.
Уровень программы – 2
Цель программы – формирование творчески мыслящей личности, обогащенной знанием народных традиций и умением реализовать на практике свои художественные идеи.
Срок реализации – 3 года Возраст обучающихся – 7-18 лет
Количество часов по годам обучения – 144 часа
Недельная нагрузка и режим занятий – 4 часа (2 раза в неделю по 2 часа).




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

По своей направленности данная программа относится к художественно-эстетическому направлению. Она разработана в соответствии с комплексной открытой программой развития художественно-эстетической направленности МГДД(Ю)Т «Наша Земля – наше наследие» и обобщает многолетний опыт работы педагогов студии декоративно-прикладного творчества.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

На фоне процессов глобализации, охвативших современный мир, чреватых культурным однообразием и упрощением, закономерной реакцией значительной части российского общества становится стремление удержать национальные традиции, не дать общественному сознанию забыть о своих корнях, опереться в сегодняшнем дне на те элементы национальной культуры, которые прочно связывают прошлое с настоящим.

В такой ситуации одной из важнейших функций образовательной деятельности оказывается изучение, воспроизводство и развитие выдающихся образцов народного творчества, в которых нашли своё непосредственное воплощение исконные традиционные ценности русского народа.

Наиболее благоприятные возможности для такого рода образовательной деятельности существуют в системе дополнительного образования, позволяющей, в частности, на практике познакомить детей со многими явлениями бытовой русской художественной культуры.

С полным правом к числу подобных явлений можно отнести искусство вышивки и лоскутного шитья, насчитывающее немало столетий и интенсивно развивавшееся в России в самых разных общественных слоях. Известно, что этим занятием занимались дочери царей и бояр, священников и купцов, крестьян и городских жителей. Созданные ими изделия не только носили прикладной, хозяйственный характер, но и служили украшением жилищ, воспитывали эстетические представления, отвечавшие глубокой отечественной традиции. К сожалению, в ХХ веке эта традиция в значительной мере ослабла, между тем вышивка и лоскутное шитье – это не только яркое художественное явление прошлого, но и сохраняющее значение современное средство развития личности ребёнка, его эстетических критериев.

Подбирая по цвету и размеру маленькие пестрые кусочки тканей, создавая из них сложные композиции, отличающиеся пропорциональностью частей, ритмичностью, тонкостью цветовых решений, отражающие индивидуальность художественного чувства и мышления, дети тем самым вкладывают в них свои представления о прекрасном, о жизни среди природы, о своих чувствах и настроениях, в известной мере отражают своё видение мира в целом.

Именно в этом и заключается актуальность настоящей программы: через знакомство и приобщение детей к искусству лоскутного шитья оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.

Отличительные особенности программы

Программа позволяет параллельно осваивать два смежных направления декоративно-прикладного искусства (собственно лоскутное шитьё и вышивку), что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся, чем типовая программа по вышивке для учреждений и организаций дополнительного образования детей. В этом её новизна и отличие от других подобных программ: Молотобарова О.С. Учите детей вышивать.- М.: Владос, 2003; Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё.- М.: Школьная пресса, 2004.

При создании данной программы учитывались особенности психологии подростков и запросы обучающихся студии декоративно-прикладного творчества. Работа вышивальщицы – трудоёмкая, кропотливая, требует длительной концентрации внимания и усидчивости, что не всегда отвечает физическим и психическим особенностям подросткового возраста. В этой связи и представилось целесообразным объединить два вида художественных ремесел и сочетать обучение вышивке с менее затратным во временном отношении, но более эмоционально наполненным, многоэлементным и многоцветным лоскутным шитьём.

Обучение детей и подростков приёмам вышивки и лоскутного шитья в единой образовательной программе позволяет придать её реализации комплексный характер:

– происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности, а также способным пригодиться в обыденной, семейной жизни;

– постигается важная сторона истории, народной духовной практики, что необходимо для формирования зрелой гражданской позиции;

– вырабатываются эстетические ценности и идеалы, основанные на лучших традициях отечественной народной культуры, которые содействуют возникновению бережного, уважительного отношения к культурному наследию;

– формируются и развиваются созидательные, конструктивные установки в формирующейся личности, что особенно актуально в наши дни, когда средства массовой информации и образцы массового искусства активно заряжают сознание подростков деструктивными побуждениями.

Цель программы – формирование творчески мыслящей личности, обогащенной знанием народных традиций и умением реализовать на практике свои художественные идеи.

Задачи:

Обучающие:

– раскрыть детям красоту и значимость народного искусства в сфере современного декоративно-прикладного искусства;

- дать специальные знания по предмету (основы цветоведения, материаловедения, основы композиции);

– научить техническим навыкам и приемам выполнения различных швов и изделий;

– предоставить знания, позволяющие продолжить образование в области декоративно-прикладного искусства; и реализовать свой творческий потенциал.

Развивающие:

– развить склонности и способности детей к художественному творчеству;

- развить и поддержать интерес к народному творчеству и культуре;

- способствовать развитию художественного вкуса;

Воспитательные:

- воспитать уважение к культурному наследию своего народа;

–сформировать комфортный психологический климат внутри коллектива;

- способствовать неформальному интересу к образовательному предмету и творческому общению обучающихся;

- воспитать терпение, настойчивость, трудолюбие;

- воспитать работоспособность, бережливость, ответственность;

Возраст детей, обучающихся по программе, от 7 до 18 лет.

Одновременно в группе первого года обучения могут заниматься не более 12 человек. Эта норма позволит педагогу держать группу в поле внимания и хотя бы короткое время проводить индивидуальные работы с каждым обучающимся, давая советы и оценивая работу каждого.

Группа второго года занятий включает 10 человек с тем, чтобы усложнение программных заданий давало педагогу достаточное время для анализа выполненной работы и внимательного отношения к проблемам каждого ребенка, учитывая его психологические особенности, личные качества, способности к художественной и исполнительской деятельности.

Так как программа 3-го года предполагает обучение в процессе участия в исследовательской (выполнение исследовательских проектов: реферирование, проведение углубленных изысканий по истории народного искусства, ремесел, художественных промыслов), творческо-продуктивной (совершенствование приобретенных навыков и реализация их в творческих работах с перспективой демонстрации на выставках различного уровня: городская выставка в рамках фестиваля «Юные таланты Московии»; всероссийские выставки «Лоскутная мозаика России», «Ладья», «Жар- птица» и др.) и поисковой деятельности: возрождение в собственной творческой деятельности утраченных техник вышивки и лоскутного шитья, а также создание оригинальных современных изделий при помощи изученных технологий, то в группе третьего года обучения могут заниматься не более 7-ми детей.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 3 года обучения. Общий объем реализации программы – 432 часа, по 144 часа в год. При этом на третьем году обучения значительно больше внимания уделяется самостоятельной работе детей.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, с перерывами по 15 минут после каждого часа. В процессе занятия осуществляется смена видов деятельности и это положительно сказывается на работе обучающихся.

В процессе обучения используются следующие формы занятий: беседы, практические занятия в учебном классе, зарисовки образцов народного творчества в музеях и на выставках, комбинированные учебные занятия, экскурсии, выезды в экспедиции.

Типичное занятие имеет следующую структуру:

​ краткое повторение пройденного материала;

​ изучение новой темы, работа с литературой;

​ выполнение практической работы;

​ обсуждение результатов занятия;

​ уборка помещения.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате первого года обучения дети будут

знать:

- виды русского народного и декоративно-прикладного искусства;

- инструменты и материалы, необходимые для вышивки и лоскутного шитья;

уметь:

- пользоваться инструментами и материалами, необходимыми для вышивки и лоскутного шитья;

- пользоваться различными способами перевода рисунка на разные ткани;

- выполнять простые техники и приемы вышивок и лоскутного шитья;

- оформлять несложное изделие.

Пройдя второй год обучения, дети будут

знать:

- основные виды русского народного и декоративно-прикладного искусства;

- основные законы композиции изделий;

- основные техники выполнения вышивок.

уметь:

- составлять несложный узор для вышивки и лоскутных блоков;

- выполнять технологию кройки деталей из ткани и собирания их в полотно;

- выбирать нужную ткань для вышивки и лоскутного шитья;

- реализовывать свои творческие идеи, проявляя при этом художественный вкус.

В результате третьего года обучения дети будут

знать:

- порядок работы над проектно-исследовательской работой по декоративно-прикладному творчеству;

- методику работы над авторским изделием в технике вышивки и лоскутного шитья

уметь:

-оперировать полученными в процессе обучения знаниями, умениями и навыками;

- самостоятельно разрабатывать и выполнять авторское изделие декоративно-прикладного искусства;

- выполнять проектно-исследовательскую работу по декоративно-прикладному творчеству: реферат, компьютерная презентация, авторское изделие;

Способы проверки результатов обучения имеют текущий и итоговый характер.

На протяжении процесса обучения педагог контролирует эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме, обращая особое внимание на способность детей самим определять сюжеты своих работ, самостоятельно подготовить рефераты и практические работы. Подготовленные работы оцениваются педагогом по соответствию поставленной задаче, технической и эстетической стороне выполнения, а в рефератах – по полноте и самостоятельности раскрытия избранной темы. Формой проверки результатов обучения в первом случае является выставка работ ребят по завершению каждой учебной темы, во втором – выступление с рефератом на конференции по декоративно-прикладному искусству.

///


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Реализация программы даёт обучающимся представление обо всех основных видах вышивки и способах сборки лоскутных деталей разнообразных геометрических форм; формирует умение и навыки детей по их техническому исполнению, а также воспитывает стремление творчески подходить к работе.

В основе методики лежит изучение народных художественных традиций на трех уровнях:

● восприятие – посещение музеев, показ детских работ, народных образцов;

● воспроизведение – дети сами рисуют и выполняют изделия по заданному образцу;

● творчество – выполнение разнообразных текстильных изделий по личному замыслу средствами традиционного декоративно-прикладного искусства.

При этом используются следующие формы работы:

– посещение музея декоративно-прикладного и народного искусства, знакомство с изделиями русских народных умельцев;

– теоретические занятия: в доступной форме дети получают знания об особенностях и видах народного творчества;

– знакомство с материалом на примере лучших образцов, выполненных детьми и составляющих методический и выставочный фонд студии;

– зарисовка образцов в тетради и краткая запись названий швов и терминологии техник лоскутной мозаики;

– практическое выполнение заданий по изучаемой теме;

– пошив и оформление готовых изделий;

– анализ и оценка работы на каждом этапе;

– индивидуальные творческие работы;

– использование различных видов и форм коллективной работы;

–участие в экскурсиях, выставках, экспедициях, мастер-классах, конференциях;

– проведение занятий-праздников, как одно из форм творческого сотрудничества с другими коллективами.

Поскольку в коллективе занимаются дети как младшего, так и старшего возраста, занятие строится соответственно с их возрастными особенностями.

Большое разнообразие видов русских вышивок (по региональным признакам, по их техническому исполнению) различной сложности, позволяет правильно выстроить систему образовательного ряда, учитывая нулевую базу подготовки детей. Поэтому в процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении вышитых изделий, обучающиеся от освоения наиболее простых техник постепенно переходят к более сложным видам и к решению творческих задач.

Независимо от возраста детей выполнение вышивки классических техник швов является единой школой, необходимой для обучающихся в их дальнейшей работе. Поэтому объем знаний и навыков по окончании занятий одинаков; разница заключается в выборе объекта для выполнения и объема работы в нем детьми разного возраста.

Овладение техническим мастерством на начальном этапе не исключает создания возможностей для творческой самореализации детей, многие темы программы посвящены развитию художественных способностей обучающихся, знакомят их с техникой рисования карандашом и красками, цветосочетаниями, с элементами орнаментальных мотивов и основными понятиями композиции.

Для обеспечения нормальных условий работы необходимо светлое помещение, площадь которого должна быть из расчета 2,5 метра на одного ребёнка. Необходимо, чтобы учебное оборудование помещения для занятий включало комплект мебели, материалы, нитки, инструменты и приспособления (иглы, ножницы, наперстки, карандаши, краски, альбомы, миллиметровка, копировальная бумага, калька, пяльцы).

Применение учебно-наглядных пособий занимает большое место в процессе занятий (технологические таблицы, иллюстративный, фото- и видеоматериал, подборка работ, выполненных детьми и составляющих фонд коллектива, изделия народных мастеров).

Заканчивая тему, необходимо провести в неформальной обстановке просмотр и анализ всех выполненных работ в форме мини-выставки.

В целях наиболее успешного усвоения материала и стимулирования творческих способностей, ребятам предлагается самим определить темы, разработать и представить рефераты и практические работы, как формы проектной и учебно-исследовательской деятельности, на городских конференциях по декоративно-прикладному творчеству.

Конференция проводится в конце учебного года и является составляющей реализации комплексной программы МГДД(Ю)Т «Развитие одаренности», определяющей критерии оценки результатов работ обучающихся.

Выставки творческих работ также являются творческим результатом группы или отдельных обучающихся. Творческое лицо коллектива определяется представленными работами по следующим критериям оценки:

​ оригинальность идеи;

​ соответствие работы возрасту ребенка;

​ исполнительское мастерство;

​ использование народных традиций;

​ новаторство и современность.

Проведение выставок и конференций является составляющей осуществляемых во Дворце образовательных технологий различных уровней:

– в рамках реализации собственно данной образовательной программы и программы студии декоративно-прикладного творчества, определяющей ежегодные темы по регионам и областям художественных промыслов и ремесел (например: «Искусство Севера России»; «Промыслы Ивановской области» и т.д.);

– по программе «Наша Земля – наше наследие»;

– по программе «Каникулы»;

– по программе «Социум и дети».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога

1.​ Молотобарова О.С. Учите детей вышивать. – М., 2003.

2.​ Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. – М., 2004.

3.​ Рондели Д.Л. Народное декоративно-прикладное искусство. – М., 1984.

4.​ Симакова И.Л. Традиции русской народной вышивки в художественных промыслах. – М., 2000.

Литература для обучающихся

1.​ Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. – М., 1972.

2.​ Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. – М., 1978.

3.​ Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М., 1975,1988.

4.​ Молотова Л.Н., Соснина Н.Н. Русский народный костюм. Из собрания Государственного музея этнографии народов СССР. – Л., 1984.

5.​ Некрасова М.А. Народное искусство России. – М., 1983.

6.​ Русское лоскутное шитьё. – СПб., 1997.

Категория: Программы по декоративно-прикладному творчеству | Добавил: defaultNick | Теги: лоскутное шитье, вышивка
Просмотров: 2777 | Загрузок: 410 | Рейтинг: 0.0/0