Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы по декоративно-прикладному творчеству |
[ · Скачать удаленно (182 КБ) ] | 08.02.2013, 23:42 |
ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»» «СЕКРЕТЫ КУЛИНАРИИ» Автор – Шамардина Т.Б. Педагог, реализующий программу – Шамардина Т.Б. Направленность – художественно-эстетическая с элементами культурологической. Уровень программы – 2 Цель программы - формирование системы знаний, умений и навыков в области кулинарного искусства посредством изучения и постижения секретов кулинарных традиций народов России. Срок реализации – 1 год Возраст обучающихся – 11-16 лет Количество часов по годам обучения – 144 часа Недельная нагрузка и режим занятий – 4 часа (1 раз в неделю 4 часа). ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Образовательная программа «Секреты кулинарии» разработана на основе многолетнего опыта работы с детьми и подростками и успешной реализации авторской программы «Кулинария» (2000), имеет художественно-эс Программа рассчитана как на обучающихся, успешно закончивших обучение по программе «Кулинария» и имеющих высокую мотивацию к продолжению занятий, так и на вновь пришедших, обладающих определенными знаниями, умениями и навыками в области кулинарии. Концепция программы предполагает на основе изучения культуры питания народов России, приготовления блюд национальных кухонь овладение новыми кулинарными приемами и технологиями. Данная концепция отвечает целям и задачам работы студии ДПТ ЦХО и программы развития художественно-эс Актуальность программы. Важнейшим элементом материальной культуры и основой жизнеобеспечения любого народа является его традиционная система питания. Культура питания складывалась веками, накопленный опыт передавался из поколения в поколение, благодаря чему и сохранились ее этнические особенности: состав и способы приготовления повседневных, праздничных и обрядовых блюд, особенности приема пищи, застольный этикет и многое другое. Составные части традиционного питания, обусловленные природно-географ Ничто не дает возможности так близко соприкоснуться с материальной культурой народа, как национальный стол. У каждого народа тысячелетиями складывался свой жизненный уклад, язык, своя материальная культура. История кухни, обычаи стола – одна из важнейших частей семейного и общественного быта. Понимать и разбираться в его особенностях — едва ли не самый лучший и короткий путь к взаимопониманию между народами. Изучение кулинарных традиций народов России имеет не только научно-познавате Воспитание кулинарной культуры — не только шаг вперед в общем культурном развитии человека. Для граждан нашей многонационально В настоящее время доминирующим является взгляд на кулинарное мастерство как на одну из основ укрепления семьи и в социальном и в здоровьесберегаю Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегаю Цель программы - формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков в области кулинарного искусства посредством изучения и постижения секретов кулинарных традиций народов России. Задачи Обучающие: дать знания о культуре питания народов России, кухне и традициях в области кулинарии; дать знания о технологии приготовления традиционных блюд национальных кухонь; дать знания о технологии осуществления проектно-исследо сформировать представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека. Развивающие: развить познавательный интерес к народному творчеству, национальным кухням и рецептурам; сформировать и развить навыки и умения в приготовлении традиционных блюд кухни народов России; развить эстетические представления и творческие способности в оформлении и подаче блюд с использованием этнокультурного компонента; сформировать познавательно-ис сформировать у подростков правильные вкусовые предпочтения, развить навыки здорового образа жизни. развить стремление к самостоятельной, творческой работе. Воспитательные: воспитать трудолюбие и ответственность за порученное дело; воспитать чувство уважения к культуре своего народа, к культуре и традициям других народов; воспитать культуру общения и поведения в социуме. Отличительные особенности и новизна программы: Данная программа по целевым установкам, структуре и содержанию отличается от наиболее известных программ по кулинарии Ермаковой В.И. (2002), Лебедевой Е.Е. «Берегиня» (2008), Шамардиной Т.Б. «Кулинария» (2000) прежде всего тем, что включает в себя: постижение секретов кулинарного мастерства на основе изучения национальных кулинарных традиций народов России; творческо-продук поисковую деятельность: поиск рецептур традиционных блюд национальных кухонь и анализ возможности приготовления в современных условиях; учебно-исследова Возраст обучающихся. Программа рассчитана на обучающихся 11– 16лет. Учебные группы формируются по способностям из детей, которые завершили обучение по программе «Кулинария», реализуемой в течение 1 года и вновь пришедших, но уже обладающих определенными знаниями, умениями и навыками в области кулинарии, имеющих высокую мотивацию и интерес к обучению. Одновременно в учебной группе могут заниматься не более 10 человек. Это обусловлено, прежде всего, условиями техники безопасности при работе в лаборатории, так как, технологический процесс требует применения разнообразного электрооборудова Срок реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительност Форма и режим занятий Занятия в группе целесообразно проводить один раз в неделю по 4 учебных часа. Как правило, форма занятий предусматривает теоретическую и практические части, то перерыв между ними рекомендуется делать 15 минут, во время практической части занятия перерывы могут быть сокращены по времени или носить индивидуальный характер, что обусловлено спецификой работы – приготовлением того или иного блюда. В процессе обучения используются следующие формы занятий: занятия в учебной лаборатории, выездные занятия на учебные экскурсии. Занятия в учебной лаборатории могут быть тематические, празднично - игровые, итоговые, контрольные, комбинированные (решает несколько учебных задач). В структуре тематического учебного занятия, как правило, выделяются следующие этапы: организационный, проверочный (выявление уровня знаний), основной (изучение новой темы, заполнение инструкционной карты, вводный инструктаж, приготовление блюда, сервировка стола), проверочный, итоговый. Ожидаемые результаты и способы их проверки Пройдя полный курс обучения, дети будут знать: технику безопасности и правила личной гигиены при работе с пищевыми продуктами; основные традиции национальных кухонь народов России; основы технологии приготовления национальных блюд; основы национального этикета; технологию проектно-исследо уметь: готовить блюда по народным рецептурам; сервировать стол и подавать блюда национальной кухни; выполнять и оформлять учебно-исследова организовывать и убирать рабочее место. У обучающихся будут закреплены и получат дальнейшее развитие следующие личностные качества: трудолюбие, коммуникативност креативность, толерантность. Способы проверки результатов обучения Результативность освоения программы в учебной группе выявляется на основании: устных ответов на занятии; во время проведения тематических викторин; обсуждения итогов работы и дегустации приготовленных блюд; выступления с докладом и презентацией по теме проектно-исследо Итоговая аттестация выпускников проводится с целью определения уровня творческих способностей на основе полученных знаний, умений и развития навыков. Традиционными формами итоговой аттестации являются: тестовые задания, конкурсы, соревнования, викторины, кроссворды и т.д. /// Методическое обеспечение программы. Условия реализации программы. Используемый дидактический материал Для успешной реализации программы автором, по каждой теме, разработаны дидактические материалы и имеется обширная библиотека литературы. В качестве дидактических материалов используются: инструкционные карты с перечислением необходимых продуктов и порядком приготовления и подачи приготавливаемог плакаты со схемами по основным темам теоретического курса; разработки занятий по темам; тематические подборки по темам: «Кухня русского Севера», «Архангельские козули», «Кухня Владимирской области», «Особенности и своеобразие кулинарных традиций русского населения Сибири», «В Москве калачи – как огонь горячи», «Традиции Московского чаепития», «Региональные особенности русской кухни. Пряники Воронежской области» и др. книги и журналы по кулинарии, быту и жизни на Руси, здоровому питанию, культуре быта; видео учебно-информаци Материально-техн Занятия учебных групп проводятся в специально оборудованной учебной лаборатории. Лаборатория состоит из двух помещений: класс для теоретических занятий и учебную кухню. Помещение должно отвечать санитарно-гигиен Класс для теоретических занятий рекомендуется располагать в смежном с учебной кухней помещении. Интерьер такого класса может представлять собой гостиную комнату, в которой будет сервироваться стол и проходить дегустация приготовленных блюд. Учебная кухня оборудуется разделочными столами, покрытыми пластиком, подвесными шкафами для хранения посуды и инвентаря, электрическими плитами (2 тена на 1 бригаду и по одному духовому шкафу на 2 бригады), холодильником для хранения скоропортящихся продуктов, посудомоечной и стиральной машиной. Обязательное условие проведения занятий – соблюдение санитарно – гигиенических требований. Выполнение правил личной гигиены, чистоты помещения, рабочих мест, правильной обработки продуктов позволит приготовить доброкачественну Продукты для проведения практических занятий рекомендуется приобретать в комбинате детского питания на средства, заложенные в смете расходов «На учебные цели». Если образовательное учреждение не располагает нужными средствами, то допускается, что дети могут принести продукты из дома. Примерный перечень необходимого для работы инвентаря на каждого обучающегося: доски разделочные для мяса, рыбы, овощей, теста; ножи кухонные; на бригаду (4-5 человек): кастрюли эмалированные или тефлоновые (от 1 до 3 л); миски разных размеров; сковороды; дуршлаг, сито, терка; венчик для сбивания, толкушка, скалка; доска разделочная большая для теста; противни; формы для выпечки торта, куличей, кекса; формы-выемки для печенья и пряников; кондитерский шприц для крема; нож консервный, приспособления для фигурной нарезки овощей; ложки, лопатки, половник из стали и тефлона; чайник для кипячения воды; чайник заварочный, сахарница; подставка под горячее; на группу: мясорубка с различными насадками; кухонный комбайн; миксер; кофемолка; весы; столовая и чайная посуда; столовые приборы; скатерти. Приемы и методы организации образовательного процесса. Содержание программы "Секреты кулинарии" отвечает следующим принципам: возрастное соответствие – используемые формы и методы обучения соответствуют возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков; научная обоснованность и достоверность - процесс обучения строится, опираясь на современные научные знания в области питания; практическая целесообразность - содержание программы отражает актуальные проблемы, связанные с правильным питанием детей и подростков; динамическое развитие и системность - содержание программы, цели и задачи обучения определяются с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей и подростков в результате успешного освоения программы «Кулинария»; культурологическ При реализации программы используются следующие методы: 1) организации и осуществления учебно-познавате словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия и др.) В ходе применения данных методов педагог использует такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного. Такие условия, как: выбор педагогом наиболее рациональной последовательнос наглядные и практические методы. Применяемые в процессе обучения наглядные пособия и технические средства непосредственным образом влияют на усвоение учебного материала. Показ обучающимся иллюстративных пособий (плакатов, таблиц, инструкционных карт, эскизов), демонстрация тематических видеофильмов, а также приемов работы перед выполнением практической работы, повышает продуктивность усвоения учебного материала. Практико-ориенти проблемно поисковые методы. При обучении технологии учебно-исследова метод самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя. Самостоятельная работа обучающихся осуществляется при работе с информационными источниками по предмету, справочной и другой литературой. Методы самостоятельной работы и работы под руководством педагога определяются на основе оценки меры самостоятельност 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавате формирования познавательного интереса. Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у обучаемых, испытывающих определенные затруднения в учебе. Ситуации успеха создаются: а) путем дифференциации помощи в выполнении заданий одной и той же сложности; б) путем поощрения промежуточных действий. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной моральной психологической атмосферы в ходе выполнения учебных заданий. Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется: положительной эмоцией по отношению к деятельности. Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавате устного контроля, письменного контроля, самоконтроля. Для проверки усвоения теоретической части педагог применяет тестовые задания разного рода сложности, викторины, кроссворды, загадки и т. д. Данная программа позволяет более широко использовать современные педагогические технологии, а именно интерактивные подходы. Рекомендуется использовать следующие интерактивные подходы: творческие задания - такие задания содержат элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание (особенно практическое) придает смысл обучению, мотивирует обучающихся. Если обучающиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые, а затем все более сложные задания. работа в малых группах. Работа в малых группах (4-5 человек) дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. использование общественных ресурсов - приглашение специалиста, экскурсии. Структура тематического занятия включает следующие этапы: организационный, проверочный, подготовительный 1 этап – организационный. Задача: подготовить детей к работе на занятии. Организация начала занятия, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания. 2 этап – проверочный. Задача: установить уровень знаний, умений и навыков. Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы. 3 этап – основной. Задача: способствовать усвоению и закреплению новых знаний и способов действий. Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ последовательнос 4 этап – контрольный. Задача: выявить качество и уровень полученных знаний. Выполнение тестовых заданий, различных видов опроса и т.п. 5 этап – итоговый. Задача: дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы. Подведение итогов занятия, поощрение детей за работу на занятии, самооценка детьми своей работы на занятии, информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий. Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием и конкретными задачами. Основанием для выделения этапов служит структура процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация. Этапы учебного занятия могут быть в различной комбинации или вовсе отсутствовать в зависимости от поставленных педагогом целей. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ для обучающихся 1. Ковалев Н.И. Рассказы о русской кухне.- М.: Экономика, 1984. 2. Ковалев Н.И., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи. - М., 1992. 3. Кузнецова М.Е. Украшение блюд. Цветы из овощей. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 4. Поскребышева Г.И. Новейшая кулинарная энциклопедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. 5. Похлебкин В.В. Собрание избранных произведений. Кулинарный словарь. – М., 1996. 6. Похлебкин В.В. Собрание избранных произведений. История важнейших пищевых продуктов. – М.: Центрполиграф, 1996. 7. Похлебкин В.В. Собрание избранных произведений. Национальные кухни наших народов. – М.: Центрполиграф, 1996. 8. Похлебкин В.В. Собрание избранных произведений. Поваренное искусство и поварские приклады. – М.: Центрполиграф, 1996. для педагогов 1. Анохин А.В. Русское застолье. 2-е издание, стереотип. – М.: Колос, 1996. 2. Ермакова В.И. Основы кулинарии. – М.: Просвещение, 2002. 3. Ермакова В.И. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены. – М., 2002. 4. Ковалев Н.И. Кухня народов России. – М.: Экономика, 1993. 5. Лебедева Е.Е. Берегиня (русская кулинария и современная культура питания). //Образовательные программы дополнительного образования детей. Вып. 5. Программы социально-педаго 6. Листова Г.С. Кружок кулинарии и культуры быта. – М.: Просвещение, 1992 7. Ляховская Л.П. Календарь славянской жизни и трапезы. – М.: Издательский дом МСП. 8. Михайлов В.С. Православная кухня. – М.: КУбК-а, 1996. 9. Молоховец Е. Старая кухня России. – Ростов-на-Дону, 1991. 10. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. – Репринтное воспроизведение 1880 г. – М.: Книга Принтшоп, 1989 11. Черемухина Л.А. Северная кухня. – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1992. |
|
|
|
Просмотров: 1569 | Загрузок: 383 | Рейтинг: 5.0/1 |