Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы по декоративно-прикладному творчеству

«С НАДЕЖДОЙ ВСПОМИНАЯ ПРОШЛОЕ…» (роспись по дереву)
[ · Скачать удаленно (237 КБ) ] 08.02.2013, 23:20

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«С НАДЕЖДОЙ ВСПОМИНАЯ ПРОШЛОЕ…» (роспись по дереву)
Автор – Богданова Н.Г. Педагог, реализующий программу – Иванова О.Б.
Уровень программы – 2
Цель программы – обучение традициям русской национальной росписи по дереву, формирование творчески мыслящей личности.
Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся – 7-14 лет.
Количество часов по годам обучения – 144 часа.
Недельная нагрузка и режим занятий – 4 часа (2 раза в неделю по 2 часа).

Ладья-2009 выставка-ярмарка игровой уголок на Дне города


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«…человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью

заново определять свое место в мире, оказывается вне исторической

перспективы способен жить только сегодняшним днем».

Ч.Айтматов

Программа реализуется в Центре художественного образования МГДД(Ю)Т в соответствии с организационно-методологической программой Центра «Наша Земля – наше наследие», имеет художественно-эстетическую направленность.

В последнее время все чаще мы обращается к народному искусству, к памятникам декоративно-прикладного творчества, что связано в первую очередь с непреходящим значением для современников этого живого родника. Истинные произведения искусства со временем не теряют своей художественной ценности, и это подтверждают сохранившиеся образцы народной живописи. Мы отдает дань уважения нашим предкам, создавшим эти изумительные произведения, наполненные спокойствием и простотой. Художественные изделия радуют своей красотой, ведь вещи, сделанные руками народного мастера, вбирают в себя богатейшие традиции орнаментального искусства. К народному орнаменту обращаются профессиональные художники и педагоги. Узор как отражение истории поражает своей глубиной и отточенностью, поэтому необходимо изучать народный орнамент, раскрывать секреты его прочтения молодому поколению, продолжателям прекрасных национальных традиций. Наиболее ярко русский узор проявился в художественной росписи по дереву.

Народное искусство глубоко традиционно и самобытно. Его образы, сюжеты, орнаменты, технические приемы и формы предметов возникли очень давно и сохранились до нашего времени. Это живая преемственность, когда новое поколение усваивает наследие предыдущего, выбирая лишь понятное, вызывающее интерес, побуждающее к творчеству. Для того, чтобы сохранить это наследие, доставшееся нам от старых мастеров, важно копирование, повторение обучающимися как отдельных элементов, так и целых композиций.

В настоящее время в работах многих исследователей доказано, что огромную роль в эстетическом воспитании детей играют произведения народного искусства, поскольку они оказывают благотворное влияние на развитие фантазии, образного мышления и активизацию процесса детского творчества. Родственность мироощущения, отражение его в творчестве народных мастеров поражает декоративностью и красочностью создаваемых ими образов, радует особым чувством ритма, богатством орнамента.

Актуальность данной программы заключается в том, что развитие художественных способностей детей происходит в творческой деятельности, основываясь на традициях народного искусства; она открывает пути познания народного творчества, приобщает к духовным традициям России. Происходит обучение «искусству через искусство», что способствует гармоничному развитию личности в целом.

Программа позволяет освоить все виды кистевой и графической росписи, что представляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся. В этом ее новизна и отличие от других подобных программ (в существующих программах обучение ведется по определенному виду росписи (например, «Городецкая роспись», «Северная роспись» и пр.). В программу входят графические и живописные росписи Русского Севера, среднего Поволжья, узоры «Дымковской игрушки», «Синяя Гжель», русская матрешка. Темы подобраны не случайно. Виды росписи выстроены в такой последовательности, что предыдущая является базой для овладения следующей.

Цель программы - обучение традициям русской национальной росписи по дереву, формирование творчески мыслящей личности.

Задачи:

Обучающие:

- ознакомить обучающихся с традиционными видами росписи по дереву (по регионам России) и их местом в декоративно-прикладном искусстве;

- раскрыть обучающимся значимость народного искусства в сфере современного декоративно-прикладного искусства;

- научить техническим приемам кистевой и графической росписи;

- дать знания, позволяющие реализовать свой творческий потенциал.

Развивающие:

- развивать и поддерживать интерес к народному и декоративно-прикладному искусству;

- способствовать развитию художественного вкуса;

- способствовать развитию творческих способностей;

- развивать интерес к творческому познанию и самовыражению.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к культурному наследию своего народа;

- прививать интерес и любовь к росписи по дереву, как виду художественного творчества;

- содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию ее духовно- нравственных качеств;

Содержание программы дает обучающимся представление обо всех традиционных видах росписи по дереву, формирует умения и навыки технического исполнения росписи, а также воспитывает творческое отношение к работе. Развитие ребенка на занятиях идет через овладение конкретными приемами практической деятельности, т.е. зачатками мастерства, создаются предпосылки для развития в творческом процессе.

Возраст детей. Программа рассчитана на детей от 7 до 14 лет. Количество обучающихся в группе – 10-12 чел.

В этом возрасте дети зачастую в первый раз оказываются в коллективе, что мешает им сосредоточиться на обучении. Они рассеяны, неусидчивы, требуют индивидуального подхода. Здесь важно привлечь к процессу обучения родителей, которые занимаются вместе со своими детьми, помогают решить отдельные задачи, становятся коллегами.

В среднем возрасте очень важна самооценка, отношение к ребенку, как к личности. Он старается оценить свои возможности и способности, рассматривает результат своего труда, как личное достижение. В этом возрасте дети с удовольствием участвуют в исследовательской и проектной деятельности, с удовольствием участвуют в различных выставках, конкурсах, фестивалях. В группе занимаются дети разного возраста, младшие видят работы более высокого уровня исполнения старших, они уже знают к чему надо стремиться и чего они могут достичь, прилежно трудясь над росписью. Взаимопомощь необходима и важна – складывается коллектив единомышленников.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Количество часов в год - 144 часа.

Формы и режим занятий.

При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 4 часа. На втором и третьем году обучения значительно больше внимания уделяется самостоятельной работе детей, прежде всего – проектно-исследовательской деятельности.

Форма работы с детьми предлагается по принципу творческой мастерской. Одновременно могут заниматься дети разного возраста по принципу народной педагогики «от старшего к младшему». Создается комфортная атмосфера для развития личности ребенка: расширяются, углубляются и дополняются базовые знания, дается возможность удовлетворить интерес к познанию народного творчества, проявить и развить индивидуальные способности обучающихся. В мастерской занимаются желающие приобщиться к мастерству росписи по дереву.

Для реализации программы используются следующие формы занятий:

​ теоретические знания: в доступной форме обучающиеся получают знания об особенностях и

видах народного и декоративно-прикладного творчества;

​ практическое выполнение заданий по изучаемой теме;

​ индивидуальная творческая работа;

​ коллективная работа;

​ творческие мастерские и мастер-классы;

​ конференции учебно-исследовательских работ;

​ различные выставки, конкурсы, фестивали;

​ экскурсии в Музей декоративно-прикладного и народного творчества, Музей народного искусства и пр.;

​ экспедиции в центры художественных промыслов: зарисовки природных и архитектурных мотивов, элементов быта и костюма, орнамента и пр.

​ выезды на пленэр: зарисовки природных и архитектурных мотивов;

​ занятия-праздники, как одна из форм творческого сотрудничества между коллективами Студии декоративно-прикладного творчества и Центра художественного образования.

​ 

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам обучения и делятся на три группы: теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы:
По окончании первого года обучающиеся:

- будут знать основы техники безопасности при работе с красками, лаком;

- будут знать основные виды русского народного декоративно-прикладного искусства;

- овладеют основами композиции и цветоведения;

- освоят основные приемы традиционных видов росписи.

Развитие личностных качеств обучающихся:

- терпение, настойчивость, желание добиться хорошего результата;

- умение работать в коллективе;

- культура общения.

В результате второго года обучения будут сформированы и закреплены следующие знания, умения и навыки:

- знание техники безопасности при работе с красками, лаком, шлифовке деревянных поверхностей;

- знание законов композиции и цвета;

- знание обычаев, уклада жизни различных регионов России;

- знание всех видов орнамента; графических и кистевых видов росписи;

- знание символики орнамента различных регионов России;

- умение работать с готовыми эскизами и делать зарисовки и копии с изделий старых мастеров;

- умение рационально организовать свое рабочее место, аккуратно выполнять работу и оформлять готовое изделие;

- умение и навыки ведения проектной и исследовательской деятельности.

У обучающихся будут закреплены и развиты следующие личностные качества:

- отзывчивость, умение помогать друг другу и особенно младшим в процессе работы;

- личная заинтересованность в творческой работе;

- самовыражение через выполнение творческих заданий.

Пройдя полный курс, обучающиеся:

- будут знать основные центры художественных промыслов России;

- будут знать роспись по дереву как вид декоративно-прикладного искусства;

- будут знать историю возникновения и стилистические особенности различных направлений и школ росписи по дереву;

- полностью овладеют технологическим процессом росписи (подготовка изделий, роспись, лакировка);

- овладеют всеми видами и приемами кистевой и графической росписи;

- сумеют правильно подобрать инструменты и материалы для росписи;

- смогут создавать собственные композиции;

- овладеют умением проявлять свою индивидуальность; смогут выработать свой почерк;

-смогут подготовить свои работы для выставки и объективно оценивать.

Проверка результатов обучения имеет текущий и итоговый вид контроля.

На протяжении всего процесса обучения педагог контролирует эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме, обращая особое внимание на способность детей определять сюжеты, композиции своих работ, самостоятельность выполнения рефератов и практических работ.

Подготовительные работы оцениваются педагогом по соответствию поставленной задаче, технической и эстетической стороне выполнения, а в рефератах – по полноте и самостоятельности раскрытия выбранной темы.

Формой проверки результатов обучения в первом случае являются просмотры по завершению каждой темы, во втором – участие в конференции учебно-исследовательских работ по декоративно-прикладному творчеству.

Формы контроля:

-​ выполнение учебно-исследовательской работы по теме года;

-​ участие в выставках и конкурсах (внутренних, городских, региональных; фестивалях).

-​ просмотры по полугодиям, 2 раза в год (декабрь, май).

///


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

При реализации программы используются:

- иллюстративный и фотоматериал по темам года студии (из фонда Студии декоративно-прикладного творчества)

-подборка работ обучающихся по каждой теме программы (из фонда Студии декоративно-прикладного творчества),

-демонстрационный материал по каждому виду росписи.

Учебно-наглядные пособия:

Раздаточный материал «Стадии Городецкой росписи» (таблицы – 12 шт.);

Раздаточный материал «Элементы Мезенской росписи» (таблицы – 10шт.);

Раздаточный материал «Стадии росписи по мотивам Северной Двины» (14 штук);

Методическое пособие «Мезенские узоры» (2 таблицы, изделия);

Методическое пособие «Синие цветы Гжели» (таблицы, деревянные изделия»);

Методическое пособие (Северодвинская школа росписи» (таблицы, деревянные изделия);

Методическое пособие «Московская школа росписи на примере монументальных фресок Московского Кремля 16-18 веков».

Разнообразие форм и приемов традиционных видов росписи по дереву (по региональному признаку, по технике исполнения) различной сложности, позволяет правильно выстроить систему образовательного ряда, учитывая подготовку детей.

За время обучения общая направленность тем не изменяется, но содержание обогащается новыми понятиями, приемами, техниками и формами. Обучение построено по принципу «от простого к сложному», импровизация новых композиций на основе копирования, повтора и варьирования на традиционной основе.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении изделия, обучающиеся постепенно переходят к более сложным приемам росписи и к решению творческих задач. Копирование на начальном этапе обучения не исключает создания возможностей для творческой самореализации обучающихся, многие темы посвящены развитию художественных способностей, знакомят их с основами композиции, цветоведением, с элементами орнамента и т.д. Независимо от возраста выполнение различных видов росписи является единой базой, необходимой обучающимся в их дальнейшей работе. Поэтому разница в объеме полученных знаний и навыков заключается в выборе объема выполнения и объема работы в нем детьми разного возраста.

В пределах одного занятия виды деятельности меняются. Занятию по рисунку предшествует занятие по композиции, занятия живописью сменяются занятиями аппликацией из бумаги, нанесению рисунка предшествует обработка формы (деревянные изделия) и т.д. Это способствует удержанию внимания обучающихся, позволяет избежать переутомления.

В процессе занятий очень важна доброжелательная творческая атмосфера, когда каждый ребенок может высказаться вслух. Доброжелательность, заинтересованность – необходимое условие, которое должно поддерживаться и педагогом, и родителями и детьми разных возрастных групп. Старшие помогают младшим, делятся своим опытом. Необходимо постоянно анализировать выполненные работы, разбирать ошибки и удачи каждого члена коллектива, а на первых порах, может быть и хвалить больше, чем он заслуживает.

Основной метод обучения по данной программе основан на инструктивном подходе к детям, где педагог играет роль консультанта. Влияние родителей, их мнение – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, особенно на первом году обучения. При доброжелательном, уважительном отношении к творчеству ребенка, его личности, занятия приводят к «открытию» его души. В основе методики обучения росписи по дереву лежит изучение народных художественных традиций:

восприятие – всеми возможными средствами организация осознанного восприятия обучающимися учебного материала: посещение музеев, выставок, иллюстративный, наглядный материал, образцы росписи, работы из выставочного фонда студии;

воспроизведениекопирование, повтор, варьирование на традиционной основе;

творчество – создание собственной композиции и непосредственно выполнение изделия.

Материально-техническое обеспечение.

Для обеспечения нормальных условий работы необходимо:

​ светлое проветриваемое помещение, оборудованное столами с горизонтальными крышками, полками для хранения различных материалов и инструментов;

​  деревянные заготовки;

​ гуашевые краски;

​ кисти беличьи и колонковые №№2-5, круглые;

​ карандаши простые; ластик; банки для красок;

​ бумага, лучше в папке;

​ лаки;

​ наждачная бумага;

​ папки для хранения эскизов и раздаточного материала.

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

для педагогов:

1.​ Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. – М.: Изобразительное искусство, 1970.

2.​ Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. - М.: Просвещение, 1979.

3.​ Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. – М.: Просвещение, 1986.

4.​ Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа,1986.

5.​ Богуславская И.Я. Русское народное искусство. – М., 1986.

6.​ Богуславская И.Я. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. - Л., 1991.

7.​ Василенко В.М. Искусство Хохломы. - М., 1959.

8.​ Вишневская В.М. Хохлома.- М.: Просвещение, 1980.

9.​ Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. - М.: Галарт, 1980.

10.​ Жегалова С. Русская народная живопись. - М.: Просвещение, 1984.

11.​ Емельянова Т. Золотые травы России. - Горький: 1973.

12.​ Ермачкова Н.Ф. Композиция в Городецкой росписи //Школа и производство, 1996. №2. - С.12-14.

13.​ Званцев М. Хохломская роспись. - Горький: 1961.

14.​ Круглова О. Народная роспись Северной Двины. - М.: Изобразительное искусство, 1983.

15.​ Логинов В.М. Новь древней Гжели. - М.: Московский рабочий, 1986.

16.​ Маврина Т. Городецкая живопись. - Л.: Лениздат, 1970.

17.​ Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М.: Просвещение, 1983.

18.​ Максимов Ю.В. Городецкие фантазии на тему «Царицыно» //Юн. художник, 1994. - №9.- С. 48-50.

19.​ Махмутова Х.И. Роспись по дереву /Пособие для учителей. - М.: Легкая индустрия, 1967.

20.​ Народное искусство и современная культура. Проблема сохранения и развития традиций /Под ред. М.А.Некрасовой, К.А. Макаровой. - М., 1991.

21.​ Народные мастера. Традиции, школы. /Сб. статей /Под ред. М.А.Некрасовой. – М., 1985.

22.​ Народные художественные промыслы и современная культура: Сб. трудов НИИ ХП/ Под ред. Н.В. Черкасовой. - М.: Просвещение, 1980.

23.​ Рогов А. Черная роза. - М.: Современник, 1986.

24.​ Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. - М.: Молодая гвардия, 1981.

25.​ Светлова Л.П. Азбука орнамента. - М.: ГНОМ и Д, 1985.

26.​ Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. - М.: Владос, 2002.

27.​ Сокольникова Н. Основы композиции. – Обнинск, 1998.

28.​ Творческие проблемы современных народных художественных промыслов / Сост. И.Я. Богуславская. - Л.: Лениздат,1981.

29.​ Фролова Е. Чистый источник. - М.: Молодая гвардия, 1990.

30.​ Шевчук Л. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985.

для обучающихся:

1.​ Званцев М. Хохломская роспись.- Горький, 1961.

2.​ Логинов В., Скольский Ю. Эта звонкая сказка «Гжель».- М.: Изобразительное искусство,1994.

3.​ Народные художественные промыслы/ Под общ. ред. О.С. Поповой. - М.: Легкая промышленность, 1984.

4.​ Овсянников Ю.М. Картины русского быта. Стили, нравы. Этикет.- М.: Просвещение, 2000.

5.​ Основы художественного ремесла/ Под ред. В.А. Барадулина. - М.: Просвещение, 1979.

6.​ Пряник, прялка и птица Сирин / Под ред. С.К. Жегаловой. - М.: Просвещение, 1983.

7.​ Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева. - М.: Просвещение,1987.

8.​ Чуянов С. Городецкие праздники. - Н. Новгород: Арника, 1995.

Категория: Программы по декоративно-прикладному творчеству | Добавил: defaultNick | Теги: роспись по дереву
Просмотров: 2250 | Загрузок: 408 | Рейтинг: 5.0/2