Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы по декоративно-прикладному творчеству

«БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
[ · Скачать удаленно (156 КБ) ] 08.02.2013, 22:57

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
Автор – Селивахина В.А. Педагог, реализующий программу – Селивахина В.А.
Уровень программы – 1
Цель программы – обучение детей основам бисероплетения и развитие способности к творческому самовыражению и самореализации через знакомство с декоративно-прикладным творчеством.
Срок реализации – 1 год. Возраст обучающихся – 8-10 лет.
Количество часов по годам обучения – 144 часа
Недельная нагрузка и режим занятий – 4 часа (2 раза в неделю по 2 часа).


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Настоящая программа разработана на основе личного педагогического и практического опыта и ориентирована на приобщение детей к искусству бисероплетения – старинному виду рукоделия, имевшему в XVIII-XIX в.в. широкое распространение в России, реализуется в соответствии с программой развития художественно-эстетической направленности центра художественного образования МГДД(Ю)Т «Наша Земля – наше наследие», имеет художественно-эстетическую направленность.

История украшений - составная часть истории культуры и истории человечества вообще. Стремление украсить себя, жилище, предметы быта было одним из первых проявлений художественного чувства. Носить украшения люди начали раньше, чем одеваться.

История бисера начинается с того времени, как было изобретено стеклоделие, а случилось это около 4-го тысячелетия до н.э.
По этому поводу существует даже красивая легенда. Финикийские купцы, которые возили соду из Африки, как-то вынуждены были заночевать на песчаном берегу. Развели костер чтобы согреться и приготовить пищу. Так как вокруг камней не было, они решили соорудить очаг из привезенной с ними соды, а утром, разгребая золу, они обнаружили необыкновенный слиток, который был прозрачен и красиво переливался на солнце.
С этого открытия и началась эпоха стеклоделия. Появилась стеклянная посуда и конечно стеклянные украшения. По мере того как совершенствовались технологии, бусинки становились все меньше и меньше по размеру, получившие название «бисер».

Изготовление бисерных изделий было популярно в России, начиная с XVIII века, и охватывало разные социальные слои общества, включая и дворянскую знать. Если проанализировать ассортимент изделий из бисера, то поражает огромное разнообразие бытовых вещей. Среди них разнообразные сумочки, кошельки, бумажники, коробочки, чехольчики, сонетки, столешницы, картины, диванные подушки, трости, трубки, экраны, даже обои Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме. Все эти работы высокого художественного уровня. Только в Историческом музее в Москве коллекция бисерных изделий насчитывает около 2 тысяч единиц хранения. К сожалению, после войн начала ХХ века, сначала мировой, а затем и гражданской, этот вид рукоделия практически перестал развиваться.

Новый подъём интереса к бисероплетению наблюдается в настоящее время. Изделия из бисера вошли в моду, появились специализированные магазины, регулярно проводятся выставки высокохудожественных работ из бисера, издаётся большое количество литературы, как по технике исполнения изделий, так и по истории этого вида рукоделия. Как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства, бисероплетение всегда было и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры. В наши дни сохранилась преемственность обучения детей рукоделию. Это имеет огромное значение и влияние на развитие физических, умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка.

Актуальность программы заключается в том, что она отражает нынешнюю общую тенденцию к возрождению искусства бисероплетения, приобщает детей к русским традициям бисерного рукоделия, осуществляет влияние на формирование художественного вкуса, отвечающее нашим национальным традициям.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью позитивного воздействия на ребенка за счет возможности его творческой самореализации в процессе обучения данному виду рукоделия. Занимаясь по программе, дети не только осваивают старинное ремесло, но и реализуют свой творческий потенциал, погружаясь в данный вид искусства.

Отличительная особенность данной программы от программ Т.В. Вохменцевой «Бисероплетение», используемой во Дворце творчества детей и молодежи «Хорошево»; Селивахиной В.А., представленную ранее автором на 2 года обучения, ставшую в настоящее время невостребованной; заключается в том, что она нацелена не только на обучение азам бисероплетения, но и на достижение ребёнком такого уровня мастерства, который позволяет ему создавать высокохудожественные изделия за 1 год обучения, при этом в процессе обучения не используется трудоёмкая техника, а применяется, в основном, техника «ткачества бисером», вышивка «в прикреп» круга, доступная детям 8-10 лет. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы из отдельных работ обучающихся создать единую выставочную композицию.

Цель программы – обучение детей основам бисероплетения и развитие способности к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с декоративно-прикладным творчеством.

Задачи

Обучающие:

- обучить основам цветоведения, композиции и орнамента;

- научить владеть основными приемами работы с бисером: плетением, низанием, ткачеством, вышивкой;

- научить сочетать бисерную часть работы с различными материалами (кожа, замша, ткань) в готовом изделии.

Развивающие

- развить интерес к декоративно-прикладному и народному искусству России;

- способствовать развитию художественного вкуса и творческой активности детей;

- развить мелкую моторику пальцев рук,

- развить умение доводить начатое до конца.

Воспитательные:

- содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи;

- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, ответственность.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 8-10 лет. В группу набираются все желающие. Для успешной реализации программы целесообразно набирать в группу не более 10- 12 человек.

Формы и режим занятий

Занятия проходят два раза в неделю по 2 часа. Так как работа с бисером достаточно трудоемкий процесс, чтобы сохранить увлеченность ребенка и иметь результат в конце каждого занятия, необходимо заниматься в указанном режиме. Чтобы предотвратить утомляемость детей, осуществляется смена видов деятельности в процессе занятия.

В программе используются следующие формы занятий:

​ беседы,

​ конкурсы,

​ экскурсии.

Программа включает теоретические и практические занятия. Практические занятия включают показ конкретных приемов работы с различными материалами и инструментами. Для этого используется форма творческой мастерской, когда, задав направление созидательного процесса и показав, как использовать выбранные мотивы в процессе изготовления эскиза, обучающийся выполняет работу в материале под контролем педагога.

Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки.

К концу года обучающийся будет

знать:

- инструкцию по технике безопасности при работе с бисерными иглами, ножницами, бисером, клеем, проволокой;

- о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре) в построении декоративного произведения;

- основы цветоведения;

- основы композиции и принципы построения орнамента;

- правила подготовки рисунков для бисероплетения;

- виды и свойства тканей, ниток и других материалов, пригодных для бисероплетения;

- правила работы со станочком для ткачества бисером;

- правила закрепления и наращивания нитей в бисероплетении;

- основные виды бисерных работ и разных техник.

уметь:

-​ правильно и безопасно пользоваться инструментами для бисероплетения;

-​ обрабатывать нить воском;

-​ натягивать нити для плетения на станке;

-​ выбирать цвета;

-​ пользоваться основными законами композиции;

-​ закреплять замочки в изделии;

-​ читать схемы украшений;

-​ выполнять бисерные работы в разных техниках;

- оформлять законченную работу.

- подбирать материал для оформления изделия.

Обучающийся будет владеть навыками:

-​ работы с бисером и бусинами;

-​ пользования инструментами.

В течение учебного года обучающимися разрабатывается коллекция изделий и сувениров. Дети принимают участие в отчётной выставке студии декоративно-прикладного искусства. Программа предусматривает экскурсии в Музей народного искусства, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Дом художника и др.

Механизм оценки получаемых результатов

Изучение теоретических тем и выполнение практических заданий предполагает приобретение знаний по народному и декоративно-прикладному искусству России; формирование навыков в выполнении различных бисерных изделий.

Способами проверки результатов являются контрольные просмотры выполненных работ по окончанию изучения каждой темы, просмотры работ в конце каждого учебного года, а также участие работ в выставках. Текущая проверка результативности усвоения программы осуществляется в процессе выполнения детьми конкретных работ, а так же в форме зачета по пройденным темам.

///


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Условия реализации программы.

Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, хорошее верхнее освещение и дополнительное боковое, наличие необходимых инструментов и материалов.

Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности по всем видам рукоделия, предусмотренным в программе.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ

- помещение (кабинет) не менее 30 кв. м. и подсобное помещение для склада не менее 10 кв. м.;

- столы и стулья не менее 10 шт.;

- шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий;

– коллекция разнообразной литературы по истории бисерного рукоделия, как в России, так и за рубежом, литературы по различным техникам работы с бисером;

- коллекция альбомов, открыток, орнаментов для бисерных работ, ксерокопий, фотографий;

– фото-каталог творческих работ обучающихся;

– методический материал по предлагаемым темам работы;

материалы:

– бисер разных оттенков, стеклярус, бусы, замочки;

– нитки (капроновые, вискозные, тонкие крепкие х/б), иголки для бисера тонкие, иголки для шитья;

– картон, кожа, бархат и др.;

оборудование:

– ножницы, ножи сапожные, брусок для заточки;

– нитковдеватель;

– пяльцы для вышивки (круглые, квадратные);

– клей «Момент», ПВА;

– проволока тонкая;

– предметы для отделки: деревянные коробочки, стаканчики и др.;

– бумага, кисти, краски, линейка металлическая, циркуль;

технические средства обучения:

– диапроектор;

– магнитофон, кассеты;

–​ пробойники;

–​ калейдоскоп;

–​ видеокассеты;

–​ ноутбук.

Дидактические материалы.

- Дидактическая работа «Разработка коллекции декоративных украшений и аксессуаров для современных моделей одежды с использованием декора России XII и XIX вв. (бисер, ткачество, кожа) – таблицы, зарисовки, образцы;

- «Разработка украшений из бисера по теме: «Русский Север» (иллюстрации, зарисовки, образцы);

- «Разработка украшений из бисера по теме «Русский бисер»,

- «Орнаментика современных бытовых изделий из бисера в русском стиле»

(иллюстрации, зарисовки, образцы);

- «Бисер и стеклярус в России (народные изделия из бисера)» - иллюстрации, таблицы, зарисовки;

- «Головные уборы и украшения Юга России» (2006г.)

- Образцы бисера, стекляруса, рубки, нитки,

- работы детей, выполненные ранее,

- тематические подборки журналов, фотографий.

- печатное издание: Селивахина В. А. Бисероплетение. Образовательные программы дополнительного образования детей. Вып. 2. - М.: Изд. МГДД(Ю)Т, 2006.

Приемы и методы работы с детьми.

На занятиях используются различные методы обучения:

- словесные,

- наглядные,

- практические.

Рассказом педагога начинается изучение каждой новой темы, например, об истории и характерных особенностях бисероплетения в старину в городе и деревне. Объяснением сопровождается демонстрация образцов готовых бисерных изделий, орнаментов декоративно-прикладных изделий и др. В связи с тем, что дети разного возраста, обладают разными навыками ручной работы, программа и подача материала выполняется, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося. Для лучшей результативности освоения программы задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого задания к сложному.

Занятие, как правило, имеет следующую структуру:

- рассказ педагога по теме;

- изучение текущего материала;

- просмотр фотографий, иллюстраций, литературы по данной теме;

- выполнение практической части, начиная с зарисовок и схем, и заканчивая работой с бисером;

- просмотр сделанной части работы с обсуждением;

- обсуждение результатов занятия, подведение итогов;

- уборка рабочих мест.

К наглядным методам обучения относится демонстрация на занятиях различных схем и таблиц последовательности выполнения изделий. Кроме того, используется работа по мотивам заданного орнамента или выполнение различных вариантов в цвете одного и того же орнамента. Для выполнения эскиза орнамента в круге используется детская игра - калейдоскоп. Это оживляет занятие и облегчает самостоятельное выполнение орнамента.

Самобытной делает программу такая форма обучения, как сотворчество ученика и педагога. Для этого используется индивидуально-групповая форма занятия и форма творческой мастерской. В индивидуально-групповой форме дети, прослушав рассказ педагога и получив задание, выполняют его каждый по-своему, самостоятельно, на занятии и дома. Как правило, упор делается на творческую работу ребенка.

Содержание программы осваивается поэтапно.

1.На начальном этапе осуществляется плетение цепочек, простейших колье, браслетиков с замочком. Это способствует большей заинтересованности обучающихся в работе, пробуждению творческой активности. Выполнение маленьких изделий из бисера на проволоке по предлагаемым схемам развивает воображение и подготавливает к творчеству на следующем этапе. Цвета на этом этапе дети выбирают и сами, и с помощью педагога. Ознакомившись с цветоведением и орнаментом, осуществляется переход к более серьезному этапу выполнения изделий - к технике «ткачества» и вышивки «в прикреп».

2.На этом этапе, обучающиеся могут выполнять изделия в технике «ткачество», как по готовым схемам и образцам, так и по придуманными ими самими. Техника «ткачество» в бисерных работах наиболее проста в исполнении. Её без труда может выполнить даже 8-летний ребенок. После украшения бисером нескольких плоских предметов: закладки, браслетика, альбома, ободка для волос и др., осуществляется постепенный переход к оплету цилиндрической формы, к примеру, круглой коробочки.

3.Для выполнения объемного предмета цилиндрической формы в технике ткачества бисером необходимо не только представить его в своем воображении, но и рассчитать орнамент, чтобы он выглядел непрерывным. Для этого проводится соответствующий расчет с целью представить, что же получится в итоге. Так развивается воображение. Затем фрагмент выполняется в технике «ткачества» на простом станочке.

4.Вышивка «в прикреп» выполняется на маленьких круглых пяльцах. Вышивается бисерный круг по предварительно нарисованному эскизу, используя калейдоскоп. Это дополнительное игровое действо оживляет процесс обучения и дает пищу творческому воображению.

5.Работа с бисером требует элементарных знаний о цвете и его свойствах, а также о влиянии формы предметов на цветовосприятие. Достаточно знать основы цветоведения, чтобы не допустить грубых ошибок в работе. Если пучок света пропустить через стеклянную призму, то он окажется разложенным на составные части: образуется цветовой спектр. В науке о цветовой гармонии за основу приняли цветовой ряд, состоящий из 7 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового, которые плавно переходят один в другой. Цвета условно распределяются на 2 группы: теплые и холодные.

Великий русский ученый М.В. Ломоносов внес большой вклад в производство бисера, который исследовал теорию цвета и многочисленными опытами по получению цветных стекол для мозаики и даже увековечил бисер в стихах!

Но в чем красуетесь, о сельски нимфы, вы?
Когда, лишаясь цветов, поля у вас бледнеют,
Или снегами вокруг глубокими белеют,
Без оных, чтобы вам в нарядах помогло,
Когда бы бисеру вам не дало стекло?
Или еще на вас в нем больше красота,
Когда любезная в вас светит простота...

При нынешней загруженности детей в школе, огромном информационном потоке, заинтересовать и научить рукоделию довольно сложно. Зачастую приходится начинать с нуля – дети не умеют пользоваться иголкой, мало кто умеет рисовать, а сделать изделие надо быстро и высокопрофессионально. Поэтому упор и делается первоначально на использование простых техник, дающих ребёнку ощутимый результат. Помощь педагога оказывается необходима при последующем переходе к более сложным изделиям.

Для снятия утомляемости при длительной нагрузке во время занятий воспитанникам предлагается несложная гимнастика для глаз (комплекс упражнений по методике профессора Э.С.Аветисова), которая занимает около 3-х минут. Также предлагается игра-упражнение для укрепления зрения и шейного отдела позвоночника под названием «Пишем носом, пишем глазками» по методике профессора Л.И. Латохиной. Упражнения выполняются в два этапа, сидя прямо сначала «прописываются» в пространстве диктуемые педагогом 7-10 слов только глазами, а затем - носом. В конце упражнений обучающиеся, по желанию, выполняют и называют все слова в заданном порядке. В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются замечательные качества личности. С помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг, у них развивается чувство радости от общения друг с другом, большое трудолюбие и терпение, т.к. занятия бисерным рукоделием требуют очень многих усилий от воспитанников. Занимаясь с мелкими предметами (бисером, бусинами и т.п.), дети развивают мелкую психомоторику, а это напрямую влияет на развитие их интеллекта.

СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога

1. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. – М.: Культура и традиции, 1999.

2. Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 1997.

3. Вохменцева Т.В. Бисероплетение. //Программы дополнительного образования. Вып. 2. / 1 электрон. опт. диск (CD ROM). – М.: МГДД(Ю)Т, 2006.

4. Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения. – СПб., 1998.

5. Ефимова Л.В. Русский народный костюм. – М.: Советская Россия, 1989.

6. Канурская Т.А., Маркман Л.А. Бисер. – М.: Профиздат, 2000.

7. Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. – СПб., 1998.

8. Ляукина М. Бисер. – М.: Аст-пресс, 1999.

9. Моисеенко Е., Фалеева В. Бисер и стеклярус в России XVIII-XX века. – Л., 1990.

10. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X-XIII веков. – Л., 1971.

11. Федотова М.В., Валюх Г.М. Цветы из бисера. – М.: Культура и традиции, 2004.

12. Юрова Е.С. Старинные русские изделия из бисера. – М.: Истоки, 1995.

13. Юрова Е. С. Эпоха бисера в России. – М.: Интербук-бизнес, 2003.

Для обучающихся

1.Берлина Н.А. Бисер. Игрушечки. – М.: Культура и традиции, 2003.

2. Гадаева Ю.В. Азбука бисероплетения. – СПб., 1998.

3. Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. Гармония цветов. Начальный курс. – СПб., 1998.

4.Лындина Ю.С. Игрушечки из бисера - М.: Культура и традиции, 2006.

5. Модные фенечки из бисера //Популярное издание. - М.: Внешсигма, 1999.

Категория: Программы по декоративно-прикладному творчеству | Добавил: defaultNick | Теги: бисероплетение
Просмотров: 2681 | Загрузок: 437 | Рейтинг: 5.0/1