Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы отдела музыкально-художественного творчества

«ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ГИТАРЕ»
[ · Скачать удаленно (148 КБ) ] 08.02.2013, 20:51

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ГИТАРЕ»
Автор – Санадзе Э.Ш. Педагог, реализующий программу – Санадзе Э.Ш.
Уровень программы – 2
Цель программы – обучение игре на шестиструнной гитаре и развитие муз. и ладового мышления.
Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся – 7-17 лет.
Количество часов по годам обучения –108 часов (групповые), 36 часов (индивидуальные).
Недельная нагрузка и режим занятий – 3 часа (сводные репетиции ансамбля - 1 раз в неделю 3 ча-са); 1 час (индивидуальные занятия - 2 раза в неделю по 30 мин. или 1 раз в неделю 1 час).

Фотоархив учебных групп гитаристов (педагог Санадзе Э. Ш.)






Пояснительная записка.

Программа дополнительного образования детей «Обучение игре на гитаре» имеет художественно - эстетическую направленность.

Гитара играет существенную роль в жизни активного любителя музыки. Профессиональный подход к организации исполнительских навыков, культура звукоизвлечения и интонирования - постоянная забота педагога на всех этапах обучения.

Гитарист, в своем развитии, должен пройти основные этапы, пройденные гитарой за время ее исторического развития. Такими этапами являются: старая итальянская школа (Джульяни, Каркасси, Карулли и др.), старая испанская школа (Сор и Агуадо) и современная испанская школа (Таррега, Льобет, Сеговия).

Самый ответственный этап в формировании культуры исполнительских навыков игры на гитаре - начальное обучение. В работе с начинающими есть ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать педагогу.

Актуальность и педагогическая целесообразность.

Дети, обучающиеся игре на гитаре - дети разных возрастных категорий, что предполагает различные уровни:

- интеллектуального и психологического контакта педагога с обучающимися;

- в постановке учебных задач;

- различные варианты репертуара.

Важно, чтобы в репертуар обучающихся включались произведения самых разных эпох и стилей - от старинной музыки до современной.

На всех этапах обучения в репертуаре обучающихся должны быть представлены высокохудожественные произведения гитарной классики.

Новизна и отличие данной программы от программы Ларичевой Г.А. «Гитара шестиструнная» для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств) (Детская школа искусств. - М., 1999):

- в репертуаре, подобранном с учетом индивидуальных способностей каждого ребёнка;

- в развитии заинтересованности и мотивации обучающегося;

- в развитии ладового мышления;

- приобщение к ансамблевой игре.

Цели и задачи.

Цель – обучение игре на шестиструнной гитаре и развитие музыкального и ладового мышления.

Задачи:

Обучающие:

- обучить нотной грамоте;

- обучить элементарным знаниям гармонических построений;

- познакомить с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребительными терминами;

- познакомить обучающихся с творчеством выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются в классе гитары;

- познакомить с основами музыкальной литературы.

Развивающие:

- освоить технику игры на гитаре;

- развить музыкальное и ладовое мышление;

- привить навыки работы с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребительными терминами.

- использовать свои знания и навыки самостоятельно;

- развить умения словесно охарактеризовать исполняемые в классе музыкальные произведения;

Воспитательные:

-воспитать музыкальный вкус,

-воспитать интерес и любовь к музыкальному искусству.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – от 7 до 17 лет

Срок реализации программы – 3 года.

Формы и режим проведения занятий. Занятия с обучающимся проводятся в индивидуальной и индивидуально-групповой форме. Каждый ученик занимается по индивидуальному плану.

Количество занятий в неделю – 2 раза по 30 мин. или 1 раз по 1 часу, сводные репетиции ансамбля 1 раз в неделю по 3 часа с двумя 15 минутными перерывами.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Обучающиеся 1-ого года будут знать:

- постановку (положение рук, корпуса, посадка);

- специальные гитарные термины;

- элементарную теорию музыки: начальную нотную грамоту, гаммы До, Соль мажор, Ля минор трех видов в 1-2 октавы в пределах 1-й и 2-й позиций;

- биографии композиторов и специфику исполняемых произведений.

Уметь:

- выполнить упражнения на открытых струнах;

- исполнить этюд с несложной фактурой, простым ритмическим рисунком;

- исполнить 1-2 пьесы различного характера.

Обучающиеся 2-ого года будут знать:

- способы звукоизвлечения (ногтевой и безногтевой);

- элементарную теорию музыки: сложные ритмические рисунки;

- мажорные и минорные гаммы трехоктавные;

- хроматическую гамму в 1-й позиции;

- музыкальные жанры, формы, наиболее употребительные термины;

- основы музыкальной литературы.

Уметь:

- выполнить прием barre (малое и большое);

- исполнить два этюда на аккорды и арпеджио;

- исполнить две пьесы различного характера.

Обучающиеся 3-его года будут знать:

- теорию музыки, строение аккордов;

- понятие позиции «четырехпальцевая-полутоновая» и игра в позиции;

- элементарные гармонические построения;

Уметь:

- использовать открытые струны при смене позиции;

- использовать открытый бас для перехода из позиции в позицию;

- исполнить этюды и пьесы;

- гармонизовать мелодию;

- аккомпанировать, играть соло и в ансамбле.

Формы подведения итогов.

Промежуточные итоги реализации программы подводятся в форме зачетных занятий, а так же в форме классных вечеров в конце каждого учебного года. Наиболее успешно развивающиеся обучающиеся принимают участие в конкурсах, фестивалях, концертах.

Аттестация прохождения содержания программы проходит в форме открытого концерта для детей и родителей с вручением удостоверений, свидетельств и дипломов.

///


Методическое обеспечение программы

Занятия проводятся в основном индивидуально с каждым обучающимся и только при изучении ансамблевой игры на гитаре объединяются в группы.

Репертуар подбирается с учётом индивидуальных особенностей и интересов каждого ребёнка. Например: если ребёнок просит обучить исполнению любимой песни, то педагог пишет аранжировку данной песни и предлагает выучить её на занятии. Данный метод стимулирует обучающегося для более интенсивных занятий.

В развитии ладового мышления педагогом применяется следующий метод: ребёнку предлагается выучить самостоятельно одноголосную тему (популярную, классическую или народную песню) и одновременно предлагается выучить аккомпонимент к этой теме. На занятиях педагог вместе с ребёнком попеременно исполняют это произведение, что способствует развитию ладового мышления у обучающегося и подготавливает его к ансамблевой игре.

Подготовка к ансамблевой игре начинается с 1-го года обучения. Когда обучающийся хорошо выучивает одноголосные мелодии, педагог поддерживает его гармонически. На 2-ом и 3-ем годах обучения обучающиеся играют уже непосредственно с педагогом легкие пьесы, параллельно анализируется гармония и разбираются партии. Анализируется само произведение (построение, форма, особенности и т.д.). На 3-ем году обучения самые одаренные обучающиеся объединятся в ансамбль. Но до отработки самого ансамблевого исполнения происходит большая подготовительная работа с педагогом индивидуально с каждым участником будущего ансамбля , по партиям. После такой подготовки обучающиеся постепенно сводятся в один ансамбль и уже после этого отрабатывается произведение как концертный номер.

Наиболее успешные обучающиеся принимают участие в концертах, фестивалях, конкурсах, праздничных и тематических вечерах соло и в ансамбле. Обучающиеся приглашаются для посещения тематических экскурсий, концертов профессиональных исполнителей, на дипломные концерты выпускников консерватории.

После каждой темы обучающийся демонстрирует педагогу полученные знания и умения и закрепляет отработку изученных приемов путем повторных репетиций до полного одобрения. Итоги подводятся в форме зачетных занятий, а так же в форме концертов.

Дидактические разработки автора:

- Аранжировки мелодий для шестиструнной гитары из кинофильмов: «С лёгким паром», «Три мушкетёра», «Шербургские зонтики» и др.

- Обработки русских народных песен для шестиструнной гитары: «Тонкая рябина», «Коробейники», «Дубинушка» и др.

- Обработки песен советских композиторов для шестиструнной гитары: Шаинского, Гладкого, Крылатов и др.

Список литературы

для обучающихся:

1.​ Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музгиз, 1960.

2.​ Иванова-Крамская Н. М.- Старинная и современная музыка для шестиструнной гитары – М.: Музыка, 1991.

3.​ Кирьянов Н. Искусство игры на классической шестиструнной гитаре,- М., 2006.

4.​ Классическая гитара.- Лейпциг: Петер, 1975.

5.​ Ларичев Е. Хрестоматия гитариста. – М.: Музыка, 1972.

6.​ Наши любимые песни. - М., 2001.

7.​ Песни под гитару. – М.: Муз. пед. литература, 2002.

8.​ Пьесы для шестиструнной гитары. Вып. 5.- М.: Музыка, 1964.

9.​ Хрестоматия гитариста (педагогический репертуар).

10.​ Хрестоматия гитариста (шестиструнная гитара) для 1-2 курсов муз. училищ. Вып. 1.-М.: Музыка, 1964.

11.​ Хрестоматия популярной музыки. – М.: Дом, 2003.

12.​ Яшнев В. Тридцать пьес для шестиструнной гитары.- Ленинград: ГМИ, 1959.

для педагогов:

1.​ Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.,1973.

2.​ Кабалевский Д.В. Как рассказывать детям о музыке? – М., 2005.

3.​ Музыкальное образование в школе.- М., 2001.

4.​ Нечаева О.С. Музы ходят хороводом.- М.,2000.

5.​ Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. – СПб., 2003.

Категория: Программы отдела музыкально-художественного творчества | Добавил: defaultNick | Теги: ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ, НА ГИТАРЕ
Просмотров: 3727 | Загрузок: 466 | Рейтинг: 5.0/5