Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы отдела музыкально-художественного творчества |
[ · Скачать удаленно (148 КБ) ] | 08.02.2013, 20:51 |
ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»» «ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ГИТАРЕ» Автор – Санадзе Э.Ш. Педагог, реализующий программу – Санадзе Э.Ш. Уровень программы – 2 Цель программы – обучение игре на шестиструнной гитаре и развитие муз. и ладового мышления. Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся – 7-17 лет. Количество часов по годам обучения –108 часов (групповые), 36 часов (индивидуальные). Недельная нагрузка и режим занятий – 3 часа (сводные репетиции ансамбля - 1 раз в неделю 3 ча-са); 1 час (индивидуальные занятия - 2 раза в неделю по 30 мин. или 1 раз в неделю 1 час). Фотоархив учебных групп гитаристов (педагог Санадзе Э. Ш.) Пояснительная записка. Программа дополнительного образования детей «Обучение игре на гитаре» имеет художественно - эстетическую направленность. Гитара играет существенную роль в жизни активного любителя музыки. Профессиональный подход к организации исполнительских навыков, культура звукоизвлечения и интонирования - постоянная забота педагога на всех этапах обучения. Гитарист, в своем развитии, должен пройти основные этапы, пройденные гитарой за время ее исторического развития. Такими этапами являются: старая итальянская школа (Джульяни, Каркасси, Карулли и др.), старая испанская школа (Сор и Агуадо) и современная испанская школа (Таррега, Льобет, Сеговия). Самый ответственный этап в формировании культуры исполнительских навыков игры на гитаре - начальное обучение. В работе с начинающими есть ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать педагогу. Актуальность и педагогическая целесообразность Дети, обучающиеся игре на гитаре - дети разных возрастных категорий, что предполагает различные уровни: - интеллектуальног - в постановке учебных задач; - различные варианты репертуара. Важно, чтобы в репертуар обучающихся включались произведения самых разных эпох и стилей - от старинной музыки до современной. На всех этапах обучения в репертуаре обучающихся должны быть представлены высокохудожестве Новизна и отличие данной программы от программы Ларичевой Г.А. «Гитара шестиструнная» для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств) (Детская школа искусств. - М., 1999): - в репертуаре, подобранном с учетом индивидуальных способностей каждого ребёнка; - в развитии заинтересованнос - в развитии ладового мышления; - приобщение к ансамблевой игре. Цели и задачи. Цель – обучение игре на шестиструнной гитаре и развитие музыкального и ладового мышления. Задачи: Обучающие: - обучить нотной грамоте; - обучить элементарным знаниям гармонических построений; - познакомить с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребительными терминами; - познакомить обучающихся с творчеством выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются в классе гитары; - познакомить с основами музыкальной литературы. Развивающие: - освоить технику игры на гитаре; - развить музыкальное и ладовое мышление; - привить навыки работы с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребительными терминами. - использовать свои знания и навыки самостоятельно; - развить умения словесно охарактеризовать исполняемые в классе музыкальные произведения; Воспитательные: -воспитать музыкальный вкус, -воспитать интерес и любовь к музыкальному искусству. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – от 7 до 17 лет Срок реализации программы – 3 года. Формы и режим проведения занятий. Занятия с обучающимся проводятся в индивидуальной и индивидуально-гр Количество занятий в неделю – 2 раза по 30 мин. или 1 раз по 1 часу, сводные репетиции ансамбля 1 раз в неделю по 3 часа с двумя 15 минутными перерывами. Ожидаемые результаты и способы их проверки. Обучающиеся 1-ого года будут знать: - постановку (положение рук, корпуса, посадка); - специальные гитарные термины; - элементарную теорию музыки: начальную нотную грамоту, гаммы До, Соль мажор, Ля минор трех видов в 1-2 октавы в пределах 1-й и 2-й позиций; - биографии композиторов и специфику исполняемых произведений. Уметь: - выполнить упражнения на открытых струнах; - исполнить этюд с несложной фактурой, простым ритмическим рисунком; - исполнить 1-2 пьесы различного характера. Обучающиеся 2-ого года будут знать: - способы звукоизвлечения (ногтевой и безногтевой); - элементарную теорию музыки: сложные ритмические рисунки; - мажорные и минорные гаммы трехоктавные; - хроматическую гамму в 1-й позиции; - музыкальные жанры, формы, наиболее употребительные термины; - основы музыкальной литературы. Уметь: - выполнить прием barre (малое и большое); - исполнить два этюда на аккорды и арпеджио; - исполнить две пьесы различного характера. Обучающиеся 3-его года будут знать: - теорию музыки, строение аккордов; - понятие позиции «четырехпальцева - элементарные гармонические построения; Уметь: - использовать открытые струны при смене позиции; - использовать открытый бас для перехода из позиции в позицию; - исполнить этюды и пьесы; - гармонизовать мелодию; - аккомпанировать, играть соло и в ансамбле. Формы подведения итогов. Промежуточные итоги реализации программы подводятся в форме зачетных занятий, а так же в форме классных вечеров в конце каждого учебного года. Наиболее успешно развивающиеся обучающиеся принимают участие в конкурсах, фестивалях, концертах. Аттестация прохождения содержания программы проходит в форме открытого концерта для детей и родителей с вручением удостоверений, свидетельств и дипломов. /// Методическое обеспечение программы Занятия проводятся в основном индивидуально с каждым обучающимся и только при изучении ансамблевой игры на гитаре объединяются в группы. Репертуар подбирается с учётом индивидуальных особенностей и интересов каждого ребёнка. Например: если ребёнок просит обучить исполнению любимой песни, то педагог пишет аранжировку данной песни и предлагает выучить её на занятии. Данный метод стимулирует обучающегося для более интенсивных занятий. В развитии ладового мышления педагогом применяется следующий метод: ребёнку предлагается выучить самостоятельно одноголосную тему (популярную, классическую или народную песню) и одновременно предлагается выучить аккомпонимент к этой теме. На занятиях педагог вместе с ребёнком попеременно исполняют это произведение, что способствует развитию ладового мышления у обучающегося и подготавливает его к ансамблевой игре. Подготовка к ансамблевой игре начинается с 1-го года обучения. Когда обучающийся хорошо выучивает одноголосные мелодии, педагог поддерживает его гармонически. На 2-ом и 3-ем годах обучения обучающиеся играют уже непосредственно с педагогом легкие пьесы, параллельно анализируется гармония и разбираются партии. Анализируется само произведение (построение, форма, особенности и т.д.). На 3-ем году обучения самые одаренные обучающиеся объединятся в ансамбль. Но до отработки самого ансамблевого исполнения происходит большая подготовительная работа с педагогом индивидуально с каждым участником будущего ансамбля , по партиям. После такой подготовки обучающиеся постепенно сводятся в один ансамбль и уже после этого отрабатывается произведение как концертный номер. Наиболее успешные обучающиеся принимают участие в концертах, фестивалях, конкурсах, праздничных и тематических вечерах соло и в ансамбле. Обучающиеся приглашаются для посещения тематических экскурсий, концертов профессиональных исполнителей, на дипломные концерты выпускников консерватории. После каждой темы обучающийся демонстрирует педагогу полученные знания и умения и закрепляет отработку изученных приемов путем повторных репетиций до полного одобрения. Итоги подводятся в форме зачетных занятий, а так же в форме концертов. Дидактические разработки автора: - Аранжировки мелодий для шестиструнной гитары из кинофильмов: «С лёгким паром», «Три мушкетёра», «Шербургские зонтики» и др. - Обработки русских народных песен для шестиструнной гитары: «Тонкая рябина», «Коробейники», «Дубинушка» и др. - Обработки песен советских композиторов для шестиструнной гитары: Шаинского, Гладкого, Крылатов и др. Список литературы для обучающихся: 1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музгиз, 1960. 2. Иванова-Крамская Н. М.- Старинная и современная музыка для шестиструнной гитары – М.: Музыка, 1991. 3. Кирьянов Н. Искусство игры на классической шестиструнной гитаре,- М., 2006. 4. Классическая гитара.- Лейпциг: Петер, 1975. 5. Ларичев Е. Хрестоматия гитариста. – М.: Музыка, 1972. 6. Наши любимые песни. - М., 2001. 7. Песни под гитару. – М.: Муз. пед. литература, 2002. 8. Пьесы для шестиструнной гитары. Вып. 5.- М.: Музыка, 1964. 9. Хрестоматия гитариста (педагогический репертуар). 10. Хрестоматия гитариста (шестиструнная гитара) для 1-2 курсов муз. училищ. Вып. 1.-М.: Музыка, 1964. 11. Хрестоматия популярной музыки. – М.: Дом, 2003. 12. Яшнев В. Тридцать пьес для шестиструнной гитары.- Ленинград: ГМИ, 1959. для педагогов: 1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.,1973. 2. Кабалевский Д.В. Как рассказывать детям о музыке? – М., 2005. 3. Музыкальное образование в школе.- М., 2001. 4. Нечаева О.С. Музы ходят хороводом.- М.,2000. 5. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. – СПб., 2003. |
|
|
|
Просмотров: 3632 | Загрузок: 439 | Рейтинг: 5.0/4 |