Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы отдела музыкально-художественного творчества

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ»
[ · Скачать удаленно (284 КБ) ] 09.02.2013, 01:26

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Авторы – Блинова Л.Н., Башкина Е.В. Педагог, реализующий программу – Башкина Е.В.
Уровень программы – 1
Цель программы – обучение естественной и выразительной пластичности движений, формирова-ние человека, приобщенного к искусству, физической культуре и здоровому образу жизни средства-ми музыки, игры и движения.
Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся – 6-9 лет.
Кол-во часов по годам обуч. – 36 часов. Нед. нагрузка и режим занятий – 1 час (1 раз 1 час).

Из образовательной программы:

В отличие от программы «Художественное движение» Кулагиной И.Е., занятия по которой проводятся с детьми от 6 до 15 лет, настоящая программа адресована детям от 6 до 9 лет. Программа Кулагиной является одним из необходимых слагаемых музыкального образования детей. Данная программа является необходимым слагаемым комплексного интеллектуального, психофизического и художественного развития детей.

Концептуальной основой программы и отличием ее от хореографических и спортивных программ являются исторические поиски стиля и функциональной телесной выразительности в области движения:

Аналитическая система Франсуа Дельсарта, создавшего научную классификацию движений и их сочетаний, выражающих внутреннее состояние человека. Дельсартианские школы положили начало новой культуре движения.

Идеи Эмиля Жака Далькроза - создателя ритмической гимнастики, который считал, что в основе всего лежит ритм, поэтому необходимо, в первую очередь, развивать ритм, что музыка - идеальный образец организованного движения, она дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением.

Педагогические поиски К.Демени, который взамен аналитичности упражнений ввел их синтез, где одно движение естественным образом вытекало из другого с перетекающей плавностью и непрерывностью.

Идеи А. Дункан, реформатора в области танца. Танцу Дункан свойственны импровизационность, мягкость, пластичность, легкость, пружинность, полетность, темперамент и заразительность.

Теоретические основы физического воспитания П.Ф.Лесгафта, антрополога, психолога и педагога, создателя научной системы физического образования. Основой физического развития Лесгафт считал естественные движения: бег, ходьбу, прыжки, гимнастические упражнения без перенапряжения мышц и не противоречащие мышечной природе, исключал нормативы и спортивные соревнования на занятиях в школе.

Метод и комплекс игровых упражнений преподавателя и создателя художественной гимнастики Л.Н. Алексеевой2, дающие возможность детям испытать художественную радость от активного восприятия искусства на самих занятиях, в самом процессе тренировочных упражнений, объединяющие в себе физкультурный тренаж с эмоциональностью от искусства.

Комплекс физических упражнений - асан Хатка-йоги, в основе которых медленные, постепенные в соответствии с дыхательными циклами растягивания и релаксации.

Сценическое движение и пластическая культура актера. Идеи Вс. Мейерхольда, М. Чехова, А. Румнева, З. Злобина, А. Немеровского, И. Иванова, Е. Шишмаревой, А. Дрознина; актерско-игровой пластический тренинг С. Клубкова.

После обобщения вышеперечисленного определены основные принципы программы:

общедоступность: занятия для всех без отбора;

простота и естественность выполняемых движений, способствующих высвобождению и раскрытию индивидуальных качеств ребенка;

исключение травматизма и насилия над человеческой природой, а также физических и эмоциональных перегрузок;

отказ от выступлений, соревнований, конкурсов, как обязательной формы работы;

погруженность детей во время занятий в стихию игры и творческой работы; в игре ребенок беззаботен, психологически раскован, поэтому способен на полное выражение своей индивидуальности и раскрытие творческого потенциала;

не аналитический, а синтетический метод освоения программного материала, не столько кратность, сколько цельность и игровая занимательность упражнений; качество, полнота и амплитуда выполняемых движений;

освоение учебного материала в системе повторов и постоянном возвращении к уже пройденному, что способствует совершенствованию физических и художественных способностей детей, формированию раскованности, уверенности и свободы;

борьба с адаптацией к движению, когда приятное быстро превращается в безразличное, основана на большом разнообразии упражнений, повторяющих для закрепления навыков одни и те же движения, но в различных игровых комбинациях;

подбор упражнений для каждого занятия, цель которых - гармоническое развитие тела, тренировка всех функциональных систем организма;

особая художественная игровая обработка упражнений; движения дают больший эффект, если они не только мышечные, но так же затрагивают чувства, эмоции ребенка, тело жаждет физической, а душа - эмоциональной нагрузки;

игровая образность большинства упражнений программы, дети, со свойственным им темпераментом и верой, превращаются в жуков, в гусениц, в слонов, в тараканов; ходят цаплями, утками, гномами, толстяками; скачут лошадками, тиграми, сороками и др.;

комплексность образно-игровых музыкальных упражнений, одновременно решающих развивающие, физкультурные и художественные задачи;

музыка в этих упражнениях «не просто ритмо-звуковое добавление к движению, а одно из важных слагаемых комплекса»;

движения в согласии с мелодиями Шопена, Шуберта, Баха, Бетховена, Прокофьева, Скрябина, Черни и других композиторов, помогают детям развивать эмоциональность, духовность, получать эстетическое удовлетворение, начиная понимать различие между музыкой высокой и посредственной;

органическая связь музыки и движения, адекватный перевод языка звуков на язык движений помогают детям вчитываться и следить за музыкальным повествованием всем телесным существом так же внимательно и эмоционально активно, как и при чтении художественной литературы;

«органическое слияние движения и музыки (ритмическая гармония) позволяет превращать упражнения в маленькие произведения искусства, могущие сами по себе давать художественное удовлетворение занимающимся»3.

обязательно живое звучание фортепьяно;

отсутствие станка в классе движения позволяет детям в процессе выполнения упражнений без опоры, распределять мышечную нагрузку, находить равновесие и положение устойчивости тела естественным путем;

художественно-игровой метод преподавания; педагог, ведущий занятия не просто учитель физкультуры или сценического движения, не тренер, добивающийся результатов, а "режиссер острова радости", дирижер оркестра, заражающий своим чувством исполнителей4.

Цель программы: обучение естественной и выразительной пластичности движений, формирование человека, приобщенного к искусству, физической культуре и здоровому образу жизни средствами музыки, игры и движения.

Задачи программы:

Обучающие:

- обучить развивающим играм;

- обучить логике и последовательности движений во всех комплексных игровых музыкальных упражнениях;

- обучить технике выполнения движений;

- обучить технике контроля и распределения мышечной нагрузки.

Развивающие:

- развить физические и художественные способности;

- развить музыкально-мышечную память;

- развить эмоциональность, воображение и фантазию;

- развить музыкальность и ритмичность;

- развить внимание, сообразительность, мышление и речь;

- развить координацию, равновесие и устойчивость;

- развить умение пользоваться «азбукой движений» в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями каждого ребенка;

- развить умение работать в коллективе и подчиняться общим правилам;

- развить умение критически оценивать свою работу и работу своих товарищей;

- корректировать недостатки в положении тела, в осанке и походке ребенка;

- устранять излишнее мышечное напряжение, зажатость и скованность в движениях;

- развить художественный вкус и эстетическое чувство прекрасного;

Воспитательные:

- сформировать этические нормы поведения;

- воспитать организованность и собранность;

- воспитать выдержку, настойчивость и работоспособность;

- воспитать решительность, смелость, инициативность и волю.

Категория: Программы отдела музыкально-художественного творчества | Добавил: defaultNick | Теги: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
Просмотров: 1396 | Загрузок: 368 | Рейтинг: 4.0/3