Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы литературной студии |
[ · Скачать удаленно (234 КБ) ] | 09.02.2013, 01:02 |
ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»» «ЖИВОЕ СЛОВО» Автор – Селиванова Р.Т. Педагоги, реал. программу – Селиванова Р.Т., Ронами Т.Ю., Цыганова О.Н. Уровень программы – 2 Цель программы - обучение сценическому воплощению художественного произведения в звучащем слове, развитие творческого потенциала обучающихся. Срок реализации – 4 года. Возраст обучающихся – 7-10 лет. Количество часов по годам обучения – 72 часа. Недельная нагрузка и режим занятий – 2 часа (1 раз в неделю 2 часа и 2 раза в неделю по 1 часу). ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа реализуется в Центре художественного образования МГДД(Ю)Т в соответствии с организационно-м Программа создана на основе программы «Художественное чтение» (3 года обучения), которая реализовалась в МГДД(Ю)Т с 1998 года, дополнена в 2012 году 4-м годом обучения с учетом возрастных особенностей детей и условий ее реализации. Актуальность и педагогическая целесообразность Литература во все времена служила нравственной и духовной основой общества, источником чистых и высоких побуждений, питающим духовную жизнь людей. Но эти побуждения не появляются спонтанно, нравственные чувства нужно развивать, нравственные убеждения необходимо формировать. Особенно это актуально для подрастающего поколения. Посильную помощь в это благородное дело могут внести занятия с детьми по художественному чтению (развитие культуры речи, знакомство с огромным миром литературы, более глубокое понимание и проникновение в мир ее героев и событий и передача художественных образов в «живом» действенном слове). Эти занятия способствуют приобщению к хорошей литературе, формированию художественного вкуса, расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств, развитию творческого потенциала и, в конечном счете, духовному обогащению личности. В настоящее время существуют программы и учебные пособия, посвященные основным разделам художественного чтения, например: «Речевые уроки» (под общей редакцией Т.А. Ладыженской)1, культура речи (И.П. Козляниновой)2. Каждый автор решает свои задачи в соответствии с поставленной целью. У одних авторов (Н.П. Вербовая, О.М. Головина, В.В. Урнова)3 целью является профессионализац Отличительные особенности программы: - взаимосвязь и подчинение основных разделов программы главному разделу – воплощению художественного произведения в звучащем слове. Искусство художественного чтения - искусство публичное. Чтобы иметь право выступить перед слушателями, необходимо воспитать в себе необходимые качества и иметь определенные умения и навыки, необходимо среди моря литературы выбрать то произведение, которое созвучно исполнителю и актуально для сегодняшнего слушателя, глубоко прочувствовать и понять его, и только тогда донести его мысли и чувства до слушателя. - методика образовательного процесса. У каждого педагога, реализующего подобные программы, содержанием является овладение искусством художественного чтения, но результаты бывают разные, потому что подходы к раскрытию творческого потенциала ребенка у каждого свои. Их порой трудно описать, это зависит от той, иногда неуловимой ниточки, связывающей педагога и ребенка, стиля общения и доверия между ними, терпения в достижении результата, создания психологического комфорта, учета индивидуальных особенностей ребенка, выстраивания для каждого «тропу» успешности. - для данного возраста целесообразно широкое использование методов театрализации, поэтому в программе представлен целый раздел, посвященный азбуке актерского мастерства. Учебные творческие работы могут быть, как индивидуальные, так и коллективные. Цель - обучение сценическому воплощению художественного произведения в звучащем слове, развитие творческого потенциала обучающихся. Задачи: Обучающие: - обучить основам художественного чтения; - обучить технике речи: дикция, дыхание, голос; - обучить разбору литературного произведения; - обучить элементам актерского мастерства. Развивающие: - развить ассоциативное, образное мышление; - развить внимание, фантазию и воображение; - развить художественный вкус; - развить эмоциональную сферу ребенка; Воспитательные: - воспитать коллективизм, уважительное отношение друг к другу; - воспитать ответственность за результат своей работы и коллективных работ; - воспитать и сформировать личностный взгляд на окружающий мир, взаимоотношения людей. Сроки реализации программы и возраст обучающихся Программа рассчитана на 4 года обучения для обучающихся 7-11 лет: 1 год занятий – 7-8 лет. Количество детей в группе – 12 чел. 2-й год – 8-9 лет. Количество детей в группе – 10 чел. 3-й год - 9-10 лет. Количество детей в группе – 10 чел 4-й год - 10-11 лет. Количество детей в группе – 10 чел.
Формы и режим занятий: - теоретические и практические занятия, - конкурсы различного уровня, - творческие показы, - экскурсии в музеи и выставки. Количество часов в год - 72 часа. Занятия проходят по 1 часу - 2 раза в неделю или 2 часа – 1 раз в неделю, в зависимости от загруженности детей в школе. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности К концу I года обучения обучающиеся будут знать: - что входит в понятие «художественное чтение»; - строение речевого аппарата; - что такое «техника речи»; - основные дикционные дыхательные и голосовые упражнения; - элементы актерского мастерства: внимание, воображение; - основные принципы работы над текстом литературного произведения; уметь: - правильно выполнять артикуляционную гимнастику; - выполнять основные дикционные упражнения; - выполнять несколько дыхательных упражнений с помощью педагога; - посылать звуки в соответствии с заданным расстоянием; - объяснять заголовок текста; - определять основную мысль произведения с помощью педагога; - пересказывать текст своими словами с учетом основной мысли; - выражать в чтении свое отношение к событиям и героям произведения; - выбирать соответствующий возрасту репертуар с помощью педагога; - высказывать собственное мнение при разборе событий или поведения героев; К концу 2-го года обучения обучающиеся будут знать: - основные моменты развития жанра художественного чтения; - правила произношения различных звуков и звукосочетаний; - что такое событийный ряд, логический разбор текста, перспектива мысли; - элементы актерского мастерства: предлагаемые обстоятельства и магическое «если бы»; - что такое общение со слушателями и как удержать их внимание. уметь: - проводить артикуляционную гимнастику с группой; - проводить дыхательную гимнастику с помощью педагога; - использовать 3 регистра голоса; - вести рассказ к главному событию; - действовать в предлагаемых обстоятельствах, предложенных педагогом; - определять словесное действие; - рассказывать заданный текст от имени разных героев; - организовывать и проводить коллективную игру или упражнение; - обосновывать самостоятельный выбор репертуара; - грамотно и тактично анализировать чтение товарищей; В конце 3-его года обучения обучающиеся будут знать: - историю развития жанра художественного чтения; - художественные особенности литературного произведения; - правила логического разбора прозаического произведения; - элементы актерского мастерства: оценка факта, общение; - правила орфоэпии; уметь: - самостоятельно готовить артикуляционный и голосовой аппарат к звучанию; - самостоятельно осуществлять выбор художественного произведения и обосновывать свой выбор; - осуществлять разбор художественного произведения: идея, основная мысль, сверхзадача, стилистика автора, художественные особенности произведения, герои и их характеристика, взаимоотношения и поступки, событийный ряд; - воплощать литературное произведение в звучащем слове; - грамотно и тактично проводить разбор чтения товарищей; В конце 4-го года обучения обучающиеся будут знать: - принципы создания литературной композиции; - художественные особенности литературного произведения и стилистику авторов, выбранных для композиции; - правила логического разбора поэтического произведения; - элементы актерского мастерства: художественный образ, речевая характеристику героев; уметь: - составлять сокращенный вариант отрывка из литературного произведения с учетом цели выбора и основной мысли; - самостоятельно осуществлять подбор отрывков из литературных произведений одного или нескольких авторов и обосновывать свой выбор; - придумывать речевую характеристику героев; - воплощать литературную композицию в звучащем слове; - разрабатывать занимательные задания для участников коллектива; Способы проверки результативности Проверка результативности образовательного процесса осуществляется в таких формах как: - самостоятельное проведение упражнений по технике речи с группой; - самостоятельный логический разбор незнакомого текста; - зачет по итогам года (викторина на знание теоретических вопросов); - внутренний конкурс за полугодие; - участие в городских конкурсах; - викторина на знание теоретических и практических вопросов, по результатам которой ставится зачет; - творческий отчет в конце года с индивидуальным и коллективным репертуаром; Оцениваемые параметры результативности реализации программы 1. Культура речи (дикция, дыхание и голос, орфоэпия) 2. Актерское мастерство (органичность и естественность, эмоциональность, артистизм) 3. Воплощение литературного произведения в звучащем слове (донесение основной мысли, словесное действие, общение). Критерии оценки по параметру «Культура речи» Высокий уровень: - дикция: четкое и твердое произношение звуков; - дыхание и голос: использование различных регистров голоса, владение силой и полетностью голоса; - орфоэпия: знание и применение правил орфоэпии при чтении незнакомого текста. Средний уровень: - дикция: недостаточно четкое твердое произношение звуков; - дыхание и голос: использование ограниченного количества регистров голоса, недостаточная сила голоса и его полетность; - орфоэпия: наличие некоторых орфоэпических ошибок при чтении незнакомого текста. Низкий уровень: - дикция: вялое, не четкое произношение звуков; - дыхание и голос: однотонное однообразное владение голосом, слабый посыл голоса, неразвитое дыхание; - орфоэпия: наличие большого количества ошибок при чтении незнакомого текста. Критерии оценки по параметру «Актерское мастерство» Высокий уровень: - органичность и естественность: умеет увлеченно и естественно рассказывать, доносить до слушателя образы и характеры героев, наличие богатой фантазии, умеет вызвать у слушателя яркость видений и событий, дать речевую характеристику героям произведения; - Эмоциональность: умеет эмоционально и заразительно донести до слушателя основную мысль и конфликт произведения, выразить свое яркое отношение к событиям и поведению героев; - артистизм: умеет свободно и естественно держать себя на сцене, быть готовым к импровизации, к яркому и убедительному общению со зрителем, имеет опрятный и соответствующий выбранному репертуару внешний вид. Средний уровень: - органичность и естественность: умеет вести рассказ к главному событию, передавать характеры некоторых героев, выразить к ним свое отношение, частично передавать внутренние видения, умеет дать речевую характеристику хотя бы некоторым героям; - Эмоциональность: недостаточно эмоциональное чтение, не ярко выраженное отношение исполнителя к событиям и героям произведения; - артистизм: недостаточно свободное поведение на сцене, недостаточно хорошо умеет импровизировать, недостаточно убедительное общение со зрителем. Низкий уровень: - органичность и естественность: не умеет увлеченно рассказывать, недостаточно хорошо может передать речевую характеристику героев и отношение к событиям произведения, отсутствие видений и слабое воображение; - Эмоциональность: не эмоциональное, однообразное чтение, отсутствие отношения исполнителя к событиям и героям произведения; - артистизм: недостаточно хорошо умеет увлечь слушателей, скованное поведение на сцене, не соответствующий сценический вид. Критерии оценки по параметру «Воплощение литературного произведения в звучащем слове» Высокий уровень: - донесение основной мысли: яркое и эмоциональное донесение основной мысли автора произведения, выполнение действенных задач, точное определение позиции рассказчика в произведении; - словесное действие: использование при выполнении действенных задач словесного действия; - общение: владение всеми видами общения и воздействия на мысли и чувства слушателя и зрителя. Средний уровень: - донесение основной мысли: недостаточно полное и яркое донесение мысли автора произведения, не четко определена позиция рассказчика в произведении, действенные задачи не прослеживаются; - словесное действие: не целенаправленное словесное действие; - общение: недостаточно хорошее владение видами общения, при чтении исполнителя зритель является пассивным объектом общения. Низкий уровень: - донесение основной мысли: чтении исполнителя не прослеживается основная мысль автора произведения; не определена позиция рассказчика в произведении; - словесное действие: слабо определены действенные задачи и словесное действие; - общение: при чтении со сцены у исполнителя не возникает контакт со зрителем, отсутствие общения. Формы подведения итогов реализации программы В конце обучения проходит аттестация по итогам освоения образовательной программы согласно Положению об аттестации обучающихся учебных групп, объединений и коллективов Дворца с вручением обучающимся сертификата (удостоверения, свидетельства) в форме творческого отчета в виде литературной композиции или учебного спектакля, где каждый обучающийся демонстрирует свой подготовленный репертуар, умение свободно держать себя на сцене и владеть культурой речи. /// МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Используемые дидактические материалы При реализации программы используется дидактический материал, разработанный и подготовленный автором: 1. Методические рекомендации в помощь педагогам, работающим с детьми в лагере по художественному слову. 2. Литературная композиция по произведениям М.Ю. Лермонтова «Люблю Отчизну я …». 3. Литературный материал по темам: «Что за прелесть, эти сказки», «Осенняя карусель», «Моя Вообразилия», «Детский остров», «А вот о том, как в Баснях говорят…». 4. Литературная композиция по произведениям Ю. Друниной «Я родом не из детства – из войны…». 5. Копии записей профессиональных чтецов. Примерная структура занятия: - Упражнения на активизацию внимания; - Словарная, речевая, дыхательная разминка; - Основная тема (теория и практика); - Упражнения. Этюды. Импровизации; - Обсуждения; - Коллективные игры; - Обсуждение занятия и его итоги. Основные принципы образовательного процесса: - создание положительного психологического климата в группе; - работа со всем коллективом и индивидуально; - учет возрастных особенностей детей, их интересов и возможностей; - использование игровых технологий; - принцип постепенного освоения материала от простого к сложному; - создание условий для проявления инициативы и самостоятельност - система постоянного обсуждения работ друг друга, умение слушать и анализировать, адекватно воспринимать критику со стороны детей и педагога. Программа названа «Живое слово», как наиболее понятное для младшего возраста. На первом году обучения необходимо донести до сознания и дать понять, что слово может грустить, смеяться, жалеть, сомневаться, как живое существо. Это ближе эмоциональной природе ребенка. Задача педагога на первом году - разбудить эмоциональную сферу ребенка, чтобы он впоследствии мог откликаться на более тонкие и сложные понятия и жизненные события. В группах второго и третьего годов обучения усложнение работы определяется не расширением программы, не внесением в нее новых разделов, требующих развития каких-либо дополнительных навыков и умений, а естественным повышением требований к разбору литературного произведения и качеству исполнения. Это повышение требований обусловлено усложнением используемого литературного материала, а, главное, возрастом и развитием индивидуальных особенностей каждого из них. По мере обучения педагогу необходимо предоставлять детям больше самостоятельност Занятия по художественному чтению строятся на основе всестороннего, детального анализа литературного произведения и творческого освоения его содержания. В процессе работы над литературным произведением необходимо помочь ребенку в доступной степени усвоить, что автор хотел выразить данным произведением, какие средства для этого использовал и что нужно выявить в чтении; педагог помогает выработать у читающего верное и активное отношение к фактам, явлениям и картинам природы и героям произведения, и что самое важное, воздействовать на слушателя в соответствии с основной мыслью автора и исполнительскими задачами чтеца. Художественное чтение неразрывно связано с актерским мастерством, поэтому в программу введен раздел «Элементы актерского мастерства». Речь, голос даны человеку для выражения мыслей и чувств, воздействия на других людей. Основные качества, которые необходимо развивать на первых порах – это свобода (мышечная, психологическая, интеллектуальная Дети не могут долго концентрировать внимание на каком либо объекте, легко отвлекаются. Поэтому важно научить их быть внимательными, воспроизводить увиденное или услышанное. Для этого существует серия упражнений, которые входят в актерский тренинг. Важно, чтобы упражнения на освобождение мышц, внимание, воображение и другие элементы актерского мастерства выполнялись с целью определенного направленного действия: на предмет, на партнера, на слушателя. Все элементы актерского мастерства имеют действенную природу. Для первого года занятий упражнения по технике речи и актерскому мастерству выполняются на материале фольклорных малых форм (потешки, пословицы, поговорки, скороговорки), что помогает ребенку, не нагружаясь обилием текста, находить действенную основу небольшого по объёму текста, выполнять этюды с выполнением определенных действенных задач, тренировать артикуляцию и дикцию. Для второго и третьего года обучения важным моментом является выбор литературного материала для работы. Это должен быть высокохудожестве При разборе и анализе литературного произведения или отрывка из него, очень важно не загружать ребенка собственными видениями и соображениями, а дать возможность высказываться самому или ставить вопросы, на которые он сам должен найти собственные ответы. Иногда при долговременной работе над произведением, можно заметить ослабление интереса исполнителя к произведению. В таком случае, лучше сделать передышку и дать возможность этой работе «дозреть» и через некоторое время к ней вернуться, чтобы завершить ее на более качественном уровне. Большое значение для результативности работы имеет «попадание» материала в индивидуальность исполнителя. Но иногда с целью максимального раскрытия творческого потенциала ребенка, педагог может предложить исполнителю литературный материал «на преодоление» личностных качеств и свойств характера. При реализации программы используются различные методы: - объяснительно-ил -практико-ориенти - проблемный (при выполнении этюдов на решение определенной задачи); - рефлексивный (любое задание на занятиях подлежит обсуждению и анализу); -групповой (задания даются или всей группе или группа делится на мини группы) - деятельностный (результат обучения зависит от того, насколько активно ребенок включается в творческую деятельность, выполняя самостоятельно этюды, обсуждая работу других членов группы и т.д. Для повышения мотивации, раскрепощения, развития внимания и воображения в учебном процессе используются различные приемы: - привлекательная цель. Ребенку ставится ближайшая, иногда простейшая, задача, которую очень легко решить, и он уверен, что это решение ему по плечу, охотно идет на ее выполнение. Далее задача постепенно усложняется, а у ребенка уже возникло желание решить и эту более сложную задачу. Так педагог ведет ребенка к преодолению себя, своей неуверенности, умению находить решения все более сложных задач. -уметь удивлять, открывать новое в знакомом. Работая с текстом литературного материала, очень часто обучающиеся равнодушно произносят якобы понятные им слова, не вдумываясь в их смысл, не видя за словом образа. Задача педагога – открыть ребенку неожиданный взгляд на якобы понятное слово, раскрыть суть, заставить увидеть что-то новое и неожиданное. Для этого используется следующий прием: - вопросы к тексту. Педагог ставит вопросы ребенку с целью активизации его мыслительной способности, поиска самостоятельных ответов, наиболее оптимальных вариантов решений поставленных задач. Материально-техн - Наличие просторного помещения; - Наличие в комнатах коврового покрытия; - Музыкальный инструмент (пианино); - Звукозаписывающа - Микрофоны; ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР 1. Пословицы, поговорки, потешки, загадки. 1. Русские народные сказки. 1. Сказки народов мира. 1. Крылов И.А. Басни. Кривин Ф. Басни. 1. Лермонтов М. Стихи. 1. Заходер Б. Стихи и сказки. 1. Заболоцкий Н. Стихи. 1. Черный С. Детский остров. 1. Чарская Л. Рассказы для детей. 1. Теффи Н.. Юмористические рассказы. 1. Аверченко А. Юмористические рассказы. 1. Поэзия С. Маршака, Д. Хармса, В. Берестова, А. Барто, Ю. Мориц, К. Чуковского, Г. Сапгира, Г. Остера. 1. Драгунский В. Денискины рассказы. 1. Пивоварова И. Рассказы. 1. Пушкин. Сказки. Стихи. 1. Романовская З.И. Живое слово. 1. Сент-Экзюпери А. Маленький принц. 1. Тютчев Ф.И. Стихи 1. Чехов А.П. Рассказы. 1. Антология русской поэзии «Золотой век». СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М., 1972. 2. Алянский Ю. Азбука театра. - Л., 1998. 3. Артоболевский. Художественное чтение. - М., 1975. 4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. 5. Барро Ж.Л. Размышления о театре. - М., 1963 6. Берхин Н.Б. Особенности детского литературного творчества младших школьников и подростков. - М., 1974. 7. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.,1981. 8. Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. - М., 1977 9. Выготский Л.С. Театральное творчество в школьном возрасте. - М., 1988. 10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1999. 11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. 12. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М.,1980. 13. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства. - М.,1986. 14. Дружинина М.В. Поиграем в слова! Головоломки, шарады, загадки. - М., 1997 15. Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. - М., 1962. 16. Ершов П.М. Технология актерского искусства. - М.,1992. 17. Ершова А.П. Театральные уроки в школе. - М., 1998. 18. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. - М., 1970. 19. Колчеев С., Колчеева Н. Театрализованные игры в школе. - М., 2000. 20. Синицын В.А. Путь к слову. - М., 1996. 21. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. - М., 2001.
1 Речевые уроки / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1994.
2 Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. Сценическая речь. – М.: ГИТИС, 2002.
3 Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. - М., 1977.
4 Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 1998.
5 Цыганова О. Н. Сценическая речь (с учётом особенностей детского голосообразовани
|
|
|
|
Просмотров: 1555 | Загрузок: 319 | Рейтинг: 0.0/0 |