Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы литературной студии

«ЖИВОЕ СЛОВО»
[ · Скачать удаленно (234 КБ) ] 09.02.2013, 01:02

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«ЖИВОЕ СЛОВО»
Автор – Селиванова Р.Т. Педагоги, реал. программу – Селиванова Р.Т., Ронами Т.Ю., Цыганова О.Н.
Уровень программы – 2
Цель программы - обучение сценическому воплощению художественного произведения в звучащем слове, развитие творческого потенциала обучающихся.
Срок реализации – 4 года. Возраст обучающихся – 7-10 лет.
Количество часов по годам обучения – 72 часа.
Недельная нагрузка и режим занятий – 2 часа (1 раз в неделю 2 часа и 2 раза в неделю по 1 часу).


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа реализуется в Центре художественного образования МГДД(Ю)Т в соответствии с организационно-методологической программой Центра «Наша Земля – наше наследие», имеет художественно-эстетическую направленность.

Программа создана на основе программы «Художественное чтение» (3 года обучения), которая реализовалась в МГДД(Ю)Т с 1998 года, дополнена в 2012 году 4-м годом обучения с учетом возрастных особенностей детей и условий ее реализации.

Актуальность и педагогическая целесообразность.

Литература во все времена служила нравственной и духовной основой общества, источником чистых и высоких побуждений, питающим духовную жизнь людей. Но эти побуждения не появляются спонтанно, нравственные чувства нужно развивать, нравственные убеждения необходимо формировать. Особенно это актуально для подрастающего поколения. Посильную помощь в это благородное дело могут внести занятия с детьми по художественному чтению (развитие культуры речи, знакомство с огромным миром литературы, более глубокое понимание и проникновение в мир ее героев и событий и передача художественных образов в «живом» действенном слове). Эти занятия способствуют приобщению к хорошей литературе, формированию художественного вкуса, расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств, развитию творческого потенциала и, в конечном счете, духовному обогащению личности.

В настоящее время существуют программы и учебные пособия, посвященные основным разделам художественного чтения, например: «Речевые уроки» (под общей редакцией Т.А. Ладыженской)1, культура речи (И.П. Козляниновой)2. Каждый автор решает свои задачи в соответствии с поставленной целью. У одних авторов (Н.П. Вербовая, О.М. Головина, В.В. Урнова)3 целью является профессионализация студентов театральных вузов, у других (Н.В. Новоторцева)4 - привлечение внимания учителей и родителей к повышению культуры речи детей. В программе О.Н. Цыгановой «Сценическая речь» (с учетом особенностей детского голосообразования)»5 особое внимание уделяется особенностям развития детского голоса и различия детской и подростковой психологии.

Отличительные особенности программы:

- взаимосвязь и подчинение основных разделов программы главному разделу – воплощению художественного произведения в звучащем слове. Искусство художественного чтения - искусство публичное. Чтобы иметь право выступить перед слушателями, необходимо воспитать в себе необходимые качества и иметь определенные умения и навыки, необходимо среди моря литературы выбрать то произведение, которое созвучно исполнителю и актуально для сегодняшнего слушателя, глубоко прочувствовать и понять его, и только тогда донести его мысли и чувства до слушателя.

- методика образовательного процесса. У каждого педагога, реализующего подобные программы, содержанием является овладение искусством художественного чтения, но результаты бывают разные, потому что подходы к раскрытию творческого потенциала ребенка у каждого свои. Их порой трудно описать, это зависит от той, иногда неуловимой ниточки, связывающей педагога и ребенка, стиля общения и доверия между ними, терпения в достижении результата, создания психологического комфорта, учета индивидуальных особенностей ребенка, выстраивания для каждого «тропу» успешности.

- для данного возраста целесообразно широкое использование методов театрализации, поэтому в программе представлен целый раздел, посвященный азбуке актерского мастерства. Учебные творческие работы могут быть, как индивидуальные, так и коллективные.

Цель - обучение сценическому воплощению художественного произведения в звучащем слове, развитие творческого потенциала обучающихся.

Задачи:

Обучающие:

-​ обучить основам художественного чтения;

-​ обучить технике речи: дикция, дыхание, голос;

-​ обучить разбору литературного произведения;

-​ обучить элементам актерского мастерства.

Развивающие:

-​ развить ассоциативное, образное мышление;

-​ развить внимание, фантазию и воображение;

-​ развить художественный вкус;

-​ развить эмоциональную сферу ребенка;

Воспитательные:

-​ воспитать коллективизм, уважительное отношение друг к другу;

-​ воспитать ответственность за результат своей работы и коллективных работ;

-​ воспитать и сформировать личностный взгляд на окружающий мир, взаимоотношения людей.

Сроки реализации программы и возраст обучающихся

Программа рассчитана на 4 года обучения для обучающихся 7-11 лет:

1 год занятий – 7-8 лет. Количество детей в группе – 12 чел.

2-й год – 8-9 лет. Количество детей в группе – 10 чел.

3-й год - 9-10 лет. Количество детей в группе – 10 чел

4-й год - 10-11 лет. Количество детей в группе – 10 чел.

Формы и режим занятий:

- теоретические и практические занятия,

- конкурсы различного уровня,

- творческие показы,

- экскурсии в музеи и выставки.

Количество часов в год - 72 часа. Занятия проходят по 1 часу - 2 раза в неделю или 2 часа – 1 раз в неделю, в зависимости от загруженности детей в школе.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

К концу I года обучения обучающиеся будут

знать:

- что входит в понятие «художественное чтение»;

-​ строение речевого аппарата;

-​ что такое «техника речи»;

-​ основные дикционные дыхательные и голосовые упражнения;

-​ элементы актерского мастерства: внимание, воображение;

-​ основные принципы работы над текстом литературного произведения;

уметь:

-​ правильно выполнять артикуляционную гимнастику;

-​ выполнять основные дикционные упражнения;

-​ выполнять несколько дыхательных упражнений с помощью педагога;

-​ посылать звуки в соответствии с заданным расстоянием;

-​ объяснять заголовок текста;

-​ определять основную мысль произведения с помощью педагога;

-​ пересказывать текст своими словами с учетом основной мысли;

-​ выражать в чтении свое отношение к событиям и героям произведения;

-​ выбирать соответствующий возрасту репертуар с помощью педагога;

-​  высказывать собственное мнение при разборе событий или поведения героев;

К концу 2-го года обучения обучающиеся будут

знать:

-​ основные моменты развития жанра художественного чтения;

-​ правила произношения различных звуков и звукосочетаний;

-​ что такое событийный ряд, логический разбор текста, перспектива мысли;

-​ элементы актерского мастерства: предлагаемые обстоятельства и магическое «если бы»;

-​ что такое общение со слушателями и как удержать их внимание.

уметь:

-​ проводить артикуляционную гимнастику с группой;

-​ проводить дыхательную гимнастику с помощью педагога;

-​ использовать 3 регистра голоса;

-​ вести рассказ к главному событию;

-​ действовать в предлагаемых обстоятельствах, предложенных педагогом;

-​ определять словесное действие;

-​ рассказывать заданный текст от имени разных героев;

-​ организовывать и проводить коллективную игру или упражнение;

-​ обосновывать самостоятельный выбор репертуара;

-​ грамотно и тактично анализировать чтение товарищей;

В конце 3-его года обучения обучающиеся будут

знать:

-​ историю развития жанра художественного чтения;

-​ художественные особенности литературного произведения;

-​ правила логического разбора прозаического произведения;

-​ элементы актерского мастерства: оценка факта, общение;

-​ правила орфоэпии;

уметь:

-​ самостоятельно готовить артикуляционный и голосовой аппарат к звучанию;

-​ самостоятельно осуществлять выбор художественного произведения и обосновывать свой выбор;

-​ осуществлять разбор художественного произведения: идея, основная мысль, сверхзадача, стилистика автора, художественные особенности произведения, герои и их характеристика, взаимоотношения и поступки, событийный ряд;

-​ воплощать литературное произведение в звучащем слове;

-​ грамотно и тактично проводить разбор чтения товарищей;

В конце 4-го года обучения обучающиеся будут

знать:

-​ принципы создания литературной композиции;

-​ художественные особенности литературного произведения и стилистику авторов, выбранных для композиции;

-​ правила логического разбора поэтического произведения;

-​ элементы актерского мастерства: художественный образ, речевая характеристику героев;

уметь:

- составлять сокращенный вариант отрывка из литературного произведения с

учетом цели выбора и основной мысли;

-​ самостоятельно осуществлять подбор отрывков из литературных произведений одного или нескольких авторов и обосновывать свой выбор;

-​ придумывать речевую характеристику героев;

-​ воплощать литературную композицию в звучащем слове;

-​ разрабатывать занимательные задания для участников коллектива;

Способы проверки результативности.

Проверка результативности образовательного процесса осуществляется в таких формах как:

- самостоятельное проведение упражнений по технике речи с группой;

- самостоятельный логический разбор незнакомого текста;

-​ зачет по итогам года (викторина на знание теоретических вопросов);

-​ внутренний конкурс за полугодие;

-​ участие в городских конкурсах;

-​ викторина на знание теоретических и практических вопросов, по результатам которой ставится зачет;

-​ творческий отчет в конце года с индивидуальным и коллективным репертуаром;

Оцениваемые параметры результативности реализации программы

1.​ Культура речи (дикция, дыхание и голос, орфоэпия)

2.​ Актерское мастерство (органичность и естественность, эмоциональность, артистизм)

3.​  Воплощение литературного произведения в звучащем слове (донесение основной мысли, словесное действие, общение).

Критерии оценки по параметру «Культура речи»

Высокий уровень:

- дикция: четкое и твердое произношение звуков;

- дыхание и голос: использование различных регистров голоса, владение силой и

полетностью голоса;

- орфоэпия: знание и применение правил орфоэпии при чтении незнакомого текста.

Средний уровень:

- дикция: недостаточно четкое твердое произношение звуков;

- дыхание и голос: использование ограниченного количества регистров голоса, недостаточная сила голоса и его полетность;

- орфоэпия: наличие некоторых орфоэпических ошибок при чтении незнакомого текста.

Низкий уровень:

- дикция: вялое, не четкое произношение звуков;

- дыхание и голос: однотонное однообразное владение голосом, слабый посыл голоса, неразвитое дыхание;

- орфоэпия: наличие большого количества ошибок при чтении незнакомого текста.

Критерии оценки по параметру «Актерское мастерство»

Высокий уровень:

- органичность и естественность: умеет увлеченно и естественно рассказывать, доносить до слушателя образы и характеры героев, наличие богатой фантазии, умеет вызвать у слушателя яркость видений и событий, дать речевую характеристику героям произведения;

- Эмоциональность: умеет эмоционально и заразительно донести до слушателя основную мысль и конфликт произведения, выразить свое яркое отношение к событиям и поведению героев;

- артистизм: умеет свободно и естественно держать себя на сцене, быть готовым к импровизации, к яркому и убедительному общению со зрителем, имеет опрятный и соответствующий выбранному репертуару внешний вид.

Средний уровень:

- органичность и естественность: умеет вести рассказ к главному событию, передавать характеры некоторых героев, выразить к ним свое отношение, частично передавать внутренние видения, умеет дать речевую характеристику хотя бы некоторым героям;

- Эмоциональность: недостаточно эмоциональное чтение, не ярко выраженное отношение исполнителя к событиям и героям произведения;

- артистизм: недостаточно свободное поведение на сцене, недостаточно хорошо умеет импровизировать, недостаточно убедительное общение со зрителем.

Низкий уровень:

- органичность и естественность: не умеет увлеченно рассказывать, недостаточно хорошо может передать речевую характеристику героев и отношение к событиям произведения, отсутствие видений и слабое воображение;

- Эмоциональность: не эмоциональное, однообразное чтение, отсутствие отношения исполнителя к событиям и героям произведения;

- артистизм: недостаточно хорошо умеет увлечь слушателей, скованное поведение на сцене, не соответствующий сценический вид.

Критерии оценки по параметру «Воплощение литературного произведения в звучащем слове»

Высокий уровень:

- донесение основной мысли: яркое и эмоциональное донесение основной мысли автора произведения, выполнение действенных задач, точное определение позиции рассказчика в произведении;

- словесное действие: использование при выполнении действенных задач словесного действия;

- общение: владение всеми видами общения и воздействия на мысли и чувства слушателя и зрителя.

Средний уровень:

- донесение основной мысли: недостаточно полное и яркое донесение мысли автора произведения, не четко определена позиция рассказчика в произведении, действенные задачи не прослеживаются;

- словесное действие: не целенаправленное словесное действие;

- общение: недостаточно хорошее владение видами общения, при чтении исполнителя зритель является пассивным объектом общения.

Низкий уровень:

- донесение основной мысли: чтении исполнителя не прослеживается основная мысль автора произведения; не определена позиция рассказчика в произведении;

- словесное действие: слабо определены действенные задачи и словесное действие;

- общение: при чтении со сцены у исполнителя не возникает контакт со зрителем, отсутствие общения.

Формы подведения итогов реализации программы

В конце обучения проходит аттестация по итогам освоения образовательной программы согласно Положению об аттестации обучающихся учебных групп, объединений и коллективов Дворца с вручением обучающимся сертификата (удостоверения, свидетельства) в форме творческого отчета в виде литературной композиции или учебного спектакля, где каждый обучающийся демонстрирует свой подготовленный репертуар, умение свободно держать себя на сцене и владеть культурой речи.

///


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Используемые дидактические материалы

При реализации программы используется дидактический материал, разработанный и подготовленный автором:

1.​ Методические рекомендации в помощь педагогам, работающим с детьми в лагере по художественному слову.

2.​ Литературная композиция по произведениям М.Ю. Лермонтова «Люблю Отчизну я …».

3.​ Литературный материал по темам: «Что за прелесть, эти сказки», «Осенняя карусель», «Моя Вообразилия», «Детский остров», «А вот о том, как в Баснях говорят…».

4.​ Литературная композиция по произведениям Ю. Друниной «Я родом не из детства – из войны…».

5.​ Копии записей профессиональных чтецов.

Примерная структура занятия:

-​ Упражнения на активизацию внимания;

-​ Словарная, речевая, дыхательная разминка;

-​ Основная тема (теория и практика);

-​  Упражнения. Этюды. Импровизации;

-​ Обсуждения;

-​ Коллективные игры;

-​ Обсуждение занятия и его итоги.

Основные принципы образовательного процесса:

-​ создание положительного психологического климата в группе;

-​ работа со всем коллективом и индивидуально;

-​ учет возрастных особенностей детей, их интересов и возможностей;

-​ использование игровых технологий;

-​ принцип постепенного освоения материала от простого к сложному;

-​ создание условий для проявления инициативы и самостоятельности;

-​ система постоянного обсуждения работ друг друга, умение слушать и анализировать, адекватно воспринимать критику со стороны детей и педагога.

Программа названа «Живое слово», как наиболее понятное для младшего возраста. На первом году обучения необходимо донести до сознания и дать понять, что слово может грустить, смеяться, жалеть, сомневаться, как живое существо. Это ближе эмоциональной природе ребенка. Задача педагога на первом году - разбудить эмоциональную сферу ребенка, чтобы он впоследствии мог откликаться на более тонкие и сложные понятия и жизненные события.

В группах второго и третьего годов обучения усложнение работы определяется не расширением программы, не внесением в нее новых разделов, требующих развития каких-либо дополнительных навыков и умений, а естественным повышением требований к разбору литературного произведения и качеству исполнения. Это повышение требований обусловлено усложнением используемого литературного материала, а, главное, возрастом и развитием индивидуальных особенностей каждого из них.

По мере обучения педагогу необходимо предоставлять детям больше самостоятельности, как в выборе репертуара, так и в работе над ним. Усложняется разбор произведений, полнее передаются в исполнении мысли, оттенки чувств, настроений и намерений автора и героев. Развивается способность чувствовать и оценивать художественное своеобразие произведения, мастерство и стилистику автора. Закрепляется и совершенствуется умение слышать и разбирать допущенные в чтении товарищей неточности и ошибки.

Занятия по художественному чтению строятся на основе всестороннего, детального анализа литературного произведения и творческого освоения его содержания. В процессе работы над литературным произведением необходимо помочь ребенку в доступной степени усвоить, что автор хотел выразить данным произведением, какие средства для этого использовал и что нужно выявить в чтении; педагог помогает выработать у читающего верное и активное отношение к фактам, явлениям и картинам природы и героям произведения, и что самое важное, воздействовать на слушателя в соответствии с основной мыслью автора и исполнительскими задачами чтеца.

Художественное чтение неразрывно связано с актерским мастерством, поэтому в программу введен раздел «Элементы актерского мастерства». Речь, голос даны человеку для выражения мыслей и чувств, воздействия на других людей. Основные качества, которые необходимо развивать на первых порах – это свобода (мышечная, психологическая, интеллектуальная), внимание и воображение.

Дети не могут долго концентрировать внимание на каком либо объекте, легко отвлекаются. Поэтому важно научить их быть внимательными, воспроизводить увиденное или услышанное. Для этого существует серия упражнений, которые входят в актерский тренинг. Важно, чтобы упражнения на освобождение мышц, внимание, воображение и другие элементы актерского мастерства выполнялись с целью определенного направленного действия: на предмет, на партнера, на слушателя. Все элементы актерского мастерства имеют действенную природу.

Для первого года занятий упражнения по технике речи и актерскому мастерству выполняются на материале фольклорных малых форм (потешки, пословицы, поговорки, скороговорки), что помогает ребенку, не нагружаясь обилием текста, находить действенную основу небольшого по объёму текста, выполнять этюды с выполнением определенных действенных задач, тренировать артикуляцию и дикцию.

Для второго и третьего года обучения важным моментом является выбор литературного материала для работы. Это должен быть высокохудожественный литературный материал. Он должен быть интересен исполнителю, доступен для понимания и воплощения, актуален для сегодняшнего слушателя. С этих позиций обучающийся на группе защищает свой выбор, что способствует большей мотивации в творчестве, ответственности за результативность в работе.

При разборе и анализе литературного произведения или отрывка из него, очень важно не загружать ребенка собственными видениями и соображениями, а дать возможность высказываться самому или ставить вопросы, на которые он сам должен найти собственные ответы.

Иногда при долговременной работе над произведением, можно заметить ослабление интереса исполнителя к произведению. В таком случае, лучше сделать передышку и дать возможность этой работе «дозреть» и через некоторое время к ней вернуться, чтобы завершить ее на более качественном уровне. Большое значение для результативности работы имеет «попадание» материала в индивидуальность исполнителя.

Но иногда с целью максимального раскрытия творческого потенциала ребенка, педагог может предложить исполнителю литературный материал «на преодоление» личностных качеств и свойств характера.

При реализации программы используются различные методы:

- объяснительно-иллюстративный (при прохождении новой темы);

-практико-ориентированный (любое задание выполняется ребенком на сценической площадке с одним или с группой ребят);

- проблемный (при выполнении этюдов на решение определенной задачи);

- рефлексивный (любое задание на занятиях подлежит обсуждению и анализу);

-групповой (задания даются или всей группе или группа делится на мини группы)

- деятельностный (результат обучения зависит от того, насколько активно ребенок включается в творческую деятельность, выполняя самостоятельно этюды, обсуждая работу других членов группы и т.д.

Для повышения мотивации, раскрепощения, развития внимания и воображения в учебном процессе используются различные приемы:

- привлекательная цель. Ребенку ставится ближайшая, иногда простейшая, задача, которую очень легко решить, и он уверен, что это решение ему по плечу, охотно идет на ее выполнение. Далее задача постепенно усложняется, а у ребенка уже возникло желание решить и эту более сложную задачу. Так педагог ведет ребенка к преодолению себя, своей неуверенности, умению находить решения все более сложных задач.

-уметь удивлять, открывать новое в знакомом. Работая с текстом литературного материала, очень часто обучающиеся равнодушно произносят якобы понятные им слова, не вдумываясь в их смысл, не видя за словом образа. Задача педагога – открыть ребенку неожиданный взгляд на якобы понятное слово, раскрыть суть, заставить увидеть что-то новое и неожиданное. Для этого используется следующий прием:

- вопросы к тексту. Педагог ставит вопросы ребенку с целью активизации его мыслительной способности, поиска самостоятельных ответов, наиболее оптимальных вариантов решений поставленных задач.

Материально-техническое обеспечение

-​ Наличие просторного помещения;

-​ Наличие в комнатах коврового покрытия;

-​ Музыкальный инструмент (пианино);

-​ Звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура;

-​ Микрофоны;

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР

1.​ Пословицы, поговорки, потешки, загадки.

1.​ Русские народные сказки.

1.​ Сказки народов мира.

1.​ Крылов И.А. Басни. Кривин Ф. Басни.

1.​ Лермонтов М. Стихи.

1.​ Заходер Б. Стихи и сказки.

1.​ Заболоцкий Н. Стихи.

1.​ Черный С. Детский остров.

1.​  Чарская Л. Рассказы для детей.

1.​ Теффи Н.. Юмористические рассказы.

1.​ Аверченко А. Юмористические рассказы.

1.​ Поэзия С. Маршака, Д. Хармса, В. Берестова, А. Барто, Ю. Мориц, К. Чуковского, Г. Сапгира, Г. Остера.

1.​ Драгунский В. Денискины рассказы.

1.​ Пивоварова И. Рассказы.

1.​ Пушкин. Сказки. Стихи.

1.​ Романовская З.И. Живое слово.

1.​ Сент-Экзюпери А. Маленький принц.

1.​ Тютчев Ф.И. Стихи

1.​ Чехов А.П. Рассказы.

1.​ Антология русской поэзии «Золотой век».

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.​ Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М., 1972.

2.​ Алянский Ю. Азбука театра. - Л., 1998.

3.​ Артоболевский. Художественное чтение. - М., 1975.

4.​ Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

5.​ Барро Ж.Л. Размышления о театре. - М., 1963

6.​ Берхин Н.Б. Особенности детского литературного творчества младших школьников и подростков. - М., 1974.

7.​ Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.,1981.

8.​ Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. - М., 1977

9.​ Выготский Л.С. Театральное творчество в школьном возрасте. - М., 1988.

10.​ Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1999.

11.​ Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.

12.​ Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М.,1980.

13.​ Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства. - М.,1986.

14.​ Дружинина М.В. Поиграем в слова! Головоломки, шарады, загадки. - М., 1997

15.​ Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. - М., 1962.

16.​ Ершов П.М. Технология актерского искусства. - М.,1992.

17.​ Ершова А.П. Театральные уроки в школе. - М., 1998.

18.​ Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. - М., 1970.

19.​ Колчеев С., Колчеева Н. Театрализованные игры в школе. - М., 2000.

20.​ Синицын В.А. Путь к слову. - М., 1996.

21.​ Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. - М., 2001.

1 Речевые уроки / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1994.
2 Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. Сценическая речь. – М.: ГИТИС, 2002.
3 Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. - М., 1977.
4 Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 1998.
5 Цыганова О. Н. Сценическая речь (с учётом особенностей детского голосообразования) // Образовательные программы дополнительного образования детей: К 70-летию Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества. Вып. 2. – М.: МАКС Пресс, 2006. – С. 121-141.
Категория: Программы литературной студии | Добавил: defaultNick | Теги: «ЖИВОЕ СЛОВО»
Просмотров: 1555 | Загрузок: 319 | Рейтинг: 0.0/0