Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы литературной студии |
[ · Скачать удаленно (132 КБ) ] | 09.02.2013, 01:13 |
ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»» «ТВОРЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ» Автор – Цыганова О.Н. Педагог, реализующий программу – Цыганова О.Н. Уровень программы – 2 Цель программы – обучение воплощению художественного произведения в звучащем слове с применением интерактивных технологий, формирование сознательного и эмоционального отношения к слову как одному и важнейших средств речевой деятельности; развитие творческих способностей с помощью художественного чтения классической литературы. Срок реализации – 1 год. Возраст обучающихся – 11-18 лет. Количество часов по годам обучения – 216 часов Недельная нагрузка и режим занятий – 6 часов (2 раза в неделю по 3 часа). Пояснительная записка Программа реализуется в Центре художественного образования МГДД(Ю)Т в соответствии с организационно-м Актуальность, педагогическая целесообразность программы Современная статистика показывает, что в России более 30% населения не читает никакой литературы. Как никогда актуален вопрос приобщения современного поколения к чтению. Необходимо научить школьников отыскивать авторские идеи и ответы на волнующие вопросы в произведениях классиков, помочь обучающимся интеллектуально и духовно развиваться. Изучение произведений русской и зарубежной классической литературы, знакомство с жизнью и творчеством авторов, изучение разделов литературоведени Программа предполагает овладение обучающимися техникой речи, искусством художественного чтения, навыками подготовки презентаций, рефератов и визуализации произведений классической литературы. Особенностями программы являются: - использование компьютерных технологий в обучении творческому чтению; - творческий подход к изучению творчества писателей и поэтов и анализу авторского текста; - индивидуальный подход в работе над речевыми недостатками обучающихся; - применение системы подготовки рефератов при освоении классической литературы; - углубленная работа обучающихся с авторским прозаическим и стихотворным текстом. - программа реализуется совместно с концертмейстером 1) «Голосоведение» 2) «Темпо-ритм речи» 3) «Речевой хор» 4) «Мелодекламация» Срок реализации: 1 год Количество учебных часов в год: 216 часов Возраст обучающихся: 11-18 лет. Количество детей в группе: 12 человек.
Формы и режим занятий. Занятия 2 раза в неделю по 3 часа. Обучение проходит в форме занятий, состоящих из теоретической части, выполнения практических заданий, обсуждения и показа домашнего задания Занятия проходят в форме речевых тренингов, чтения и разбора авторских текстов, репетиций чтецких номеров и композиций, исполнительских вечеров, концертов и т.п. Необходимость в индивидуально-гр - индивидуальным подходом в работе с обучающимися над речевыми недостатками; - подготовкой чтецкой программы; - для создания видеоряда к изучаемому произведению; - для подготовки презентаций и рефератов; - для консультаций и подготовки рефератов по выбранной теме. Цель - обучение воплощению художественного произведения в звучащем слове с применением интерактивных технологий, формирование сознательного и эмоционального отношения к слову как одному и важнейших средств речевой деятельности; развитие творческих способностей с помощью художественного чтения классической литературы. Задачи: Обучающие: - обучить технике речи; - обучить приёмам действенного анализа текста, вскрытия авторской мысли и понимания авторского стиля; - обучить особенностям работы со стихотворным текстом; - обучить правилам логического чтения; - обучить правилам написания реферата на выбранную тему; - обучить приемам построения видеоряда. Развивающие: - сформировать речевое дыхание; - развить природные речевые и голосовые данные с учётом мутационного периода; - сформировать потребность в овладении дикционным мастерством, нормами произношения; - развить навыки словесного действия, логику речи и интонирование; - развить специальные способности: чувство ритма, фонационное дыхание, интонационную и невербальную выразительность речи; - сформировать навыки работы с авторским прозаическим и стихотворным текстом; - сформировать навыки чтения, понимания и запоминания текста; - сформировать навык работы с компьютером для создания видеоряда и презентации к произведениям классической литературы. - стимулировать и поощрять самостоятельност Воспитательные: - воспитать стремление к дикционной, орфоэпической и интонационно-мел - воспитать вдумчивое и бережное отношение к классической литературе; - воспитать ответственность за результат своей работы; - воспитать стремление к сотрудничеству, сопереживанию, эмпатии. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности В конце обучения обучающиеся будут знать: - приёмы действенного анализа текста, вскрытия авторской мысли и понимания авторского стиля; - особенности работы со стихотворным текстом; - правила логического чтения; - тренинг по технике речи; - приёмы работы с художественным текстом. уметь: - подготовить самостоятельно артикуляционный и голосовой аппарат к звучанию; - осуществлять разбор художественного произведения; - придумать речевую характеристику героев; - воплотить литературное произведение в звучащем слове; - создать видеоряд к выбранному произведению; - подготовить реферат по заданной теме и презентацию по нему; Для текущего контроля, позволяющего судить об эффективности освоения поставленных задач, используются, вопросы и задания, предлагаемые к каждому из разделов, выполняя которые обучающиеся демонстрируют свой уровень освоения программы. /// Методическое обеспечение. Для реализации программы используется: Дидактический материал, разработанный автором: Орфоэпические карточки по разделу «Ударение». Билеты для проверки знаний по орфоэпии. Упражнения артикуляционной гимнастики. Тесты для проверки знаний стихосложения. Дидактические материалы других авторов: - дикционные упражнения, скороговорки, многоговорки, художественные тексты1 - упражнения для развития голоса2 - упражнения и задания по технике речи3 - правила орфоэпии4 - методика формирования и развития устной речи5 Программа делится на разделы. Каждый раздел требует особого подхода. «Работа над текстом» предполагает четкое освоение процесса работы над выбранным произведением: 1. Идейно-художеств 2. Определить тему и идею (главную мысль) произведения; 3. Анализ композиционного построения произведения; 4. Определить авторский стиль; 5. Интонационно-лог 6. Определить, какую реакцию хотим получить от слушателя; 7. Создать киноленту видения; 8. Создать образ рассказчика. 9. Общение с публикой. В то же время необходимо, что бы обучающиеся овладели словесным действием, особенностями работы со стихотворными произведениями, орфоэпией и правилами логического чтения. «Речевой хор» предполагает: 1. Отбор голосов: дети с высокими голосами – это первые голоса в хоре; те, у кого низкий, составят третий голос, а группу вторых составят те, у кого обычный голос – не высокий и не басовитый. 2. Работу над голосами в группе: отдельно с каждой группой голосов, добиваясь звучания абсолютного унисона. 3. Аранжировку композиции или произведения. 4. Работу над манерой чтения. 5. Аккомпанемент в речевом хоре. «Мелодекламация»: Чтение и музыка. Чтение - прежде всего поэзия (отличая ее от прозы, - хотя "Москва-Петушки" - а уж тем более "Мертвые души" - поэмы). Музыка - не аккомпанемент, но в диалоге со стихами, в полифонии. Это может быть импровизация композитора, может быть заранее и специально написанная музыка, может быть "на подборе". Безусловно, и музыка звучит без стиха, и стих звучит без музыки, но - ни музыка, ни стих не несут ни малейшей подчиненности друг другу. Организация учебно-воспитате Условия реализации программы Для реализации программы необходимо: - просторный, хорошо проветриваемый класс, пианино, стулья; - словари, справочная и художественная литература. - художественные альбомы, наборы открыток, репродукции, фотоматериалы. - видеопроектор, экран, ноутбук и стационарный компьютер - интернет, web- камера, микрофон; - магнитофон с mp3.
Программу реализуют педагог, ведущий занятия, и концертмейстер.
СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ для педагогов: 1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984. 2. Аксенов В.И. Искусство художественного слова. – М., 1962. 3. Артобалевский Г.В. Художественное чтение. – М., 1978. 4. Бахтин М.М. Человек в мире слова. – М., 1995. 5. Бруссер А.М. Основы дикции. – М., 2003. 6. Булатова Л.Н., Касатникн Л.Л., Строганова Т.Ю. О русских говорах. – М., 1975. 7. Бутенко Э.В. Имитационная теория сценического перевоплощения. – М., 2004. 8. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М., 2001. 9. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов н/Д., 1998. 10. Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. – М., 1964. 11. Винокур Г.О. Русское сценическое произношение. – М., 1997. 12. Волкова Т.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985. 13. Волков-Давыдов С. Д., Краткое руководство по мелодекламации (первый опыт), М., 1903; 14. Волконский С. Искусство и жест. Художественный облик. – СПб., 1912. 15. Волконский С. Человек на сцене. – СПб., 1912. 16. Волконский С. Выразительное слово. Выразительный человек. – СПб., 1913 17. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М., 2003. 18. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. – М., 1999. 19. Германова М.Г. Книга для чтецов. – М., 1964. 20. Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М.-Л., 1967. 21. Глумов А. Н. О музыкальности речевой интонации // Вопросы музыкознания, вып. 2.- М., 1956. – С. 101-115. 22. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988. 23. Гринер В.А. Ритм в искусстве актёра. – М., 1966. 24. Гротовский Е. От бедного театра к искусству-провод 25. Далецкий Ч.Б. Практикум по риторике. – М., 1995. 26. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1978. 27. Далькроз Э.Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6-я лекция. – СПб., 1922. 28. Дениссон П., Дениссон Т. Гимнастика ума. Простые упражнения для раскрытия умственных возможностей. – М., 1993. 29. Емельянов В.В. Развитие голоса. – СПб. - М.-Краснодар, 2003. 30. Ермолаев В.Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В.П. Руководство по фониатрии. – М., 1970. 31. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982. 32. Журавлёв Д.Н Беседы об искусстве чтеца. – М., 1977. 33. Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М., 1974. 34. Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра. – М., 1978. 35. Калинин А.В. Культура русского слова. – М., 1984. 36. Калинина Н.И. Логично мыслить – логично говорить. – М., 2003. 37. Касаткин Л.Л. Русские диалекты и языковая политика // Русская речь. – 1993. –№ 2. – С.37 – 42. 38. Кнебель М.О. Слово в творчестве актёра. – М., 1970. 39. Козлянинова И.П. Сценическая речь. – М., 1976. 40. Козлянинова И.П. Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. – Екатеринбург, 1992. 41. Колесов В.В. Русская речь. Вчера, сегодня, завтра. – СПб., 1998. 42. Кочарян С.А. В поисках живого слова. – М., 1979. 43. Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. – М., 1989. 44. Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. – М., 1967. 45. Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира. – М., 1981. 46. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М., 1978. 47. Малахов Г.П. Современные дыхательные методики. – Донецк, 2003. 48. Мокиенко В.М. В глубь поговорки. – М., 1975. 49. Морозов В.П. Детский голос. – М., 1970. 50. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М., 2003. 51. Оссовская М.П. Орфоэпия. – М., 1998. 52. Оссовская М.П. Русские диалекты. – М., 2000. 53. Оссовская М.П. Московский говор. – М., 2003. 54. Петрова А.Н. Сценическая речь. – М., 1981. 55. Проблемы сценической речи. – Л.-М., 1968. 56. Промптова И.Ю. Диалектное и акцентное произношение как выразительное речевое средство драматического актёра. – М., 1972. 57. Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. – М., 1968. 58. Савкова З.В. Энергия живого слова. – СПб., 1991. 59. Савкова З.В. Техника звучащего слова. – СПб., 1997. 60. Савкова З.В. Искусство оратора. – СПб., 2003. 61. Саричева Е.Ф. Сценическая речь. – М., 1955. 62. Саричева Е.Ф. Работа над словом. – М., 1956. 63. Саричева Е.Ф. Сценическое слово. – М., 1963. 64. Смоленский Я.М. Гармония и алгебра стиха. – М., 1996. 65. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. Т. 3. – М., 1954. 66. Строганова Т.Ю. Говоры русского языка. Книга о русском языке. – М., 1969. 67. Сценическая речь. – М., 1995. 68. Ушаков Д.Н. Русский язык. – М., 1995. 69. Ушакова В.А. Орфоэпия. – М., 1976. 70. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1951. 71. Хватцев М.Е. Недостатки речи у школьников. – М., 1958. 72. Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребёнка. – М., 1991. 73. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., 1996. 74. Чарели Э.М. Как работать над дикцией и голосом актёру. – Иркутск, 1969. 75. Чарели Э.М. Подготовка речевого аппарата к звучанию. – М., 1976. 76. Чехов М. Воспоминания. Письма. Литературное наследие. В 2 т. – М., 1986. 77. Чехов М. Об искусстве актёра. – М., 1999. 78. Чистякова М. Психогимнастика. – М., 1990. 79. Шварц А.И. В лаборатории чтеца. – М., 1968. для обучающихся: 1. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. – М., 1999. 2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1978. 3. Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М., 1974. 4. Козлянинова И.П. Сценическая речь. – М., 1976. 5. Оссовская М.П. Московский говор. – М., 2003. 6. Савкова З.В. Искусство оратора. – СПб., 2003. 7. Сценическая речь. – М., 1995. 8. Чарели Э.М. Подготовка речевого аппарата к звучанию. – М., 1976. для родителей: 1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984 2. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М., 2003. 3. Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. – М., 1989. 4. Малахов Г.П. Современные дыхательные методики. – Донецк, 2003. 5. Оссовская М.П. Орфоэпия. – М., 1998.
1 Бруссер А.М. Основы дикции. – М., 2003.
2 Бутенко Э.В. Тренинги Гротовского. – М., 2000.
3 Савкова З.В. Техника звучащего слова. – СПб., 1997.
4 Оссовская М.П. Московский говор. – М., 2003.
5 Микшина Е.П., Горбунова Н.В., Мамедова Е.Ю. Методика формирования и развития устной речи.- СПб.: Союз, 2001.
|
|
|
|
Просмотров: 1614 | Загрузок: 331 | Рейтинг: 0.0/0 |