Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы литературной студии

«ТВОРЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ»
[ · Скачать удаленно (132 КБ) ] 09.02.2013, 01:13

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«ТВОРЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ»
Автор – Цыганова О.Н. Педагог, реализующий программу – Цыганова О.Н.
Уровень программы – 2
Цель программы – обучение воплощению художественного произведения в звучащем слове с применением интерактивных технологий, формирование сознательного и эмоционального отношения к слову как одному и важнейших средств речевой деятельности; развитие творческих способностей с помощью художественного чтения классической литературы.
Срок реализации – 1 год. Возраст обучающихся – 11-18 лет.
Количество часов по годам обучения – 216 часов
Недельная нагрузка и режим занятий – 6 часов (2 раза в неделю по 3 часа).


Пояснительная записка

Программа реализуется в Центре художественного образования МГДД(Ю)Т в соответствии с организационно-методологической программой Центра «Наша Земля – наше наследие», имеет художественно-эстетическую направленность.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Современная статистика показывает, что в России более 30% населения не читает никакой литературы. Как никогда актуален вопрос приобщения современного поколения к чтению. Необходимо научить школьников отыскивать авторские идеи и ответы на волнующие вопросы в произведениях классиков, помочь обучающимся интеллектуально и духовно развиваться. Изучение произведений русской и зарубежной классической литературы, знакомство с жизнью и творчеством авторов, изучение разделов литературоведения, поэтики, культуры речи – предлагается в данной программе с использованием современных технологий: интернета, skype, компьютерных презентаций, реферативной деятельности и т.п. Занятия по программе дополняют, углубляют и расширяют литературный и общечеловеческий кругозор школьника, помогают при помощи компьютерных технологий заинтересовать творческим чтением, овладеть эмоциональным способом познания литературы и себя в окружающем мире.

Программа предполагает овладение обучающимися техникой речи, искусством художественного чтения, навыками подготовки презентаций, рефератов и визуализации произведений классической литературы.

Особенностями программы являются:

- использование компьютерных технологий в обучении творческому чтению;

- творческий подход к изучению творчества писателей и поэтов и анализу авторского текста;

- индивидуальный подход в работе над речевыми недостатками обучающихся;

- применение системы подготовки рефератов при освоении классической литературы;

- углубленная работа обучающихся с авторским прозаическим и стихотворным текстом.

- программа реализуется совместно с концертмейстером. Музыкальное сопровождение необходимо при освоении разделов:

1)​ «Голосоведение»

2)​ «Темпо-ритм речи»

3)​ «Речевой хор»

4)​ «Мелодекламация»

Срок реализации: 1 год

Количество учебных часов в год: 216 часов

Возраст обучающихся: 11-18 лет.

Количество детей в группе: 12 человек.

Формы и режим занятий.

Занятия 2 раза в неделю по 3 часа. Обучение проходит в форме занятий, состоящих из теоретической части, выполнения практических заданий, обсуждения и показа домашнего задания

Занятия проходят в форме речевых тренингов, чтения и разбора авторских текстов, репетиций чтецких номеров и композиций, исполнительских вечеров, концертов и т.п.

Необходимость в индивидуально-групповой форме обучения продиктована:

- индивидуальным подходом в работе с обучающимися над речевыми недостатками;

- подготовкой чтецкой программы;

- для создания видеоряда к изучаемому произведению;

- для подготовки презентаций и рефератов;

- для консультаций и подготовки рефератов по выбранной теме.

Цель - обучение воплощению художественного произведения в звучащем слове с применением интерактивных технологий, формирование сознательного и эмоционального отношения к слову как одному и важнейших средств речевой деятельности; развитие творческих способностей с помощью художественного чтения классической литературы.

Задачи:

Обучающие:

- обучить технике речи;

- обучить приёмам действенного анализа текста, вскрытия авторской мысли и понимания авторского стиля;

- обучить особенностям работы со стихотворным текстом;

- обучить правилам логического чтения;

- обучить правилам написания реферата на выбранную тему;

- обучить приемам построения видеоряда.

Развивающие:

- сформировать речевое дыхание;

- развить природные речевые и голосовые данные с учётом мутационного периода;

- сформировать потребность в овладении дикционным мастерством, нормами произношения;

- развить навыки словесного действия, логику речи и интонирование;

- развить специальные способности: чувство ритма, фонационное дыхание, интонационную и невербальную выразительность речи;

- сформировать навыки работы с авторским прозаическим и стихотворным текстом;

- сформировать навыки чтения, понимания и запоминания текста;

- сформировать навык работы с компьютером для создания видеоряда и презентации к произведениям классической литературы.

- стимулировать и поощрять самостоятельность и творческие проявления.

Воспитательные:

- воспитать стремление к дикционной, орфоэпической и интонационно-мелодической культуре речи;

- воспитать вдумчивое и бережное отношение к классической литературе;

- воспитать ответственность за результат своей работы;

- воспитать стремление к сотрудничеству, сопереживанию, эмпатии.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

В конце обучения обучающиеся будут

знать:

- приёмы действенного анализа текста, вскрытия авторской мысли и понимания авторского стиля;

- особенности работы со стихотворным текстом;

- правила логического чтения;

- тренинг по технике речи;

- приёмы работы с художественным текстом.

уметь:

- подготовить самостоятельно артикуляционный и голосовой аппарат к звучанию;

- осуществлять разбор художественного произведения;

- придумать речевую характеристику героев;

- воплотить литературное произведение в звучащем слове;

- создать видеоряд к выбранному произведению;

- подготовить реферат по заданной теме и презентацию по нему;

Для текущего контроля, позволяющего судить об эффективности освоения поставленных задач, используются, вопросы и задания, предлагаемые к каждому из разделов, выполняя которые обучающиеся демонстрируют свой уровень освоения программы.

///


Методическое обеспечение.

Для реализации программы используется:

Дидактический материал, разработанный автором:

​ Орфоэпические карточки по разделу «Ударение».

​ Билеты для проверки знаний по орфоэпии.

​ Упражнения артикуляционной гимнастики.

​ Тесты для проверки знаний стихосложения.

Дидактические материалы других авторов:

- дикционные упражнения, скороговорки, многоговорки, художественные тексты1

- упражнения для развития голоса2

- упражнения и задания по технике речи3

- правила орфоэпии4

- методика формирования и развития устной речи5

Программа делится на разделы. Каждый раздел требует особого подхода.

«Работа над текстом» предполагает четкое освоение процесса работы над выбранным произведением:

1.​ Идейно-художественный анализ.

2.​ Определить тему и идею (главную мысль) произведения;

3.​ Анализ композиционного построения произведения;

4.​ Определить авторский стиль;

5.​ Интонационно-логический анализ текста;

6.​ Определить, какую реакцию хотим получить от слушателя;

7.​ Создать киноленту видения;

8.​ Создать образ рассказчика.

9.​ Общение с публикой.

В то же время необходимо, что бы обучающиеся овладели словесным действием, особенностями работы со стихотворными произведениями, орфоэпией и правилами логического чтения.

«Речевой хор» предполагает:

1.​ Отбор голосов: дети с высокими голосами – это первые голоса в хоре; те, у кого низкий, составят третий голос, а группу вторых составят те, у кого обычный голос – не высокий и не басовитый.

2.​ Работу над голосами в группе: отдельно с каждой группой голосов, добиваясь звучания абсолютного унисона.

3.​ Аранжировку композиции или произведения.

4.​ Работу над манерой чтения.

5.​ Аккомпанемент в речевом хоре.

«Мелодекламация»:

Чтение и музыка. Чтение - прежде всего поэзия (отличая ее от прозы, - хотя "Москва-Петушки" - а уж тем более "Мертвые души" - поэмы). Музыка - не аккомпанемент, но в диалоге со стихами, в полифонии. Это может быть импровизация композитора, может быть заранее и специально написанная музыка, может быть "на подборе". Безусловно, и музыка звучит без стиха, и стих звучит без музыки, но - ни музыка, ни стих не несут ни малейшей подчиненности друг другу.

Организация учебно-воспитательного процесса. Важными мероприятиями воспитывающего характера при обучении по программе являются посещения музеев, чтецких вечеров, концертов и спектаклей - это воспитывает у обучающихся уважение к духовному и материальному культурному наследию. Подготовка рефератов воспитывает в детях целеустремлённость, самостоятельность, терпение, трудолюбие.

Условия реализации программы

Для реализации программы необходимо:

- просторный, хорошо проветриваемый класс, пианино, стулья;

- словари, справочная и художественная литература.

- художественные альбомы, наборы открыток, репродукции, фотоматериалы.

- видеопроектор, экран, ноутбук и стационарный компьютер

- интернет, web- камера, микрофон;

- магнитофон с mp3.

Программу реализуют педагог, ведущий занятия, и концертмейстер.

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

для педагогов:

1.​ Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984.

2.​ Аксенов В.И. Искусство художественного слова. – М., 1962.

3.​ Артобалевский Г.В. Художественное чтение. – М., 1978.

4.​ Бахтин М.М. Человек в мире слова. – М., 1995.

5.​ Бруссер А.М. Основы дикции. – М., 2003.

6.​ Булатова Л.Н., Касатникн Л.Л., Строганова Т.Ю. О русских говорах. – М., 1975.

7.​ Бутенко Э.В. Имитационная теория сценического перевоплощения. – М., 2004.

8.​ Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М., 2001.

9.​ Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов н/Д., 1998.

10.​ Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. – М., 1964.

11.​ Винокур Г.О. Русское сценическое произношение. – М., 1997.

12.​ Волкова Т.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.

13.​ Волков-Давыдов С. Д., Краткое руководство по мелодекламации (первый опыт), М., 1903;

14.​ Волконский С. Искусство и жест. Художественный облик. – СПб., 1912.

15.​ Волконский С. Человек на сцене. – СПб., 1912.

16.​ Волконский С. Выразительное слово. Выразительный человек. – СПб., 1913

17.​ Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М., 2003.

18.​ Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. – М., 1999.

19.​ Германова М.Г. Книга для чтецов. – М., 1964.

20.​ Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М.-Л., 1967.

21.​ Глумов А. Н. О музыкальности речевой интонации // Вопросы музыкознания, вып. 2.- М., 1956. – С. 101-115.

22.​ Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.

23.​ Гринер В.А. Ритм в искусстве актёра. – М., 1966.

24.​ Гротовский Е. От бедного театра к искусству-проводнику. – М., 2003.

25.​ Далецкий Ч.Б. Практикум по риторике. – М., 1995.

26.​ Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1978.

27.​ Далькроз Э.Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6-я лекция. – СПб., 1922.

28.​ Дениссон П., Дениссон Т. Гимнастика ума. Простые упражнения для раскрытия умственных возможностей. – М., 1993.

29.​ Емельянов В.В. Развитие голоса. – СПб. - М.-Краснодар, 2003.

30.​ Ермолаев В.Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В.П. Руководство по фониатрии. – М., 1970.

31.​ Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982.

32.​ Журавлёв Д.Н Беседы об искусстве чтеца. – М., 1977.

33.​ Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М., 1974.

34.​ Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра. – М., 1978.

35.​ Калинин А.В. Культура русского слова. – М., 1984.

36.​ Калинина Н.И. Логично мыслить – логично говорить. – М., 2003.

37.​ Касаткин Л.Л. Русские диалекты и языковая политика // Русская речь. – 1993. –№ 2. – С.37 – 42.

38.​ Кнебель М.О. Слово в творчестве актёра. – М., 1970.

39.​ Козлянинова И.П. Сценическая речь. – М., 1976.

40.​ Козлянинова И.П. Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. – Екатеринбург, 1992.

41.​ Колесов В.В. Русская речь. Вчера, сегодня, завтра. – СПб., 1998.

42.​ Кочарян С.А. В поисках живого слова. – М., 1979.

43.​ Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. – М., 1989.

44.​ Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. – М., 1967.

45.​ Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира. – М., 1981.

46.​ Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М., 1978.

47.​ Малахов Г.П. Современные дыхательные методики. – Донецк, 2003.

48.​ Мокиенко В.М. В глубь поговорки. – М., 1975.

49.​ Морозов В.П. Детский голос. – М., 1970.

50.​ Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М., 2003.

51.​ Оссовская М.П. Орфоэпия. – М., 1998.

52.​ Оссовская М.П. Русские диалекты. – М., 2000.

53.​ Оссовская М.П. Московский говор. – М., 2003.

54.​ Петрова А.Н. Сценическая речь. – М., 1981.

55.​ Проблемы сценической речи. – Л.-М., 1968.

56.​ Промптова И.Ю. Диалектное и акцентное произношение как выразительное речевое средство драматического актёра. – М., 1972.

57.​ Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. – М., 1968.

58.​ Савкова З.В. Энергия живого слова. – СПб., 1991.

59.​ Савкова З.В. Техника звучащего слова. – СПб., 1997.

60.​ Савкова З.В. Искусство оратора. – СПб., 2003.

61.​ Саричева Е.Ф. Сценическая речь. – М., 1955.

62.​ Саричева Е.Ф. Работа над словом. – М., 1956.

63.​ Саричева Е.Ф. Сценическое слово. – М., 1963.

64.​ Смоленский Я.М. Гармония и алгебра стиха. – М., 1996.

65.​ Станиславский К.С. Работа актёра над собой. Т. 3. – М., 1954.

66.​ Строганова Т.Ю. Говоры русского языка. Книга о русском языке. – М., 1969.

67.​  Сценическая речь. – М., 1995.

68.​ Ушаков Д.Н. Русский язык. – М., 1995.

69.​ Ушакова В.А. Орфоэпия. – М., 1976.

70.​ Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1951.

71.​ Хватцев М.Е. Недостатки речи у школьников. – М., 1958.

72.​ Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребёнка. – М., 1991.

73.​ Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., 1996.

74.​ Чарели Э.М. Как работать над дикцией и голосом актёру. – Иркутск, 1969.

75.​ Чарели Э.М. Подготовка речевого аппарата к звучанию. – М., 1976.

76.​ Чехов М. Воспоминания. Письма. Литературное наследие. В 2 т. – М., 1986.

77.​ Чехов М. Об искусстве актёра. – М., 1999.

78.​ Чистякова М. Психогимнастика. – М., 1990.

79.​ Шварц А.И. В лаборатории чтеца. – М., 1968.

для обучающихся:

1.​ Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. – М., 1999.

2.​ Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1978.

3.​ Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М., 1974.

4.​ Козлянинова И.П. Сценическая речь. – М., 1976.

5.​ Оссовская М.П. Московский говор. – М., 2003.

6.​ Савкова З.В. Искусство оратора. – СПб., 2003.

7.​ Сценическая речь. – М., 1995.

8.​ Чарели Э.М. Подготовка речевого аппарата к звучанию. – М., 1976.

для родителей:

1.​ Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984

2.​ Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М., 2003.

3.​ Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. – М., 1989.

4.​ Малахов Г.П. Современные дыхательные методики. – Донецк, 2003.

5.​ Оссовская М.П. Орфоэпия. – М., 1998.

1 Бруссер А.М. Основы дикции. – М., 2003.
2 Бутенко Э.В. Тренинги Гротовского. – М., 2000.
3 Савкова З.В. Техника звучащего слова. – СПб., 1997.
4 Оссовская М.П. Московский говор. – М., 2003.
5 Микшина Е.П., Горбунова Н.В., Мамедова Е.Ю. Методика формирования и развития устной речи.- СПб.: Союз, 2001.
Категория: Программы литературной студии | Добавил: defaultNick | Теги: ТВОРЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ
Просмотров: 1614 | Загрузок: 331 | Рейтинг: 0.0/0