Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы литературной студии

«РИТОРИКА И ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО»
[ · Скачать удаленно (220 КБ) ] 09.02.2013, 01:18

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«РИТОРИКА И ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО»
Автор – Юркин В.А. Педагог, реализующий программу – Юркин В.А. Уровень программы – 2
Цель программы – формирование речевого мастерства, развитие умений и навыков в формулиро-вании и конкретизации мыслей и задач публичного выступления и воплощения в содержательную словесную форму для воздействия на слушателей.
Срок реализации – 2 года. Возраст обучающихся – 13-16 лет.
Количество часов по годам обучения – 216 часов
Недельная нагрузка и режим занятий – 6 часов (2 раза в неделю по 3 часа).


Оратор... старается не только убедить разум, но особенно хочет действо​вать на волю. Убеждение рассудка служит ему средством к достижению цели, – к сильнейшему воспламенению страстей.

А. Ф. Мерзляков

Пояснительная записка

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа составлена в соответствии с программой «Риторика» доктора педагогических наук, кандидата филологических наук, профессора А.К. Михальской, 2001г.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Необходимость дополнительного обучения риторике и ораторскому искусству вызвано решением задач развития у ребёнка коммуникативных навыков, что является для него чрезвычайно важным периодом социализации в обществе. Такие задачи позволяют рассматривать предмет риторики не только как искусство профессионально публичного выступления, но и как инструмент формирования социально важных умений подростков и юношества, необходимых им в повседневной жизни. С одной стороны, большинство современных людей нуждается в обучении мастерству красноречия, а, с другой стороны, у многих сформировано отношение к риторике и ораторскому искусству, скорее, как краснобайству, что компрометирует его, сводя к умению с помощью пус​тых фраз, скрыть суть дела, увести от истины. Риторику понимают как ис​кусство публичного выступления, необходимое оратору, представляющее интерес только для тех, кто нуждается в нем профессионально.

Сегодня снижение уровня речевой культуры в нашем обществе очевидно всем. Причин много, но наша задача – помочь обучающимся овладеть определенной культурой речи и использовать в полной мере красоту и богатство родного языка.

Каждый из нас сталкивался с крайне низким качеством речевой культуры не только в жизни, но и в СМИ: радио, телевидении, а также при просмотре фильмов, на концерте или в театре. Причин у этого явления много. Это связано с общим низким уровнем культуры и со снижением контроля над речевой культурой детей и подростков в образовательных учреждениях, чему в значительной мере способствует тестовая система образования, уменьшение количества устных экзаменов и недостаточное количество времени для закрепления материала в форме бесед на уроках.

Актуальность программы состоит в том, что она позволяет развить у детей стройность мыслительного процесса, повысить уровень смысловой насыщенности и глубины речи, развить навыки работы с аудиторией. Эти навыки помогут адаптироваться и социализироваться ребенку в условиях современной жизни, которая определяется развитием его интеллектуальных и социальных навыков, в первую очередь, в умении правильно выражать свою мысль, общаться с другими людьми. Обладание навыками ораторского искусства наполняет речь говорящего, привлекает вни​мание слушающего, эмоционально насыщает речь, развивает у ребенка умение к пробуждению у собеседника восприятия передаваемых мыслей, что позволяет ему получить тот отклик, который так нужен оратору или собеседни​ку.

Риторика - теория, мастерство и искусство красноречия. Основоположниками риторики и ораторского искусства считаются античные философы: Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др. В античности риторика являлась обязательным условием успешности человека, необходимым образованному человеку. В России риторике и ораторскому искусству уделялось огромное внимание в трудах М.В. Ломоносова, Н.Ф. Кошанского, И.С. Рижского, А.Ф. Мерзлякова, Н.Абрамова, А.Ф. Кони (основоположника юридической риторики и адвокатской речи), Г.Г.  Шепета, А.Ф.  Лосева, В.В. Виноградова и др.

В наше время интерес к овладению навыками ораторского искусства стал возрастать. Люди не только творческих, но и многих других профессий, требующих умения публичного выступления, заинтересованы в том, чтобы успешно, точно, грамотно и ясно доносить мысли, заложенные в произносимом ими тексте, устанавливать контакт с публикой, делать свои выступления запоминающимися и яркими.

Педагогическая целесообразность программы, заключается в том, что развитие речевой культуры ребенка поможет ему открыть для себя искусство звучащего слова, как основу для общения со сверстниками и взрослыми. Педагог должен подвести обучающихся к этому, соединяя теоретический материал с определенно выстроенными практическими занятиями. Использование в системе обучения риторики дидактического комплекса, включающего индивидуальные и групповые упражнения( в том числе и реализуемые в виде интенсивных тренингов), классные и домашние задания, позволяет ребенку прийти к самостоятельному открытию воздействия искусства звучащего слова на слушателей и к пониманию его значительной роли в окружающем мире.

Отличительной особенностью программы «Риторика и ораторское искусство» от существующих является использование комплексной методики для освоения обучающимися различных форм работы с массовой аудиторией и позволяющее развить речевую культуру в соединении с совершенствованием предпрофессиональных навыков по технике речи, ораторскому искусству, литературному творчеству.

Цель: Формирование речевого мастерства, развитие умений и навыков в формулировании и конкретизации мыслей и задач публичного выступления и воплощения в содержательную словесную форму для воздействия на слушателей.

Задачи программы

Обучающие:

–​ овладение техникой речи: речевым дыханием, чёткой артикуляцией и дикцией, грамотным произношением;

–​ обучение управлению своим вниманием, а также способам активизации фантазии и воображения;

–​ обучение логическому разбору и постановке действенной задачи при исполнении художественного произведения;

–​ обучение процессу овладения содержательной, действенной и стилевой природой авторского слова;

–​ овладение принципами грамотного спора, умение строить аргументацию тезисов к собственной речи и антитезисов к речи оппонента;

–​ овладение умением грамотного анализа сценария речи.

Развивающие:

–​ развитие ассоциативного, образного и логического мышления;

–​ формирование речевой культуры;

–​ развитие способности фиксировать и осмысленно комментировать особенности окружающею мира, поведения людей;

–​ ознакомление с принципами построения аргументации и мастерства красноречия риторами и ораторами прошлого.

Воспитательные:

–​ овладение правилами поведения;

–​ формирование коммуникативных навыков;

–​ воспитание самоорганизованности и трудолюбия;

–​ воспитание любви к красоте языка, его чистоте, поэтичности, выразительности;

–​ развитие чувства коллективизма;

–​ помощь старших младшим в группах, как при освоении материала, подготовки речи, так и при непосредственном участии в мероприятии.

Срок реализации программы - 2 года

Кол-во учебных часов - 216 часов

Формы и режим занятий

Возраст учащихся 13-16 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю

Кол-во детей в гр. 1 года обучения – 12 чел.

Кол-во детей в гр. 2 года обучения – 10 чел.

Для обеспечения принципа индивидуального подхода к природным данным состояния речевого аппарата каждого обучающегося, а также необходимостью углубленного погружения в разрабатываемые темы выступлений проводятся индивидуальные занятия.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

После 1 года обучения дети будут:

- обладать практическими навыками проведения артикуляционной гимнастики для мышц всего речевого аппарата;

- выполнять дикционные упражнения для гласных и согласных;

- обладать правильной позицией мышц речевого аппарата при образовании гласных и согласных звуков;

- знать нормы литературного произношения (орфоэпия);

- иметь навыки правильного дыхания и постановки голоса;

- способны подготовить не менее 2 литературных произведений разного жанра.

После 2 года обучения дети будут:

- обладать знаниями о законах логики и правилах построения речи;

- знать особенности стихотворной речи и уметь правильно их использовать;

- обладать определенными навыками актерского мастерства;

- способны разрабатывать конкретную тему, воплощать её письменно и устно.

Результаты освоения программы обучающимися контролируются на каждом занятии по артикуляционной гимнастике, дикционным упражнениям, скороговоркам и поступательности движения в работе над текстами.

///


Методическое обеспечение

Формы занятий

Занятия проводятся, в основном, в учебном помещении. Но с целью углубленного постижения риторики и ораторского искусства используются посещения концертов мастеров художественного слова, просмотры спектаклей в театрах, посещение выставок, встречи с интересными людьми. Кроме того, обучающиеся участвуют в различных торжественных мероприятиях Дворца и центра художественного образования и конкурсах.

Приемы и методы

Методика обучения предполагает непосредственную связь теории с выполнением практических заданий, а также эмоциональность в подаче теоретического материала со стороны педагога и доступность его для понимания обучающимися.

Важным условием успешного выполнения программы является создание и организация комфортной творческой атмосферы на занятиях, что способствует созданию обстановки сотрудничества между педагогом и обучающимися.

Необходимо с первых же занятий довести до обучающихся важность в освоении ими речевой деятельности для их будущих профессиональных навыков, какую бы профессию они потом не выбрали.

Каждый раздел требует особенного методического подхода.

Например: в разделе «Дикция и орфоэпия» необходимо обратить особое внимание на индивидуальные особенности каждого из обучающихся для устранения имеющихся природных или приобретенных речевых недостатков. Для этих целей используются специальные практическая часть, где проводится тренировка произношения сочетаний согласных звуков с гласными в упражнениях, словах, фразах, специально подобранных для этой цели. Особенное внимание уделяется активности согласных по специально созданному курсу упражнений. Проводится постоянное наблюдение за естественностью артикуляции, свободой мышц голосового аппарата, за правильным использованием дыхания, за естественным, ненапряжённым звучанием голоса.

Также проводятся беседы и практический показ упражнений, необходимых для профилактических мер по сохранению здорового голосового аппарата. К концу обучения каждый должен уметь провести расслабляющий массаж и несколько упражнений для полного раскрытия гортани, научиться координировать дыхание со звуком, укреплять и освобождать от ненужного напряжения мышцы речевого аппарата.

В разделе «Действенность видения и общения» особое внимание уделяется интерактивным театрализованным занятиям. При составлении текстов рекомендуется обязательное использование тематических отрывков из художественных произведений, пословиц, поговорок, цитат и афоризмов, загадок, интересных исторических и личных фактов.

В разделе «Работа над воплощением темы в звучании». При работе над текстом исполняемого художественного произведения значительное внимание уделяется индивидуальной работе с обучающимся, в ходе которой он должен суметь выразить своё отношение к рассказываемым фактам, ознакомиться с понятиями перспективы речи и цели

Обязательной является домашняя работа по выбору литературных произведений для индивидуального и группового исполнения, подбору сведений о творческих биографиях авторов данных произведений, об эпохе, в которую жил автор, об историческом времени, освещаемом в исполняемом произведении.

Занятия по теме «Основные составляющие риторики и ораторского искусства» проходят с учетом ролевых особенностей в различных речевых ситуациях. Проверяется домашнее задание - подбор материала, лежащего в основе построения речи.

Занятия по теме «Риторика и ораторское искусство - их роль, значение и особенности состояния в нашей сегодняшней жизни» проходят в форме лекции и деловой беседы по теме «История риторики в античной Греции Древнем Риме и в России», прослушивание и обсуждение наиболее интересных речей, с точки зрения оратора, сохранившихся до наших дней.

Дидактические материалы

- Список упражнений по артикуляционной гимнастике;

- Список дикционных упражнений;

- Список голосовых и дыхательных упражнений;

- Подбор текстов для выполнения практических работ;

- Подбор текстов ораторских речей Древней Греции и Древнего Рима.

Техническое оснащение программы

Для эффективного процесса обучения требуются:

- учебный класс с соответствующей мебелью и классной доской;

- музыкальный инструмент (пианино);

- шкаф для хранения учебно-дидактических пособий и необходимой литературы;

- аудио-видеоматериалы с записью профессиональных ораторов и чтецов.

СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ

для обучающихся:

1.​ Аверченко Л.К. Управление общением.- Новосибирск, 1999.

2.​ Авронин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. - Л., 1975.

3.​ Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. - М., 1986.

4.​ Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. - М., 1983.

5.​ Андреев В.И. Деловая риторика. – Казань, 1993.

6.​ Аннушкин В.И. Риторика. – Пермь, 1994.

7.​ Ассуирова Л.В. Методика обучения старшеклассников созданию текста с опорой на традиции классической риторики. – М., 1996.

8.​ Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М., 1979.

9.​ Белостоцкая Н.Г. Культура публичного выступления.- М., 1972.

10.​ Богин Г.И. Жанры речи.- Саратов, 1997.

11.​ Волков А.А. Основы русской риторики.- М., 1996.

12.​ Гиндин С.И. Что знала риторика об устройстве текста? – М., 1995.

13.​ Зимняя И.А. Оратор и аудитория. – М., 1976.

14.​ Иванова С.Ф. Говори!- М., 1997.

15.​ Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично.- М.,1990.

16.​ Ладыженская Т.А. Курс школьной риторики.- М., 1996.

для педагогов

1.​  Аннушкин В.И. Композиция и терминология первой русской «риторики». – М., 1984.

2.​ Бахтин М.М., Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. – М., 1991.

3.​ Беников Д.С. О научных основах ораторского искусства.- Киев, 1977.

4.​ Выготский Л.С. Мышление и речь.- М.,1982.

5.​ Горелов И.Н. Вопросы теории речевой деятельности.- Таллин, 1987.

6.​ Граудина Л.К. Хрестоматия по истории русской риторики.- М., 1996.

7.​ Гурвич С.С., Погорелко В.Ф. Основы риторики.- Киев, 1988.

8.​ Долинин К.А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия.- Саратов,1999.

9.​ Костомаров В.Г. Русский речевой этикет. – М., 1967.

10.​  Лосева Л.Н. Как строится текст. – М., 1980.

11.​ Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М.,1970.

12.​ Львов М.Р. Риторика. – М., 1995.

13.​ Ножин Е.А. Мастерство устного выступления.- М., 1989.

14.​ Эрнст О. Слово предоставлено Вам. – М., 1988.

Категория: Программы литературной студии | Добавил: defaultNick | Теги: ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО, риторика
Просмотров: 2462 | Загрузок: 404 | Рейтинг: 5.0/1