Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы литературной студии

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА»
[ · Скачать удаленно (194 КБ) ] 09.02.2013, 01:22

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА»
Автор – Казмирчук О.Ю. Педагог, реализ. программу – Казмирчук О.Ю. Уровень программы – 2
Цель программы – обучение созданию устных и письменных текстов, принадлежащих к разным жанрам, развитие творческой фантазии, формирование навыков образного мышления.
Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся – 11-14 лет.
Кол-во часов по годам обуч. – 72 часа. Недел. нагрузка и режим занятий – 2 часа (1 раз 2 часа)

Актуальность программы обусловлена тем, что в современном образовательном процессе недостаточное внимание уделяется работе со словом. Этот факт неблаготворно отражается не только на речевой культуре обучающихся, но и на их способности осмыслять окружающий мир во всех его многообразных проявлениях. Обучение по программе позволит обучающимся оценить значимость и красоту словесного художественного образа, позволит им самостоятельно создавать художественные тексты, научит внимательнее относиться к миру, т.е. будет способствовать развитию их интеллекта и эмоциональной сферы.

Новизна программы в междисциплинарности. В процессе обучения предполагается активно использовать элементы таких научных дисциплин как языкознание, культура речи, семиотика, история литературы, теория литературы, фольклористика и т.п. (по мере освоения программы, предлагаемая обучающимся научная информация становится всё сложнее и разнообразнее). В то же время основное внимание должно уделяться развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков свободной работы со словом.

Цель программы - обучение созданию устных и письменных текстов, принадлежащих к разным жанрам, развитие творческой фантазии, формирование навыков образного мышления.

В соответствии с этим в процессе реализации программы предполагается решить следующие задачи:

Обучающие:

- познакомить с основными нормами современного русского литературного языка;

- научить самостоятельно создавать устные и письменные тексты, максимально используя возможности современного русского литературного языка;

- дать представление о специфике некоторых литературных жанров;

- научить наблюдать за окружающим миром;

Развивающие:

- развить первоначальные навыки анализа художественного текста;

- развить художественный вкус;

Воспитательные:

- воспитать толерантное отношение друг к другу и к миру в целом;

- воспитать бережное отношению к родному языку.

Возраст детей: 11 – 14 лет. Количество обучающихся в группе: 10-12 человек

Сроки реализации программы: 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю 2 часа.

Формы и режим занятий. Форма занятий - групповая. Занятия - теоретические и практические.

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:

​ рассказ,

​ беседа,

​ литературные игры (шарады, буриме, тавтограммы),

​ конкурсы,

​ викторины.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

После первого года обучения обучающиеся будут

знать:

- минимальный набор терминов из области языкознания;

- основные этапы развития русского литературного языка;

- о языке как о системе знаков;

- о категориях «художественное» и «художественный образ»;

уметь:

- различать понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы»;

- выполнять разнообразные творческие задания, основанные на устной импровизации;

- создавать собственные художественные произведения как на заданную, так и на свободную тему.

После второго года обучения обучающиеся будут

знать:

- об основных средствах создания художественного образа;

уметь:

- создавать собственные художественные произведения как на заданную, так и на свободную тему (работы по уровню художественности должны превосходить опыты 1-го года);

- анализировать художественные тексты (поэтические и прозаические) с помощью педагога;

После третьего года обучения обучающиеся:

- познакомятся с понятием «языковая норма»;

- овладеют основными нормами современного русского литературного языка;

- выполнят разнообразные творческие задания, основанные на использовании различных языковых норм, и творческие задания, основанные на несоблюдении языковых норм;

- будут самостоятельно анализировать художественные тексты (поэтические и прозаические).

Проверка результатов осуществляется в виде промежуточного и итогового контроля знаний и умений обучающихся. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в процессе выполнения заданий, а также в процессе проверки домашнего задания. Форма итогового контроля - презентация собственных произведений, написанных обучающимися в течение учебного года.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

При реализации программы используются дидактические материалы:

авторские разработки:

- занятий, посвящённых дню Пушкинского лицея1;

- занятий, посвящённых святочным обрядам;

- занятий, посвящённых дню памяти А.С. Пушкина;

- занятий, посвящённых творчеству поэтов, погибших в ВОВ.

интернет ресурсы:

- литературные течения. Серебряный век2.

- русский филологический портал3.

- национальный корпус русского языка4

- словарь литературоведческих терминов5

а также:

- произведения художественной литературы;

- «изобразительный» материал:

​  репродукции картин,

​ открытки,

​ пазлы,

​ картинки, которые воссоздаются по заданным точкам,

​  картинки, которые необходимо дорисовать,

​  «сюжетные», «жанровые» рисунки могут служить исходным материалом для выполнения различных заданий, основанных на принципе «придумай рассказ по картинке».

В течение 1-го года обучения обучающиеся на доступном им уровне знакомятся с основными понятиями языкознания, постигают отличия языка художественной литературы от литературного языка, знакомятся с понятием «художественный образ». Теоретические понятия обязательно становятся материалом для творческих заданий, в рамках которых они и осваиваются обучающимися. В течение 2-го года обучения обучающиеся знакомятся с основными средствами создания художественного образа. Полученные теоретические знания отрабатываются в творческих заданиях. На 3-ем году обучения обучающиеся знакомятся с понятием языковой нормы, рассматривают модификацию языковой нормы в рамках художественной литературы.

В течение занятия формы работы несколько раз меняются, что позволяет удержать внимание детей, усилить их заинтересованность в происходящем, облегчить им восприятие нового материала. Занятие начинается с проверки домашнего задания: читаются и обсуждаются этюды, написанные дома на заданную тему (в процессе обсуждения обучающиеся высказывают своё мнение по поводу прочитанного текста, потом педагог указывает на достоинства и недостатки каждого текста, при необходимости предлагает внести в текст исправления). После этого педагог рассказывает обучающимся об элементах художественного текста, последовательно знакомит их с такими понятиями как «художественный образ», «литературный герой», «сюжет», знакомит с различными художественными приёмами (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение и т.д.), здесь актуализируются знания, полученные обучающимся и на занятиях литературы. Далее педагог читает обучающимся художественный текст, на примере которого можно продемонстрировать функционирование обсуждаемого ранее художественного приёма, чтение сопровождается совместным анализом текста (предпочтительнее выбирать стихотворные или короткие прозаические тексты, не входящие в общеобразовательную программу, для расширения читательского кругозора). И, наконец, педагог предлагает выполнить творческое задание, иллюстрирующее обсуждаемые ранее проблемы (задание выполняется в устной или письменной форме), после чего обучающиеся демонстрируют созданные ими тексты, которые анализируются (обсуждение строится по уже изложенной ранее схеме: сначала своё мнение высказывают обучающиеся, потом – педагог, причём педагог корректирует высказывания обучающихся). Анализ предложенного художественного текста и создание собственных текстов являются формой текущего контроля знаний и умений обучающихся. В конце занятия педагог предлагает обучающимся темы этюдов, которые должны быть написаны дома.

Предпочтительнее так выстраивать последовательность обсуждаемых на занятиях тем, чтобы на каждом новом занятии активно повторялся и использовался материал предшествующего занятия. Это значительно облегчит обучающимся процесс восприятия новой информации. Выбор стихотворных и прозаических фрагментов, подробно анализируемых на занятиях, должен быть обусловлен как высокой художественной ценностью этих произведений, так и их репрезентативностью по отношению к характеристике отдельных элементов поэтики художественного текста.

Предлагаемая программа основана на объяснительно-иллюстративном, исследовательском и поисковом методах обучения. Объяснительно-иллюстративный метод используется педагогом в процессе обучения обучающихся нормам литературного русского языка, а также при демонстрации элементов поэтики художественного текста (прозаического и стихотворного), исследовательский метод применяется самими обучающимсяи при анализе художественных текстов (подобный анализ может проводиться под руководством педагога и самостоятельно, индивидуально или по группам). Поисковый метод применяется также самими обучающимися при выполнении различных творческих заданий. Для достижения максимального результата (активного освоения обучающимися предлагаемого материала) необходимо стремиться к тому, чтобы во время занятий всем было психологически комфортно, для этого следует соблюдать несколько правил: новый материал необходимо объяснять в доступной аудитории форме (с учётом возраста и полученных ранее знаний); сложность предлагаемых заданий не должна превышать реальных возможностей обучающихся; выполненные обучающимся задания обязательно анализируются и комментируются педагогом, высказываемые им замечания должны чередоваться с похвалой; предлагаемые задания должны отличаться разнообразием, повторное выполнение того или иного задания должно быть чётко обосновано; во время занятий необходимо задействовать в работе всех обучающихся; во время занятий предпочтительнее использовать личностно-ориентированный подход, т.е. педагогу необходимо стараться учитывать эмоционально-психологические особенности каждого и группы в целом.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Для реализации программы необходимо:

- просторное, светлое помещение со столами, стульями, шкафами для книг,

- диапроектор,

- магнитофон, компьютер,

- копировальная техника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.​ Большая школьная энциклопедия, Т.2. Гуманитарные науки. - М., 2003. С. 149 – 184.

2.​ Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. - М., 2000.

3.​ Головин Б.Н. Как говорить правильно. – М., 1989.

4.​ Концепции и программы литературного образования. - М., 1997

5.​ Иванова С.Ф. Воспитание культуры речи у обучающихся. Из опыта работы учителя. – М.: Просвещение, 1964.

6.​ Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность – М., 1969.

7.​ Новлянская З.Н. О способности к литературному творчеству. Психология одарённых детей и подростков. - М., 2000.

8.​ Новотерцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль, 1996.

9.​ Словарь-справочник по культуре речи для обучающихся. - М., 2000.
Категория: Программы литературной студии | Добавил: defaultNick | Теги: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ, ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА
Просмотров: 1400 | Загрузок: 390 | Рейтинг: 5.0/1