Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы литературной студии

«ПОЭТИКА»
[ · Скачать удаленно (205 КБ) ] 09.02.2013, 01:19

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«ПОЭТИКА»
Авторы – Абелюк Е.С., Давыдова Н.В. Педагоги, реал. программу – Давыдова Н.В., Поливанов К.М.
Уровень программы – 3
Цель программы - формирование осознанной мотивации к исследовательской деятельности в области литературы и к самостоятельному литературному творчеству.
Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся – 12-17 лет
Кол-во часов по годам обуч. – 144 часа Недел. нагрузка и режим занятий - 4 часа: 2 раза по 2 часа.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность и адресована обучающимся учебных групп дополнительного образования студии литературного творчества, а также для факультативных занятий в гуманитарных классах общеобразовательных учреждений. Программа была апробирована на занятиях учебных групп студии литературного творчества Центра художественного образования МГДД(Ю)Т и в гуманитарных классах лицея №1525 в течение 10 лет. В последние годы в связи с реализацией на базе Центра художественного образования комплексной программы «Наша Земля – наше наследие», определяющей своеобразие художественного образования в МГДД(Ю)Т, и программы «Развитие одаренности-2», нацеленной на широкое применение во Дворце учебно-исследовательских и учебно-проектных технологий, программа «Поэтика» была пересмотрена и дополнена.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Что такое «поэтика»?

Термин «Поэтика» обозначает и науку о литературе как об искусстве, и систему художественных принципов и особенностей. Это могут быть художественные принципы и особенности манеры определенного литературного направления, писателя, литературного произведения.

В данной программе рассматривается поэтика литературного произведения.

В системе литературного образования обучающихся «Поэтика» дополняет историко-литературный курс, традиционно изучающийся в старших классах средней школы. Школьный курс литературы призван показать ученику произведение в его связях с историей общества и литературы; он содержит определенный историко-литературный объем (стандарт) и потому жестко требует от учителя определенного темпа изучения учебного материала. В отличие от курса литературы в школе, предмет дополнительного образования «Поэтика» нацеливает обучающихся на неторопливое, «вопрошающее» чтение, помогающее увидеть, личностно прочувствовать и осмыслить художественное своеобразие рассматриваемого произведения, приблизиться к пониманию авторского замысла, воплощенного в адекватной художественной форме. В этом и состоит основная отличительная черта данной программы и её новизна от в большей степени стандартизированных и не направленных на развитие детского литературного творчества общеобразовательных программ.

При анализе художественного текста теоретико-литературный и историко-литературный подходы сочетаются; в связи с этим в каждом из разделов программы для изучения предлагается тема «Литературно-художественное произведение в контексте эпохи».

Следует отметить, что предлагаемый программой литературный материал может быть перегруппирован: так, и особенности повествования, и сферу предметной изобразительности, и систему персонажей произведения и т.д. можно рассматривать не последовательно, в связи с чтением и обсуждением разных произведений, а в связи с монографическим анализом одного произведения.

Цель и задачи программы

Цель - формирование осознанной мотивации к исследовательской деятельности в области литературы и к самостоятельному литературному творчеству.

Задачи

Обучающие:

- научить умению видеть художественный смысл произведения;

- научить анализировать содержание художественного произведения через постижение его художественной формы;

- сформировать умения рассматривать художественное произведение в контексте эпохи.

Развивающие:

- развить любовь к чтению и литературе;

- развить эстетический, общекультурный кругозор.

Воспитательные:

- воспитать читательскую культуру обучающихся,

- сформировать художественный вкус детей,

- воспитать способность чувствовать личность автора и его нравственно-философскую позицию, воплощенные в каждом слове текста, в особенностях его структуры.

Возраст обучающихся: 13 – 17 лет.

Срок реализации программы: 3 года

Количество детей в группе: 8 человек

Количество часов в год: 144.

Формы работы. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 часа в форме семинарских занятий, лекций, обсуждений, комментированного чтения произведений.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

После 1 года обучения дети будут иметь:

начальные навыки анализа художественных произведений; чувство языка художественной формы, овладеют умением видеть художественный смысл произведения.

После 2 года обучения дети будут иметь:

углублённые навыки анализа художественного произведения в единстве формы и содержания; развитое чувство личности автора, постижение его нравственно-философской основы.

После 3 года обучения дети будут иметь:

навык написания сочинений, рефератов, учебно-исследовательских работ.

Способы проверки результатов

Проверка знаний осуществляется в форме зачётов, написания сочинений, защиты рефератов, докладов на занятиях и учебно-исследовательских конференциях.

Критерии оценки реализации программы

Начальный уровень. 1 балл

Теоретические знания: обучающийся овладел основами теории литературы (понятиями «художественный образ», образ «предмета», «персонажа», «автора», «сюжет», «композиция», «эпос», «лирика», «драма»).

Практические умения и навыки: обучающийся овладел начальными навыками анализа художественного текста (понятиями «система персонажей», «художественное своеобразие» эпического, лирического, драматического произведения), умением видеть художественный смысл произведения (раскрыть художественные идеи автора и его мировоззрение).

Средний уровень. 2 балла

Теоретические знания: обучающийся освоил более углублённый навык анализа художественного текста (понятия «литературный стиль», «стилизация», «тема», «мотив», «сюжет»).

Практические умения и навыки: обучающийся владеет более широкой художественной эрудицией, кругозором, чувством художественной формы (изобразительное и выразительное значения слова в произведении, образное значение слова – эпитет, сравнение, метафора, метонимия, действие, время и пространство в драме), умением анализировать произведение в единстве формы и содержания (художественное произведение в контексте эпохи).

Высокий уровень. 3 балла

Теоретические знания: обучающийся овладел углублённым навыком анализа художественного текста (ритм, звук и смысл в стихотворении, поэтический контекст, условность изображения в драме, внутренний мир персонажа в его освоении автором, режиссура как явление искусства), широкой литературной эрудицией (литературное произведение в контексте эпохи).

Практические умения и навыки: обучающийся написал и защитил учебно-исследовательскую работу по самостоятельно выбранной теме..

Формы подведения итогов

1-2 годы обучения – зачёт в виде анализа предложенных текстов художественных произведений.

3 год обучения - защита учебно-исследовательской или творческой работы.

Аттестация освоения содержания образовательной программы проводится согласно Положению об аттестации обучающихся в учебных группах Дворца с вручением удостоверений, свидетельств и дипломов.

///


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Поэтика – теоретико-литературный курс, и на занятиях поэтикой теоретико-литературные понятия используются шире, чем на школьных уроках литературы. Вместе с тем этот курс существенно отличается от вузовских курсов теории литературы или поэтики. Изучение теоретико-литературных понятий здесь не является самоцелью. Теоретико-литературный язык используется в курсе как инструментарий, необходимый при анализе текста. Таким образом, знакомство с понятийным аппаратом литературоведения имеет здесь чисто прикладную цель.

В программе предлагается анализировать содержание художественного произведения через постижение его художественной формы. В основе этого принципа - важнейший эстетический закон: невладение языком художественной формы делает человека беспомощным перед лицом художественного произведения. Читатель, не воспринимающий художественных особенностей формы, не реагируя на уровень художественной речи, сразу выходит на уровень «герой-сюжет» и "застревает" на нем. Он воспринимает литературное произведение как житейскую историю, у него нет представления об условности художественного мира. Мир произведения для него полностью совпадает с реальным. В сознании такого читателя отсутствует представление об авторской позиции.

Вместе с тем необходимо отметить, что анализ произведения помогает постичь смысл произведения и нравственно-философское кредо автора.

В основе программы изучение произведений русской литературы. Но принцип построения курса, сочетающего теоретико-литературный и историко-литературный подходы, может быть применен к изучению других литератур.

Предмет «поэтика» дается преимущественно в форме практических занятий. Следует также учесть, что проблема, которая выносится на обсуждение, должна возникать естественно, при внимательном чтении текста. Так, анализ повествования в "Повестях Белкина" А.С. Пушкина может начинаться с чтения какой-то одной повести, например, "Станционного смотрителя" прямо на занятии, вслух. Внимательное чтение, с комментированием, с вопросами, которые задаются тут же, заставляет ребят заметить, что повествование здесь не однородно, а принадлежит нескольким лицам-повествователям. Вопросы: "Кто повествует?", "Каково соотношение "голосов" повествователей в тексте?", "Как соотносятся они с авторской позицией?" - возникают невольно у самих ребят. Таким образом можно поставить проблемы самой разнообразной сложности и интереса.

Кроме вопросов, возникающих непосредственно по ходу анализа художественного текста, на занятиях ребятам предлагаются проблемы чисто теоретического характера. Например, начинать изучение курса поэтики можно с вопросов «Что дает нам чтение художественной литературы?», «Почему мы изучаем историю общества и историю литературы?» Далее могут возникнуть самые разнообразные проблемы, например, по ходу чтения уже упомянутых «Повестей Белкина», можно задаться вопросами: «Что, кроме особенностей повествования, объединяет повести в цикл?» или «Можно ли в повестях, авторство которых приписано Пушкиным Белкину, найти стилистический слой, принадлежащий этому автору?», «Какова функция фигуры Белкина?» и т.п. Конечно, вопросы могут быть и более простыми – всё зависит от возможностей группы, с которым работает педагог. Но поскольку педагог наблюдает сам процесс чтения и видит, что непонятно его обучающимся, какие они задают вопросы (педагог может помочь сфрормулировать их или уточнить), он может оценить ситуацию и выбрать необходимый уровень обсуждения. Фактически этот уровень задают сами дети.

Постепенно обучающиеся научатся сами ставить подобные вопросы.

О заданиях творческого характера

В связи с тем, что обучающие этого возраста с удовольствием выполняют задания творческого характера, к каждому разделу первой части программы предлагаются как литературоведческие, так и творческие задания.

Выполнение творческих заданий (собственный опыт авторства) поможет детям оценить художественное мастерство и понять художественные задачи изучаемого писателя.

Педагог может также предлагать обучающимся упражнения на развитие наблюдательности, фантазии, памяти, словарного запаса, литературные игры, этюды.

Целесообразно также предлагать детям работу над индивидуальными исследовательскими проектами творческо-поискового характера. Это длительная работа, которая ведется под руководством педагога (или привлеченного специалиста-куратора). Уже написанная работа обязательно обсуждается на занятиях; в случае успеха выносится на учебно-исследовательскую конференцию.

Примерные темы таких работ:

- Дон-Кихот и князь Мышкин.

- Писатели о творчестве (О.Уайльд "Портрет Дориана Грея" и Гоголь "Портрет").

- Особенности композиции "Гробовщика" Пушкина.

- "Вечера на хуторе близ Диканьки" как цикл.

- Фольклорные образы у Лескова.

- Смысл названия рассказа Бунина "Чистый понедельник".

-​ Значение образа сада в повести А.П.Чехова "Черный монах" и другие.

Рекомендуется также обучать ребят самостоятельному рецензированию произведений.

Дидактическое обеспечение

Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977

Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. М., 1995

Тимошевский В. Теория литературы (любое издание).

ЛИТЕРАТУРА

Для педагога:

1.​ Античные риторики. - М., 1978

2.​ Аристотель. Поэтика//Соч. в 4 т. - М., 1984.

3.​ Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.

4.​ Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд. - М., 1972.

5.​ Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979

6.​ Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М., 1986

7.​ Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур. - Л., 1981

8.​ Белый Андрей. Символизм. Книга статей. - М., 1910

9.​ Белый Андрей. Ритм как диалектика и "Медный всадник". - М., 1929

10.​ Богомолов Н.А. Стихотворная речь. - М., 1995

11.​ Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. - М., 1974

12.​ Бочаров С.Г. О художественных мирах . - М.., 1985

13.​ Брюсов В. Основы стиховедения. - М., 1924

14.​ Веселовский A.H. Историческая поэтика (любое издание).

15.​ Виноградов В.B. Проблемы русской стилистики. - М., 1981

16.​ Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. - М., 1976

17.​ Виноградов В.В. Стиль Пушкина. - М., 1951.

18.​ Виноградов В. Проблема авторства и теория стилей. Стилистика. - М., 1961

19.​ Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX веков. - М., 1979

20.​ Виноградов В.В. Стиль Пушкина. - М., 1951.

21.​ Волошин M. Лики творчества. - М., 1990

22.​ Время и судьбы произведений русских писателей . - M., 1981

23.​ Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1986

24.​ Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. - М., 1994

25.​ Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х–1925-го годов в комментариях. - М., 1993

26.​ Гачев Г. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. Ч.1, - М., 1972.

27.​ Гачев Г.Д. Ст. Космос Достоевского //"Проблемы поэтики и истории литературы". Сб. статей к 75-летию М.М. Бахтина. - Саранск, 1968.

28.​ Гей Н.К. Ст. Художественный образ как категория поэтики//"Контекст"-1982". Литературно-теоретические исследования. - М., 1983.

29.​ Гей Н.К. Пространство и время в структуре произведения.// "Контекст - 1974". - М., 1975.

30.​ Григорьев В.П. Поэтика слова: На материале русской советской поэзии. - М., 1979

31.​ Гиппиус В.В. Гоголь". Материалы и исследования.- М., 1963.

32.​ Гиршман М.М. Избранные статьи. Художественная целостность. Ритм. Стиль. Диалогическое мышление. - Донецк, 1996

33.​ Гроссман Л. Борьба за стиль.

34.​ Гроссман Л. Проблемы поэтики. Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е изд. - М., 1974

35.​ Долгополов Л.К. На рубеже веков. - Л., 1986.

36.​ Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика.- Л., 1977

37.​ Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. - М., 1995

38.​ История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, в 5-ти т.т. - М., 1962-1970.

39.​ Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М., 1994.

40.​ Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. - М., 1968

41.​ Корман Б.О. Лирика Некрасова. 2-е изд. - Ижевск, 1978.

42.​ Лазутин Г. Поэтика русского фольклора. - М., 1981

43.​ Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения// Вопросы литературы, 1963, №8.

44.​ Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. - М., 1979.

45.​ Лихачев Д.С. Литература - реальность - литература. - Л., 1981.

46.​ Лотман Ю.М. Анализ поэтического стихотворного текста, - М,. 1979

47.​ Лотман Ю.М., Успенский Б.А. "Письма русского путешественника" Карамзина и их место в развитии русской культуры// В кн. Н.М.Карамзин "Письма русского путешественника". - Л., 1987.

48.​ Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. - М., 1968.

49.​ Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М., 1976

50.​ Максимов Д.Е. Поэзия и проза Александра Блока. - Л., 1981

51.​ Максимов Д.Е. Русские поэты начала века. - Л., 1986.

52.​ Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. - М., 1976.

53.​ Манн Ю.В. В.Ф .Одоевский и его «Русские ночи»//"Русская философская эстетика", 1820-1830 гг. - M., 1969

54.​ Морозов А. Пародия как литературный жанр// Русская литература, 1960, №1

55.​ Потебня А.А. Эстетика и поэтика. - М., 1976

56.​ Смирнов И.П. Порождение интертекста (Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака). 2-е изд. - СПб., 1997

57.​ Томашевский Б.В. Поэтика. - М., 1996

58.​ Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. Избранное. - М., 1995

59.​ Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1979.

60.​ Тынянов Ю. Проблема стихотворного языка. -М., 1965

61.​ Успенский В.А. Поэтика композиции. - M, 1970.

62.​ Чирков Н. О стиле Достоевского. - М., 1969.

63.​ Чудаков А.П. "Поэтика Чехова"

64.​ Хализев В.Е. Драма как явление искусства. - М., 1978

65.​ Хализев В.Е. Художественный мир писателя и бытовая культура (на материале произведений Н.С.Лескова) // Контекст-1981. Литературно-теоретические исследования.. - М., 1982

66.​ Холшевников В. Основы стиховедения: Русское стихосложение. 3-е изд. - СПб, 1996

67.​ Шенгели Г. Техника стиха. - М., 1960

68.​ Шкловский В. Тетива. О несходстве сходного. - М., 1970.

69.​ Шкловский В. О теории прозы. - М., 1983.

70.​ Шоу Б. О драме и театре. - М., 1963

71.​ Эйхенбаум Б.М. О прозе. - М., 1968.

72.​ Эйхенбаум Б. О поэзии. - Л., 1969

73.​ Эйхенбаум. Статьи о Лермонтове. - М.-Л., 1961

74.​ Эткинд Е. Поэзия и перевод. - М.-Л., 1963.

75.​ Эткинд Е. Разговор о поэзии. - М., 1972

76.​ Эпштейн М. Природа, мир, тайник вселенной.

77.​ Якобсон Р. Работы по поэтике. - М., 1987

Для обучающихся:

1.​ Волошин M. Лики творчества. - М., 1990

2.​ Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. - М., 1994

3.​ Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х–1925-го годов в комментариях. - М., 1993

4.​ Гачев Г. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. Ч.1. - М., 1972.

5.​ Гроссман Л. Проблемы поэтики. Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е изд. – М., 1974

6.​ Лихачев Д.С. Литература - реальность - литература. - Л., 1981.

7.​ Лотман Ю.М. Анализ поэтического стихотворного текста. - М., 1979

8.​ Лотман Ю.М., Успенский Б.А. "Письма русского путешественника" Карамзина и их место в развитии русской культуры//Н.М.Карамзин "Письма русского путешественника". - Л., 1987.

9.​ Шкловский В. Тетива. О несходстве сходного. - М., 1970.

10.​ Шкловский В. О теории прозы. - М., 1983.

11.​ Шоу Б. О драме и театре. - М., 1963

12.​ Эйхенбаум Б.М. О прозе. - М., 1968.

13.​ Эйхенбаум Б. О поэзии. - Л., 1969

14.​ Эйхенбаум. Статьи о Лермонтове. - М.-Л., 1961

15.​ Эткинд Е. Поэзия и перевод. - М.-Л., 1963.

16.​ Эткинд Е. Разговор о поэзии. - М., 1972

17.​ Эпштейн М. Природа, мир, тайник вселенной.

Категория: Программы литературной студии | Добавил: defaultNick | Теги: поэтика
Просмотров: 1227 | Загрузок: 315 | Рейтинг: 5.0/1