Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы литературной студии |
[ · Скачать удаленно (387 КБ) ] | 09.02.2013, 01:10 |
ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»» «ОСНОВЫ ИСКУССТВА ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА» Автор – Голоколосова Е.С. Педагоги, реализующие программу – Голоколосова Е.С., Цыганова О.Н. Уровень программы – 3 Цель программы – обучение основам искусства звучащ. слова; формирование творческой личности. Срок реализации – 4 года. Возраст обучающихся – 6-18 лет. Количество часов по годам обучения – 1 и 2 год -144 часа; 3 год и 4 год - 108 и 216 часов. Недельная нагрузка и режим занятий – 1 и 2 год - 4 часа (2 раза в неделю по 2 часа); 3 год и 4 год – 3 и 6 часов (1 раз в неделю 3 часа и 2 раза в неделю по 3 часа). Ребёнок – это свобода, стремящаяся найти закон и порядок; здесь и лежит основа творческой мощи детей и творчества как такового. Валентин Непомнящий
Настоящая программа по основам искусства звучащего слова является обобщением длительного опыта работы автора. В ней сосредоточена попытка осмысления основных принципов, целей и задач детской педагогики в искусстве звучащего слова (художественного чтения). Программа относится к художественно-эс Элементы социально-педаго Задача воспитания личности в процессе работы над взятым репертуаром невыполнима без расширения кругозора ребёнка, без приобретения им дополнительных знаний об авторе произведения и его героях, истории его написания, особенностей эпохи, описанной в нём, народа и замечательных людях, живших тогда и т.д. Именно эти знания относящиеся к культурологическ Данная программа является дополненной и переработанной программой Е.С. Голоколосовой «Искусство художественного чтения» - М.: МГДД(Ю)Т, 1999 г. Актуальность и педагогическая целесообразность Необходимость обучения искусству звучащего слова ощутима всегда, а сегодня особенно остро. Взрослые и дети мало читают или не читают вовсе. А если читают, то зачастую посредственную, низкопробную литературу. Какие беды из этого возникают, всем известно. Искусство звучащего слова – посредник между литературой и человеком, между жизнью и литературой. Чтец возвращает человека к Книге. Поскольку в общем среднем образовании подобной дисциплины нет, а значимость её для развития и формирования в обучающихся основных факторов истинной зрелости гармонической творческой личности велика, педагогическая целесообразность в обучении подобной дисциплине очевидна. Отличительные особенности программы В системе дополнительного образования существует ряд образовательных программ по художественному чтению, например: «Художественное чтение» Т.Ф. Завадской, Н.Н. Шевелёва и М.Р. Перловой. - М., 1981; «Студия художественного слова». Сост. Р.В. Вейс в сб. «Поэтический театр» серии «Я вхожу в мир искусства». №3, 2002; «Великая радость творчества» - авторы Л.В. Аракелян, Е.В. Майорова, Н.Г. Желтухина, раздел «Сценическая речь». - М., 2003; «Сценическая речь (с учётом особенностей детского голосообразовани Программа «Художественное чтение» Т.Ф. Завадской; Н.Н. Шевелёва и М.Р. Перловой, вышедшая в 1981 году и одобренная Министерством просвещения СССР, является примерной типовой программой. Она носит обобщённый характер работы с группой, не затрагивая проблем раскрытия детской индивидуальности Отличительные особенности настоящей программы состоят, прежде всего, в особенностях подхода к помощи каждому ребенку в узнавании, открытии и в дальнейшем сознательном формировании себя. Программа опирается на психологические особенности детей и состоит из 4-х разделов: Первый раздел - открытие (развитие и дальнейшее совершенствовани Второй раздел - открытие (развитие и дальнейшее совершенствовани Третий раздел - открытие (познание) мира – в этом разделе ребёнку открывается простор для формирования собственной сознательной позиции к литературе и к окружающей жизни (своей, города, страны, мира) через аналитическое отношение к прочитанному и своему жизненному опыту. Четвертый раздел - вхождение в мир (на четвертом году обучения) – это раздел, где наступает стадия осознания себя и своих возможностей для активного участия в жизни, влияния на неё, используя владение средствами искусства звучащего слова (художественного чтения). Вся программа нацелена также на осуществление теснейшей связи всего ее содержания с жизнью обучающегося и окружающей его действительность Цель: обучение основам искусства звучащего слова; формирование творческой личности. Задачи: обучающие: - обучить приёмам сосредоточивать внимание; -обучить приёмам владения артикуляционным аппаратом и речевого звукообразования - обучить некоторым приёмам психофизического управления своим организмом; - учить понимать психологию и мотивы поступков литературных персонажей и окружающих людей; приучать к сравнительному анализу с (возможными) своими поступками; -обучать приёмам общения с различной аудиторией в условиях сценического выступления и в жизни; -учить сопоставлять художественно-ли -обучить правилам самостоятельной работы над репертуаром в процессе его воплощения на сцене; - обучить правилам бытовой и сценической культуры. развивающие: - развить кругозор ребёнка в области литературы, искусства и истории; - развить вкус к художественно-эс -развить способность ребёнка составлять своё мнение о прочитанном и грамотно аргументировать его; - развить эмоциональные и интеллектуальные задатки ребёнка; -развить способность к ассоциативному, аналитическому, конструктивному и концептуальному мышлению; -развить способность обучающихся соотносить свои знания с окружающей их жизнью и использовать личный опыт в творческом воплощении художественных произведений; - развить понимание внимательного и бережного взгляда на (в) окружающую жизнь; - развить грамотное отношение к чтению. воспитательные: - привить любовь к книге; - воспитать у обучающихся привычное желание чётко, грамотно и точно выражать свои мысли; -воспитать у обучающихся чуткое отношение к истинным гражданским нравственным ценностям в литературе и искусстве; -воспитать гуманность и честность во взаимоотношениях с людьми и окружающим миром; - сформировать мировоззрение в соответствии с нормами гражданской нравственности. Сроки реализации программы Программа рассчитана на 4 года. По окончании 3-х лет занятий некоторым детям рекомендуется продолжить обучение. На четвёртый год занятий выходят дети, способные к работе на открытом литературном, сценическом и жизненном пространстве в сотворчестве с педагогом. Возраст обучающихся По данной программе обучающиеся занимаются с 6 до 10 лет. Количество детей в группе – 10 - 12 человек. Набор обучающихся в учебные группы осуществляется по разновозрастному принципу. Опыт показывает положительность подобного сообщества детей, в котором происходит взаимообогащающе Формы и режим занятий Формы проведения занятий: игры, беседы, поисково-познава Количество часов в неделю зависит от возраста и года занятий и равно 3 часам, 4 часам и 6 часам. Занятия проходят от одного до трёх раз в неделю. Поскольку основу занятия составляет обязательное практическое воспроизведение заданий каждым обучающимся, занятия проводятся в группе с дальнейшей «отшлифовкой» исполнения на сцене на индивидуальных занятиях. Четвертый год обучения предусматривает только индивидуальные занятия. Ожидаемые результаты и способы их проверки Обучение детей основам искусства звучащего слова не ориентирует ребёнка только на профессию чтеца, актера и т.д. Цель обучения значительно шире: воспитанник должен быть способен применить свои знания, умения и навыки в разных видах деятельности – всюду, где необходимо грамотно говорить. К концу 1-ого года обучения обучающиеся будут знать и понимать: - природу речевого звукообразования - необходимость для человека четкой, осмысленной и целенаправленной речи; уметь: - сосредоточивать внимание на главном; -улавливать действенные различия в человеческой речи, пытаться воспроизводить слышимое; -пытаться ставить вопросы и искать на них ответы для более глубокого понимания литературного произведения и его автора; -задумываться о поступках литературных персонажей и окружающих людей; пытаться сравнивать их с (возможными) своими поступками; - сознательно выполнять наиболее часто встречающиеся в их жизни словесные действия, быть убедительным в передаче простейших видений; - общаться со слушателем. К концу 2-ого года обучения: знать: - значение некоторых приемов психофизического управления своим организмом; понимать: -необходимость овладения нормами гражданской нравственности, бытовой и сценической культуры для себя и каждого человека; - необходимость историко-культур уметь: - сознательно управлять своим вниманием; - пользоваться возможностями своего голоса; -самостоятельно проделать логический разбор несложного незнакомого текста с информативной целью и грамотно, с хорошей дикцией, его прочитать; - слышать и определять действенные различия в человеческой речи, воспроизводить слышимое; -объяснить психологию и мотивы поступков литературных персонажей и окружающих людей; сравнивать их с (возможными) своими поступками; -общаться с конкретным адресатом и различной аудиторией в условиях сценического выступления и в жизни; - пытаться формулировать главную мысль произведения и цель своего чтения - пытаться формулировать и аргументировать своё мнение о читаемом произведении в целом; каждом его персонаже, событии. К концу 3-его года обучения: уметь: - самостоятельно находить и последовательно развивать главную мысль произведения; -определять своё отношение к происходящему в произведении, аргументировать и отстаивать его; - различать стилевые и жанровые соответствия в собственном исполнении и слышать их у других исполнителей. - формулировать и ставить цель чтения конкретного произведения; искать и находить точные действенные и последовательные задачи к её исполнению. К концу 4-го года обучения: уметь: - владеть некоторыми приёмами психофизического управления своим организмом и применять их в творчестве и жизни; - овладеть нормами гражданской нравственности, бытовой и сценической культуры; - защитить выбор репертуара, обосновать замысел его исполнения; -изучить всесторонне вопросы, поднимаемые в избранном произведении, уметь излагать объективное и субъективное понимание их; -разобрать с профессиональных позиций художественное чтение других исполнителей (включая профессиональных артистов-чтецов) - самостоятельно поэтапно завершить подготовительный (застольный) период работы над текстом. Способы проверки: фронтальные, контрольные опросы, зачётные задания по конкретным темам, концертные выступления и привлечение к участию в массово-обществе/// При реализации программы используются дидактические материалы и инструменты: -специально подобранные по темам литературные тексты разного характера и жанров, написанные или составленные самостоятельно, а также заимствованные; - аудио- и видео-записи с чтением профессиональных мастеров, а также обучающихся студии и исполнителей городского конкурса чтецов – школьников, обучающихся системы ПО, учителей и семейных ансамблей «Открытая книга. Послушайте!» за многие годы; - репертуарная библиотека для всех возрастов «Под рукой»; - анатомический атлас; - комплект петрушечных кукол; - комплект «шумовых» и ударных инструментов малого размера (ложки, тарелки, трещотки, рубель, колокольчики, треугольник, детские ксилофон и барабан, гонг, бубен, кастаньеты, марокасы, другое); - камертон; Техническое оснащение программы: - просторная комната для занятий, праздников и свободного общения – с умывальной раковиной (для поддержания активного характера семейно-клубного стиля взаимоотношений с родителями); - концертная сцена со зрительным залом; - напольное ковровое покрытие; - шкафы и стеллажи для книг, реквизита и др. материалов; - стремянка; сценические станки, имитирующие подмостки и проч. - фортепиано; - фоно- и видеотеки с записями мастеров художественного чтения, певцов, музыкантов для учебных и концертных целей; -фоно- и видеотеки с записями исполнения студийцев и других самодеятельных исполнителей; - библиотека с художественной и публицистической литературой, включающая в себя толковые, энциклопедически - инвентарь для работы над книгой по её изучению и ремонту; - телевизор и радио-приёмник (для совместного оперативного прослушивания важнейших передач по интересующим нас темам); - цифровая аудио-, видео- и записывающая, усилительная и воспроизводящая аппаратура для учебных и поощрительных (запись в золотой и серебряный фонд студийцев) целей. - классная доска; - зеркало; - гимнастические маты. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Артоболевский Г. В. Художественное чтение. - М.: Просвещение, 1978. 2. Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. - М., 2005. 3. Власова Т.М.: Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. - М.: ВЛАДОС, 1996. 4. Ершова А.П. Нескучная школа. Ин-т педагогики социальной работы РАО. - СПб., 2004. 5. Журавлев Д. Н. Жизнь. Искусство. Встречи. - М.: ВТО, 1985. 6. Итина О. М. Выбор репертуара. - М.: Искусство, 1969. 7. Итина О. М. Единого слова ради. - М.: Советская Россия, 1985. 8. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. - М.: Искусство, 1976. 9. Кнебель М. О. О том, что мне кажется особенно важным. - М.: Искусство, 1976. 10. Козлянинова И. П. Произношение и дикция. - М.: ВТО, 1977. 11. Комякова Г. Слово в драматическом театре. - М.: Искусство, 1974. 12. Корогодский З. Я. Первый год. Начало. - М.: Советская Россия, 1973. 13. Кочарян С. В поисках живого слова. - М.: ВТО, 1979. 14. Моргунов Б. Г. Законы звучащей речи. - М.: Советская Россия, 1986. 15. Моргунов Б. Г. Проблемы звучащей речи. - М.: Советская Россия, 1980. 16. Новицкая Л. П. Тренинг и муштра. - М.: Советская Россия, 1969. 17. Новицкая Л. П. Эстафета молодым. - М.: Советская Россия, 1976. 18. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: Искусство, 1981. 19. Программы педагогических институтов. Практикум по выразит. чтению. – М.,1960. 20. Розовский М. Самоотдача. - М.: Советская Россия, 1976. 21. Савкова З. Как сделать голос сценическим. - М.: Советская Россия, 1978. 22. Савкова З.В. Искусство оратора. – СПб., 2003. 23. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Ч.1 и 2. - М.: Искусство, 1951. 24. Студия художественного слова. Составитель Р.В. Вейс – М.: ВЦХТ. 25. («Я вхожу в мир искусств»), 2002, выпуск № 3 «Поэтический театр». 26. Смоленский Я.М. Гармония и алгебра стиха. Фонд Я.М. Смоленского. - М.: 1998. 27. Яхонтов В. Театр одного актёра. /Лит. редакция Е. Поповой. - М.: Искусство, 1958. Для педагога, обучающихся и их родителей в целях приобщения к звучащей речи 1. Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Русская речь в картинках. - М.: Просвещение, 1989. 2. Бизам Д., Герцег Я. Многоцветная логика. - М.: Мир, 1978. 3. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. 4. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989. 5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. 6. Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой. - М.: Просвещение, 1991. 7. Гачев Г. Книга удивлений… или образы в науке. - М.: Педагогика, 1991. 8. Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1989. 9. Дюнн М. Все о детской вечеринке. - М.: Центр «ПРО», 1995. 10. Зак А. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М., 1994. 11. Занимательное азбуковедение. Сост. В. В. Волина. - М.: Просвещение, 1991. 12. А. А. Ивин. Искусство правильно мыслить. - М.: Просвещение, 1990. 13. В.И. Капинос и др. Развитие речи. Теория и практика обучения. - М., 1991. 14. Кэрролл Л. Логическая игра. - М.: Наука, 1991. 15. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1990. 16. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми. - М.: Просвещение, 1991. 17. Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986. 18. Лопухина И. Логопедия. 550занимательных упражнений. - М.: Аквариум, 1996. 19. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. - М.: Просвещение,1975 20. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1988. 21. Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. //В кн.: «Пушкин. Избранные работы 1960-х –1990-х гг.» в 2-х т.т. Т.1. - М., 2001. 22. Найдёнов Б.С.и др. Методика выразительного чтения. - М.:Просвещение,1 23. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М., 1974. 24. Практикум по выразительному чтению. - М.: Учпедгиз, 1960. 25. Программа для внеклассной работы по художественному чтению. - М., 1982. 26. Развесёлый разговор. Музыкальные скороговорки. - М.: Музыка, 1994. 27. Родари Д. Грамматика фантазии. - М.: Прогресс, 1978. 28. Розенталь Д. Э. Культура речи. – М.: Изд. МГУ, 1964. 29. Соловейчик С. Час ученичества. - М.: Детская литература, 1972. 30. Соловьева Н.М., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8 классах. - М., 1983. 31. Смирнов В.Ф., Чирва А.Н.. Путешествие в страну тайн. - М.: Новая школа, 1993. 32. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991. 33. Тучнин М. П. Как задать вопрос. - М.: Просвещение, 1993. 34. К. Д. Ушинский. Родное слово. - Новосибирск, Детская литература, 1994. 35. Шишкина В. А. Движение + Движения. - М.: Просвещение, 1992 36. Штейнер Р.Воспитание к свободе. – М., 1993. 37. Эйнон Д. Творческая игра от рождения до 10 лет. - М.: Педагогика-Пресс 38. Яковлев В., Гриневский А.. Игры для детей. - М.: ВГФ им. А. С. Пушкина, 1993. 39. Якуб С. К. Вспомним забытые игры. - М.: Детская литература, 1990. Для педагога, обучающихся и их родителей в целях развития, воспитания и формирования личности 1. Агеева Е. Л. и др. Чего на свете не бывает. - М.: Просвещение, 1991. 2. Алякринский Б. С. Беседы о самовоспитании. - М.: Просвещение, 1978. 3. Андреев Ю. Откровенный разговор. - М.: Просвещение, 1986. 4. Васильева З. П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Педагогика, 1988. 5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. - М.: Просвещение, 1980. 6. Глинский Б. Б. Царские дети и их наставники. - Ростов-на-Дону, Феникс, 1997. 7. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. - М., 1981. 8. Гречуха Жанна. Туман в Лиссабоне. Радиопьеса. - М.: ООО «Грошев дизайн», 2007. 9. Дошкольная педагогика. - Л.: 1964. 10. Загик Л. В. и др. Воспитателю о работе с семьей. Сб. статей. - М.: Просвещение, 1989. 11. Каптерев И. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982. 12. Копылова Н. А. После уроков. - М.: Просвещение, 1989. 13. Корчак Я. Как любить детей. - М.: Знание, 1968. 14. Лиханов А. Драматическая педагогика. - М.: Педагогика, 1982. 15. Макаренко А. С. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 1964. 16. Макаренко А. С. О воспитании. - М., 1988. 17. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М.: Просвещение, 1991. 18. Маркуша А. Книга для сыновей и пап. - М.: Педагогика, 1990. 19. Нравственное воспитание дошкольников (сборник статей). - М.: Педагогика, 1972. 20. Основы дошкольной педагогики. Под ред. А.В. Запорожец, Т.А. Марковой. - М., 1980. 21. Педагогический поиск. Сб. статей. - М.: Педагогика, 1987. 22. Полынин В. Мама, папа и я. - М.: Советская Россия, 1969. 23. Рихтерман Т. Д. Формирование представления о времени у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. 24. Соловейчик С. Учение с увлечением. - М.: Детская литература, 1976. 25. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1981. 26. Тахова Л. Воспитать мужчину. - М.: Педагогика-Пресс 27. Ханхасаева И. Растет сын, растет дочка. - М.: Педагогика, 1991. 28. Честерфилд. Письма к сыну. - М.: Культура и традиции, 1993. 29. Шаталов В. Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 1987. |
|
|
|
Просмотров: 1975 | Загрузок: 342 | Рейтинг: 0.0/0 |