Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы литературной студии

«ОСНОВЫ ИСКУССТВА ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА»
[ · Скачать удаленно (387 КБ) ] 09.02.2013, 01:10

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«ОСНОВЫ ИСКУССТВА ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА»
Автор – Голоколосова Е.С. Педагоги, реализующие программу – Голоколосова Е.С., Цыганова О.Н.
Уровень программы – 3
Цель программы – обучение основам искусства звучащ. слова; формирование творческой личности.
Срок реализации – 4 года. Возраст обучающихся – 6-18 лет.
Количество часов по годам обучения – 1 и 2 год -144 часа; 3 год и 4 год - 108 и 216 часов.
Недельная нагрузка и режим занятий – 1 и 2 год - 4 часа (2 раза в неделю по 2 часа); 3 год и 4 год – 3 и 6 часов (1 раз в неделю 3 часа и 2 раза в неделю по 3 часа).


Ребёнок – это свобода,

стремящаяся найти закон и порядок;

здесь и лежит основа творческой мощи детей

и творчества как такового.

Валентин Непомнящий

Настоящая программа по основам искусства звучащего слова является обобщением длительного опыта работы автора. В ней сосредоточена попытка осмысления основных принципов, целей и задач детской педагогики в искусстве звучащего слова (художественного чтения).

Программа относится к художественно-эстетической направленности с элементами социально-педагогической и культурологической направленностей.

Элементы социально-педагогической направленности просматриваются тесной связи с родителями в целях совместного воспитания и просвещения, вплоть до одновременных занятий и мероприятиях детей с родителями; в технологиях воспитания творческой гармонически развитой личности, владеющей нормами гражданской нравственности, сценической и бытовой культуры. Элементы культурологической направленности находятся в обязательных темах обучения из области литературы, искусства и истории в процессе разбора произведения в процессе его изучения.

Задача воспитания личности в процессе работы над взятым репертуаром невыполнима без расширения кругозора ребёнка, без приобретения им дополнительных знаний об авторе произведения и его героях, истории его написания, особенностей эпохи, описанной в нём, народа и замечательных людях, живших тогда и т.д. Именно эти знания относящиеся к культурологической направленности - прямая связь с волнующей ребенка темой произведения укрепляют его уверенность в своих взглядах и помогают ему быть убедительным на сцене и в жизни.

Данная программа является дополненной и переработанной программой Е.С. Голоколосовой «Искусство художественного чтения» - М.: МГДД(Ю)Т, 1999 г.

Актуальность и педагогическая целесообразность

Необходимость обучения искусству звучащего слова ощутима всегда, а сегодня особенно остро. Взрослые и дети мало читают или не читают вовсе. А если читают, то зачастую посредственную, низкопробную литературу. Какие беды из этого возникают, всем известно. Искусство звучащего слова – посредник между литературой и человеком, между жизнью и литературой. Чтец возвращает человека к Книге.

Поскольку в общем среднем образовании подобной дисциплины нет, а значимость её для развития и формирования в обучающихся основных факторов истинной зрелости гармонической творческой личности велика, педагогическая целесообразность в обучении подобной дисциплине очевидна.

Отличительные особенности программы

В системе дополнительного образования существует ряд образовательных программ по художественному чтению, например: «Художественное чтение» Т.Ф. Завадской, Н.Н. Шевелёва и М.Р. Перловой. - М., 1981; «Студия художественного слова». Сост. Р.В. Вейс в сб. «Поэтический театр» серии «Я вхожу в мир искусства». №3, 2002; «Великая радость творчества» - авторы Л.В. Аракелян, Е.В. Майорова, Н.Г. Желтухина, раздел «Сценическая речь». - М., 2003; «Сценическая речь (с учётом особенностей детского голосообразования)» О.Н. Цыгановой; Макс-пресс. М.: 2006.

Программа «Художественное чтение» Т.Ф. Завадской; Н.Н. Шевелёва и М.Р. Перловой, вышедшая в 1981 году и одобренная Министерством просвещения СССР, является примерной типовой программой. Она носит обобщённый характер работы с группой, не затрагивая проблем раскрытия детской индивидуальности. Программа составителя Р. Вейс основана на традиционных педагогических методологиях для внешкольных учреждений. Последние же две программы сориентированы на преподавание сценической речи в качестве дополнительной дисциплины к курсу актёрского мастерства, а не самостоятельной.

Отличительные особенности настоящей программы состоят, прежде всего, в особенностях подхода к помощи каждому ребенку в узнавании, открытии и в дальнейшем сознательном формировании себя. Программа опирается на психологические особенности детей и состоит из 4-х разделов:

Первый раздел - открытие (развитие и дальнейшее совершенствование) себя как биологическое явление – содержит информацию об общих и особенных качествах, заложенных в ребенке Природой (голосовой и речевой аппараты, дыхательная система, опорно-двигательный и вестибулярный аппарат, лицевые мышцы, центральная нервная система) и цикл тренировочных занятий для его развития.

Второй раздел - открытие (развитие и дальнейшее совершенствование) в себе способностей к творчеству – это раздел о психофизических способностях ребенка испытывать истинные глубокие чувства в обстоятельствах жизненных и вымышленных, и разумном их управлением.

Третий раздел - открытие (познание) мира – в этом разделе ребёнку открывается простор для формирования собственной сознательной позиции к литературе и к окружающей жизни (своей, города, страны, мира) через аналитическое отношение к прочитанному и своему жизненному опыту.

Четвертый раздел - вхождение в мир (на четвертом году обучения) – это раздел, где наступает стадия осознания себя и своих возможностей для активного участия в жизни, влияния на неё, используя владение средствами искусства звучащего слова (художественного чтения).

Вся программа нацелена также на осуществление теснейшей связи всего ее содержания с жизнью обучающегося и окружающей его действительностью, на стимулирование его инициативы к самосовершенствованию.

Цель: обучение основам искусства звучащего слова; формирование творческой личности.

Задачи:

обучающие:

- обучить приёмам сосредоточивать внимание;

-обучить приёмам владения артикуляционным аппаратом и речевого звукообразования;

- обучить некоторым приёмам психофизического управления своим организмом;

- учить понимать психологию и мотивы поступков литературных персонажей и окружающих людей; приучать к сравнительному анализу с (возможными) своими поступками;

-обучать приёмам общения с различной аудиторией в условиях сценического выступления и в жизни;

-учить сопоставлять художественно-литературное произведение с историко-культурологическим аспектом, филологическими знаниями и исследованиями;

-обучить правилам самостоятельной работы над репертуаром в процессе его воплощения на сцене;

- обучить правилам бытовой и сценической культуры.

развивающие:

- развить кругозор ребёнка в области литературы, искусства и истории;

- развить вкус к художественно-эстетическим и нравственным ценностям человечества, литературе и искусству;

-развить способность ребёнка составлять своё мнение о прочитанном и грамотно аргументировать его;

- развить эмоциональные и интеллектуальные задатки ребёнка;

-развить способность к ассоциативному, аналитическому, конструктивному и концептуальному мышлению;

-развить способность обучающихся соотносить свои знания с окружающей их жизнью и использовать личный опыт в творческом воплощении художественных произведений;

- развить понимание внимательного и бережного взгляда на (в) окружающую жизнь;

- развить грамотное отношение к чтению.

воспитательные:

- привить любовь к книге;

- воспитать у обучающихся привычное желание чётко, грамотно и точно выражать свои мысли;

-воспитать у обучающихся чуткое отношение к истинным гражданским нравственным ценностям в литературе и искусстве;

-воспитать гуманность и честность во взаимоотношениях с людьми и окружающим миром;

- сформировать мировоззрение в соответствии с нормами гражданской нравственности.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 4 года.

По окончании 3-х лет занятий некоторым детям рекомендуется продолжить обучение. На четвёртый год занятий выходят дети, способные к работе на открытом литературном, сценическом и жизненном пространстве в сотворчестве с педагогом.

Возраст обучающихся

По данной программе обучающиеся занимаются с 6 до 10 лет. Количество детей в группе – 10 - 12 человек.

Набор обучающихся в учебные группы осуществляется по разновозрастному принципу. Опыт показывает положительность подобного сообщества детей, в котором происходит взаимообогащающее влияние ребят друг на друга.

Формы и режим занятий

Формы проведения занятий: игры, беседы, поисково-познавательная работа (поиск информации в литературе, Интернете, в экспедициях), товарищеские и творческие встречи, дискуссии, репетиции, праздники, конкурсы и турниры, концертные выступления, гастрольные поездки, экскурсии. Типовое занятие состоит из практической и теоретической части.

Количество часов в неделю зависит от возраста и года занятий и равно 3 часам, 4 часам и 6 часам. Занятия проходят от одного до трёх раз в неделю.

Поскольку основу занятия составляет обязательное практическое воспроизведение заданий каждым обучающимся, занятия проводятся в группе с дальнейшей «отшлифовкой» исполнения на сцене на индивидуальных занятиях. Четвертый год обучения предусматривает только индивидуальные занятия.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Обучение детей основам искусства звучащего слова не ориентирует ребёнка только на профессию чтеца, актера и т.д. Цель обучения значительно шире: воспитанник должен быть способен применить свои знания, умения и навыки в разных видах деятельности – всюду, где необходимо грамотно говорить.

К концу 1-ого года обучения обучающиеся будут

знать и понимать:

- природу речевого звукообразования, возможности своего голоса;

- необходимость для человека четкой, осмысленной и целенаправленной речи;

уметь:

- сосредоточивать внимание на главном;

-улавливать действенные различия в человеческой речи, пытаться воспроизводить слышимое;

-пытаться ставить вопросы и искать на них ответы для более глубокого понимания литературного произведения и его автора;

-задумываться о поступках литературных персонажей и окружающих людей; пытаться сравнивать их с (возможными) своими поступками;

- сознательно выполнять наиболее часто встречающиеся в их жизни словесные действия, быть убедительным в передаче простейших видений;

- общаться со слушателем.

К концу 2-ого года обучения:

знать:

- значение некоторых приемов психофизического управления своим организмом;

понимать:

-необходимость овладения нормами гражданской нравственности, бытовой и сценической культуры для себя и каждого человека;

- необходимость историко-культурологических и литературных знаний при подготовке произведения к публичному чтению;

уметь:

- сознательно управлять своим вниманием;

- пользоваться возможностями своего голоса;

-самостоятельно проделать логический разбор несложного незнакомого текста с информативной целью и грамотно, с хорошей дикцией, его прочитать;

- слышать и определять действенные различия в человеческой речи, воспроизводить слышимое;

-объяснить психологию и мотивы поступков литературных персонажей и окружающих людей; сравнивать их с (возможными) своими поступками;

-общаться с конкретным адресатом и различной аудиторией в условиях сценического выступления и в жизни;

- пытаться формулировать главную мысль произведения и цель своего чтения

- пытаться формулировать и аргументировать своё мнение о читаемом произведении в целом; каждом его персонаже, событии.

К концу 3-его года обучения:

уметь:

- самостоятельно находить и последовательно развивать главную мысль произведения;

-определять своё отношение к происходящему в произведении, аргументировать и отстаивать его;

- различать стилевые и жанровые соответствия в собственном исполнении и слышать их у других исполнителей.

- формулировать и ставить цель чтения конкретного произведения; искать и находить точные действенные и последовательные задачи к её исполнению.

К концу 4-го года обучения:

уметь:

- владеть некоторыми приёмами психофизического управления своим организмом и применять их в творчестве и жизни;

- овладеть нормами гражданской нравственности, бытовой и сценической культуры;

- защитить выбор репертуара, обосновать замысел его исполнения;

-изучить всесторонне вопросы, поднимаемые в избранном произведении, уметь излагать объективное и субъективное понимание их;

-разобрать с профессиональных позиций художественное чтение других исполнителей (включая профессиональных артистов-чтецов);

- самостоятельно поэтапно завершить подготовительный (застольный) период работы над текстом.

Способы проверки: фронтальные, контрольные опросы, зачётные задания по конкретным темам, концертные выступления и привлечение к участию в массово-общественной работе студии, участие в различных чтецких конкурсах и отношение к полученным результатам, подготовительный период к итоговому занятию. А также повседневное наблюдение педагога (и возможное педагогическое влияние) за степенью активности поведения на занятиях, готовностью к размышлению при поиске ответов на вопросы, творческой точностью исполнения заданий, динамикой каждого обучающегося в развитии.
///

При реализации программы используются дидактические материалы и инструменты:

-специально подобранные по темам литературные тексты разного характера и жанров, написанные или составленные самостоятельно, а также заимствованные;

- аудио- и видео-записи с чтением профессиональных мастеров, а также обучающихся студии и исполнителей городского конкурса чтецов – школьников, обучающихся системы ПО, учителей и семейных ансамблей «Открытая книга. Послушайте!» за многие годы;

- репертуарная библиотека для всех возрастов «Под рукой»;

- анатомический атлас;

- комплект петрушечных кукол;

- комплект «шумовых» и ударных инструментов малого размера (ложки, тарелки, трещотки, рубель, колокольчики, треугольник, детские ксилофон и барабан, гонг, бубен, кастаньеты, марокасы, другое);

- камертон;

Техническое оснащение программы:

- просторная комната для занятий, праздников и свободного общения – с умывальной раковиной (для поддержания активного характера семейно-клубного стиля взаимоотношений с родителями);

- концертная сцена со зрительным залом;

- напольное ковровое покрытие;

- шкафы и стеллажи для книг, реквизита и др. материалов;

- стремянка; сценические станки, имитирующие подмостки и проч.

- фортепиано;

- фоно- и видеотеки с записями мастеров художественного чтения, певцов, музыкантов для учебных и концертных целей;

-фоно- и видеотеки с записями исполнения студийцев и других самодеятельных исполнителей;

- библиотека с художественной и публицистической литературой, включающая в себя толковые, энциклопедические, этимологические и орфоэпические и др. словари; литературу по искусству, истории, литературоведению; литературу по другим областям знаний; периодическую литературу (еженедельники «Литературная газета»; «Книжное обозрение»; Роман-газета для детей; для юношества, другое);

- инвентарь для работы над книгой по её изучению и ремонту;

- телевизор и радио-приёмник (для совместного оперативного прослушивания важнейших передач по интересующим нас темам);

- цифровая аудио-, видео- и записывающая, усилительная и воспроизводящая аппаратура для учебных и поощрительных (запись в золотой и серебряный фонд студийцев) целей.

оборудование:

- классная доска;

- зеркало;

- гимнастические маты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога

1.​ Артоболевский Г. В. Художественное чтение. - М.: Просвещение, 1978.

2.​ Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. - М., 2005.

3.​ Власова Т.М.: Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. - М.: ВЛАДОС, 1996.

4.​ Ершова А.П. Нескучная школа. Ин-т педагогики социальной работы РАО. - СПб., 2004.

5.​ Журавлев Д. Н. Жизнь. Искусство. Встречи. - М.: ВТО, 1985.

6.​ Итина О. М. Выбор репертуара. - М.: Искусство, 1969.

7.​ Итина О. М. Единого слова ради. - М.: Советская Россия, 1985.

8.​ Кнебель М. О. Поэзия педагогики. - М.: Искусство, 1976.

9.​ Кнебель М. О. О том, что мне кажется особенно важным. - М.: Искусство, 1976.

10.​ Козлянинова И. П. Произношение и дикция. - М.: ВТО, 1977.

11.​ Комякова Г. Слово в драматическом театре. - М.: Искусство, 1974.

12.​ Корогодский З. Я. Первый год. Начало. - М.: Советская Россия, 1973.

13.​ Кочарян С. В поисках живого слова. - М.: ВТО, 1979.

14.​ Моргунов Б. Г. Законы звучащей речи. - М.: Советская Россия, 1986.

15.​ Моргунов Б. Г. Проблемы звучащей речи. - М.: Советская Россия, 1980.

16.​ Новицкая Л. П. Тренинг и муштра. - М.: Советская Россия, 1969.

17.​ Новицкая Л. П. Эстафета молодым. - М.: Советская Россия, 1976.

18.​ Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: Искусство, 1981.

19.​ Программы педагогических институтов. Практикум по выразит. чтению. – М.,1960.

20.​ Розовский М. Самоотдача. - М.: Советская Россия, 1976.

21.​ Савкова З. Как сделать голос сценическим. - М.: Советская Россия, 1978.

22.​ Савкова З.В. Искусство оратора. – СПб., 2003.

23.​ Станиславский К. С. Работа актера над собой. Ч.1 и 2. - М.: Искусство, 1951.

24.​ Студия художественного слова. Составитель Р.В. Вейс – М.: ВЦХТ.

25.​ («Я вхожу в мир искусств»), 2002, выпуск № 3 «Поэтический театр».

26.​ Смоленский Я.М. Гармония и алгебра стиха. Фонд Я.М. Смоленского. - М.: 1998.

27.​ Яхонтов В. Театр одного актёра. /Лит. редакция Е. Поповой. - М.: Искусство, 1958.

Для педагога, обучающихся и их родителей в целях приобщения к звучащей речи

1.​ Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Русская речь в картинках. - М.: Просвещение, 1989.

2.​ Бизам Д., Герцег Я. Многоцветная логика. - М.: Мир, 1978.

3.​ Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991.

4.​ Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989.

5.​ Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

6.​ Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой. - М.: Просвещение, 1991.

7.​ Гачев Г. Книга удивлений… или образы в науке. - М.: Педагогика, 1991.

8.​ Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1989.

9.​ Дюнн М. Все о детской вечеринке. - М.: Центр «ПРО», 1995.

10.​ Зак А. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М., 1994.

11.​ Занимательное азбуковедение. Сост. В. В. Волина. - М.: Просвещение, 1991.

12.​ А. А. Ивин. Искусство правильно мыслить. - М.: Просвещение, 1990.

13.​ В.И. Капинос и др. Развитие речи. Теория и практика обучения. - М., 1991.

14.​ Кэрролл Л. Логическая игра. - М.: Наука, 1991.

15.​ Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1990.

16.​ Лешли Дж. Работать с маленькими детьми. - М.: Просвещение, 1991.

17.​ Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986.

18.​ Лопухина И. Логопедия. 550занимательных упражнений. - М.: Аквариум, 1996.

19.​ Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. - М.: Просвещение,1975.

20.​ Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1988.

21.​ Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. //В кн.: «Пушкин. Избранные работы 1960-х –1990-х гг.» в 2-х т.т. Т.1. - М., 2001.

22.​ Найдёнов Б.С.и др. Методика выразительного чтения. - М.:Просвещение,1977.

23.​ Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М., 1974.

24.​ Практикум по выразительному чтению. - М.: Учпедгиз, 1960.

25.​ Программа для внеклассной работы по художественному чтению. - М., 1982.

26.​ Развесёлый разговор. Музыкальные скороговорки. - М.: Музыка, 1994.

27.​ Родари Д. Грамматика фантазии. - М.: Прогресс, 1978.

28.​ Розенталь Д. Э. Культура речи. – М.: Изд. МГУ, 1964.

29.​ Соловейчик С. Час ученичества. - М.: Детская литература, 1972.

30.​ Соловьева Н.М., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8 классах. - М., 1983.

31.​ Смирнов В.Ф., Чирва А.Н.. Путешествие в страну тайн. - М.: Новая школа, 1993.

32.​ Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.

33.​ Тучнин М. П. Как задать вопрос. - М.: Просвещение, 1993.

34.​ К. Д. Ушинский. Родное слово. - Новосибирск, Детская литература, 1994.

35.​ Шишкина В. А. Движение + Движения. - М.: Просвещение, 1992

36.​ Штейнер Р.Воспитание к свободе. – М., 1993.

37.​ Эйнон Д. Творческая игра от рождения до 10 лет. - М.: Педагогика-Пресс,1995.

38.​ Яковлев В., Гриневский А.. Игры для детей. - М.: ВГФ им. А. С. Пушкина, 1993.

39.​ Якуб С. К. Вспомним забытые игры. - М.: Детская литература, 1990.

Для педагога, обучающихся и их родителей в целях развития, воспитания и формирования личности

1.​ Агеева Е. Л. и др. Чего на свете не бывает. - М.: Просвещение, 1991.

2.​ Алякринский Б. С. Беседы о самовоспитании. - М.: Просвещение, 1978.

3.​ Андреев Ю. Откровенный разговор. - М.: Просвещение, 1986.

4.​ Васильева З. П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Педагогика, 1988.

5.​ Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. - М.: Просвещение, 1980.

6.​ Глинский Б. Б. Царские дети и их наставники. - Ростов-на-Дону, Феникс, 1997.

7.​ Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. - М., 1981.

8.​ Гречуха Жанна. Туман в Лиссабоне. Радиопьеса. - М.: ООО «Грошев дизайн», 2007.

9.​ Дошкольная педагогика. - Л.: 1964.

10.​ Загик Л. В. и др. Воспитателю о работе с семьей. Сб. статей. - М.: Просвещение, 1989.

11.​ Каптерев И. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982.

12.​ Копылова Н. А. После уроков. - М.: Просвещение, 1989.

13.​ Корчак Я. Как любить детей. - М.: Знание, 1968.

14.​ Лиханов А. Драматическая педагогика. - М.: Педагогика, 1982.

15.​ Макаренко А. С. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 1964.

16.​ Макаренко А. С. О воспитании. - М., 1988.

17.​ Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М.: Просвещение, 1991.

18.​ Маркуша А. Книга для сыновей и пап. - М.: Педагогика, 1990.

19.​ Нравственное воспитание дошкольников (сборник статей). - М.: Педагогика, 1972.

20.​ Основы дошкольной педагогики. Под ред. А.В. Запорожец, Т.А. Марковой. - М., 1980.

21.​ Педагогический поиск. Сб. статей. - М.: Педагогика, 1987.

22.​ Полынин В. Мама, папа и я. - М.: Советская Россия, 1969.

23.​ Рихтерман Т. Д. Формирование представления о времени у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991.

24.​ Соловейчик С. Учение с увлечением. - М.: Детская литература, 1976.

25.​ Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1981.

26.​ Тахова Л. Воспитать мужчину. - М.: Педагогика-Пресс, 1992.

27.​ Ханхасаева И. Растет сын, растет дочка. - М.: Педагогика, 1991.

28.​ Честерфилд. Письма к сыну. - М.: Культура и традиции, 1993.

29.​ Шаталов В. Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 1987.


Категория: Программы литературной студии | Добавил: defaultNick | Теги: ОСНОВЫ ИСКУССТВА ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА
Просмотров: 1975 | Загрузок: 342 | Рейтинг: 0.0/0