Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы литературной студии

«НАЧАЛА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА»
[ · Скачать удаленно (112 КБ) ] 09.02.2013, 01:20

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«НАЧАЛА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА»
Автор – Казмирчук О.Ю. Педагог, реализ. программу – Казмирчук О.Ю. Уровень программы – 1
Цель программы – развитие творческой фантазии посредством изучения литературного творчества.
Срок реализации – 1 год. Возраст обучающихся – 9-11 лет
Кол-во часов по годам обуч. – 72 часа. Недел. нагрузка и режим занятий – 2 часа (1 раз 2 часа).

В основу данной программы легли разработки программы «Поэтика» Абелюк Е.С. и Давыдовой Н.В.

Актуальность программы заключается в том, что работа по этой программе позволит школьникам оценить значимость и красоту словесного художественного образа, позволит им самостоятельно создавать художественные тексты, научит внимательнее относиться к миру, т.е. будет способствовать развитию их интеллекта и эмоциональной сферы.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что в современном образовательном процессе в общеобразовательных школах недостаточное внимание уделяется работе со словом. Этот факт неблаготворно отражается не только на речевой культуре школьников, но и на их способности осмыслять окружающий мир во всех его многообразных проявлениях, обучение по данной программе призвано компенсировать вышеназванные недостатки.

Отличительные особенности программы

Новизна предлагаемой программы заключается, прежде всего, в её интердисциплинарности. В процессе работы со школьниками предлагается активно использовать элементы таких направлений как история литературы, теория литературы, фольклористика и т.п., тогда как основное внимание должно уделяться развитию творческих способностей школьников, формированию навыков свободной работы со словом. Кроме того, учитывая возраст обучающихся, вся информация должна подаваться в игровой форме, для чего разработан ряд творческих заданий, позволяющих школьнику демонстрировать и свои личные навыки, и умение работать в команде (часть заданий направлена на имитацию соревновательного эффекта).

Цель и задачи программы

Цель: развитие творческой фантазии посредством изучения литературного творчества.

В соответствии с этим в процессе реализации программы предполагается решить следующие задачи:

Обучающие –

​ познакомить школьников с литературными текстами, принадлежащими к различным литературным родам и жанрам;

​ дать представление о специфике некоторых литературных жанров;

​ сформировать первоначальные навыки анализа художественного текста;

развивающие –

​ развить умение наблюдать за окружающим миром;

​ развить навыки создания собственных художественных текстов.

воспитательные –

​ воспитать у школьников толерантное отношение друг к другу и к миру в целом;

​ оказать влияние на формирование художественного вкуса;

Сроки реализации программы: 1 год.

Возраст детей: 9 – 11 лет

Количество обучающихся: 15

Количество часов в неделю: 72 часа (1 раз в неделю 2 часа)

Формы и режим занятий

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий, такие как рассказ преподавателя, беседа преподавателя и обучающихся, совместное комментирующее чтение литературных произведений, выполнение различных творческих заданий (как в письменной, так и в устной форме), проверка этих заданий, различные литературные игры (например, шарады, буриме, тавтограммы), конкурсы, викторины. В течение занятия формы работы несколько раз меняются, что позволяет удержать внимание детей, усилить их заинтересованность в происходящем, облегчить им восприятие нового материала.

Занятие начинается с проверки домашнего задания: читаются и обсуждаются этюды, написанные дома на заданную тему (в процессе обсуждения обучающиеся высказывают своё мнение по поводу прочитанного текста, потом преподаватель указывает на достоинства и недостатки каждого текста, при необходимости предлагает внести в текст исправления). После этого преподаватель рассказывает о тех или иных элементах художественного текста, последовательно знакомит с такими понятиями как «художественный образ», «литературный герой», «сюжет», знакомит с различными художественными приёмами (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение и т.д.), здесь актуализируются знания, полученные на уроках литературы. Далее преподаватель читает обучающимся художественный текст, на примере которого можно продемонстрировать функционирование обсуждаемого ранее художественного приёма, чтение сопровождается совместным анализом текста (предпочтительнее выбирать стихотворные или короткие прозаические тексты, не входящие в общеобразовательную программу, что способствовало бы расширению читательского кругозора). И, наконец, преподаватель предлагает обучающимся выполнить творческое задание, иллюстрирующее обсуждаемые ранее проблемы (задание выполняется по договорённости в устной или письменной форме), после чего обучающиеся демонстрируют созданные ими тексты, которые тут же анализируются (обсуждение строится по уже изложенной ранее схеме: сначала своё мнение высказывают обучающиеся, потом – преподаватель, причём преподаватель корректирует высказывания обучающихся). Два последних задания (анализ предложенного художественного текста и создание своих собственных текстов) одновременно являются формой текущего контроля знаний и умений обучающихся. В конце занятия преподаватель предлагает обучающимся темы этюдов, которые должны быт написаны дома.

Наиболее целесообразной формой подведения итогов реализации программы является создание самими школьниками сборника, в который вошли бы их лучшие художественные тексты, написанные в течение учебного года. Это повышает самооценку ребёнка, позволяет ему как бы со стороны увидеть то, что он сам и его друзья сделали в течение года, чему научились, а что пока ещё не удаётся. В процессе создания коллективного сборника (альманаха) обязательно

включаются работы всех членов учебной группы.

Ожидаемые результаты и способы проверки

По окончании занятий по программе обучающиеся будут

знать:

- литературные тексты, принадлежащие к различным литературным родам и жанрам;

- о специфике некоторых литературных жанров;

- первоначальные навыки анализа художественного теста;

уметь:

- выполнять разнообразные творческие задания, основанные на устной импровизации;

- создавать собственные художественные тексты как на заданную, так и на свободную тему.

- анализировать художественные тексты (поэтические и прозаические).

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в процессе выполнения учениками предложенных преподавателем заданий, а также в процессе проверки домашнего задания.

Проверка результатов осуществляется в виде промежуточного и итогового контроля знаний и умений обучающихся.

Формы подведения итогов реализации программы

Формой итогового контроля может являться создание альманаха, в который войдут лучшие тексты, написанные обучающимися в течение учебного года и аттестация обучающихся по итогам прохождения программы в соответствии с Положением об аттестации в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества.
Методическое обеспечение занятий

Приемы и методы обучения

Предлагаемая программа основана на объяснительно-иллюстративном, исследовательском и поисковом методах обучения.

Объяснительно-иллюстративный метод используется при знакомстве школьников с различными элементами поэтики художественного текста (как прозаического, так и стихотворного), исследовательский метод применяется самими школьниками при анализе художественных текстов (подобный анализ может проводиться как под руководством преподавателя, так и самостоятельно, индивидуально или по группам). Поисковый метод применяется также самими обучающимися при выполнении различных творческих заданий.

Для достижения максимального результата (активного освоения обучающимися предлагаемого преподавателем материала) необходимо стремиться к тому, чтобы во время занятий всем обучающимся было психологически комфортно, для этого следует соблюдать несколько правил:

- новый материал необходимо объяснять в доступной аудитории форме (с учётом возраста и полученных ранее знаний);

- новый материал и недавно приобретённые школьниками навыки нуждаются в закреплении;

- сложность предлагаемых заданий не должна превышать реальных возможностей обучающихся, в зависимости от профессионального и возрастного уровня аудитории;

- задания должны подвергаться уточнению и корректировке так, чтобы любой ребёнок мог выполнить любое задание;

- выполненные школьниками задания обязательно анализируются и комментируются преподавателем, высказываемые им замечания должны чередоваться с похвалой;

- предлагаемые задания должны отличаться разнообразием, повторное выполнение того или иного задания должно быть чётко обосновано;

- во время занятий необходимо задействовать в работе всех обучающихся;

- во время занятий предпочтительнее использовать личностно-ориентированный подход, т.е. педагогу необходимо стараться учитывать эмоционально-психологические особенности каждого обучающегося и группы в целом.

Предпочтительнее так выстраивать последовательность обсуждаемых тем, чтобы на каждом новом занятии активно повторялся и использовался материал предшествующего занятия. Это значительно облегчит обучающимся процесс восприятия новой информации. Выбор стихотворных и прозаических фрагментов, подробно анализируемых обучающимися, должен быть обусловлен как высокой художественной ценностью этих произведений, так и их репрезентативностью по отношению к характеристике отдельных элементов поэтики художественного текста.

Дидактические материалы

На занятиях по программе в качестве дидактического материала могут использоваться произведения художественной литературы (список прилагается). Кроме того, для разнообразия формы занятий и для усиления игрового начала рекомендуется также использовать «изобразительный» материал: репродукции картин, открытки, пазлы, картинки, которые воссоздаются по заданным точкам, картинки, которые необходимо дорисовать и т.д. «Сюжетные», «жанровые» рисунки могут служить исходным материалом для выполнения различных заданий, основанных на принципе «придумай рассказ по картинке».

Техническое оснащение программы

Для полноценного проведения занятий по предлагаемой программе необходимо создание обстановки, в которой школьникам было бы удобно выполнять письменные и устные задания преподавателя: необходимы удобные письменные столы и стулья, т.е. рабочее (учебное) место должно соответствовать всем санитарным требованиям. Кроме того, пространство, в котором происходят подобные занятия, должно быть организовано таким образом, чтобы педагог мог предлагать обучающимся различные формы деятельности. Работа за столом с бумагой, ручкой, книгой должна сменяться подвижными играми (игра в ассоциации с использованием мяча, театрализованный показ шарад, инсценировки фрагментов художественных текстов, инсценировки диалогов, придуманных самими школьниками и т.д.).

В распоряжении педагога, работающего по программе должны находиться необходимые для выполнения различных практических работ обучающимся канцелярские принадлежности : тетрадки и ручки, листы формата «А-4», цветные карандаши, фломастеры, ластики, ножницы, клей.

Список рекомендуемой литературы

для педагогов:

1.​ Большая школьная энциклопедия, Т.2. Гуманитарные науки. - М., 2003. - С. 149-184.

2.​ Концепции и программы литературного образования. - М., 1997.

3.​ Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла (программы для 1-3 и 4 классов). – М., 1998.

4.​ Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.

5.​ Новлянская З.Н. О способности к литературному творчеству. Психология одарённых детей и подростков. - М., 2000.

для обучающихся:

1. Андерсен Г.-Х. Сказки. - М., 1976

2. Блок А.А. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. – М., 1971.

3. Левитанский Ю.Д. Меж двух небес. - М., 1996.

4. Олеша Ю.К. Ни дня без строчки (любое издание)

5. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 1. - М., 1989.

6.​ Поэты серебряного века. - М., 2004.

7.​ Пушкин А.С. Стихотворения. - Уфа, 1985

8.​ Тарковский А.А. Собрание сочинений: В 3 т. Т.1. - М., 1991.

9.​ Хлебников В. Творения. - М., 1986. (Допустимо пользоваться др. изданиями.)

для родителей:

1.​ Дремер Дж. М. В чем нуждается ваш ребенок. - М.: Логос, 1991.

2.​ Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М., 1986.

3.​ Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения.//Вопросы психологии, 1992, №2.

4.​ Крейри Э. Учимся владеть чувствами. - СПб, 1995.

5.​ Кряшева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996.

6.​ Лук А.Н. Учить мыслить творчески. - М., 1970.

7.​ Матюгин И. Зрительная память. - М., 1993.

8.​ Фриман Дж. Как развить талант ребенка от рождения. - М., 1996.

9.​ Шумакова Н.Е. Возраст вопросов. - М., 1990.

10.​ Шутерман З.Г. Новые приключения Колобка или Наука думать для больших и маленьких. - М., 1993.


Категория: Программы литературной студии | Добавил: defaultNick | Теги: НАЧАЛА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА
Просмотров: 1360 | Загрузок: 377 | Рейтинг: 0.0/0