Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы литературной студии

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ»
[ · Скачать удаленно (206 КБ) ] 09.02.2013, 01:00

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ»
Автор – Селиванова Р.Т. Педагог, реализующий программу – Селиванова Р.Т.
Уровень программы – 2
Цель программы – обучение основам художественного чтения и воспитание любви к чтению художественной литературы, развитие творческого потенциала для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове.
Срок реализации – 3 года. Возраст обучающихся –8-16 лет.
Количество часов по годам обучения – 1 и 2 года -144 часа; 3 год – 216 часа.
Недельная нагрузка и режим занятий – 1 и 2 года - 4 часа (2 раза в неделю по 2 часа); 3 год - 6 часов (2 раза в неделю по 3 часа).


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Художественное чтение» разработана на основе примерной программы с таким же названием Т.Ф.Завадской, Н.Н.Шевелева, М.Р.Перловой, выпущенной в 1981 году, модифицирована с учетом современных требований и имеет художественно-эстетическую направленность.

Актуальность и педагогическая целесообразность.

Современное общество переживает нелегкие времена во всех сферах деятельности. Особенно кризис общества заметен в социальной и духовной жизни. Средства массовой информации утратили авторитет служения истине, нравственности, культуры речи. В этом потоке живут наши дети, поглощая эту информацию и усваивая, порой, не самые лучшие ценности и принципы. Всем, к сожалению, ясно видно, что дети потеряли интерес к книге, к хорошей литературе, заменив это компьютером и телевизором. Хочется надеяться, что это временное явление, и общество найдет все-таки более нравственные ориентиры в духовном развитии общества, и главное, подрастающего поколения. Посильную задачу в это благородное дело могут внести и занятия с детьми художественным чтением.

Художественное чтение – творческое воплощение литературного произведения в действенном звучащем слове. Оно способствует приобщению к хорошей литературе, формированию художественного вкуса, расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств и, в конечном счете, духовному обогащению личности.

Отличительные особенности программы

В настоящее время существует немало программ и учебных пособий и по развитию речи (Н.В. Новоторцевой), сценической речи (Е.А. Ларионовой, Цыгановой О.Н.) , культуре речи (И.П. Козляниновой), риторике (Юркин В.А.), искусству речи (Н.П. Вербовая, О.М. Головина, В.В. Урнова) и ряда других авторов. В каждой из этих программ и пособии уделяется определенное внимание основным разделам художественного чтения: технике речи (дикция, дыхание, голос, орфоэпия) и работе над художественным текстом. Но каждый автор программы или учебного пособия решает поставленные задачи в соответствии с поставленной целью. У одних авторов (Н.П.Вербовая, О.М. Головина, В.В. Урнова) – целью является профессионализация студентов театральных Вузов, для других (Н.В. Новоторцева) – привлечение внимания учителей, родителей к повышению культуры речи школьников, расширить их знания о языке и его лексике, пополнить словарный запас. В программе О.Н.Цыгановой « Сценическая речь» (с учетом особенностей детского голосообразования) особое внимание уделяется особенностям развития детского голоса и различия детской и подростковой психологии.

Отличительными особенностями программы «Художественное чтение» являются: взаимосвязь и подчинение основных разделов программы главному разделу – воплощению художественного произведения в звучащем слове.

Искусство художественного чтения – искусство публичное и чтобы иметь право выступить перед слушателями, необходимо воспитать в себе необходимые качества и иметь определенные навыки и умения, необходимо среди моря литературы выбрать то произведение, которое созвучно исполнителю и актуально для сегодняшнего слушателя, глубоко прочувствовать и понять его, и только тогда донести все это до слушателя.

Другой отличительной особенностью является методика образовательного процесса. У каждого педагога, реализующего подобные программы, содержанием является овладение искусством художественного чтения, но результаты бывают разные, потому что подходы к раскрытию творческого потенциала ребенка у каждого свои. Их порой трудно описать, это зависит от той, иногда неуловимой ниточки, связывающей педагога и ребенка, стиля общения и доверия между ними, терпения в достижении результата, учета индивидуальных особенностей ребенка.

Цель и задачи программы

Цель: обучение основам художественного чтения и воспитание любви к чтению художественной литературы, развитие творческого потенциала для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове.

Задачи:

Обучающие:

-​ обучение основам художественного чтения;

-​ обучение технике речи: дикция, дыхание, голос;

-​ обучение анализу литературного произведения;

-​ обучение логическому разбору текста;

-​ обучение элементам актерского мастерства;

-​ обучение воплощению художественного произведения в звучащем слове.

Развивающие:

-​ развитие ассоциативного образного мышления;

-​ развитие внимания, фантазии и воображения;

-​ развитие и формирование художественного вкуса;

-​ развитие эмоциональной сферы;

Воспитательные:

-​ воспитание работы в коллективе, уважительного отношения друг к другу;

-​ воспитание ответственности за результат своей работы и коллективных работ;

-​ воспитание самостоятельности в выборе репертуара;

-​ воспитание своего личностного взгляда на окружающий мир, взаимоотношения людей, гражданственной позиции.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 3 года обучения для обучающихся

с 8 до16 лет:

1 год занятий – 8-10 лет. Количество детей в группе – 12 чел.

2-й год – 10-13 лет. Количество детей в группе – 10 чел.

3-й год 13-16 лет. Количество детей в группе – 10 чел.

Количество часов в год:

1-й, 2-й год занятий - 144 часа; 3-й год занятий – 216 часов.

В исключительных случаях, в группы могут быть приняты наиболее одаренные обучающиеся с 7 лет. Также при доборе в группы 2-го и 3-его годов обучения могут быть приняты наиболее развитые и подготовленные дети 1-го года обучения. В этом случае, с ними проводится индивидуальная работа по освоению пропущенных тем.

При желании обучающихся продолжить обучение после 3-х лет, они могут продолжить обучение по индивидуальной программе над более сложным репертуаром, тематическими циклами и составлением литературных композиций.

Формы и режим занятий

Занятия проходят в различных формах: занятия в учебном классе,

выступления на различных площадках, внутренние конкурсы, творческие показы, участие в конкурсах различного уровня, встречи с профильными коллективами других педагогов или других учреждений, экскурсии в музеи и выставки, посещение театров и литературных концертов профессиональных чтецов.

Занятия проходят 2 раза в неделю: по 2 часа - для 1и 2 годов обучения и по 3 часа - для 3-го года обучения (с 15-минутным перерывом после 45 минут занятий).

В случае, когда группы получаются смешанными по годам обучения, возможны варианты работы по мини-группам. В таком случае расчет часов ведется на мини-группу.

Для второго и третьего года обучения используются индивидуальные часы для обучающихся, нуждающихся в более успешном прохождении программы или для воплощения более сложного репертуара (из расчета: 1 час в неделю на одного ребенка).

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу I года обучения обучающиеся будут

знать:

- что входит в понятие «художественное чтение»

-​ что входит в понятие «техника речи»;

-​ основные дикционные упражнения;

-​ основные дыхательные упражнения;

-​ основные голосовые упражнения;

-​ элементы актерского мастерства: внимание, воображение.

-​ основные принципы работы над текстом литературного произведения;

уметь:

-​ правильно выполнять артикуляционную гимнастику;

-​ выполнять основные дикционные упражнения;

-​ выполнять несколько дыхательных упражнений;

-​ посылать звуки в соответствии с заданным расстоянием;

-​ объяснить заголовок текста;

-​ определить основную мысль произведения с помощью педагога;

-​ пересказать текст своими словами с учетом основной мысли и рассказывать слушателям (а не читать).

-​ выразить в чтении свое отношение к событиям и героям произведения;

-​ подготовить к творческому отчету 3-5 произведений различного жанра.

К концу 2-го года обучения обучающиеся будут

знать:

-​ основные моменты развития жанра художественного чтения;

-​ правила произношения различных звуков и звукосочетаний;

-​ что такое событийный ряд;

-​ что такое логический разбор текста;

-​ что такое перспектива мысли.

-​ элементы актерского мастерства: предлагаемые обстоятельства и магическое «если бы»;

-​ что такое общение со слушателями и как удержать их внимание.

уметь:

-​ провести артикуляционную гимнастику с группой;

-​ провести дыхательную гимнастику с помощью педагога;

-​ владеть 3-мя регистрами голоса;

-​ различать темп и ритм в произведении;

-​ вести рассказ к главному событию;

-​ поверить в предлагаемые обстоятельства, предложенные педагогом, и действовать в соответствии с ними;

-​ определять словесное действие;

-​ рассказывать заданный текст от имени разных героев.

-​ подготовить к творческому отчету 5 произведений (поэзию и прозу);

В конце 3-его года обучения обучающиеся будут

знать:

-​ историю развития жанра художественного чтения;

-​ современных мастеров литературной эстрады;

-​ что такое сверхзадача литературного произведения и сверх-сверх-задача исполнителя;

-​ художественные особенности литературного произведения;

-​ законы логического разбора произведения;

-​ элементы актерского мастерства: оценка факта; речевая характеристика героев;

-​ законы орфоэпии;

уметь:

-​ подготовить самостоятельно артикуляционный и голосовой аппарат к звучанию;

-​ самостоятельно осуществлять выбор художественного

произведения и обосновывать свой выбор;

-​ осуществлять разбор художественного произведения: идея, основная мысль, сверхзадача, стилистика автора, художественные особенности произведения, герои и их характеристика, взаимоотношения и поступки, событийный ряд;

-​ придумать речевую характеристику героев;

-​ воплотить литературное произведение в звучащем слове;

-​ подготовить к творческому отчету тематический цикл произведений одного автора или разных авторов (не менее 5 произведений).

Способы проверки результативности.

Проверка результативности образовательного процесса осуществляется в таких формах как:

- самостоятельное проведение упражнений по технике речи с группой;

- самостоятельный логический разбор определенного текста;

-​ зачет по итогам года (викторина на знание теоретических вопросов);

-​ внутренний конкурс за полугодие;

-​ участие в городских конкурсах;

-​ участие в концертной и культурно-досуговой деятельности;

-​ творческий отчет в конце года с наработанным репертуаром;

Аттестация обучающихся по следующим критериям:

1.​ Культура речи.

2.​ Актерское мастерство.

3.​ Воплощение литературного произведения в звучащем слове.

///


Методическое обеспечение

Несмотря на то, что программа состоит из нескольких разделов, в образовательном процессе используется комплексный подход, то есть, на каждом занятии изучаются темы из разных разделов.

Примерная структура занятия:

-​ Упражнения на активизацию внимания;

-​ Словарная, речевая, дыхательная разминка;

-​ Основная тема (теория и практика);

-​  Упражнения. Этюды. Импровизации.

-​ Обсуждения;

-​ Коллективные игры;

-​ Обсуждение занятия и его итоги.

Основные принципы образовательного процесса:

-​ создание положительного психологического климата в группе;

-​ работа со всем коллективом и индивидуально.

-​ учет возрастных особенностей детей, их интересов и возможностей;

-​ использование игровых технологий.

-​ принцип постепенного освоения материала от простого к сложному и овладения умениями и навыками;

-​ создание условий для проявления инициативы и самостоятельности;

-​ система постоянного обсуждения работ друг друга, умение слушать и анализировать, адекватно воспринимать критику как со стороны детей, так и педагога.

Для первого года обучения программа названа « Живое слово», как наиболее понятное для младшего возраста. Для данного возраста на первом году обучения необходимо донести до их сознания и дать понять, что слово может грустить, смеяться, жалеть, сомневаться, как живое существо, что ближе эмоциональной природе ребенка. Задача педагога на первом году – именно разбудить эмоциональную сферу ребенка, чтобы он впоследствии мог откликаться на более тонкие и сложные понятия и жизненные события.

В группах второго и третьего годов обучения усложнение работы определяется не расширением программы, не внесением в нее новых разделов, требующих воспитания каких-либо дополнительных качеств и умений обучающихся, а естественным повышением требований к разбору литературного произведения и качеству исполнения. Это повышение требований обусловлено усложнением используемого литературного материала, а главное возрастом и развитием индивидуальных особенностей каждого из них.

В последующие годы у обучающихся закрепляются полученные знания, умения и навыки и педагогу необходимо предоставлять им больше самостоятельности, как в выборе репертуара, так в работе над ним. Усложняется разбор произведений, полнее передаются в исполнении мысли, оттенки чувств, настроений и намерений автора и героев. Развивается способность чувствовать и оценивать художественное своеобразие произведения, мастерство и стилистику автора. Закрепляется и совершенствуется умение слышать и разбирать допущенные в чтении товарищей неточности и ошибки.

Занятия художественным чтением строятся на основе всестороннего, детального анализа литературного произведения и творческого освоения его содержания. В процессе работы над литературным произведением необходимо помочь ребенку в доступной степени усвоить, что автор хотел выразить данным произведением, какие средства для этого использовал и что нужно выявить в чтении; педагог помогает выработать у читающего верное и активное отношение к фактам, явлениям и картинам природы и героям произведения, и что самое важное, воздействовать на слушателя в соответствии с основной мыслью автора и исполнительскими задачами чтеца.

Художественное чтение неразрывно связано с актерским мастерством, поэтому в программу введен раздел «Элементы актерского мастерства». Речь, голос даны человеку для выражения мыслей и чувств, воздействия на других людей.

Основные качества, которые необходимо развивать на первых порах – это свобода (мышечная, психологическая, интеллектуальная), внимание и воображение.

Дети не могут долго концентрировать внимание на каком либо объекте, легко отвлекаются. Поэтому важно научить их быть предельно внимательными, удерживать внимание как можно дольше, воспроизводить увиденное или услышанное. Для этого существует серия упражнений, которые входят в актерский тренинг. Важно, чтобы упражнения на освобождение мышц, внимание, воображение и другие элементы актерского мастерства выполнялись с целью определенного направленного действия: на предмет, на партнера, на слушателя.

Все элементы актерского мастерства имеют действенную природу.

Для первого года занятий тренировочные упражнения по технике речи и актерскому мастерству выполняются на материале фольклорных малых форм (потешки, пословицы, поговорки, скороговорки), что помогает ребенку, не нагружаясь обилием текста, находить действенную основу небольшого по объёму текста, выполнять этюды с выполнением определенных действенных задач, тренировать артикуляцию и дикцию.

Для второго и третьего года обучения важным моментом является выбор литературного материала для работы. Прежде всего, это должен быть высокохудожественный литературный материал. Он должен быть интересен исполнителю, доступен для понимания и воплощения, актуален для сегодняшнего слушателя. С этих позиций обучающийся на группе защищает свой выбор, что способствует большей мотивации в творчестве, ответственности за результативность в работе.

При разборе и анализе литературного произведения или отрывка из него, очень важно не загружать ребенка собственными видениями и соображениями, а дать возможность высказываться самому или ставить вопросы, на которые он сам должен найти собственные ответы.

Иногда при долговременной работе над произведением, можно заметить ослабление интереса исполнителя к произведению. В таком случае, лучше сделать передышку и дать возможность этой работе «дозреть» и через некоторое время к ней вернуться, чтобы завершить ее на более качественном уровне. Большое значение для результативности работы имеет «попадание» материала в индивидуальность исполнителя.

Но иногда с целью максимального раскрытия творческого потенциала ребенка, педагог может предложить исполнителю литературный материал «на преодоление» личностных качеств и свойств характера.

При реализации программы используются различные методы:

- объяснительно-иллюстративный (при прохождении новой темы);

- практико-ориентированный (любое задание выполняется ребенком на сценической площадке с одним или с группой ребят);

- проблемный (при выполнении этюдов на решение определенной задачи);

- рефлексивный (любое задание на занятиях подлежит обсуждению и анализу);

-групповой (задания даются или всей группе или группа делится на минигруппы)

- деятельностный (результат обучения зависит от того, насколько активно ребенок включается в творческую деятельность, выполняя самостоятельно этюды, обсуждая работу других членов группы и т.д.

Для повышения мотивации, раскрепощения, развития внимания и воображения в учебном процессе используются различные приемы:

- привлекательная цель (ребенку ставится ближайшая, иногда простейшая, задача, которую очень легко решить, и он уверен, что это решение ему по плечу, охотно идет на ее выполнение. А далее задача постепенно усложняется, а у ребенка уже возникло желание решить и эту более сложную задачу. Так педагог ведет ребенка к преодолению себя, своей неуверенности, умению находить решения все более сложных задач).

-уметь удивлять, открывать новое в знакомом.

Работая с текстом литературного материала, очень часто обучающиеся равнодушно произносят якобы понятные им слова, не вдумываясь в их смысл, не видя за словом образа. Задача педагога – открыть перед ребенком неожиданный взгляд на якобы понятное слово, раскрыть суть, заставить увидеть что-то новое и неожиданное. Для этого используется следующий прием:

- вопросы к тексту. Педагог ставит вопросы ребенку с целью активизации его мыслительной способности, поиска самостоятельных ответов, наиболее оптимальных вариантов решений поставленных задач.

Дидактические материалы

При реализации программы используется учебно-дидактический материал, разработанный и подготовленный автором:

1.​ Методические рекомендации в помощь педагогам, работающим с детьми в лагере по художественному слову.

2.​ Литературная композиция по произведениям М.Ю. Лермонтова «Люблю Отчизну я …»

3.​ Литературный материал по темам: «Что за прелесть, эти сказки», «Осенняя карусель», «Моя Вообразилия», «Детский остров», «А вот о том, как в в Баснях говорят…».

4.​ Литературная композиция по произведениям Ю. Друниной «Я родом не из детства – из войны…».

Материально-техническое обеспечение

Наличие просторного помещения;

Наличие в комнатах коврового покрытия;

Наличие музыкального инструмента (пианино);

Магнитофон;

Набор записей профессиональных чтецов;

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РЕПЕРТУАРА ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.​ Пословицы, поговорки, потешки, загадки.

1.​ Русские народные сказки.

1.​ Сказки народов мира.

1.​ Крылов И.А. Басни. Кривин Ф. Басни.

1.​ Лермонтов М. Стихи.

1.​ Заходер Б. Стихи и сказки.

1.​ Заболоцкий Н. Стихи.

1.​ Черный С. Детский остров.

1.​  Чарская Л. Рассказы для детей.

1.​ Теффи Н.. Юмористические рассказы.

1.​ Аверченко А. Юмористические рассказы.

1.​ Поэзия С. Маршака, Д. Хармса, В. Берестова, А. Барто, Ю. Мориц, К. Чуковского, Г. Сапгира, Г. Остера.

1.​ Драгунский В. Денискины рассказы.

1.​ Пивоварова И. Рассказы.

1.​ Пушкин. Сказки. Стихи.

1.​ Романовская З.И. Живое слово.

1.​ Сент-Экзюпери А. Маленький принц

1.​ Толстой Л.Н. Война и мир

1.​ Тютчев Ф.И. Стихи

1.​ Чехов А.П. Рассказы.

1.​ Антология русской поэзии «Золотой век».

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1.​ Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М., 1972.

2.​ Алянский Ю. Азбука театра. - Л., 1998.

3.​  Артоболевский. Художественное чтение. - М. 1975.

4.​ Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

5.​  Барро Ж.Л. Размышления о театре. - М., 1963

6.​  Берхин Н.Б. Особенности детского литературного творчества младших школьников и подростков. - М., 1974.

7.​ Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.,1981.

8.​ Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. - М., 1977

9.​ Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1999.

10.​ Выготский Л.С. Театральное творчество в школьном возрасте. - М., 1988.

11.​ Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.

12.​ Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М.,1980.

13.​ Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства. - М.,1986.

14.​ Дружинина М.В. Поиграем в слова! Головоломки, шарады, загадки. - М., 1997

15.​ Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. - М., 1962.

16.​ Ершов П.М. Технология актерского искусства. - М.,1992.

17.​ Ершова А.П. Театральные уроки в школе. - М., 1998.

18.​ Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. - М., 1970.

19.​ Колчеев, Колчеева Н. Театрализованные игры в школе. - М., 2000.

20.​ Синицын В.А. Путь к слову. - М., 1996.

21.​ Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. - М., 2001.

Категория: Программы литературной студии | Добавил: defaultNick | Теги: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Просмотров: 4770 | Загрузок: 443 | Рейтинг: 4.3/6