Главная » Файлы » Образовательные программы ЦХО МГДД(Ю)Т » Программы литературной студии

«АЗБУКА ИСКУССТВА ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА»
[ · Скачать удаленно (136 КБ) ] 09.02.2013, 01:11

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества  и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»



«АЗБУКА ИСКУССТВА ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА»
Автор – Голоколосова Е.С. Педагог, реализующий программу – Голоколосова Е.С.
Уровень программы – 1
Цель программы – обучение общению с различной аудиторией искусством звучащего слова в жиз-ни и в условиях сценического выступления; развитие творческой личности.
Срок реализации – 1 год. Возраст обучающихся – 6-10 лет.
Количество часов по годам обучения – 144 часа.
Недельная нагрузка и режим занятий – 4 часа (2 раза в неделю по 2 часа).

«Ребёнок – это свобода,

стремящаяся найти закон и порядок;

здесь и лежит основа творческой мощи детей

и творчества как такового».

Валентин Непомнящий

Программа реализуется в Центре художественного образования МГДД(Ю)Т в соответствии с организационно-методологической программой Центра «Наша Земля – наше наследие», имеет художественно-эстетическую направленность.

Данная программа является переработанной программой Е.С. Голоколосовой «Искусство художественного чтения» - М.: МГДД(Ю)Т, 1999.

Актуальность и педагогическая целесообразность.


Поскольку в общем среднем образовании подобной дисциплины нет, а значимость её для развития и формирования обучающихся велика, педагогическая целесообразность в обучении подобной дисциплине очевидна.

В процессе работы над репертуаром обучающемуся необходимы дополнительные знания об авторе произведения, истории его написания.

Отличительные особенности программы:

В системе дополнительного образования существует ряд образовательных программ по художественному чтению. Программа «Художественное чтение»1, вышедшая в 1981 году и одобренная Министерством просвещения СССР, является примерной типовой программой. Она носит обобщённый характер работы с группой. Программа «Студия художественного слова» Р. Вейс2 основана на традиционных педагогических методологиях для внешкольных учреждений. Программы: «Великая радость творчества»3 и «Сценическая речь (с учётом особенностей детского голосообразования»)4 сориентированы на преподавание сценической речи в качестве дополнительной дисциплины к курсу актёрского мастерства, а не самостоятельной.

Особенность данной программы - индивидуальный подход к каждому ребёнку с учетом возрастных и психофизических особенностей.

Программа состоит из 3-х разделов: «Открытие себя как биологического явления»; «Открытие в себе способностей к творчеству»; «Открытие мира».

Цель: обучение общению с различной аудиторией в жизни и в условиях сценического выступления; развитие творческой личности.

Задачи:

обучающие:

- обучить основам бытовой и сценической культуры;

- обучить приёмам сосредоточения внимания;

- обучить основам владения артикуляцией и внятной речью;

- обучить приёмам общения с различной аудиторией в условиях сценического выступления и в жизни;

развивающие:

- развивать фонематический и речевой слух ребёнка;

- развивать чувство ритма детей;

- развивать кругозор ребёнка в области словообразования, литературы, искусства и истории;

- развивать способность ребёнка составлять своё мнение о прочитанном и грамотно аргументировать его;

- развивать эмоциональные и интеллектуальные задатки ребёнка;

- развивать способность к образному мышлению;

- развивать понимание внимательного и бережного взгляда на окружающую жизнь;

- развивать грамотное отношение к чтению.

воспитательные:

- воспитывать гуманность и честность во взаимоотношениях с людьми и окружающим миром;

- воспитывать желание быть, а не казаться;

- прививать любовь к книге.

Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год.

Возраст обучающихся - от 6 до 10 лет. Количество детей в группе - 12 человек.

Формы и режим занятий. Количество часов в год - 144 часа. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.

Занятия проводятся в форме групповых. Для реализации программы используются:

​ практические занятия,

​ теоретические занятия,

​ игры,

​ дискуссии,

​ репетиции,

​ праздники, конкурсы и турниры, концертные выступления,

​  экскурсии.

В пределах одного занятия виды деятельности меняются, что способствует удержанию внимания, и позволяет избежать переутомления.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

К концу обучения дети будут

знать:

- понятия: хорошая дикция, активный артикуляционный аппарат, творческое внимание;

-возможности своего голоса;

- собственные речевые и голосовые возможности и недостатки;

- о процессе работы над художественным произведением - от осмысления написанной мысли к озвучиванию её.

уметь:

- сосредоточивать внимание на главном;

- воспроизводить слышимое, определять логические и действенные различия в человеческой речи,

- сознательно выполнять наиболее часто встречающиеся в их жизни словесные действия,

- убедительно передавать простейшие видения;

- работать с учебной и репертуарной тетрадями;

- общаться со слушателями в камерной обстановке;

- задумываться о поступках литературных персонажей и окружающих людей; пытаться сравнивать их с (возможными) своими поступками;

При высоком уровне освоения программы обучающийся:

1 – знает и успешно выполняет упражнения по артикуляционной и дикционной гимнастике, упражнения на развитие голоса;

2. – знает и успешно выполняет упражнения на развитие фонематического и речевого слуха, на чувство ритма;

3. – умеет произносить одно и то же предложение с переменой логического ударения; объяснить изменения в смысле произносимого;

4. - умеет разобраться в смысле целого произведения, составить о нём своё мнение и успешно донести его до аудитории;

5. - использует полученные навыки в общении с кругом близких, друзей и знакомых; в школе имеет авторитет грамотного чтеца;

6. - заинтересован в занятиях, активен и инициативен во время групповой творческой работы, своевременно, грамотно и добросовестно работает с учебной и репертуарной тетрадями.

При среднем уровне освоения программы обучающийся:

1. – недостаточно хорошо знает и выполняет упражнения по артикуляционной и дикционной гимнастике, некоторые упражнения на развитие голоса;

2. – знает, но недостаточно хорошо выполняет упражнения на развитие фонематического и речевого слуха, на чувство ритма;

3. – допускает ошибки при произнесении одного и того же предложения с переменой логического ударения; путается при объяснении изменения в смысле произносимого;

4. - умеет разобраться в смысле целого произведения, имеет о нём своё мнение, но не убедителен при донесении его до аудитории ;

5. - не стремится использовать полученные навыки в общении с кругом близких, друзей и знакомых; в школе не знают о его занятиях, т.к. он не выступает там со своим репертуаром;

6. - заинтересован в занятиях, но часто невнимателен, работает с учебной и репертуарной тетрадями не систематически.

При низком уровне освоения программы обучающийся:

1. – плохо знает и плохо справляется с упражнениями по артикуляционной и дикционной гимнастикам, с упражнениями на развитие голоса;

2. –не очень хорошо знает и недостаточно хорошо выполняет упражнения на развитие фонематического и речевого слуха, на чувство ритма;

3. – не справляется с произнесением одного и того же предложения с переменой логического ударения; не ориентируется в изменениях в смысле произносимого;

4. - пытается разобраться в смысле целого произведения, но не имеет о нём своего мнения и не убедителен при донесении его до аудитории;

5. - не стремится использовать полученные навыки в общении с кругом близких, друзей и знакомых;

6. – слабо заинтересован в занятиях, зависит от своего настроения, на занятиях часто невнимателен, недостаточно хорошо работает с учебной и репертуарной тетрадями.

Формы подведения итогов реализации программы

В конце обучения проходит аттестация по итогам освоения образовательной программы согласно Положению об аттестации обучающихся учебных групп, объединений и коллективов Дворца с вручением обучающимся сертификата (удостоверения, свидетельства) в форме литературно-музыкального концерта.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Дидактические материалы.

При реализации программы используются:

- аудио-, фоно- и видеотеки:

​ с записями исполнения студийцев и исполнителей городского конкурса чтецов, обучающихся системы профессионального образования, учителей и семейных ансамблей «Открытая книга. Послушайте!»;

​ с записями профессиональных мастеров художественного чтения, певцов, музыкантов для учебных и концертных целей;

- репертуарная библиотека педагога «Под рукой»:

​ специально подобранные по теме литературные тексты разного характера и жанров, написанные или составленные самостоятельно детьми, а также заимствованные;

- фонд литературы по развитию кругозора:

​ художественная, публицистическая литература,

​ толковые, энциклопедические, этимологические и орфоэпические и др. словари;

​ литература по искусству, истории, литературоведению;

​ литература по другим областям знаний;

​ периодическая литература (еженедельники «Литературная газета»; «Роман-газета» для детей).

Приёмы и методы

Каждое занятие содержит несколько тем из разных разделов. Основу занятия составляет обязательное практическое воспроизведение заданий педагога каждым обучающимся.

В основе программы лежит педагогическая актёрская система К.С. Станиславского, теоретические труды по слову в творчестве актёра М.О. Кнебель, по художественному чтению Д.Н. Журавлёва и других мастеров, а также ряд трудов по педагогике и психологии детей разного возраста.

Искусство звучащего слова (художественного чтения) - дочерняя ветвь театрального искусства. Она вполне самостоятельна, но основы у них общие. Все специалисты, работающие сегодня в этой области, вышли из «системы Станиславского», созданной Мастером в расчёте на взрослого, физически сформировавшегося человека, сознательно пришедшего на сцену или классическую литературную эстраду. Дети же про себя пока ещё ничего не знают: ни своих возможностей, ни своих пристрастий. Или могут только предполагать либо мечтать о них.

Занимаясь художественным чтением, каждый ребёнок получает возможность развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями. В искусстве звучащего слова мы сосредотачиваем внимание будущего исполнителя, на главном существе этого произведения.

Искусство звучащего слова - понятие широкое. Начиная с элементарного развития речи дошкольников, оно включает в себя сценические искусства - художественное чтение и театральное (литературные композиции и спектакли), риторику и ораторское искусство, специфику звучащего слова диктора, ведущего концерты и праздники или конферирующего их. В основе всей этой цепочки лежит владение элементами актёрского мастерства и словесным действием. Главным же материалом для занятий искусством звучащего слова во всех его ипостасях является Литература самых разных жанров - от информативных статей и высокой публицистики до лучших художественных произведений поэзии и прозы.

Точный выбор произведения для работы позволяет использовать спирале- и волнообразный приёмы работы в освоении программы ребенком: возвращение к каждой теме в изменённых акцентах, больших объёмах, с более сложными творческими задачами, а также и с целью повтора, часто необходимого ребёнку для лучшего усвоения материала.

Материально-техническое оснащение программы

- просторная комната для занятий, праздников и свободного общения;

- напольное ковровое покрытие;

- шкафы и стеллажи для книг, реквизита и др. материалов;

- стремянка; сценические станки, имитирующие подмостки и проч.

- инвентарь для работы над книгой по её изучению и ремонту;

- телевизор и радиоприёмник;

- анатомический атлас;

- комплект петрушечных кукол;

- комплект «шумовых» и ударных инструментов малого размера (ложки, тарелки, трещотки, рубель, колокольчики, треугольник, детские ксилофон и барабан, гонг, бубен, кастаньеты, марокасы, другое);

- камертон;

-цифровая аудио-, видео аппаратура.

- поощрительные призы по итогам года, переходящие и персональные:

​ лучшему чтецу, победителю турнира;

​ за наивысший КПД в течение года;

​ за лучшую самостоятельную работу;

​ самому любознательному;

​ самому настойчивому;

​ самому инициативному;

​ самому заботливому;

- специальные призы за другие особые качества, проявленные в течение года.

оборудование:

- классная доска;

- зеркало.

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


для педагога:

1.​ Артоболевский Г. В. Художественное чтение. – М.: Просвещение, 1978.

2.​ Власова Т.М.: Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. - М.: ВЛАДОС, 1996.

3.​ Ершова А.П. Нескучная школа. - СПб., 2004.

4.​ Журавлев Д. Н. Жизнь. Искусство. Встречи. - М.: ВТО, 1985.

5.​ Итина О. М. Выбор репертуара. - М.: Искусство, 1969.

6.​ Итина О. М. Единого слова ради. - М.: Советская Россия, 1985.

7.​ Кнебель М. О. Поэзия педагогики. - М.: Искусство, 1976.

8.​ Козлянинова И. П. Произношение и дикция. - М.: ВТО, 1977.

9.​ Моргунов Б. Г. Законы звучащей речи. - М.: Советская Россия, 1986

10.​ Новицкая Л. П. Тренинг и муштра. - М.: Советская Россия, 1969

11.​ Розовский М. Самоотдача. - М.: Советская Россия, 1976

12.​ Савкова З. Как сделать голос сценическим. - М.: Советская Россия, 1978

13.​ Станиславский К. С. Работа актера над собой. Ч.1 и 2. - М.: Искусство, 1951

14.​ Студия художественного слова. Сост. Р.В. Вейс - М.: ВЦХТ, 2002.

15.​ Яхонтов В. Театр одного актёра. - М.: Искусство, 1958

для обучающихся и их родителей:

1.​ Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Русская речь в картинках. - М., 1989.

2.​ Бизам Д., Герцег Я. Многоцветная логика. - М.: Мир, 1978.

3.​ Богуславская З.М., Смирнова О.Е. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991.

4.​ Венгер Л.А., Дьяченко О. М. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989.

5.​ Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

6.​ Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. - М.: Просвещение, 1981

7.​ Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1989.

8.​ Дюнн М. Все о детской вечеринке. - М.: Центр «ПРО», 1995.

9.​ Зак А. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М., 1994

10.​ Занимательное азбуковедение. Сост. В.В. Волина. - М.: Просвещение, 1991

11.​ Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. - М.: Просвещение, 1990

12.​ Капинос В.И. и др. Развитие речи. Теория и практика обучения. - М., 1991

13.​ Корчак Я. Как любить детей. - М.: Знание, 1968.

14.​ Кэрролл Л. Логическая игра. - М.: Наука, 1991

15.​ Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1990

16.​ Лешли Дж. Работать с маленькими детьми. - М.: Просвещение, 1991

17.​ Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986

18.​ Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений. - М.: Аквариум, 1996

19.​ Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. - М., 1975.

20.​ Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1988

21.​ Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. //В кн. Пушкин. Избранные работы 1960-х –1990-х гг. в 2-х т. Т.1. - М.: Жизнь и мысль, 2001.

22.​  Найдёнов Б.С.и др. Методика выразительного чтения. - М.: Просвещение, 1977

23.​  Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М., 1974

24.​ Основы дошкольной педагогики. Под ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1980.

25.​ Практикум по выразительному чтению. - М.: Учпедгиз, 1960

26.​ Развесёлый разговор. Музыкальные скороговорки. - М.: Музыка, 1994.

27.​ Родари Д. Грамматика фантазии. - М.: Прогресс, 1978.

28.​ Розенталь Д. Э. Культура речи. – М.: Изд. МГУ, 1964.

29.​ Соловейчик С. Час ученичества. - М.: Детская литература, 1972.

30.​ Соловейчик С. Учение с увлечением. - М.: Детская литература, 1976.

31.​ Соловьева Н.М., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8 классах. - М.: Просвещение, 1983

32.​ Смирнов В.Ф., Чирва А.Н. Путешествие в страну тайн. - М.: Новая школа, 1993

33.​ Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: Просвещение, 1991

34.​ Тучнин М.П. Как задать вопрос. - М.: Просвещение, 1993

35.​ Шишкина В.А. Движение + Движения. - М.: Просвещение, 1992

36.​ Штейнер Р. Воспитание к свободе. – М.: Московский центр вальдорфской педагогики, 1993

37.​ Эйнон Д. Творческая игра от рождения до 10лет. - М.: Педагогика-Пресс,1995

38.​ Яковлев В., Гриневский А. Игры для детей. - М.: Сфера, 1993

39.​ Якуб С.К. Вспомним забытые игры. - М.: Детская литература, 1990.
Категория: Программы литературной студии | Добавил: defaultNick | Теги: ИСКУССТВО ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА
Просмотров: 1364 | Загрузок: 338 | Рейтинг: 5.0/2